Мотороллер Муравей - грузовой трёхколёсный советский мотороллер. С 1959 по 1995 было выпущено несколько разновидностей "муравьев", сделанных на базе обычного легкового мотороллера завода «Туламашзавод».
Сейчас в России грузовые мотороллеры не пользуются таким спросом, как в Советском Союзе. В то время существовал дефицит легковых автомобилей. Небольших грузовых машин вообще практически небыло (сейчас же можно выбрать большое количество различной техники - от квадроциклов до небольших грузовиков). Кроме того, для сельского жителя было было тяжело приобрести даже дефицитный автомобиль, а не дорогой и довольно надежный и простой в обслуживании грузовой мотороллер вполне справлялся с перевозкой грузов и был довольно доступен.
Передний тормоз 190 мм в сочетании с опциональной системой бесперебойного торможения обеспечивает отличную тормозную мощность в любой ситуации, что дает вам ощущение, что вы полностью контролируете. Задняя часть корпуса является такой же жидкой и заполнена стойками с высокой видимостью.
Всякий раз, куда бы вы ни отправились, вы можете быть уверены, что вас заметили. Более того, двигатель с впрыском топлива с жидкостным охлаждением объемом 50 куб. См, с жидкостным охлаждением может проходить через город, поднимаясь по склонам на высокой скорости, даже когда он путешествует в два, с минимальными выбросами. Войдите в зону комфорта: двухстоечное седло со встроенными рукоятками и складными пассажирскими сиденьями. 4-тактный двигатель генерирует мощность, позволяющую вам добраться туда, где вы хотите, и как только вы достигнете цели, встроенный шлем или сумки можно хранить под седлом.
Мотоциклы с коляской или не подходили к перевозки грузов вообще либо их грузоподьемность значительно уступала "Муравью". В азиатских странах до сих пор грузовые скутеры (мотороллеры) или грузовые мотоциклы весьма популярны.
Муравей - не экономичная техника. Его 1-о цилиндровый 2-х тактный двигатель довольно прожорливый. Даже новые "Муравьи" потребляли около
Передняя рычажная подвеска "Муравья" сделана очень прочной. Её срок службы превышает даже современные образцы телескопических вилок. Сейчас вместо дефицитных передних амортизаторов, любители своего мотороллера устанавливают задние от современных скутеров.
У мотороллера Муравья независимая задняя подвеска. Через редуктор роликовой цепью приводится в движение заднее колесо. Сам редуктор сделан очень качественно. Он расположен в центре заднего моста и легко извлекается для ремонта при необходимости.
Сухой вес мотороллера около 240 килограмм, что меньше чем у мотоциклов тех времен. Благодаря небольшому весу, владелец самостоятельно может легко опрокинуть "Муравья" набок для произведения ремонтных работ.
Мотороллер сделан очень ремонтопригодным. Например для смены камеры либо покрышки не нужно бортировать колесо. Для этого достаточно открутить болты на колесе, при чем обода разъединяются на 2-е половины.
Кузов мотороллера имеет размеры 1250 на 1130 мм, чего вполне достаточно для обыденного использования в селе. Был и вариант мотороллера с сиденьем для пассажира и уменьшенным кузовом. Так-же существовала модель с высоким закрытым кузовом, что менее подходило для перевозки сыпучих грузов, однако позволяло использовать мотороллер для обслуживания различных организаций и перевозки бытовых предметов.
При мощности двигателя в 12 лошадок, грузоподъемность "Муравья" составляет 280 килограмм. Максимальная скорость мотороллера - 50-60 км/ч.
Сейчас в замен старому мотороллеру муравью на рынке можно найти довольно большое количество азиатских (в основном китайских) грузовых скутеров или мопедов (отличаются в расположении бензобака и двигателя - у скутера оди находятся под сиденьем водителя, тогда как у мопеда расположение мотоциклетное).
Однако выбирая такой скутер стоит обращать внимание на качество мотороллера. Многие модели снабжены большим количеством пластиковых щитков и обтекателей, что не всегда подходит к суровым сельским условиям эксплуатации. Кроме того, качество самого железа, узлов и агрегатов китайских скутеров зачастую оставляет желать лучшего.
В 2009 году ОАО "АК "Туламашзавод" разместил информацию о попытке возобновления производства 3-х колесного грузового мотороллера. На их сайте был представлен опытный образец - грузовое транспортное средство ГТС-1. Мотороллер обзавелся удобной кабины по типу кабины грузовиков.
Закрытый грузовой мотороллер ГТС-1, предназначен для перевоза грузов только на территории промышленных зон, заводов и различных организаций
без возможности выезда
на дороги общего пользования, что видимо и загубило довольно интересный проект. Ведь с 2009 года о нем нет никакой информации. Примерная расчетная заводская цена, указанная на сайте производителя - 100 тыс. руб.РФ, включая НДС.