Обеспечивает смешивание различных охлаждающих жидкостей (ОЖ). В частности, различных классов, цветов и спецификаций. Однако доливать или смешивать различные ОЖ необходимо в полном соответствии с таблицей совместимости антифризов. Если пренебречь приведенной там информацией, то в лучшем случае полученная охлаждающая жидкость не будет соответствовать нормам, и не справится с возложенными на нее задачами (по защите охлаждающей системы двигателя от перегрева), а в худшем приведет к коррозии поверхности отдельных частей системы, снижению ресурса моторного масла на 10...20%, повышению расхода топлива до 5%, риску замены помпы и прочим неприятным последствиям.
Разновидности антифризов и их особенности
Что понять, можно ли смешивать антифриз, нужно лучше понять физические и химические процессы, сопровождающие процессы смешивания упомянутых жидкостей. Все антифризы делятся на этиленгликолевые и пропиленгликолевые. В свою очередь, этиленгликолевые антифризы также делятся на подвиды.
На территории постсоветских стран самой распространенной спецификацией, по которой различаются антифризы является документ, выпущенный компанией Volkswagen, и имеющий код TL 774. В соответствии с ним антифризы, используемые в автомобилях этой марки, делятся на пять типов - C, F, G, H и J. Эта же кодировка в продаже обозначается как G11, G12, G12+, G12++, G13. Именно таким образом чаще всего автолюбители и выбирают антифриз для своего автомобиля в нашей стране.
Также существуют другие спецификации, выпущенные различными автопроизводителями. Например, General Motors GM 1899-M и GM 6038-М, Ford WSS-M97B44-D, Komatsu KES 07.892, Hyundai-KIA MS591-08, Renault 41-01-001/-S Type D, Mercedes-Benz 325.3 и прочие.
В разных странах действуют свои стандарты и правила. Если для Российской Федерации это известный всем ГОСТ, то для США - ASTM D 3306, ASTM D 4340: ASTM D 4985 (антифризы на основе этиленгликоля) и SAE J1034 (на основе пропиленгликоля), которые зачастую считаются международными. Для Англии - BS6580:1992 (практически аналогичен упомянутому G11 от VW), для Японии - JISK 2234, для Франции - AFNORNFR 15-601, для Германии - FWHEFTR 443, для Италии - CUNA, для Австралии - ONORM.
Итак, этиленгликолевые антифризы делятся еще на несколько подвидов. В частности:
- Традиционные (с неорганическими ингибиторами коррозии). В соответствии со спецификацией Volkswagen обозначаются как G11. Их международное обозначение - IAT (Inorganic Acid Technology). Используются на машинах со старыми типами двигателей (в основном с теми, чьи детали изготовлены во многом из меди или латуни). Срок их эксплуатации составляет 2...3 года (реже дольше). Такие виды антифризов как правило зеленого или синего цвета. Хотя на самом деле цвет не имеет прямого значения на свойства антифриза. Соответственно, на оттенок можно ориентироваться лишь отчасти, но не принимать его как истину в последней инстанции.
- Карбоксилатные (с органическими ингибиторами). В спецификации фольксваген обозначены VW TL 774-D (G12, G12+). Как правило, они маркируются ярко-красным красителем, реже - сиренево-фиолетовым (спецификация VW TL 774-F / G12+, используются этой фирмой с 2003 года). Международное обозначение - OAT (Organic Acid Technology). Срок эксплуатации таких ОЖ составляет 3...5 лет. Особенностью карбоксилатных антифризов является тот факт, что они используются в новых машинах, которые изначально рассчитаны только на такой тип охлаждающей жидкости. В случае, если планируется переход на карбоксилатный антифриз с более старого (G11), то обязательно нужно выполнить процедуру промывания системы охлаждения сначала водой, а потом концентратом нового антифриза. Также при этом следует заменить все уплотнения и шланги в системе.
- Гибридные . Их название обусловлено тем, что в состав подобных антифризов входят как соли карбоновых кислот, так и неорганические соли - обычно силикаты, нитриты или фосфаты. Что касается цвета, то здесь возможны самые разные варианты, от желтого или оранжевого до синего и зеленого. Международное обозначение - HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) либо Hybrid. Несмотря на то, что гибридные считаются хуже карбоксилатных, многие производители используют именно такие антифризы (например, BMW и Chrysler). В частности, спецификация BMW N600 69.0 во многом совпадает с G11. Также для автомобилей BMW действует спецификация GS 94000. Для Opel - Opel-GM 6277M.
- Лобридные (международное обозначение - Lobrid - Low hybrid или SOAT - Silicon enhanced Organic Acid Technology). Они содержат в своем составе органические ингибиторы коррозии в сочетании с соединениями кремния. Являются самыми современными, и обладают наилучшими эксплуатационными характеристиками. Кроме того, срок таких антифризов составляет до 10 лет (что зачастую означает весь срок эксплуатации машины). Отвечают спецификации VW TL 774-G / G12++. Что касается цвета, то обычно они красные, фиолетовые или сиреневые.
Однако самыми современными и продвинутыми на сегодняшний день являются антифризы на основе пропиленгликоля. Этот спирт более безопасен для окружающей среды и человека. Обычно он имеет желтый или оранжевый цвет (хотя могут быть и другие варианты).
Годы действия различных стандартов по годам
Совместимость антифризов между собой
Разобравшись со существующими спецификациями и их особенностями можно перейти к вопросу о том, какие антифризы можно смешивать, и почему некоторые из перечисленных типов вообще нельзя мешать. Самое основное правило, о котором нужно помнить - допускается доливание (смешивание) антифризов, принадлежащих не только к одному классу , но и выпущенных одним производителем (торговой маркой). Оно обусловлено тем, что несмотря на схожесть химических элементов, все же различные предприятия используют в своей работе разные технологии, процессы и присадки. Поэтому при их смешивании могут произойти химические реакции, результатом которых станет нейтрализация защитных свойств полученной охлаждающей жидкости.
Антифриз для доливания | Антифриз в системе охлаждения | ||||
G11 | G12 | G12+ | G12++ | G13 | |
G11 | |||||
G12 | |||||
G12+ | |||||
G12++ | |||||
G13 |
В случае, когда под рукой нет подходящего аналога для замены, рекомендуется разбавлять имеющийся антифриз водой, желательно дистиллированной (в объеме не более 200 мл). Это снизит температурные и защитные характеристики охлаждающей жидкости, однако не приведет к возникновению вредных химических реакций внутри охлаждающей системы.
Обратите внимание, что некоторые классы антифризов в принципе несовместимы друг с другом! Так, например, нельзя смешивать ОЖ классов G11 и G12. В то же время допускается смешивание классов G11 и G12+, а также G12++ и G13. Здесь стоит добавить, что доливание антифризов различных классов допускается лишь для эксплуатации смеси непродолжительное время. То есть, в тех случаях, когда нет подходящей для замены жидкости. Универсальным советом является возможность долить антифриз типа G12+ или дистиллированную воду. Но при первой возможности следует выполнить промывку охлаждающей системы и заливание ОЖ, рекомендуемой производителем.
Также многих интересует совместимость « . Сразу ответим на этот вопрос - смешивать эту отечественную ОЖ с современными новыми охлаждающими жидкостями НЕЛЬЗЯ. Это обусловлено химическим составом «Тосола». Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что эта жидкость в свое время разрабатывалась для радиаторов, сделанных из меди и латуни . Именно так поступали автопроизводители в СССР. Однако в современных иномарках радиаторы изготавливают из алюминия. Соответственно, для них разрабатываются специальные антифризы. А состав «Тосола» вреден для них.
Не забывайте, что на любой смеси, даже той, которая не причинит вреда охлаждающей системе двигателя автомобиля, долго ездить не рекомендуется. Это обусловлено тем фактом, что смесь не выполняет защитных функций , которые возложены на антифриз. Поэтому со временем система и ее отдельные элементы могут покрыться ржавчиной, или постепенно вырабатывать свой ресурс. Поэтому при ближайшей возможности нужно выполнить замену охлаждающей жидкости, предварительно соответствующими средствами.
В продолжении темы промывки системы охлаждения стоит вкратце остановиться на использовании концентрата. Так, некоторые производители автомобильной техники рекомендуют выполнять многоэтапную очистку с помощью концетрированного антифриза. Например, компания MAN после выполнения промывки системы чистящими веществами рекомендует на первом этапе выполнить очистку 60% раствором концентрата, а на втором - 10%-м. После этого залить в охлаждающую систему уже рабочую 50% охлаждающую жидкость.
Однако точную информацию об использовании того или иного антифриза вы найдете только в инструкции или непосредственно на его упаковке.
Однако технически более грамотно будет использовать и смешивать те антифризы, которые соответствуют допускам производителя вашего авто (а не те, которые были приняты Volkswagen, и ставшими у нас практически стандартом). Сложность здесь заключается, во-первых, в поиске непосредственно этих требований. А во-вторых, не на всех упаковках антифриза указывается, что он поддерживает определенную спецификацию, хотя это и может иметь место. Но по возможности руководствуйтесь именно правилами и требованиями, установленными производителем вашего автомобиля.
Совместимость антифризов по цветам
Перед тем как ответить на вопрос, можно ли смешивать антифриз разных цветов, нужно вернуться к определениям того, каких классов бывают антифризы. Напомним, что четких правил, касающихся того, какого цвета должна быть та или иная жидкость, нет . Более того, отдельные производители имеют на этот счет свою дифференциацию. Однако исторически сложилось так, что большинство антифризов класса G11 имеют зеленый (синий) цвет, класса G12, G12+ и G12++ - красный (розовый), а G13 - желтый (оранжевый).
Поэтому дальнейшие действия должны состоять из двух этапов. На первом вы должны убедиться, что цвет антифриза соответствует описанному выше классу. В противном случае нужно руководствоваться информацией, приведенной в предыдущем разделе. Если же цвета соответствуют, то рассуждать нужно аналогично. То есть, нельзя смешивать зеленый (G11) с красным (G12). Что касается остальных сочетаний, то смешивать можно смело (зеленый с желтым и красный с желтым, то есть, G11 с G13 и G12 с G13 соответственно). Однако тут существует нюанс, поскольку антифризы классов G12+ и G12++ также обладают красным (розовым цветом), но их можно смешивать и с G11 с G13.
Отдельно стоит упомянуть «Тосол». В классическом варианте он бывает двух цветов - синего («Тосол ОЖ-40») и красного («Тосол ОЖ-65»). Естественно, что в данном случае смешивать жидкости нельзя, несмотря на то, что цвет подходящий.
Смешивание антифризов по цветам - технически неграмотно. Перед процедурой необходимо точно узнать, к какому классу принадлежат обе жидкости, предназначенные для смешивания. Это избавит вас от неприятностей.
И старайтесь смешивать антифризы, не только принадлежащие к одному классу, но и выпущенные под одной торговой маркой. Это дополнительно обеспечит отсутствие опасных химических реакций. Также перед тем как непосредственно долить тот или иной антифриз в систему охлаждения двигателя вашего автомобиля, вы можете выполнить тест, и проверить эти две жидкости на совместимость.
Как проверить совместимость антифризов
Проверить совместимость различных типов антифризов совсем несложно, даже в домашних или гаражных условиях. Правда, описанный ниже метод не даст 100% гарантии, однако визуально все же можно оценить, насколько одна охлаждающая жидкость сможет работать в одной смеси с другой.
В частности, способ проверки заключается в том, чтобы взять образец жидкости, которая в данный момент находится в системе охлаждения автомобиля и смешать с тем, которым планируется долить. Взять пробу можно с помощью шприца или воспользоваться отверстием для слива антифриза.
После того, как у вас в руках будет емкость с проверяемой жидкостью, добавьте в нее приблизительно такое же количество антифриза, который вы планируете добавить в систему, и подождите несколько минут (около 5...10 минут). В случае, если в процессе смешивания не произошла бурная химическая реакция, на поверхности смеси не появилась пена, а на дне не выпал осадок, значит, скорее всего, антифризы друг с другом не конфликтуют. В противном случае (если проявилось хотя бы одно из перечисленных условий) стоит отказаться от идеи использования упомянутого антифриза в качестве жидкости для доливания. Для достоверности теста на совместимость, можно подогреть смесь до 80-90 градусов.
Напоследок приведем несколько обобщающих фактов касающихся доливки, которые будет полезно знать любому автолюбителю.
- Если в автомобиле используется медный или латунный радиатор с чугунными блоками двигателя, то в его систему охлаждения необходимо заливать простейший антифриз класса G11 (обычно зеленого или синего цвета, однако это нужно уточнить на упаковке). Отличным примером таких машин являются отечественные ВАЗы классических моделей.
- В случае, когда радиатор и другие элементы системы охлаждения двигателя автомобиля выполнены из алюминия и его сплавов (а большинство современных машин, особенно иномарок, таковыми и являются), то в качестве «охлаждайки» необходимо использовать более совершенные антифризы, относящиеся к классам G12 или G12+. Обычно они имеют розовый или оранжевый цвет. Для самых новых машин, особенно спортивного и представительского класса можно использовать лобридовые антифризы типов G12++ или G13 (эту информацию следует уточнить в технической документации или в мануале).
- В случае, если вы не знаете, какая охлаждающая жидкость в данный момент залита в систему, а уровень ее очень упал, то можете долить туда или до 200 мл дистиллированной воды или антифриз марки G12+ . Жидкости этого типа совместимы со всеми перечисленными выше ОЖ.
- По большому счету для работы на короткое время можно смешивать любые антифризы, кроме отечественного «Тосола» с любой охлаждающей жидкостью, а также нельзя смешивать антифризы типа G11 и G12. Их составы отличаются, поэтому возникшие при смешивании химические реакции могут не только нейтрализовать защитные действия упомянутых охлаждающих жидкостей, но и разрушить резиновые уплотнения и/или шланги в системе. И помните, что ездить долгое время со смесью разных антифризов нельзя! При первой же возможности промойте систему охлаждения и залейте тот антифриз, который рекомендован изготовителем вашего автомобиля.
- Идеальный вариант для доливания (смешивания) антифриза - это использование средства из той же канистры (бутылки). То есть, вы покупаете емкость большой вместительности, а заливаете в систему лишь часть ее (сколько нужно системе). А остальную жидкость или храните в гараже или возите с собой в багажнике. Так вы никогда не ошибетесь с выбором антифриза для доливания. Однако, когда канистра закончится, перед использованием нового антифриза рекомендуется выполнить промывку системы охлаждения двигателя.
Соблюдение этих простых правил позволит вам сохранить систему охлаждения двигателя в рабочем состоянии долгое время. Кроме того помните, что, если антифриз не выполняет своих функций, то это чревато увеличением расхода топлива, снижением ресурса моторного масла, риском возникновения коррозии на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения, вплоть до разрушения.
Любому автовладельцу известно, что антифриз – это охлаждающая жидкость, предназначенная для предотвращения перегрева двигателя. Ранее в качестве охлаждающей жидкости применяли обычную воду. В лучшем случае дистиллированную. Обычно – из открытых водоемов. Она обладала существенным недостатком – замерзала при понижении температуры до 0 градусов и ниже. Антифризы не замерзают даже при отрицательных температурах.
Охлаждающие жидкости выпускаются различными производителями. Они имеют разный состав, разные свойства, разный цвет и для каждого автомобиля существуют рекомендации о том, какие материалы можно применять для его обслуживания.
Однако в дороге может возникнуть ситуация, когда радиатор потек, уровень охлаждающей жидкости упал, и ее надо срочно чем-то пополнить.
Все еще больше осложняется, если цвет охлаждающей жидкости стал неопределенным и неизвестно, какой марки он был залит (такое часто случается, если машина недавно сменила своего владельца).
В таких случаях часто бывает сложно или невозможно найти антифриз того же изготовителя и точно такого же цвета, но можно приобрести множество жидкостей других марок.
Возникает логичный вопрос – а можно ли смешивать антифриз различных цветов, стандартов, марок, брендов между собой?
Постараемся ответить на него в этой статье.
Разные сорта охлаждающей жидкости
Для начала необходимо понять, какие бывают антифризы и что они из себя представляют.
За счет применения разных базовых компонентов и пакетов присадок охлаждающие жидкости могут сильно отличаться по химическому составу. Их цвета также могут различаться.
Присадки делятся на две большие категории и выполняют две основные функции – защитные и антикоррозионные.
Эта классификация стала достаточно популярной и была принята общеевропейским сообществом. Однако она не является обязательной для всех производителей. И если деление по эксплуатационным признакам еще активно используется, то цвет красителя может значительно варьироваться. Поэтому в продаже можно встретить и другие варианты сочетаний класс-цвет.
В 70-х годах XX века автомобильный концерн Volkswagen классифицировал охлаждающие жидкости в зависимости от их назначения, состава и набора эксплуатационных свойств на следующие основные классы:
G11 – ОЖ на базе этиленгликоля с добавлением пакета присадок неорганического происхождения (как правило, на силикатной основе). Volkswagen за этим классом закрепил зеленый цвет
G12 – эти материалы изготовлены также на основе этиленгликоля, но присадки в них добавляются органические (обычно это карбоксилатные соединения соединения)
Силикатная и карбоксилатная технология имеют свои плюсы и минусы. Объединить их лучшие свойства удалось, применив в одном составе гибридные присадки органического и неорганического происхождения. Такие ОЖ получили класс G12+
В 2008 году появился еще один класс охлаждающих жидкостей G12++, в которых присадки на органической основе образуют специальный пакет с небольшим количеством минеральных компонентов
G13 – ОЖ с органическими карбоксилатными присадками, но на основе безвредного полипропиленгликоля
По этой причине водителей интересует вопрос, если составы и цвета антифризов так разнообразны, то насколько возможна смешиваемость антифризов? Виды и различия в химическом составе не вызовут ли каких-либо вредных для системы охлаждения и двигателя последствиям?
Из чего состоит антифриз?
Основу большинства охлаждающих жидкостей составляет этиленгликоль с определенным набором присадок. Его использование вызывало много споров из-за высокой токсичности.
В современных антифризах ядовитый этиленгликоль заменен более дорогим, но безопасным одноатомным спиртом – полипропиленгликолем.
Помимо базового компонента в составе готовой охлаждающей жидкостей обычно имеются дистиллированная вода.
Для придания продукту различных необходимых эксплуатационных свойств в рецептуру антифризов вводятся различные присадки. Они могут быть на минеральной основе (чаще всего это силикатные жидкости), на органической (обычно карбоксилатные) или гибридные.
Допустима ли смесь антифриза?
Необходимо учитывать, что при смешивании жидкости разных классов и марок их химические компоненты могут реагировать друг с другом. При этом предсказать, каким образом они будут взаимодействовать, очень сложно, не зная абсолютно точного состава.
Тем не менее, если смешать антифризы одного класса, пусть и разных цветов, то ничего страшного, скорее всего, не произойдет, так как эти продукты имеют очень похожие рецептуры.
Если же компоненты значительно отличаются, то одни из них могут вызывать снижение эксплуатационных характеристик, заданных другими компонентами. При этом не исключено ухудшение антикоррозионных свойств или образование в охлаждающей системе осадка, который может снизить эффективность теплообмена.
Таким образом, смесь антифризов разных марок допустима, если известно, что они одного класса и близки по составу. Если же происхождение жидкости вызывает сомнение – лучше не рисковать.
И еще один момент. После начала работы жидкость может изменять свой цвет. Такое обычно происходит при длительной эксплуатации техники и свидетельствует о потере жидкостью своих защитных и антикоррозионных свойств. В таком случае доливать свежий антифриз не стоит. Это не только бессмысленно, но экономически нецелесообразно и, к тому же может вредно для двигателя. Лучше произвести полную замену, для чего жидкость следует полностью слить, промыть систему и залить новую порцию.
Что означает цвет антифриза?
На самом деле цвет не зависит от свойств, которыми обладает антифриз, и определяется лишь добавлением красителей.
Изначально, охлаждающие жидкости были бесцветными. Однако некоторые компании-изготовители стали добавлять в них красители определенного цвета. После классификации, произведенной автоконцерном Volkswagen, потребителю стало удобнее ориентироваться в выборе нужного продукта.
Синий
Например, синий цвет традиционно придают "силикатным" охлаждающим жидкостям
Зеленый
Зеленый цвет также имеют жидкости силикатного типа.
Красный
Красные красители добавляют в антифриз, который будет обладать собственными уникальными качествами и составом.
Желтый и фиолетовый
Жидкости класса "G13", разработанные для VOLKSWAGEN, имели "фирменный" фиолетовый цвет. У других производителей жидкости этого же класса – желтые.
На сегодняшний день такая цветовая классификация не стандартизирована и не всегда является актуальной. Красители не меняют основной состав и не добавляют каких-либо особых свойств, а лишь облегчают водителю задачу выбора нужного антифриза.
Что будет, если смешать различные цвета?
Какого цвета антифризы можно смешивать, а какого – нельзя?
Как уже рассматривалось выше, цвет – это признак отличия антифриза, заданный производителем по своему усмотрению (с целью выделить свой продукт, произвести "маркировку" для удобства покупателей или для крупных спецзаказов.
Если же ориентироваться на классификацию Volkswagen, то надо помнить – разный цвет означает разный класс и химический состав базовых жидкостей и присадок, а, значит, смешивать их нельзя!
Последствия таких "коктейлей" могут оказаться плачевными для двигателя.
Если же смешивать антифризы разных цветов, но одного и того же класса (такое встречается у разных производителей), то ничего страшного не произойдет.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости различных характеристик, например G11 и G12?
Если антифризы принадлежат разным классификационным категориям, то они имеют различный химический состав. При этом жидкости G11 и G12 имеют присадки совершенно разной природы и имеющие различный механизм действия.
Если в G11 они создают защитную пленку, то в G12 - устраняют ржавчину. Таким образом, если в систему с долить G11, это может привести к созданию пленки с ухудшением теплообмена и сужением сечения для прохода антифриза в радиаторе.
Если говорить о смешивании антифризов классов G13 и G11, то из-за разницы в базовых спиртах (полипропиленгликоля и этиленгликоля) делать этого категорически не стоит. К тому же неизвестно, как поведут себя присадки, работающие в одной среде при их перемещении в другую жидкость.
А вот смешивание антифризов классов G12, G12+ и G12++ вполне допустимы, так как они изготовлены на основе этиленгликоля и в них присутствуют как органические, так и неорганические присадки одной природы.
Совместимость антифризов
Для простого определения совместимости антифризов разных классов можно воспользоваться также специальной таблицей.
Таблица. Совместимость антифризов
антифриз в системе/ антифриз на долив |
|
|
|
|
|
---|---|---|---|---|---|
да | нет | нет | нет | нет | |
нет | да | нет | нет | нет | |
да | да | да | нет | нет | |
да | да | да | да | да | |
да | да | да | да | да |
В то же время на рынке представлено большое количество некачественных или поддельных антифризов. Их отличительная черта – стоимость значительно ниже рыночной. Независимо от того, какая информация имеется на их этикетках, какого цвета эта субстанция или как будут уверять вас в безопасном применении – рисковать не стоит. Эти жидкости нельзя смешивать ни с одним классом оригинальных антифризов.
Очень частый вопрос как ко мне на канал (Youtube), так и на блог это совместимость охлаждающих жидкостей. А именно – что будет, если смешать антифризы? И тут пошли вариации — одного производителя, но разных цветов. Одинаковых цветов, но разных производителей. Разных стандартов, например G11, G12, G13 и т.д. В общем, я постоянно отвечаю на эти вопросы, и постоянно их мне задают. Поэтому сегодня хочу написать эту статью, в которой отвечу сразу на все, как обычно будет и видео в конце. Информация полезная, так что читайте дальше …
Сразу хочется отметить, будем говорить и про смешивание , ведь не смотря на различные названия эти две жидкости также очень похожи.
Что одинакового в составах?
НУ что же в самом начале мне в очередной раз хочется повторить – ребята все антифризы, особенно в стандартах G11 и G12, в своей базе очень похожи. Что я имею в ввиду, на 80% состав и красного и зеленого и синего антифризов – ОДИНАКОВ. Обычно это — этиленгликоль + . Остальные 20% (а возможно и меньше), это уже присадки, которые характеризуют то или иное поведение, про это у меня также есть статья, .
То есть получается если смешивать, различные антифризы, разных цветов и категорий, то на 80% они будут похожи.
Что разного?
Разница как я уже сказал сверху – это присадки. ТО есть в одинаковую жидкость добавляют различные присадки и получается нужный состав. Стоит отметить, что присадки в составах нужны именно для того, чтобы убрать негативный разрушающий эффект от этиленгликоля и воды, ведь это сочетание крайне активно, и может разрушить любую металлическую поверхность, а тем более трубку или стенку радиатора. А присадки, сдерживают этот пыл, убирая негативное влияние.
Если грубо характеризовать, то сейчас различают всего два типа присадок:
- Это защитные . Они защищают трубки и патрубки внутри, образовывая на их поверхности пленку, которая не дает разрушатся, металлическим частям. В основном применяются в G11 и наших ТОСОЛАХ.
- Это антикоррозийные . Здесь образования пленки нет, а получается так, что вся работа происходит тогда, когда начинает проявляться ржавчина. Эти присадки блокируют очаг, просто запечатывая его. Применяются в G12 и G12 +.
Справедливости ради, сейчас есть еще и третий вид – гибридные присадки (антифризы G13), это когда сочетается сразу два эффекта защитный и антикоррозийный, то есть их просто смешивают в нужной пропорции.
Про цвет
Цвет антифриза, это больше различительная составляющая. Как правило, сейчас, не несет на себе никакой смысловой нагрузки. Хотя многие производители, в том числе и компания Volkswagen старались ввести различия антифризов по цвету, у них даже имелись свои рекомендованные цвета.
Так G11 – практически всегда был зеленым.
G12 – красным (ну или ярко оранжевым)
G13 – фиолетовым
Хотя многие производители сейчас не идут по пути компании Фольксваген и красят антифризы в цвета, какие им заблагорассудится, все потому что нет жесткой стандартизации. Так G11, может быть как и синим, так и красноватым. G12 – зеленым. .
Цвета вводились, чтобы водитель мог легко и просто различить антифризы, но путаница между производителей сейчас, все больше запутывает простого обывателя.
Что будет если смешать зеленые, красные, желтые (фиолетовые) антифризы различных производителей?
ДА собственно ничего не будет, можете лить и даже не бояться, если они поддерживают свой стандарт, то АБСОЛЮТНО НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ. Такие вопросы возникают тогда, когда свой скажем фирменный антифриз закончился, купить его негде (например вы в поездке), а продаются красные другого производителя.
Так G11 зеленый (одного производителя) можно смешивать с G11 зеленым другого производителя. Главное чтобы были схожи стандарты.
Как вы уже догадались G12 можно смешивать с G12 другого производителя.
Тоже можно сделать и с G13, то есть лить желтый в желтый или фиолетовый в фиолетовый.
Что будет если смешать различные цвета
Вспоминаем, что я говорил выше – характеристика может быть одна, а вот цвета могут отличаться. Например, лично я видел G11 как синего, так и зеленого цвета. ИХ МОЖНО СМЕШИВАТЬ, НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕ СЛУЧИТСЯ.
Здесь также хочется отметить — что наш российский ТОСОЛ, это не что иное, как антифриз G11 и его можно смешать с зеленым или синим другого производителя.
Все тоже самое, можно провернуть и с G12. Если у них цвета различаются, то это еще ни о чем не говорит! Характеристики одинаковые, а значит смешивание возможно.
G13 сейчас очень сильно морочит мозг мои читателям. Все дело в том, что есть всего два основных цвета – желтый и фиолетовый. И многие просто бояться их смешать. Ребята если есть надпись стандарта, то бояться просто нечего, смешивайте не бойтесь. Цвет это всего лишь краситель.
Можно ли смешивать различных характеристик, например G11 и G12
Здесь уже нужно думать, хотя опять же ничего страшного, скорее всего не произойдет. НО нужно понимать есть подгруппа G11 и G12, а есть совершенно другой вариант это G13.
Если взять первую подгруппу, то смешивание приведет к тому, что в конечной жидкости будут присадки как – защитные, так и антикоррозионные. Хотя должным образом вы не сможете проконтролировать смешение. Осадок скорее всего не выпадет, НО нужно понимать что добавление других присадок не рассчитанных для вашего авто, в частности радиаторов, может ухудшить охлаждение. ПОЧЕМУ? ДА потому что зеленые антифризы, обволакивают трубки пленкой внутри, которая мешает охлаждаться двигателю и другим агрегатам. ТО есть если вы вдруг добавили в красный антифриз, скажем зеленый или синий, то будьте готовы к тому, что температурный режим может упасть. Все это также произойдет и наоборот, если вы в красный (G12), добавляете синий или зеленый (G11), то характеристики жидкости также падают.
Можно ли смешивать желтый и зеленый (красный) антифризы
Тут уже немного другая ситуация, а именно желтый и фиолетовый составы G13, это совершенно другие вещества. Что я имею в виду.
В красном и синим (зеленом) вариантах – основная массовая доля это дистиллированная вода + этиленгликоль.
А в желтом и фиолетовом варианте – основная массовая доля это пропиленгликоль + дистиллированная вода.
ТО есть здесь даже база разная! Этиленгликоль (токсичен) заменили на пропиленгликоль (безопасен), это два одноатомных спирта, меняли только из-за того чтобы убрать токсичную составляющую.
Также в состав G13, входит два вида присадок – сразу антикоррозионные + защитные.
Что получается, когда вы добавляете в желтый антифриз красный или зеленый?
Собственно ничего хорошего:
- МЫ просто не знаем, как среагируют между собой этиленгликоль и пропиленгликоль, пусть они похожи, НО ЭТО НЕ ОДНО И ТОЖЕ.
- Присадки которые находятся в желтом (фиолетовом) варианте рассчитаны на пропиленгликоль, как они поведут себя с этиленгликолем не известно!
- Также мы не знаем, а совместимы присадки вообще!
Отсюда мораль – смешивать G11 и G12 (G12+) с G13, я бы не стал ! Есть большая вероятность, что может выпасть осадок, потому как все же это не одно и тоже.
А вот G13 фиолетовый и желтый, МОЖНО смешивать, НЕ БОЯСЬ!
Поддельные антифризы
Собственно как мне кажется, тема полностью раскрыта! НО что мне хочется сказать напоследок – никогда не задумывались, почему одни составы, скажем фирменные или серьезных компаний стоят дорого, но есть составы, которые стоят очень дешево?
Тот же антифриз G13, сделанный под патронажем компании Volkswagen (обычно фиолетового цвета), может стоять за литр 300 рублей
А желтый скажем тот же G13, произведенный непонятно где и не понятно кем, может стоять эти же деньги только за 5 литровую канистру.
Все дело тут в «подделке», ведь качественная жидкость не будет стоять дешево, также она будет отвечать всем характеристикам и требованиям безопасности, таким как.
Антифриз – красный, зеленый, синий… В чем разница? Влияет ли цвет на состав охлаждающей жидкости для автомобиля? Что будет, если смешать антифризы двух различных цветов?
Этими вопросами перед наступлением зимы активно задаются автолюбители. Что ж, попробуем разобраться в этом.
Что означает цвет антифриза
Антифриз представляет собой специальную жидкость определенного состава, предназначенную для охлаждения силового агрегата автомобиля. Отличием антифриза от обычной воды в данном случае служит стабильность эксплуатационных свойств в широком диапазоне температур, включая весьма низкие. То есть, используя антифриз, можно быть уверенным в том, что он не замерзнет в холодное время года.
Задач, стоящих перед производителями антифризов, весьма много. К главным из них относится стабильность химических свойств антифриза, его нейтральность к металлическим и резинотехническим элементам двигателя и системы охлаждения, гарантии от возникновения нерастворимых осадков в процессе эксплуатации. Обеспечить все заданные характеристики изготовителям удается за счет применения специального пакета присадок, придающих жидкости требуемые свойства.
Еще совсем недавно различия в химическом составе антифризов определялись визуально – исходя из цвета охлаждающей жидкости, который может быть красным, зеленым или синим. Так, красный цвет соответствовал антифризам кислотным, а синий и зеленый – силикатным. Сегодня подобная градация применяется не всегда, однако касательно силикатных и кислотных антифризов разделение до сих пор остается в силе.
Как понятно из предназначения, антифриз любого состава призван выполнять одну и ту же функцию – охлаждать двигатель и делать это как летом, так и зимой без существенных изменений собственных физических свойств. По сути, этому критерию отвечает любой антифриз, имеющийся на рынке, включая отечественный тосол.
Однако на практике критериев оказывается гораздо больше. К ним можно отнести:
- стойкость к пенообразованию;
- эффективность работы антикоррозийных присадок;
- гарантии от появления нерастворимого осадка при длительной эксплуатации и т.д.
Собственно говоря, по этим характеристикам антифризы и отличаются. Некоторые «работают» более эффективно, другие – менее. Эти особенности обязательно учитываются при проектировании автомобиля, и автопроизводитель предоставляет собственные рекомендации касательно антифриза, оптимального для использования в двигателе конкретного автомобиля.
Так, например, отечественный «Тосол» обладает небольшим числом защитных присадок и склонностью к вспениванию, что ограничивает его применение в современных турбированных силовых агрегатах большинства иномарок и многих отечественных моделей.
Видео — можно ли смешивать антифризы разных марок:
Еще одним важным нюансом является ресурс антифриза, то есть, срок его службы в качестве охлаждающей жидкости двигателя. Для большинства зарубежных антифризов он равен примерно 120-150 тысячам километров пробега, а для вышеупомянутого «Тосола» составляет, в лучшем случае, порядка 60 тысяч километров.
Говоря о составе антифризов, стоит отметить, что все они – от отечественного «Тосола» до самых дорогих фирменных жидкостей, имеют одну и ту же основу, роль которой выполняет этиленгликоль.
Это вещество обладает очень низкой температурой замерзания и позволяет применять антифризы на его основе в любые морозы. Однако само по себе данное вещество весьма активно и при «голом» применении вызовет быструю коррозию внутренних металлических элементов.
Именно по этой причине все производители антифризов применяют специальные присадки, которые препятствуют образованию ржавчины, снижают вспенивание состава, увеличивают смазывающие свойства и прочее. Вот от этих присадок во многом и зависит цвет антифриза.
Красный, зеленый или синий …
Изучив разницу между антифризами, многие автомобилисты задаются вопросом о том, какой антифриз лучше – красный или зеленый, или, быть может, синий? На него можно ответить кратко – самый лучший антифриз тот, который рекомендует для использования производитель автомобиля .
Связано это с тем, что автопроизводители проводят собственное тестирование определенных составов, и при использовании рекомендуемой жидкости есть гарантия того, что в системе охлаждения все узлы будут работать подобающим образом, и отсутствует риск появления коррозии.
Соответственно, при использовании охлаждающей жидкости иного состава, пусть даже более дорогой, не всегда может привести к лучшему результату на конкретном моторе.
При этом цвет ОЖ не играет совершенно никакой роли – что посоветовали, то и льем. Само собой, что и говорить в такой ситуации о том, какой антифриз лучше или хуже, не приходится.
Можно ли смешивать антифризы разных цветов
Как мы уже писали выше, цвет антифриза нередко продиктован особенностями его химического состава, точнее, характеристиками внедренных в него присадок. Соответственно, для долива следует использовать антифриз аналогичного состава.
Связано это с тем, что многие присадки могут довольно агрессивно реагировать друг с другом. Подобное химическое взаимодействие может выражаться появлением осадка, повышенной склонностью к пенообразованию и другими малоприятными особенностями.
При этом проявляются они не сразу, а в течении длительного времени.
По факту это означает одно – если вы долили в систему антифриз другого цвета и состава, чтобы доехать до дома, а затем заменили охлаждающую жидкость в моторе на рекомендованную производителем, то вреда никакого не будет. Если же вы эксплуатируете автомобиль на подобной смеси в течении длительного срока, то существует довольно большой риск нанести вред системе охлаждения.
Видео — можно ли смешивать синий и зеленый антифриз:
В первую очередь, в «группе риска» находится помпа, которая вполне может выйти из строя из-за коррозии либо осадка, который будет оказывать абразивное воздействие на ее механизмы.
Итак, как мы выяснили, в большинстве случаев смешивание антифризов разных цветов нежелательно. Однако, стоит заметить, сегодня наметилась тенденция на выпуск близких по составу антифризов, в которых цвет жидкости может различаться.
Исходя из этого, следует обращать внимание не столько на цвет ОЖ, сколько на ее состав, указываемый на канистре. При совпадении параметров жидкости вполне подходят для смешивания даже в том случае, если их цвет отличается друг от друга.
При этом далеко не все антифризы одного и того же цвета могут оказаться взаимодополняющими ввиду различий в составе используемых в них присадок.
Какой антифриз лучше заливать и в каких случаях
Замена антифриза, в большинстве случаев, мероприятие сезонное. Часто оно приурочивается также к ремонту системы охлаждения, например, замене радиатора. Кроме того, антифриз наряду с другими эксплуатационными жидкостями рекомендуется к замене . И вот в таком случае часто возникает вопрос о том, какой антифриз заливать и в каких случаях.
Говоря об антифризе, в первую очередь стоит отметить тот факт, что большинство жидкостей разделяются на определенные классы — G11, G12 и G13.
К классу G11 относятся дешевые антифризы, содержащие минимальный комплект присадок. Собственно говоря, к нему можно отнести отечественный «Тосол» и его аналоги.
Классу G12 подразумевает более дорогие антифризы, созданные на основе карбоксилатных присадок. Они обладают лучшими способностями по теплоотведению, а также дают лучшую защиту от коррозии.
Антифризы класса G13 созданы на основе полипропиленгликоля, что делает антифриз более экологичным в использовании. Такая жидкость не ядовита, и при этом обладает всеми преимуществами антифризов других типов. Собственно говоря, большинство современных автопроизводителей рекомендуют к использованию именно антифризы этой группы, и руководствуются при этом не только техническими аспектами, но и понятиями экологической чистоты.
Соответственно, смотреть надо именно на класс продукта, а не на его цвет, который роли, в данном случае, не играет.
По сути, при замене антифриза следует руководствоваться исключительно в соответствии с техническими характеристиками вашего транспортного средства, а также спецификациями к допуску. Последняя у каждого автомобиля своя и обозначается определенным кодом, который также указывается и на канистре с антифризом.
К примеру, для спецификация к допуску обозначается как SSM-97B9102A, у Volkswagen — VW TL-774, в BMW — №600.69.0. и так далее. Соответственно рекомендации автопроизводителя и следует подбирать антифриз, который вы будете использовать на протяжении всего срока эксплуатации.
Следует помнить, что антифриз представлен на рынке двумя типами – концентратом и жидкостью, уже готовой к употреблению. Отличием концентрата является то, что он разводится дистиллированной водой в указанной пропорции, которая, в большинстве случаев, равна 1:1.
При этом разницы в том, какой антифриз использовать – разведенный или концентрат, нет никакой. По сути, готовый антифриз в канистрах – суть тот же концентрат, но уже разбавленный до вас производителем. Так что тут играет роль лишь фактор личного удобства, но никак не рабочие характеристики охлаждающей жидкости.
Выводы
Исходя из всего вышесказанного мы видим, что рабочие характеристики антифриза зависят не столько от его цвета, сколько от состава и, что самое главное, пакета применяемых в нем присадок.
При этом следует использовать лишь антифризы, рекомендованные для вашего автомобиля, а любые эксперименты со смешиванием возможны лишь в экстренной ситуации, но никак не для постоянного использования в автомобиле.
При этом следует четко соблюдать регламент замены охлаждающей жидкости и не забывать о мерах безопасности, ибо любой антифриз на основе этиленгликоля (а это все составы, представленные на рынке), является высокотоксичным продуктом, который необходимо держать вдали от детей и использовать весьма аккуратно.
Сегодня на прилавках магазинов представлено огромное множество антифризов разнообразных цветов и от разных производителей. Чем они различаются и можно ли смешивать антифриз разных марок и цветов? Ответим на этот вопрос.
Антифриз является специальной жидкостью, предназначенной для охлаждения мотора транспортных средств. В отличие от воды, которую используют в тех же целях, антифриз обладает стабильными эксплуатационными свойствами. Среди них самая важная - способность работы при перепадах температур, что позволяет быть уверенным даже в зимнее время.
Перед производителями охлаждающей жидкости стоит множество задач. Основная из них - обеспечение стабильных химических свойств, таких как:
- гарантировать от образования осадков, которые не растворяются;
- нейтральность в отношении металлических и резинотехнических конструкций силового агрегата и системы его охлаждения.
Обеспечение этих свойств происходит путем добавления пакета присадок.
Антифриз от разных производителей
Любой антифриз нужен для охлаждения двигателя как в теплое, так и в холодное время года, при этом физические свойства должны оставаться неизменными. Помимо этого критерия, он должен отвечать и другим:
- эффективная работа присадок, обладающих антикоррозийными свойствами;
- отсутствие пенообразования;
- отсутствие осадка при долгой эксплуатации.
Эти критерии и отличают антифризы друг от друга. При производстве автомобилей изготовитель, как правило, учитывает все эти свойства и предоставляет владельцам рекомендации по выбору и использованию охлаждающей жидкости.
Российский «Тосол» обладает малым количеством присадок, вследствие чего обладает большим потенциалом к образованию пены. Это означает, что его не стоит использовать на турбированных автомобилях иностранного и отечественного производства.
Еще один критерий - это срок службы антифриза. Большинство иностранных производителей предоставляют ресурс на 110-140 тысяч километров. Отечественный «Тосол» обладает сроком службы не более шестидесяти тысяч.
Все виды охлаждающей жидкости, как дорогие, так и дешевые, имеют в своей основе этиленгликоль. Оно обладает невысокой температурой замерзания, что позволяет применять жидкости в зимнее время года. Этиленгликоль при использовании без присадок приводит к быстрому образованию ржавчины металлических изделий внутри двигателя. Именно от пакета присадок и будет зависеть цвет.
Цвет антифриза
Ранее антифриз различали только по его цвету, он может быть зеленым, красным и синим. Красный цвет означал кислотный антифриз, а остальные силикатный. Это распределение и сегодня в силе, но все же перед покупкой лучше обратить внимание на состав.
Автолюбители, изучившие разницу между охлаждающими жидкостями, интересуются: какого цвета лучше использовать антифриз? Ответ прост - рекомендованный изготовителем автомобиля. Это связано с проведением тестирования производительности на заводе. При использовании других антифризов могут возникнуть проблемы с мотором. Соответственно, не важно какого он цвета, важно что посоветовал производитель.
Смешивание охлаждающей жидкости разных цветов
Особенности химического состава присадок придают цвет антифризу. Это означает, что доливать в систему необходимо жидкость, имеющую одинаковый состав с уже залитой, так как некоторые присадки реагируют между собой агрессивно. Такое взаимодействие приводить к образованию осадка, повышенному образованию пены, а также к другим печальным последствиям.
Последствия применения различных по составу жидкостей можно определить не сразу, только при длительном сроке эксплуатации. Соответственно, при доливе небольшого количества антифриза других цветов и состава не нанесет вреда, если доехать до места смены жидкости. Если долго использовать смеси, вред может быть серьезным. Первой пострадает помпа, которая наиболее подвержена коррозии, а также неустойчива к абразивным осадкам.
На сегодняшний день существует тенденция выпуска антифриза с близким составом, но различными цветами. Из этого следует, что необходимо обращать свое внимание в первую очередь на состав, указанный на канистре, а не на цвет. Если параметры залитой и покупаемой жидкостей совпадают, то можно залить ее, даже если она отличается цветом. В то же время не все одинаково окрашенные антифризы могут совпасть по составу.
Классы антифризов
Как правило, смена охлаждающей жидкости производится во время ремонта системы охлаждения двигателя, например, при замене радиатора. Также рекомендуют менять антифриз после покупки бывшего в употреблении транспортного средства. Существует 3 класса антифризов:
- G11, являющийся самым дешевым вследствие малого количества присадок. Это отечественный «Тосол» и его аналоги;
- G12, основанный на карбоксилатных присадках, лучше защищает от коррозии и имеет лучшие способности к теплоотведению. Является более дорогим, чем предыдущий;
- наиболее экологичный G13 производится на основе пропиленгликоля. Не ядовит, а также имеет свойства, аналогичные предыдущим классам.
Практически все производители советуют к использованию антифриз класса G13, руководствуясь экологическими аспектами.
Формы выпуска
Выпускается антифриз в двух видах: концентрированный и уже готовый к использованию. Концентрат перед заливом необходимо развести с дистиллированной водой в пропорциях, указанных на упаковке охлаждающей жидкости.
Форма выпуска не играет никакой роли, кроме удобства. Характеристики при этом не изменяются. Готовый антифриз является концентратом, который был разведен на заводе производителем.