Покрышки американского и европейского производства отличаются маркировкой. Часто возникает ситуация, когда необходимо переводить дюймы в сантиметры. В этой статье мы опишем способы расшифровки размеров шин в сантиметрах.
Маркировка покрышки метрической системой
Основные габариты шин прописываются маркировкой, к ним относят:
- Ширина профиля авторезины - расстояние, выраженное в миллиметрах либо дюймах, между наружными сторонами боковин накачанной автопокрышки, без учета возвышений, отделки или поясов. Указанная величина не должна быть больше ширины обода изделия более чем на 30%.
- Серия авторезины. Указывает соотношение ширины и высоты профиля изделия. Позволяет различать резину таким образом:
- низкопрофильная - серия меньше 70%;
- высокопрофильная - в диапазоне 70-82%;
- полнопрофильная - более 85%.
- Конструкция покрышки. Различают радиальные и диагональные автошины. В первом случае волокна кордового слоя размещены перпендикулярно окружности колеса. Во втором варианте нитки корда расположены внахлест. Радиальная конструкция шин больше распространена, такие покрышки обеспечивают лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, они более надежны при эксплуатации.
- Радиус колеса.
Как понять, что значит маркировка покрышек? Обозначения на боковой части автомобильной резины наносятся производителями шин. Заводская маркировка бывает в метрической либо дюймовой системе исчисления. К примеру, типоразмер покрышек, маркированных метрической системой 265/75 R15, соответствует обозначение дюймовой системы 31×10.5 R15. Расшифровка указанных обозначений в сантиметрах означает:
- Обозначение 265/75 R15 указывает размеры авторезины:
- 265 - цифра, определяющая ширину автошины (один сантиметр равен десяти миллиметрам, 265 мм= 26,5 см);
- 75 - это процент (75%), определяющий зависимость между высотой профиля автопокрышки и шириной резины (265*0,75=198,8 мм либо 19,9 см), найденное число указывает высоту профиля автошины;
- R - обозначает радиальный тип шин;
- 15 - диаметр колеса, размер указывается в дюймах, перевести указанный параметр в сантиметры можно умножив интересующее цифровое значение на 2,54, так как 1 дюйм равен 2,54 см в итоге получим 15*2,54=38,1.
- Обозначение 31×10.5 R15 расшифровывается:
- 31 - высота колеса (31 дюйм либо 31*2,54=78,7 см);
- 10,5 - ширина автопокрышки (10,5 дюйма или 10,5*2,54=26,7 см);
- R - указывает на радиальный тип автошин;
- 15 - определяет диаметр колеса (15 дюймов либо 15*2,54=38,1 см).
- вычесть из общей высоты автошины ее радиус (78,7-38,1=40,6 см);
- разделить полученное значение на 2 (40,6/2=20,3 см).
Отличия в маркировке автопокрышек
Маркировка авторезины дюймовой системой
Занимаясь расшифровкой размеров шин, обратите внимание на букву, стоящую перед габаритами покрышки:
- «Р» - указывает на систему «P-metric», применяемую для, минивэнов, легких пикапов (с грузоподъемностью до 0,5 тонны). Указанная система очень удобна, ее часто используют производители авторезины.
- «Т» - указанной буквой маркируют «запасные» шины: резину можно применять пока основную автопокрышку не отремонтируют либо заменят.
- «LT» - означает систему «Light Truck-metric», разработанную для грузовиков и транспорта способного транспортировать большие грузы. В эту категорию попадают автомобили с грузоподъемностью до 1 тонны.
- «ST» - указывает на «Special Trailer Service», изделия предназначены для автоприцепов также на них можно осуществлять транспортировку лодок либо авто.
Буквенные значения могут стоять в конце маркировки автошин в таком случае они означают:
- «LT» - шина относится к изделиям, с ранней маркировкой:
- «Numeric» - числовая, автопокрышки предназначены для автомобилей, транспортирующих тяжелые грузы, прицепных трейлеров
- «Wide Base» - покрышки, имеющее широкое основание, производителями изготавливаются такие изделия с диаметром обода от 16,5 дюйма;
- «Flotation» - флотационные, авторезина большого размера, позволяющая машине перемещаться по песчаной поверхности либо грязи.
- «С» - авторезина коммерческого назначения, применимая для фургонов и развозных автомобилей, способных транспортировать большие грузы.
Если вначале маркировки отсутствует буквенное обозначение и трехзначная цифра, к примеру, 45R15, то это авторезина с метрическим размером системы Euro-metric, применимой на шинах европейских производителей. Указанная размерность соответствует расшифровке по системе «P-metric», но отличается меньшими нагрузками.
- 235 - ширина изделия (235 мм=23,5 см);
- 710 - цифра, обозначающая наружный диаметр авторезины (710 мм =71,0 см);
- 460 - диаметр обода покрышки (460 мм=46 см.);
- А - обозначение асимметричных бортов резины, например, 460А значит, что внешний борт имеет диаметр 45 см, а внутренний 47 см.
Такая нестандартная маркировка разработана для автомобилей с колесами специфического размера, отличающихся бортовыми профилями от стандартных метрических либо дюймовых изделий. Столкнувшись с нестандартными маркировками, их расшифровку лучше узнать у производителя автопокрышек.
Сравнение расчетных данных
Размеры, запрашиваемые шинным калькулятором для выполнения расчетовСамостоятельная расшифровка размеров шин требует определенной точности расчетов. Проверить, правильно ли сделан перевод величин с сантиметров в дюймы и наоборот можно с помощью шинных калькуляторов. С их помощью можно также узнать, сколько типоразмеров покрышек подходит для определенной модели автомобиля.
Шинные калькуляторы легко отыскать в интернете, они, как правило, имеют американские и европейские системы типоразмеров одновременно. Поэтому, введя размеры покрышек, рекомендованных заводом-изготовителем автомобиля в метрической системе, есть возможность получить перечень авторезины американского и европейского образца. Это очень удобно, при необходимости выбрать торговую марку интересующей резины, а также просмотреть возможность изменения размеров шин, рекомендованных производителем. При использовании шинных калькуляторов необходимо учитывать погрешность, возникающую из-за округлений, поэтому лучше перевести интересующие размеры вручную, затем сверить их с вариантами, просчитанными интернет-ресурсом.
Заключение
Американская маркировка резины, если не брать во внимание непривычные нам дюймы, очень удобна в использовании. Но в большинстве ситуаций приходится сталкиваться с метрической системой обозначения. Перевести дюймовые размеры в сантиметры несложно, если разобраться с расшифровкой обозначений, наносимых заводами-изготовителями на боковую поверхность автошин. При этом нужно учитывать погрешность, расчетов, которая может возникнуть из-за невнимательности либо округления полученных значений. Чтоб правильно посчитать размеры, лучше воспользоваться ручным способом, затем сравнить полученные параметры с данными шинных калькуляторов. Использовать только один метод мы не рекомендуем, так как в заложенных электронных вычислительных программах также присутствует определенная погрешность при округлении.
Решив купить новые шины для автомобиля, вы непременно столкнётесь при выборе в магазине с тем, что на них будет много малопонятных неискушённому человеку букв и цифр. Какие из них наиболее важны и что они означают? Давайте разбираться в расшифровке обозначений.
Производитель и модель шины для автомобиля
Первое, что обращает на себя внимание на новенькой покрышке - крупные надписи вида Supertire Mega, где в указанном примере:
- Supertire - производитель, обычно это известный шинный бренд, например Goodyear, Nokian и множество других.
- Mega - модель, иногда косвенно указывает на сезон эксплуатации, типа WinterCarving и т. п., или на спортивную направленность в духе Sport, Speed, или особые свойства - RunFlat (шины с усиленной боковиной, можно ехать даже с проколом колеса), а чаще просто ни к чему не обязывающее красивое название, особенно у китайских марок
Обозначение размеров и их расшифровка
Типоразмер - главный параметр при выборе новых шин, если с ним ошибиться, приобретённые покрышки просто не подойдут вашим дискам.
Типичная маркировка типоразмера имеет следующий вид: два числа через дробь, английская буква и ещё одно число. Поясним наглядно, например, на покрышке указано: 200/65 R17 91H:
- 200 - ширина покрышки в миллиметрах.
- 65 - высота профиля покрышки, поделённая на её ширину, обозначается процентами, в примере 65%. Наверняка вы слышали выражение «низкопрофильная резина», теперь будет понятно, что имеется в виду.
- R - буква обозначает тип каркаса шины. R - это шина с радиальным каркасом, D или отсутствие буквенного индекса - шина с диагональным каркасом. Сейчас диагональные шины очень редки, поэтому все привыкли к букве R в маркировке размерности.
- 17 - внутренний диаметр покрышки, которым она надевается на диск. Обозначается в дюймах.
Львиная доля автолюбителей, увидев в обозначении, например, R18, уверена, что это радиус диска или шины, и не вдаются в подробности. Вы наверняка хоть раз слышали от друзей или коллег про их «новые катки восемнадцатого радиуса», что, как мы с вами выяснили, в корне неправильно.
Индекс грузоподъёмности
- 91 - индекс грузоподъёмности (нагрузки), согласно таблице 1 (см. ниже). Некоторые производители маркируют ещё Max Load - максимальная допускаемая нагрузка на покрышку, в килограммах.
Скорость + таблица по значению букв
- H - буквенный индекс скорости, обозначается по приведённой таблице 1.
Индексы нагрузки и скорости шин
Износостойкость
Износостойкость покрышки маркируется Treadwear и числом, обозначающим коэффициент износостойкости, образец - маркировка Treadwear 100 - шина рассчитана примерно на 48 000 км пробега.
Индекс температурных качеств
Температурные качества шины характеризуют её свойства при нагреве на высокой скорости и обозначаются словом Temperature и английской буквой А, В или С, где А - лучший показатель, например, Temperature A.
Сцепные качества
Сцепные свойства шины подразумевают характеристику колёс по торможению на влажном покрытии, обозначаются словом Traction и английской буквой А, В или С, где А - лучший показатель, например, Traction А.
Параметр максимального давления
Максимальное внутреннее давление, на которое рассчитана шина авто, указывается надписью MAX PRESSURE и цифрой, обозначающей величину в кПа, например, MAX PRESSURE 300 kPa. Наиболее важно это значение при подборе шин для грузовой техники.
Назначение, сезонность
В зависимости от дорожных условий, на которые рассчитаны конкретные шины, может быть нанесена следующая маркировка:
- Пиктограмма в виде снежинки обозначает, что шина предназначена для зимы.
- Пиктограмма в виде зонтика или надпись Rain, Water, Aqua означает, что перед вами специальные дождевые шины.
- Буквы M&S или M+S, что можно расшифровать как Mud + Snow (грязь и снег) - зимние или всесезонные шины.
- All Season - всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.
Дата изготовления
Когда произведена автошина - маркируется как четыре цифры в овале, где начальные две цифры - неделя, другие две - год производства, например, 0107 обозначает дату выпуска как январь 2007 года.
В году 52–53 недели.
Обозначение камерной/бескамерной резины
Наличие или отсутствие камеры в шине обозначается: Tubeless - бескамерная шина, Tube Type или отсутствие надписи Tubeless обозначает шину с камерой.
Индекс сертификации автомобильной шины
Сертификация шины обозначается:
- E (в круге) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
- DOT (Department of Transportation - Министерство транспорта США) - американский стандарт качества.
Знак направления вращения или знак внешней стороны шины
Показатель важен для шин с асиметричным рисунком протектора
Автомобильное колесо состоит из металлического диска, который может быть штампованным, литым или кованым (читайте о том, какие диски лучше — ), а также резиновой шины, являющейся смягчающим буфером между автомобилем и дорогой.
Определив, что значат цифры на шинах, можно точно подобрать нужную резину для своего автомобиля. Это весьма важно, так как резина влияет на качество управления машиной, на характеристики разгона и торможения, расход топлива и курсовую устойчивость. Набор, состоящий из цифирных и буквенных обозначений на шинах, принятый во всем мире, может иметь такой вид: 175/65 ZR1479 V XL.
Эти цифры и буквы на шинах означают следующее.
- 175 - это ширина покрышки в миллиметрах. Её значения могут варьироваться от 80 мм у мотоциклов до 335 мм у грузовиков. Шины легковых автомобилей обычно укладываются в диапазон от 135 до 225 мм (читайте о ).
- 65 - это процентное соотношение высоты профиля покрышки к ширине. То есть высота профиля в рассматриваемом примере будет равна 175 умножить на 65%, то есть 113,75 мм. Чем меньшее это значение, тем низкопрофильнее шины. Однако стоит помнить, что уменьшение величины профиля сказывается на комфорте езды. Какими бы мягкими ни были амортизаторы, покрышки смягчают любые выбоины на дорогах, делая поездку комфортнее, что весьма актуально именно в России. Если это процентное соотношение не указано, значит, оно находится в диапазоне 80 − 82%.
- Z - буква, указывающая на отношение шины к скоростному типу, то есть, на ней можно развивать скорость более 220 километров в час.
- R - обозначение радиального типа автошин. Сейчас распространена резина только такого типа. Применявшийся ранее диагональный тип имел больше недостатков и был вытеснен с рынка. Преимущества радиального типа: меньшее сопротивление при езде (уменьшает расход), лучшее торможение и сцепление с дорогой, повышенный срок службы, меньший нагрев при езде.
- 14 - эти цифры в размере шины означают её внутренний радиус в том месте, где она сопрягается с колёсным диском. Измеряется он в дюймах, один дюйм равен 2,54 см.
- Далее идёт код нагрузки на шину по массе. Для этого значения есть таблица соответствий, в рассматриваемом примере код 79 соответствует 437 кг на автошину, то есть максимальная масса снаряжённого авто не может превышать 1748 кг. Рекомендуется не нагружать автомобиль выше 80% от этих значений, так как это может быть причиной взрыва покрышки, да и просто приближает срок выхода её из строя. Это очень важное значение!
- Следующая буква обозначает максимальную скорость, которую может выдержать изделие при частом вождении в этом диапазоне скорости. Поскольку рассматриваемая покрышка скоростная (имеет индекс Z), то и это значение у нее высокое. V - означает допустимую скорость до 240 км/ч.
- Буквы XL могут отсутствовать, но их наличие указывает на то, что это усиленные покрышки в своём типоразмере.
Кроме этого, часто на поверхности резины изображают название фирмы-изготовителя: Cordiant, Michelin, Yokohama и других.
Обозначения на американских шинах
Цифры и буквы на шинах американского производства мало отличается от европейского и общемирового стандарта. Но американцы часто ставят перед основной надписью обозначение буквы: P - пассажирский (легковая машина), LT - лёгкий грузовик (джип, внедорожник или пикап) и Т - грузовик.
А также для шин, предназначенных к использованию в США, применяется маркировка в дюймах, например, такая: 32×10 R16 P 90 Q.
Здесь первые цифры на шинах автомобиля обозначают внешний диаметр (32) и ширину покрышки (10) в дюймах, R16 - указывает на то, что изделие радиального типа изготовления, 16-го радиуса, P - для легковой машины, 90 - код нагрузки, Q - код максимальной скорости.
Пометки цветом
Цветные метки наносятся на резину для разметки специальной информации, используемой в автосервисах. Они нужны для быстрой сортировки и правильной балансировки автомобильных шин:
- белый закрашенный кружок или треугольник обозначает самое гибкое место на изделии. Если в кружке размещён любой символ - то это знак того, что покрышка прошла проверку на качество;
- треугольник жёлтого цвета указывает на самое лёгкое место, напротив которого должен быть размещён золотник. Наличие этой метки облегчает балансировку колеса;
- кружок красного цвета указывает на наиболее тяжёлую часть автошины, также такой маркёр ставится на колеса, устанавливаемые на автомобиль на заводе;
- на протектор часто наносят цветные полосы. Это нужно для эффективной сортировки новых шин, имеющих одинаковый типоразмер и производителя. При эксплуатации эти пометки стираются, так что по ним можно отличить изделия, ещё не бывшие в употреблении.
Дополнительные знаки
Кроме всех основных буквенно-цифровых обозначений, на резину также наносят разного рода дополнительные символы, показывающие отличительные эксплуатационные характеристики:
- знак зонтика, а также слова «Rain», «Water», «Aquacontact» указывают на то, что шина специально разработана для эксплуатации в мокрую погоду, во время дождя;
- знаком * (снежинка) или надписью Frost маркируются шипованные зимние шины или покрышки со специальным зимним протектором (читайте о том, для автомобиля);
- на демисезонные покрышки наносятся буквы MS (Mud and Snow - грязь и снег), AS (All Seasons - все сезоны) или AW (Any Weather - любая погода);
- обозначение Temperature A (может быть B или C) - показатель сопротивления высоким температурам на большой скорости. C - самое низкое сопротивление;
- маркировка TL - это tubeless, то есть бескамерные шины, большинство изделий сейчас именно такие, значит, при проколе они спускают очень быстро. Однако существует специальный тип шин, маркируемый RSC (Run Flat System Component), на которых можно проехать от 60 до 140 км даже при проколе или без давления в шинах. При этом нельзя превышать скорость 75 км/ч;
- маркировка TT (Tube Type) указывает на то, что шина камерная. Немецкие автошины такого типа маркируют MS (Mit Schlauch);
- покрышки, позволяющие проехать короткую дистанцию без давления воздуха внутри изделия (читайте о ), маркируются по-разному у разных фирм. RSC - Nokian, RFT - у Бриджстоун, RunOnFlat - Goodyear, SSR - Continental, ZP - у Мишлен;
- обозначение Traction A (может быть B или С) - показывает длину тормозного пути на мокрой дороге. Показатель С тут означает самый длинный тормозной путь;
- автошины с металлокордом обозначаются словом «Steel»;
- маркировка PR - прочность каркаса изделия обозначается 4PR, 6PR или 8PR. 4−6 PR - для легковушек, 6−8 PR - для малых грузовиков и джипов;
- маркировка«Max Pressure» - показывает, какое давление можно максимально подавать в шину (кПа);
- стрелка на боковой поверхности шины или надпись Rotation со стрелкой показывает её направленность, то есть то, в каком направлении колесо может вращаться. Применимо только для симметричного рисунка протектора;
- если рисунок протектора асимметричный, нужно знать, какая сторона покрышки внутренняя, а которая внешняя: это важно для отведения воды на внешнюю сторону автомобиля. Показывает это метка «Inside» (внутренняя сторона) и «Outside» (внешняя сторона);
- четыре цифры, заключённые в овал, означают дату изготовления шины. Первые две из них показывают неделю, а последние две - год изготовления изделия. Например, число 1517 говорит о том, что покрышка изготовлена на 15-й неделе, то есть в апреле 2017 года.
Здравствуйте, дорогие друзья! С моей последней публикации прошло чуть меньше месяца, все это время я расширял свой кругозор касаемо автомобильной тематики и поверьте, узнал много нового! Впереди вас ждут увлекательные, но в первую очередь полезные тексты, написанные простым и доступным языком. Мы будем говорить на самые разные темы и можете не сомневаться, все они будут определенно интересны любому водителю! Сегодня, я разложу по полочкам всю информацию касаемо колесной резины, благодаря которой, по большому счету и возможно движение транспортного средства. Конечно, особое внимание достанется процедуре под названием – расшифровка маркировки шин.
Уверен многие из вас тут же спросят: «Зачем мне все это, ведь всегда в момент замешательства может подсказать продавец-консультант?». Вполне логичный вопрос, но тут нужно понимать, что в мире существует огромное количество производителей и все они выпускают разные по своим техническим особенностям шины. Их разнообразие не вместится ни в одну даже самую умную голову, что уж там консультант. Более того, львиная доля из всей подобной продукции непригодна для эксплуатации в условиях нашей страны. Поэтому, чтобы не купить «фуфло», доверяться подсказкам не стоит, лучше самому научиться расшифровывать заводскую маркировку.
Классификация автомобильных шин
В принципе, расшифровка маркировки шин автомобиля – процесс несложный, но как вы сами понимаете, для того чтобы его осуществить потребуется запомнить некоторые вещи. Разумеется, обязательно нужно знать на какие виды подразделяется та самая резина. Существует несколько групп автомобильных шин, различных по своим техническим характеристикам.
- Автопокрышки для легковых автомобилей – предназначаются исключительно для транспортных средств небольшой массы, так как в их производстве применяется полимерный корт.
- Летние шины – созданы для эксплуатации по асфальтированному дорожному покрытию исключительно при положительной температуре окружающего воздуха.
- Зимние шины – используются при гололеде и на заснеженных дорогах, они способны вернуть нормальный уровень сцепление резины со скользким покрытием.
- Всесезонные шины (All Season) – это такой себе микс из предыдущих двух вариантов, в условиях умеренного климата могут эксплуатироваться круглый год, что и символизирует маркировка AS.
- Автопокрышки для внедорожников – также могут использоваться на протяжении 12 месяцев абсолютно на любом дорожном покрытии как твердом, так и мягком благодаря повышенной проходимости.
- Автопокрышки для спецтехники – каждая модель такой резины индивидуальна (то есть направлена на конкретную сферу эксплуатации). Например, шины для грузовых авто, которые не только транспортируют тяжелые грузы, но и делают это с довольно высокой скоростью (а что расстояние из точки А в точку Б иногда исчисляется сотнями километров), разработаны с учетом специфики их рабочей деятельности.
Вид покрышки, это лишь малая часть от той информации, которую может нам рассказать маркировка шин. Распознать ее несложно, в основном – это простые и понятные изображения. На территории нашей страны особо популярны шины с пометкой «M+S» (грязь+снег). Однако, установить полное представление об свойствах конкретной модели возможно только после полного прочтения этого заводского шифра. Этим мы и будем заниматься в дальнейшем, поэтому сконцентрируйтесь и приготовьтесь к самому интересному!
Несекретный код от производителя
Рядовой автолюбитель, как и тот, кто следит за последними веяниями моды при выборе покрышек, ключевое значение отдает бренду. И это в какой-то мере правильно, но есть несколько нюансов, которые крайне важно учитывать. Смотрите, на данный момент в тренде более дюжины производителей со всех уголков Земли.
- Hankook и Marshal – Южная Корея.
- Avon и Dunlop – Великобритания.
- «Континенталь» и «Пнеумант» – Германия.
- Mastercraft и Cooper – США.
- «Бриджстоун» и Yokohama – Япония.
- «Дебика» и «Дипломат» – Польша.
- Nokian – Финляндия.
- Pirelli и Marangoni – Италия.
- Michelin и Cleber – Франция.
- «Кама» и «Амтел» – Россия.
Казалось бы – все просто и понятно, но это далеко не так. Дело в том, что львиная доля все перечисленных компаний имеет свое производство в других странах. Продукция, выпущенная в таких заводах, хоть имеет оригинальный логотип торговой марки, может существенно отличаться от оригинала. Так, например, французский и таиландский Michelin – это как говорят в Одессе, две разные вещи. И странного здесь мало, ведь обе страны отличаются между собой не только климатической зоной, но и инфраструктурой. Но, как бы там ни было, именно от фирмы изготовителя зависит итоговое качество продукции, поэтому советую запомнить самые авторитетные из них. Непосредственно на резине всегда присутствует полное название производителя, так что разобраться несложно. Что касается страны, ищите знакомые made in.
Протектор и модели автопокрышек
Опытные же автомобилисты рекомендуют в первую очередь обращать внимание на тип протектора и модель шины. Все существующие протекторы можно разделить на два вида: с рисунком, который влияет на многие факторы взаимодействия резины с дорожным покрытием (каждый тип покрышки имеет свой узор, помогающий установить лучшее ее сцепление в различных эксплуатационных условиях), и без рисунка – так называемые слики. Последние имеют особенную структуру благодаря чему, отлично держат машину на сухом, а главное – ровном дорожном покрытии, реально найти и модели для дождевой погоды.
Как бы там ни было, огромный ассортимент протекторов, разделяет все известные автопокрышки на несколько категорий:
- Универсальные;
- Вседорожные;
- Городские;
- Дорожные;
- Спортивные;
- Полуспортивные.
Все они имеют свои конструктивные особенности и пригодны для использования в определенных условиях. Найти соответствующую маркировку, по которой можно понять тип достаточно сложно, а иногда и вовсе невозможно. Соответственно, различают их непосредственно по рельефу протектора.
Индексы автопокрышек
В характеристики любой автопокрышки имеется три индекса, которые несут информацию о максимальной скорости, грузоподъемности и конструкции конкретной модели. Индекс скорости, как вы уже, наверное, поняли символизирует максимальное ее допустимое значение. Самый низкий показатель в 40 км/ч маркируется латинской буквой A, самый высокий (свыше 300 км/ч) – Z. Таблица, расположенная выше, продемонстрирует все обозначения под любую скорость.
Индекс нагрузи представляет из себя двух, а иногда и трехзначное число, которое указывает на порог допустимой грузоподъемности при максимальном уровне давления воздуха внутри шины. Самое низкое значение обозначается цифрой 50 (190 кг), потолок – 100 (800 кг). Обратите внимание, что производитель может указывать вместо шифра непосредственно само значение. В таком случае нужно быть готовым увидеть примерно такие надписи: Max Load 220 KG или же Max Load 450 LBS (для английских фунтов). В общем, как и в предыдущем случае, полную картину в вопросе индекса нагрузки покажет таблица.
Максимально допустимое давление в шинах также немаловажный показатель, его завод указывает на боковой поверхности автопокрышки в фунтах (psi) или Килопаскалях (kpa) на один квадратный дюйм. Учтите – все значения указываются для резины в холодном состоянии, выглядит такая маркировка примерно так: 300 kpa cold. Разумеется, пренебрежение этих требований может привести к плачевным последствиям, поэтому выбирайте модели с небольшим запасом как скорости и нагрузки, так допустимого давления в шинах.
Индекс конструкции, помогает производителю донести до потребителя технологию производства конкретной модели автопокрышек. У нас чаще всего встречаются радиальные шины (неравновесная конструкция), маркирующиеся буквой R, они довольно эластичны и обладают большой грузоподъемностью. Автопокрышки с диагональной (нить располагается под углом в 30-40 градусов) конструкцией, обозначаются вот такими символами <<–>>. Что означает – равновесная конструкция шины.
Размер и еще одна разновидность автомобильных шин
Все мы, причем как опытные, так и неопытные автомобилисты, отправляемся за покупкой автошин определенных габаритов. Больше всего нас беспокоит, конечно же диаметр, но немаловажное значение имеют и другие значение. Итак, чтобы было понятней, возьмем для примера вот такой вот шифр с автопокрышки моей машины – 205/60 R14 94 H XL. Расшифровка размеров выглядит примерно так:
- Ширина автопокрышки – 205 мм;
- Пропорциональность – 60%;
- R – индекс конструкции, в данном случае мы имеем дело с радиальным кордом;
- Диаметр шины – 14 дюймов;
- H – индекс скорости;
- Индекс нагрузки – 94
Существует еще и вариант обозначения типа вот такого 31Х10.5 R14, так сказать – на американский лад, разберем и его.
- Диаметр внешнего кольца автошины – 31 дюйм;
- Ширина шины – 10.5 дюйма;
- R – индекс конструкции;
- Диаметр внутреннего кольца покрышки – 14
Как видим все достаточно просто: берем и читаем! Однако, мало кто знает об еще одной характеристике абсолютно всех автомобильных покрышек. Вернее, знать, то знает, наверное каждый, но догадаться, что данное свойство указанно прямо на шине смогут единицы. И то не без подсказки. Итак, как же маркируются камерная и бескамерная резина?
- Tube Type (TT) – шины, использующиеся в паре с камерой.
- Tubeless (TL) – бескамерные модели.
Конечно, использовать покрышку марки TL в тандеме с камерой можно, но в таком случае нужно учитывать некоторые нюансы. Так, эксперты утверждают, что в такой модификации внутренняя полость шины не рассчитана на плотный контакт с камерой, чего как вы сами понимаете не избежать, отсюда и данный побочный эффект.
Дополнительная маркировка
И это еще не все, плюс ко всему написанному на теле автопокрышки можно найти еще много полезной информации. Здесь даже можно найти ее год выпуска, обычно он обозначается тремя или четырьмя цифрами, занесенными в овал. Также на большинствах моделях будет присутствовать значение, которое подсказывает на какие диски монтировать резину, на передние или задние. Вот еще несколько подобных обозначений:
- Rear Wheel – шина предназначена для использования на заднем мосту.
- Rotation или обычная фигурная стрелка – говорит о направлении, в котором нужно установить покрышку.
- Tread: 2PL – Rayon: 2PL Steel – производитель говорит о высоком качестве своей продукции.
В общем, примерно так и выглядит картина, касательно расшифровки заводской маркировки собственными силами. Мы с вами прошлись практически по каждой букве и цифре, которые могут присутствовать не теле автопокрышки. Для тех же, кого интересует аналогичная процедура в отношении ободов, смотрите видео, там происходит самая настоящая расшифровка дисков. На этом у меня все, преблагодарен вам за уделенное мне внимание. Надеюсь, я был полезен. Настоятельно рекомендую пристально следить за обновлениями блога, ведь впереди много чего интересного, тут не грех и друзей пригласить! Поклоняюсь и удаляюсь, всего доброго!
На современных автошинах имеется довольно обширная маркировка: множество разных букв и цифр. Однако, обычному водителю они дадут немного информации, если, конечно, он предварительно не изучил какую-нибудь специальную литературу по маркировке шин. В этой же статье мы с вами рассмотрим самые важные обозначения цифр на шинах автомобиля, какие характеристики покрышки они обозначают и на что следует в первую очередь обращать внимание при покупке. Начнём.
Итак, существует два типа маркировки шин : европейская (метрическая) и американская (дюймовая).
Европейская маркировка
В нашей стране более распространена европейская маркировка шин, поэтому начнём обзор с неё. Для примера возьмём покрышку со следующими параметрами:
175 — ширина профиля шины в миллиметрах
80 – высота профиля шины в процентах от ширины (в нашем примере это будет 80% от 175 мм, получается 140 мм)
R – конструкция шины. R – это шина радиальной конструкции (слои корда шины уложены вдоль линии радиуса). Существуют также диагональные шины, в них корд уложен по направлению борта.
14 – диаметр внутренней окружности шины в дюймах. Здесь главное не перепутать диаметр с радиусом из-за буквы R, которая стоит перед обозначением диаметра, и, как мы уже выяснили, означает тип конструкции шины, а не её радиус.
88 – индекс максимальной нагрузки. У каждого значения индекса – своя нагрузка. В данном случае для 88 нагрузка будет 560 кг. Нагрузку для других значений можно посмотреть в таблице.
Индекс нагрузки | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 |
250 | 290 | 335 | 387 | 450 | 515 | 600 | 690 | |
Индекс нагрузки | 100 | 105 | 110 | 115 | 120 | 125 | 130 | 135 |
800 | 925 | 1060 | 1215 | 1400 | 1650 | 1900 | 2180 |
Н – индекс скорости. Он также, как и индекс нагрузки, имеет свои значения (см. таблицу). Здесь же у нас шина с максимальной скоростью 210 км/ч.
Индекс скорости | A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | A6 | A7 | A8 |
Скорость, км/ч | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
Индекс скорости | B | C | D | E | F | G | J | K |
Скорость, км/ч | 50 | 60 | 65 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 |
Индекс скорости | K | L | M | N | P | Q | R | S |
Скорость, км/ч | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 |
Индекс скорости | T | H | V | W | Y | VR | ZR | ZR(Y) |
Скорость, км/ч | 190 | 210 | 240 | 270 | 300 | >210 | >240 | >300 |
Американская маркировка
Теперь рассмотрим пример американской (дюймовой) маркировки:
Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R
- 35 - внешний диаметр шины, в дюймах
- R - шина имеет каркас радиального типа
- 15 - посадочный диаметр шины, в дюймах, то же что в метрической системе
- LT - функция шины (LT - light trucks, для лёгких грузовиков)
- 113 - индекс нагрузки
- R - индекс скорости
Помимо этих значений, на шинах автомобиля также присутствует несколько других обозначений. Рассмотрим их подробно.
Год выпуска шины
Маркировка года выпуска шины обозначается четырьмя цифрами. Первые две цифры – это неделя года (37-я), вторые – год изготовления (11).
Страна – изготовитель шины
Тут всё просто. Находим надпись «Made in…». Эта шина – китайская.
Тип корда
А так выглядит информация о типе корда в брекере и боковине. Здесь в брекере (TREAD ) применяется 2 слоя стального корда (STEEL 2 ), 2 слоя синтетического корда (POLYESTER 2 ) и одного экранирующего слоя из нейлона (NYLON 1 ). В боковине же (SIDEWALL ) здесь 2 слоя синтетического корда (POLYESTER 2 PILES ).
Также существуют шины, предназначенные для повышенной нагрузки. В них применяется больше слоёв корда, чем в обычных шинах. Обозначаются они маркировкой XL (Extra Load), которая обычно ставится после индекс нагрузки. Также может быть и отдельная надпись EXTRA LOAD .
Максимальное давление в шине
Маркировка MAX PRESSURE (сам надпись может и отсутствовать, а стоять только цифры) указывает на максимальное давление, которое шина может выдержать. У этой шины максимальное давление составляет 350 kPa (килопаскаль). В переводе на атмосферы это будет 3,5 атмосфер (по курсу 100 kPa = 1 атмосфера). Также давление бывает указано в PSI (фунт на квадратный дюйм). Для перевода PSI в атмосферы можно посмотреть в специальную таблицу:
PSI | 20 | 22 | 23 | 25 | 26 | 28 | 29 | 30 | 32 | 33 |
BAR | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 2.0 | 2.1 | 2.2 | 2.3 |
PSI | 35 | 36 | 38 | 39 | 41 | 42 | 44 | 45 | 46 | 48 |
BAR | 2.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 | 2.8 | 2.9 | 3.0 | 3.1 | 3.2 | 3.3 |
Обратите внимание, что на шине указывается не рекомендуемое давление, а максимальное, которое шина может выдержать !
Маркировка шин M S
На всесезонных шинах (и зимних тоже) наносится маркировка M+S. Эти буквы обозначают грязь + снег
Тут же видна маркировка радиальной конструкции шины отдельным словом — RADIAL
Направление вращения шины
Если шина имеет направленный рисунок протектора, то на такой шине будет показано направление её вращения в виде стрелки с надписью ROTATION
А если у шины рисунок протектора ассиметричный, то на внутренней её стороне будет надпись INSIDE , а на наружной – OUTSIDE .
Индикатор износа шины
Расположение индикатора износа может быть указано на боковой поверхности шины небольшой надписью TWI , треугольником или каким-нибудь другим значком. Сам же индикатор обычно представляет собой перемычку в канавке между протекторами. Когда протектор стирается и его высота уменьшается до высоты индикатора, это означает, что шину пора менять. Также на шине может присутствовать индикатор в виде капли. Когда эта капля стирается, шина перестаёт сопротивляться аквапланированию.
У зимней резины есть дополнительный индикатор — снежинка. Зимний индикатор выше «летнего» и, когда протектор стирается до «зимнего» индикатора, сопротивление зимней резины скольжению по льду и снегу полностью исчезает, и её пора менять. Ну или можно «докатать» как летнюю. Некоторые производители оснащают свои шины цифровым индикатором, который выполняется в виде цифры на шине. Как только у летних шин цифра стирается до 1,6 мм, а у зимних – до 4 мм (минимальной высоты рисунка протектора), шины пора менять.
Износостойкость, сцепление и температура
TREADWEAR означает износостойкость резиносмеси, из которой шина изготовлена. Чем ниже числовое значение (здесь – 180), тем меньше ресурс шин. У обычных шин для повседневной езды TREADWEAR обычно составляет от 220 до 340. У шин, которые устанавливают на комфортабельные автомобили, не предназначенные для агрессивной езды, ресурс обычно выше – около 400. У спортивных же шин, напротив, он может быть ниже 200 (как на примере). Это объясняется тем, что спортивные шины изготавливаются из более мягкой резиносмеси для более лучшего сцепления с дорожным покрытием.
Однако, TREADWEAR не даёт чёткой картины относительно будущего износа покрышки, так как на износ сильно влияет манера езды, вес автомобиля, давление в шинах и т.д. Поэтому не стоит предавать этому показателю большое значение.
TRACTION показывает сцепление шины с дорожным покрытием. AA – лучший результат, A -высокий, B -средний и C -низкий.
TEMPERATURE – термостойкость шины на высоких скоростях. Чем выше этот показатель, тем большую температуру шина может выдержать при эксплуатации. A означает, что шина может выдержать высокую температуру, B – среднюю и C – низкую. Практически все шины для легковых автомобилей имеют обозначение A. B и C могут встретится на шинах, не рассчитанных на высокие скорости, например на внедорожных.
Стандарты качества
Автошины могут иметь сертификацию, соответствующую стандартам Европы или США.
Европейская сертификация обозначается буквой E (соответствие требованиям ECE – Economic Comission for Europe) с цифрами. Цифра рядом с буквой обозначает одну из стран, уполномоченных сертифицировать шины. После указывается номер сертификата из 5-6 цифр.
Соответствие шины американским стандартам обозначается аббревиатурой DOT (Department Of Transport) c буквами и цифрами, которые обозначают завод-производитель и типоразмер покрышки.