На приведенном выше видео ролике доступным языком объяснено, каким образом можно запускать так называемый режим тестирования комбинации приборов Калины, а также смотреть на текущие ошибки бортового компьютера, которые сохранились в памяти.
Что касаемо расшифровки этих ошибок, то для Калины, впрочем, как и для остальных инжекторных переднеприводных автомобилей ВАЗ, то они будут приведены полным списком ниже:
- 2 — напряжение бортовой сети автомобиля выше нормы
- 3 — ошибка ДУТ. Обычно она возникает в том случае, если более 20 секунд был сигнал об обрыве цепи на датчике уровня топлива
- 4 — самая распространенная ошибка датчика охлаждающей жидкости
- 5 — проблемы с наружной температурой, то есть с самим датчиком
- 6 — возникает при критической температуре двигателя. Заносится в память в том случае, когда срабатывает звуковой сигнализатор перегрева
- 7 — низкое давление системы смазки
- 8 — проблемы тормозной системы. Может зафиксироваться в том случае, если частенько загоралась лампа недостаточного уровня тормозной жидкости
- 9 — полный разряд аккумуляторной батареи
Что касаемо моей Калины, то у меня было записано в память 3 ошибки: 4, 6 и 8. С первой все понятно, загорается даже на новых авто, непонятно, правда почему. Вторая возникла, когда в сильную жару пришлось плестись за грейдером во время ремонтных работ. Благо, что быстро удалось вырваться из этой «пробки» и практически мгновенно остудить мотор до нормальной температуры. По поводу последней тоже писал, так как у меня была проблема с поплавком и лампочка частенько горела, будто не было жидкости.
Остальных ошибок, перечисленных выше, к счастью на моей Калине не было. Сбросить показания очень просто, опять же нажав на кнопку суточного пробега.
Разумеется, что многие владельцы знают об этих режимах комбинации приборов. Но все же не будет лишним перед покупкой нового автомобиля протестировать БК. Вдруг вы там увидите что-то интересное, к примеру о давлении масла или же перегреве двигателя.
Ниже будут приведены фото в виде таблицы с основными неисправностями в случае установки дополнительного бортового компьютера, например такого, как ШТАТ.
Диагностические коды контроллеров Bosch и Январь под Евро 2
Коды ошибок под Евро 3
В этой статье рассматриваются конструктивные особенности электронной система управления двигателем (ЭСУД) автомобилей семейства LADA KALINA. Автор приводит методику диагностики этой системы с помощью простейшего оборудования, коды ошибок встроенной системы диагностики, их возможные причины и последовательность устранения.
Состав и конструктивные особенности ЭСУД
Автомобили семейства LADA KALINA выпускаются с кузовами трех типов - седан ВАЗ 1118, хетчбек ВАЗ 1119 и универсал ВАЗ 1117. Автомобили комплектуются четырехцилиндровым, рядным, четырехтактным двигателем с распределенным впрыском топлива и электронным управлением.
На всех модификациях автомобилей устанавливается каталитический нейтрализатор отработанных газов, который обеспечивает соответствие нормам токсичности Euro-3.
Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной системе, минусовые выводы источников питания и потребителей соединены с "массой" (кузовом и силовым агрегатом) автомобиля. Номинальное напряжение бортовой сети составляет 12 В, для защиты электрических цепей применяются плавкие предохранители.
На автомобилях LADA KALINA применяется система распределенного фазированного впрыска: топливо подается поочередно в каждый цилиндр в соответствии с порядком работы двигателя.
ЭСУД состоит из электронного блока управления (контроллера), датчиков, обеспечивающих считывание параметров работы двигателя и автомобиля, и исполнительных устройств.
Контроллер представляет собой электронный блок управления (ЭБУ), работающий под управлением микроконтроллера. В состав ЭБУ входит несколько видов микросхем памяти:
Энергонезависимая Flash-память, в нее записываются коды ошибок, возникающих при работе ЭСУД;
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ), в котором хранится программа управления ЭСУД, реализующая алгоритм работы двигателя автомобиля.
ЭБУ обеспечивает управление исполнительными механизмами, такими как катушка зажигания, топливные форсунки, регулятор холостого хода, нагреватели датчиков кислорода, клапан продувки адсорбера и реле управления, одним из которых является главное реле.
ЭБУ имеет встроенную систему диагностики, которая определяет наличие или отсутствие неисправностей ЭСУД, при появлении неисправности включается сигнальная лампа, расположенная в комбинации приборов.
В автомобиле ЭБУ расположен под панелью приборов снизу, он закреплен на корпусе отопителя.
На рис. 1 показан внешний вид контроллера.
Рис. 1. Внешний вид ЭБУ
В состав ЭСУД входит датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) термоанемометрического типа, который расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы (см. рис. 2).
Рис. 2. Внешний вид датчика массового расхода воздуха
ДМРВ формирует сигнал постоянного тока, величина которого зависит от количества воздуха, проходящего через корпус датчика. Напряжение на выходе датчика изменяется в диапазоне 1...5 В (прямой поток воздуха) и 0...1 В (обратный поток воздуха).
Температуру воздуха, проходящего через ДМРВ, измеряет датчик температуры воздуха резистивного типа, чувствительный элемент которого установлен в потоке воздуха. На выходе датчика формируется, в зависимости от температуры воздуха, напряжение постоянного тока в диапазоне от 0 до 5 В.
Датчик детонации пьезоэлектрического типа установлен непосредственно на блоке цилиндров.
Он вырабатывает сигнал переменного тока, амплитуда и частота соответствуют вибрации двигателя во время его работы.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) резистивного типа установлен на дроссельном патрубке, конструктивно он представляет собой потенциометр. Один вывод датчика подключен к опорному напряжению 5 В (формируется ЭБУ), второй вывод соединен с "массой" контроллера, а с третьего снимается постоянное напряжение, пропорциональное положению дроссельной заслонки.
Для считывания контроллером информации о наличии кислорода в отработанных газах установлен управляющий датчик кислорода (ДК), чувствительный элемент которого находится непосредственно в потоке отработанных газов. Датчик формирует напряжение от 50 до 900 мВ, которое зависит от количества кислорода в отработанных газах и температуры самого измерительного элемента.
Для эффективной работы датчика (его рабочая температура более 300°С) и для более быстрого прогрева после запуска двигателя в конструкцию датчика включен электрический подогреватель, управляемый контроллером.
По такому же принципу работает и диагностический ДК, который измеряет наличие кислорода в отработанных газах непосредственно после каталитического нейтрализатора.
Сформированное напряжение на прогретом двигателе и исправном нейтрализаторе находится в пределах от 590 до 750 мВ.
Управляющий и диагностический датчики кислорода установлены на корпусе каталитического нейтрализатора - управляющий на верхней части, а диагностический - на нижней части, непосредственно на выходном патрубке.
Для надежной работы двигателя и эффективного снижения выброса в атмосферу вредных отработанных газов, вырабатываемых двигателем, должно быть обеспечено соотношение воздуха и топливной смеси примерно 14,5:1.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) установлен в потоке охлаждающей жидкости двигателя на головке цилиндров непосредственно на термостате. Измерительным элементом датчика является терморезистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Датчик подключен к контроллеру через резистор (2 кОм), который входит в состав ЭБУ.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) установлен на крышке масляного насоса (рис. 3) на расстоянии 1±0,3 мм от вершины зубца задающего диска, который установлен на коленчатом валу двигателя. Во время вращения задающего диска изменяется магнитный поток в обмотке датчика, в свою очередь датчик вырабатывает напряжение переменного тока.
Рис. 3. Внешний вид датчика положения коленчатого вала
Контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала по количеству и частоте считываемых импульсов.
Регулятор холостого хода (РХХ) стабилизирует обороты холостого хода двигателя (рис. 4). Он представляет собой шаговый двигатель с двумя независимыми обмотками с подпружиненной конусной иглой. Вращение шагового двигателя преобразуется в поступательное перемещение конусной иглы с помощью червячно-анкерного механизма.
Рис. 4. Внешний вид регулятора холостого хода и датчика положения дроссельной заслонки
РХХ установлен на корпусе дроссельного патрубка в обводном канале и управляется непосредственно ЭБУ.
В состав ЭСУД входит катушка зажигания, которая представляет собой герметичный блок, состоящий из двух обмоток - первичных, которые управляются контроллером, в зависимости от заданного режима двигателя. Вторичные высоковольтные обмотки катушки подключены к свечным проводам.
На рис. 5 показана катушка зажигания, она крепится кронштейном к блоку цилиндров двигателя.
Рис. 5. Внешний вид катушки зажигания
В последние годы завод-изготовитель начал комплектовать автомобиль новым модернизированным 16-клапанным двигателем, на который устанавливаются индивидуальные катушки зажигания на каждый цилиндр. Конструктивно индивидуальная катушка зажигания представляет собой миниатюрную катушку зажигания, которая также управляется контроллером, а высоковольтная часть (вторичная обмотка) непосредственно подключена к свече зажигания.
При возникновении неисправности в системе ЭСУД штатная система самодиагностики сигнализирует об этом включением сигнальной лампочки, размещенной на приборной панели.
Прерывистое включение сигнальной лампочки свидетельствует о наличии неисправности, которая может привести к серьезным повреждениям элементов ЭСУД. Следует учесть, что после запуска двигателя сигнальная лампочка должна погаснуть при условии, что в памяти контроллера отсутствуют коды ошибок. После устранения возникших неисправностей сигнальная лампочка выключается.
В состав ЭСУД автомобиля входят различные выключатели, реле, электромоторы, плавкие предохранители, которые защищают ту или иную цепь, а так же сама электропроводка, соединители, датчики и исполнительные элементы системы ЭСУД. Все эти элементы могут выйти из строя и принести немало хлопот автовладельцу. Разберем самые распространенные неисправности ЭСУД автомобилей LADA KALINA.
Прежде чем приступать к работе по поиску и устранению неисправностей, следует внимательно изучить соответствующую схему, чтобы представлять ее функциональное назначение.
Рис. 6. Схема электрических соединений системы зажигания автомобилей LADA KALINA
На рис. 6 (см. стр. 3 обложки) показана схема электрических соединений системы зажигания автомобилей LADA KALINA, где: 1 - датчик контрольной лампы давления масла; 2 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 3 - блок предохранителей дополнительный; 4 - предохранители электровентилятора системы охлаждения двигателей; 5 - реле электробензонасоса; 6 - реле электровентилятора системы охлаждения двигателя; 7 - реле зажигания; 8 - реле 2 электровентилятора системы охлаждения двигателя; 9 - реле 3 электровентилятора системы охлаждения двигателя; 10 - электровентилятор системы охлаждения двигателя; 11 - датчик положения дроссельной заслонки; 12 - регулятор холостого хода; 13 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 - колодка диагностики; 15 - колодка жгута системы зажигания к колодке жгута панели приборов; 16 - электромагнитный клапан продувки адсорбера; 17 - датчик скорости; 18 - колодка жгута системы зажигания к колодке жгута панели приборов 2; 19 - датчик массового расхода воздуха; 20 - датчик положения коленчатого вала; 21 - датчик кислорода; 22 - контроллер; 23 - датчик неровной дороги; 24 - датчик кислорода диагностический; 25 - колодка жгута катушек зажигания к колодке жгута системы зажигания; 26 - катушки зажигания; 27 - колодка жгута системы зажигания к колодке жгута катушек зажигания; 28 - свечи зажигания; 29 - форсунки; 30 - резистор; 31 - датчик давления системы кондиционирования воздуха; 32 - колодки жгута системы зажигания и жгута проводов форсунок; 33 - датчик фаз; 34 - датчик детонации.
Рис. 7. Схема подключения мультиметра к выводам датчика положения коленчатого вала
Отказы электрооборудования зачастую происходят по следующим причинам: перегорание плавких предохранителей и вставок, неисправности реле, коррозия контактов соединителей и некачественные комплектующие.
Основным и простейшим диагностическим прибором при отыскании неисправностей является мультиметр, позволяющий измерять напряжение, ток и сопротивление.
В качестве альтернативы можно использовать контрольную лампочку 12 В с соединительными проводами и индикатор обрыва цепи (пробник), который включает в себя собственный источник питания и индикаторную лампу/светодиод.
Также при диагностике неисправностей можно использовать электронный осциллограф, а идеальный вариант - специализированный диагностический прибор или прибор на основе ПК с установленной специализированной программой, выполняющей считывание и расшифровку кодов неисправностей.
Перед тем как приступить к работе по выявлению и устранению неисправностей, требуется проверить наличие напряжения питания, качество соединения на клеммах аккумуляторной батареи, целостность плавких предохранителей.
Зачастую сбои в работе ЭСУД бывают связаны с надежностью контактов аккумуляторной батареи.
Нарушение контактов в клеммах происходит из-за недостаточного протягивания болтов крепления соединителей и окисления контактов. Последнее чаше всего происходит из-за не вовремя выполненных регламентных работ. Качество контактов на клеммах проверяют визуально и с помощью контрольной лампы.
Для устранения окисления клемм отключают соединители от клемм аккумулятора, зачищают с помощью мелкой наждачной шкурки клеммы аккумулятора и соединителей, обрабатывают клеммы электропроводящей смазкой и восстанавливают соединение. Дополнительно на клеммы можно сверху нанести смазку.
Следует учесть, что при проведении работ в системе электрооборудования автомобиля необходимо отсоединять клеммы от аккумуляторной батареи.
Зажигание включено, двигатель не запускается, сигнализатор неисправности горит постоянно
1. Проверяют работу иммобилайзера и его подключение (иммобилайзер должен быть исправен).
2. Проверяют наличие напряжения на главном реле, контактах замка зажигания, далее проверяют работоспособность замка зажигания, главного реле, стартера (двигатель запущен, сигнализатор горит постоянно).
3. Подключают диагностический прибор (см. раздел "Работа с диагностическим прибором") и считывают коды неисправностей (см. таблицу).
4. Проверяют систему подачи топлива.
Таблица. Коды ошибок системы самодиагностики и их описание
Код ошибки | Вероятная неисправность |
|
Низкий уровень сигнала ДМРВ | Проверяют цепи ДМРВ, заменяют ДМРВ |
|
Высокий уровень сигнала ДМРВ |
||
Низкий уровень датчика температуры впускного воздуха (ДТВВ) |
||
Высокий уровень ДТВВ |
||
ДТОЖ, выход из допустимого диапазона | Неисправен ДТОЖ |
|
Низкий уровень сигнала ДТОЖ |
||
Высокий уровень сигнала ДТОЖ |
||
Низкий уровень сигнала ДПДЗ | Проверяют цепи ДПДЗ, заменяют ДПДЗ |
|
Высокий уровень сигнала ДПДЗ |
||
Неисправность датчика кислорода (ДК) до нейтрализатора | Проверяют цепи ДК до нейтрализатора, заменяют ДК до нейтрализатора |
|
ДК до нейтрализатора, низкий уровень сигнала |
||
ДК до нейтрализатора, высокий уровень сигнала |
||
ДК до нейтрализатора, медленный отклик на обогащение/обеднение |
||
ДК до нейтрализатора, обрыв цепи сигнала |
||
ДК до нейтрализатора, неисправность нагревателя |
||
ДК после нейтрализатора, замыкание на "землю" | Проверяют цепи ДК после нейтрализатора, заменяют ДК после нейтрализатора |
|
ДК после нейтрализатора, низкий уровень сигнала |
||
ДК после нейтрализатора, высокий уровень сигнала |
||
ДК после нейтрализатора, обрыв цепи сигнала |
||
ДК после нейтрализатора неисправен |
||
Слишком бедная смесь | Проверяют работу датчиков кислорода, системы топливоподачи, дроссельного узла и т. д. |
|
Слишком богатая смесь |
||
Р0201, Р0202, Р0203, Р0204 | Обрыв цепи управления форсункой 1, 2, 3 и 4 цилиндра соответственно | Проверяют цепи управления неисправных цилиндров, проверяют работу топливоподачи на форсунки, работу форсунок (при необходимости заменяют) |
Р0261, Р0264, Р0267, Р0270 | Замыкание на массу цепи управления форсункой 1, 2, 3, 4 цилиндра соответственно |
|
Р0262, Р0265, Р0268, Р0271 | Замыкание на источник питания цепи управления форсункой 1, 2, 3, 4 цилиндра соответственно |
|
Обнаружены множественные пропуски воспламенения | Проверяют работу датчика положения коленчатого вала (проверяют размер зазора между датчиком и задающего диска на шкиве коленчатого вала) |
|
P0301, P0302, P0303, P0304 | Обнаружены пропуски воспламенения в 1, 2, 3, 4 цилиндре соответственно |
|
Низкий уровень сигнала датчика детонации | Проверяют цепи датчика детонации, заменяют датчик |
|
Высокий уровень сигнала датчика детонации |
||
Нет сигнала от ДПКВ | Проверяют цепи ДПКВ, заменяют датчик |
|
ДПКВ - выход сигнала за допустимый диапазон |
||
ДПКВ - замыкание на "массу" |
||
ДПКВ неисправен |
||
Неисправен датчик положения распределительного вала (ДПРВ) (низкий уровень) | Проверяют цепи ДПРВ, заменяют датчик |
|
Неисправен ДПРВ (высокий уровень) |
||
Эффективность каталитического нейтрализатора ниже допустимого порога | Проверяют состояние нейтрализатора |
|
Цепь управления реле вентилятора 1: обрыв, замыкание на "массу" или на +12 В | Проверяют состояние предохранителей в цепи реле вентилятора и его цепи, реле вентилятора и при необходимости заменяют |
|
Нет сигнала датчика скорости автомобиля | Проверяют цепи датчика скорости, заменяют датчик |
|
Низкие обороты двигателя (РХХ заблокирован) | Проверяют цепи РХХ, дроссельный узел, заменяют РХХ |
|
Высокие обороты двигателя (РХХ заблокирован) |
Код ошибки | Описание кода ошибки (неисправности) | Вероятная неисправность |
Напряжение бортовой сети ниже порога работоспособности системы | Проверяют работу генератора, реле-регулятора, состояние предохранителей |
|
Пониженное напряжение бортовой сети |
||
Повышенное напряжение бортовой сети |
||
Неисправен ЭБУ - ошибка контрольной суммы FLASH-памяти | Проверяют работу контроллера на стенде или меняют его (данные работы производит специалист) |
|
Неисправен ЭБУ - ошибка контрольной суммы внешнего ОЗУ контроллера |
||
Обрыв цепи управления стартером | Проверяют цепи подключения стартера, состояние стартера (при необходимости производится ремонт или частичная, полная его замена) |
|
Замыкание на массу в цепи управления стартером |
||
Замыкание на +12 В цепи управления стартером |
||
Цепь нагревателя ДК до нейтрализатора: обрыв, замыкание на "массу" |
||
или на +12 В | Проверяют цепи ДК до нейтрализатора, заменяют датчик |
|
Цепь управления реле бензонасоса, замыкание на "массу" | Проверяют цепи реле бензонасоса, состояние предохранителя, бензонасос |
|
Цепь управления реле бензонасоса, замыкание на +12 В |
||
Цепь управления РХХ, замыкание на "массу" | Проверяют цепи РХХ, заменяют РХХ |
|
Цепь управления РХХ, обрыв или замыкание на +12 В |
||
Цепь управления реле бензонасоса, обрыв | Проверяют состояние предохранителя бензонасоса, реле и его цепи |
|
Нет положительного ответа или обрыв в цепи иммобилизатора | Проверяют цепи иммобилайзера |
|
Пропадание напряжения питания контроллера | Проверяют состояние предохранителя питания контроллера и его цепей |
|
Датчик неровной дороги, неверный сигнал | Проверяют работу датчика |
|
Электрически перепрограммируемая память, ошибка теста "чтение- запись" | Проверяют работу контроллера на стенде и автомобиле или меняют его |
Одна из часто встречающихся неисправностей - отказ ДПКВ (код неисправности Р0335). Для диагностики этого отказа выполняют следующие действия:
Отключают колодку жгута проводов от датчика положения коленчатого вала;
Включают зажигание, подключают щупы мультиметра к контакту 1 колодки жгута проводов и "массе", при этом прибор должен показать напряжение около 2,5 В. Аналогично проверяют напряжение на контакте 2. При несоответствии или отсутствии напряжения проверяют исправность цепей (обрыв, замыкание на "массу") между контактами колодки жгута проводов ДПКВ и соответствующими контактами контроллера:
После проверки целостности цепей и получения положительных результатов проверяют обмотки датчика положения коленчатого вала - их сопротивление должно быть в пределах 550...750 Ом;
Подключают к клеммам датчика щупы мультиметра (рис. 7), прибор включен в режим измерения переменного тока, подносят несколько раз к торцу датчика стальной стержень отвертки, прибор при этом должен фиксировать кратковременное появление напряжения 30...200 мВ на выходе датчика.
Данная проверка констатирует исправность ДПКВ.
При работе двигателя имеются случайные или множественные пропуски зажигания (воспламенения) - сигнализатор неисправности горит постоянно или мигает (коды неисправностей Р0301, Р0302, Р0303, Р0304)
В первую очередь следует проверить:
Наличие повреждений двигателя (состояние поршневой группы, распределительного вала и т. д.);
Состояние крепления и заземления контроллера;
Работоспособность датчика положения дроссельной заслонки;
Наличие подсоса воздуха в системе впуска воздуха перед датчиком массового расхода воздуха и после него (состояние патрубков, шлангов и их крепление);
Системутопливоподачи;
Катушку зажигания: при проверке исправностей первичной обмотки катушки зажигания следует щупы омметра подключить к клеммам 1-3 катушки (рис. 8), при этом сопротивление должно быть равно 3,9 Ом.
Рис. 8. Схема проверки обмоток катушки зажигания
Для проверки обрывов в высоковольтных обмотках катушки зажигания требуется подключить щупы прибора к клемме 2 и поочередно к высоковольтным выводам катушек (см. рис. 9).
Рис. 9. Схема проверки высоковольтных обмоток катушки зажигания на короткое замыкание на "массу"
У исправной катушки сопротивление этой обмотки должно быть около 15 кОм;
Высоковольтные провода и свечи зажигания (заменой);
Работу датчика детонации: отключают колодку жгута проводов датчика и демонтируют его, после чего подключают щупы мультиметра к контактам датчика, на приборе выставляем режим измерения напряжения переменного тока. Слегка постукивают металлическим предметом, например из алюминия, по головке болта крепления датчика, измеряют напряжение, оно должно быть в пределах 40...250 мВ.
Двигатель не развивает мощности, сигнализатор неисправности загорается хаотично
Данная неисправность может быть, вызвана некачественными контактами, повреждением целостности изоляции и проводов жгута ДМРВ. Проверяют работу датчика при включенном зажигании, заранее отсоединив колодку жгута проводов от датчика. Щупы мультиметра подключают к выводам колодки и измеряют напряжение.
При исправных цепях прибор должен показать следующие значения:
Между контактами 1 и 3 от 5,0 до 5,2 В;
Между контактами 2 и 3 не более 10 В;
Между контактами 3 и 4 от 5,0 до 5,2 В.
Если все напряжения в норме, следует заменить сам датчик.
Во время работы двигателя на холостом ходу диагностируются низкие обороты двигателя (код неисправности Р0506) или высокие обороты двигателя (код неисправности Р0507)
При малых оборотах двигателя проверяют состояние воздушного фильтра (степень его загрязнения), целостность подсоединения и самих шлангов системы вентиляции картера (неисправность не обнаружена).
Проверяют работу регулятора холостого хода. Повышенные обороты двигателя могут быть вызваны отказом РХХ. Зачастую отказ РХХ связан с износом поршневой группы двигателя, попаданием паров масла на конусную иглу, отказом регулятора после продолжительного отсутствия эксплуатации автомобиля (например, в зимнее время), некачественного изготовления самого РХХ.
Для проверки РХХ следует демонтировать регулятор с дроссельного узла, отсоединить колодку жгута проводов от РХХ. Выводы соединителя регулятора промаркированы буквами "А", "В", "С", "D". Включают зажигание и проводят измерения, подключив щупы мультиметра к колодке жгута проводов (рис. 10). Напряжение при измерении должно изменяться в пределах от 0,5 до 12В.
Рис. 10. Схема подключения мультиметра к колодке проводов РХХ
Проверку исправности самого регулятора выполняют с помощью омметра, проверяя сопротивление между выводами "А" и "В" и "С" и "D". У исправного регулятора сопротивление должно быть в пределах от 40 до 80 Ом.
Работу РХХ в составе автомобиля можно также контролировать по показаниям тахометра. На прогретом двигателе поднимают обороты двигателя до 1500 и плавно отпускают педаль акселе-ратора, при этом внимательно сле-дят за показанием стрелки тахометра - она должна плавно, без больших замедлений, пошагово установиться на требуемых показаниях.
Работа с диагностическим прибором
Как правило, диагностика и поиск неисправностей занимают значительно больше времени, чем собственно ремонт. При проведении диагностических работ по отысканию неисправностей наряду с другими приборами и нестандартным оборудованием используется электронный диагностический прибор.
Следует обратить внимание на тот факт, что слепая вера в "компьютерную" диагностику, которая зачастую обнаруживает не причину, а лишь следствие возникшей неисправности, вводит в затруднительное положение даже опытных мастеров.
Диагностическим прибором может быть любое электронное устройство, которое имеет возможность считывания кода неисправности автомобиля. Современные диагностические приборы не только определяют код неисправности, но и подсказывают пользователю конкретный датчик или узел, который требуется проверить.
Диагностический прибор подключают к диагностической колодке автомобиля, которая расположена под крышкой туннеля пола (рис. 11), в непосредственной близости от ручки КПП.
Рис. 11. Расположение диагностической колодки на автомобиле, где 1 - диагностическая колодка, 2 - предохранитель силовой цепи главного реле, 3 - предохранитель силовой цепи реле электробензонасоса, 4 - предохранитель постоянного питания контроллера.
Для проведения диагностических работ на автомобиле также можно использовать и маршрутный бортовой компьютер для автомобилей ВАЗ, имеющий функции считывания кодов ошибок. В качестве примера можно привести маршрутные бортовые компьютеры, предназначенные для автомобилей семейства ВАЗ 2110. Данная конструкция удобна для самостоятельного изготовления нестандартного оборудования.
На рис. 12 показано назначение контактов диагностической колодки. Эти сигналы используют для подключения бортового компьютера (в автомобилях семейства ВАЗ 2110), а на рис. 13 - пример расположения маршрутного бортового компьютера в автомобилях LADA KALINA.
Рис. 12. Назначение контактов диагностической колодки
Рис. 13. Общий вид расположения маршрутного бортового компьютера в автомобилях LADA KALINA
Литература
1. Н. Пчелинцев. "Штатные противоугонные системы автомобилей ВАЗ", "Ремонт и Сервис" 2007, № 8, с. 54-58.
– это наиболее частая неисправность, которая может возникать у Лады Калины. Иногда, нет возможности провести диагностику при помощи подключения . Возникает вопрос: как провести тогда диагностику? Выход есть. Не все знают, но диагностику автомобиля можно провести при помощи приборной панели.
Видео о самодиагостике ЭБУ при помощи панели приборов на Лада Калина:
В видео материалах покажется наглядно, как проводить диагностику Лады Калины при помощи приборной панели, а также присутствуют некоторые разъяснения и рекомендации
Процесс диагностики
Панель приборов, с помощью которой можно провести диагностику
Итак, диагностические операции при помощи приборной панели не сложны и почти каждый автовладелец Калины способен справится с этим самостоятельно. Руководствуясь поэтапной инструкцией расписанной ниже можно проводить диагностику на любом поколении ВАЗ 1117-1119.
Теперь перейдем непосредственно к самому процессу совершения диагностических операций:
- Сбрасываем показатель суточного пробега. Для этого на комбинации приборов присутствует специальная кнопка.
При помощи кнопки суточного пробега сбрасываем показатель
- Не отпускаем кнопку и поворачиваем в положение I.
Вставляем ключ в зажигание и поворачиваем в положение 1
- Если все сделано правильно, то все стрелки на комбинации приборов начнут двигаться от изначального положения (нулевых показателей) до конечных.
Стрелки приборов двигаются от начала до конечной контрольной точки
- Используя кнопку, на рукоятке переключения дворников, переключаем экран информации.
- В первую очередь, проверяется на работоспособность тахометр, и датчики.
- Во втором случае, на экране отобразится версия программного обеспечения. Зачастую, как показывает практика – это версия 3.0 или 3.2.
На экране панели приборов показана версия ПО (в данном случае UEr 3.0)
- В третьем случае, вылезут коды ошибок, которые присутствую в ЭБУ.
Ошибки, которые получены в процессе диагностики. На фото 6 8 и 4 ошибки.
- Теперь дадим расшифровку ошибок, которые могут выскочить на экране приборной панели:
Расшифровка показаний панели приборов
2
- напряжение бортовой сети превышает норму;
3
- обнаружена ошибка датчика уровня топлива. Возникает в случае, если в течение 20с наблюдается обрыв цепи датчика.
4
- возникла ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости. Появляется, если в течении 30 секунд обнаружен обрыв в цепи.
5
- в автомобиле обнаружена ошибка датчика наружной температуры. Если в течении 20секунд отсутствуют показания датчика, появляется «-С»);
6
- обнаружен ;
7
- аварийное давление масла;
8
- ошибка, либо неисправность тормозной системы;
9
- низкий заряд аккумуляторной батареи;
Е - определение ошибки в пакете данных, заложенном в EEPROM.
Теперь останется сопоставить все ошибки, которые выскочили на экране с теми, что указаны выше.
Выводы
Как показывает практика, провести диагностику Лады Калины при помощи приборной панели достаточно легко и просто. Для этого не требуется специального инструмента или навыков. Стоит отметить, что по опыту многих автовладельцев, не всегда можно полностью диагностировать все , поскольку износ и обрыв некоторых контактных соединений могут трактоваться ЭБУ по-своему.
Коды ошибок бортового компьютера и режим диагностики панели приборов
На приведенном выше ролике доступным языком объяснено, каким образом можно запускать так называемый режим тестирования комбинации приборов Калины, а также смотреть на текущие ошибки бортового компьютера, которые сохранились в памяти.
Что касаемо расшифровки этих ошибок, то для Калины, впрочем, как и для остальных инжекторных переднеприводных автомобилей ВАЗ, то они будут приведены полным списком ниже:
- 2 - напряжение бортовой сети автомобиля выше нормы
- 3 - ошибка ДУТ. Обычно она возникает в том случае, если более 20 секунд был сигнал об обрыве цепи на датчике уровня топлива
- 4 - самая распространенная ошибка датчика охлаждающей жидкости
- 5 - проблемы с наружной температурой, то есть с самим датчиком
- 6 - возникает при критической температуре двигателя. Заносится в память в том случае, когда срабатывает звуковой сигнализатор перегрева
- 7 - низкое давление системы смазки
- 8 - проблемы тормозной системы. Может зафиксироваться в том случае, если частенько загоралась лампа недостаточного уровня тормозной жидкости
- 9 - полный разряд аккумуляторной батареи
Что касаемо моей Калины, то у меня было записано в память 3 ошибки: 4, 6 и 8. С первой все понятно, загорается даже на новых авто, непонятно, правда почему. Вторая возникла, когда в сильную жару пришлось плестись за грейдером во время ремонтных работ. Благо, что быстро удалось вырваться из этой «пробки» и практически мгновенно остудить мотор до нормальной температуры. По поводу последней тоже писал, так как у меня была проблема с поплавком и лампочка частенько горела, будто не было жидкости.
Остальных ошибок, перечисленных выше, к счастью на моей Калине не было. Сбросить показания очень просто, опять же нажав на кнопку суточного пробега.
Разумеется, что многие владельцы знают об этих режимах комбинации приборов. Но все же не будет лишним перед покупкой нового автомобиля протестировать БК. Вдруг вы там увидите что-то интересное, к примеру о давлении масла или же перегреве двигателя.
Ниже будут приведены фото в виде таблицы с основными неисправностями в случае установки дополнительного бортового компьютера, например такого, как ШТАТ.
Диагностические коды контроллеров Bosch и Январь под Евро 2
Коды ошибок под Евро 3
Список материалов по этой же теме
Подробное описание установки и порядок подключения проводки бортового компьютера Штат X-5 M для Лады Калины. Руководство снабжено фотографиями данной процедурыНа наглядном примере показаны все функции и возможности заводского бортового компьютера, который устанавливают на Ладу Калину. Детальное описание с фотографиями.
здравствуйте такая у меня проблема за пустил двигатель работает все хорошо начинаю трогаться ачинает тройть глуши мотораз запуская двигатель все норм проехал не много опять за трилогии глуши двигатель и снова запускаю опять норм
Всем привет! Нужен совет профессионала для Лады Калины 1119. вставляю ключ в замок зажигания, проворачиваю издает странные писки, завожу работает 2-3 секунды и глохнет. Раньше таких звуков не было, в чем причина? Спасибо
у меня проблема:
1. не показывает температура
2. спидометр выше 20км/час не подымается
3. горит датчик ЭУР и руль тяжелый с места,местами отпускает, недавно заменил датчик скорости и масло в коробке, не очень помогло.
4. уровень топлива в баке застряло в середине, не загорается лампочка малого уровня топлива
5. показывает расход топлива 19.9 л /100км всё время местами отпускает до 18-17-максимум до 12 л /100км
вроде всё что делать.
на полдня снимал клмеммы с АКБ соединял их между собой вроде на полдня сработало расход топлива меньше стало на полбака показало что можно 250 км проехать. потом опять всё исчезло. вчера проехал на полный бак 70 км и заправился влезло 30л. т.е. расход 40л/100км. вообще обнаглел. что делать? заправился полный бак. показал что бензина хватает на 177км. копец. прошу совета. счс опять клеммы отсединил и соединил между собой и оставил на полддня. незнаю на сколько поможеть.
Привет Калино-блог! А что такое модуль зажигания? если это ЭБУ (контролер)-надо менять= то он стоит 8000 руб,если в нем менять транзистор для этого цилиндра-то это стоит-1500руб-но я проверял это ЭБУ -говорят что все 4 транзистора в норме,а если всю цепочку сигнала-от датчика+мозги+свеча,то без приборов не сделаешь. 7
Да подскажи если вдруг придется покупать новый Контролер (ЭБУ) то его бязательно нужно «приживать» -прошивать к этой машине -если да,то как это делается.
Здравствуйте уважаемые. Менял топливный фильтр..давление стравливал через снятие клеммы бензонасоса. После всех процедур не стал работать бензомер на доске приборов. После теста доски выдало ошибку 3489..все подтер. но 3 вылезает. Предположительно.что обрыв цепи датчика.скорей всего клемма.ведь больше ничего не трогал.Пошевелил клемму-результатов нет. Может у кого был такой дефект подскажите куда залезать.
всем привет, у меня такая проблема, машина перестала заводится горит ошыбка, на диагностике показало что датчик коленвала. датчик поменял машына завелась но достигнула температуры 30 и сново заглохла опять ишибка датчика коленвала. потскажыте что это может быть. машына Калина 19. зарание спасибо.
возможно глюк самой приборки, но так как сам не сталкивался, с уверенностью сказать пока не могу..-(
При проблеме с переключением маршрутного компьютера на панелях VDO,в 90% нормально не пропаяна резисторная сборка, лечится пропаиванием и забываем об этом. Кому интересно вопросы на почту…Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. опишу подробно и скину фото.незнаю как тут выложить фото
у меня вылезли такие ошибки 3 4 5 7 8 подскажите поподробнее про ошибке 7 и 8
эти ошибки появились в в тот момент, когда сработал сигнализатор неисправности тормозной системы и аварийного давления масла. Проще говоря, возможно у вас когда-то было мало жидкости и приборка высветила значок (!) - недостаточный уровень тормозной жидкости, и лампочка горела пару секунд до срабатывания пищалки. Тоже самое касается и аварийного давления масла. Скорее всего при замене масла, после первого пуска лампочка давления горела слишком долго и также сработал звуковой сигнал приборки, который подал импульс на комп, и тот в свою очередь запомнил эту ошибку! Все выше-написанное Проверено на личном опыте!
У меня еще загорается чек а потом сам по себе гаснет машина ведет себя нормально только вроде не большая вибрация появилась свечи поменял не чего не изменилось. Вот хочу поставить бортовой комп ШТАТ Калина XD подскажите стоит ли его ставить или все таки на диагностику ездить
Приветствую! Глючит ЖК индикатор в комбинации приборов. Общий и суточный пробег, работает нормально, показания пробегов переключается тоже нормально. Все остальное ведет странно себя. Началось с того, что сами по-себе стали переключаться режимы. То часы, то температура, то расход. Затем, вдруг стали часы бежать-настраиваться сами. В итоге: стоят часы, которые ни настроить, ни сменить функцию просто невозможно. Ручку переключения менял - не помогло. Где копать? Спасибо.
у меня та же проблема… Вы случайно не нашли решение.
А у меня пишет 34 без пробела,или так бывает?
Здравствуйте,не подскажите ли вы я просмотрел видио диагностика панели приборов Калины я точно также сделал у меня высветило ошибку№4 я питался обнулить но у меня оно не обнулилось я уже глушил машину ошибка не убиралось. Подскажите что мне делать.
Всем привет. У меня проблема с иммобилизатором. При включении зажигания моргает чек и стартер не включается. Приходиться повторять все заново. В чем проблема и как ее устранить.
Здравствуйте! Помогите советом. Проблема в следующем:
Примерно месяц-полтора, ну может два, стал глючить ЖК индикатор в комбинации приборов. Верхняя часть ЖКИ, там где общий и суточный пробег, работает нормально, показания пробегов переключается тоже нормально. А вот нижняя часть, там где показывается время, температура, средняя и моментальная скорость, расход и запас топлива и пр. стала чудить. На нажатие на нижнюю часть кнопки в торце подрулевого переключателя, ЖКИ никак не реагировал, т.е. не переключался. А при нажатии на верхнюю часть, ЖКИ переключался на следующую позицию, но, как мне показалось, на ту, на которую он должен бы переключиться при нажатии на нижнюю часть кнопки. И находился на этой позиции до тех пор, пока держишь нажатой верхнюю часть кнопки. При отпускании верхней части кнопки ЖКИ возвращался опять в первоначальную позицию.
Т.е например, ЖКИ показывает температуру. Нажимаю на низ кнопки - никакой реакции. Нажимаю на верх кнопки - ЖКИ переключается с температуры на время. Отпускаю кнопку - ЖКИ возвращается опять на температуру.
Но периодически ЖКИ начинал работать нормально, т.е. переключался нормально как при нажатии на верх кнопки подрулевика, так и на низ.
http://ladakalinablog.ru
Коды ошибок, которые регистрируются запоминающим устройством модуля управления двигателем в качестве ошибок, принадлежат к определенному типу диагностической информации. Толкование кодов полезно знать любому владельцу, в том числе и обладателю Лада Калина.
Посредством этих зашифрованных информационных единиц осуществляется процесс самодиагностики всех бортовых электронных узлов в автомобиле. Это весьма полезно, поскольку обеспечивается возможность выявления неисправности до наступления критической поломки компонента системы.
Как устроен комплекс самодиагностики?
Эта система самостоятельно регулируется в автоматическом режиме. В ее структурный состав включены несколько электронных устройств. По импульсам датчиков в память ЭБУ стекается разнообразная информация, среди которой присутствуют неисправности Они представлены в виде обозначенных кодов неисправностей. Производители автомобилей не являются сторонниками того, что владельцы склоняются к самостоятельному обслуживанию электронных систем машин, поэтому стремятся не разглашать значения кодов. Здесь прослеживается благородный мотив разработчиков, ведь они понимают, что таким образом мошенники могут воспользоваться ситуацией и изменить настройки электронного модуля, например, уменьшить показания одометра перед продажей авто Лада Калина и пр.
Такая ситуация заставляет производителя и дилеров склонять владельцев к обслуживанию системы самодиагностики в условиях специализированных сервисов.
Особо важным компонентом данной системы является бортовой контроллер. С его помощью собранная от датчиков информация подвергается обработке и выдаче на дисплей. Лада Калина не обладает таким устройством, что лишает владельца возможности визуально считывать информацию касаемо поломок. Здесь на помощь приходит сканирующее оборудование. Благодаря нему, происходит самодиагностика.
Диагностирование с применением приборной панели
Владельцу рассматриваемой нами российской модели желательно помнить все коды ошибок, которые периодически могут возникать в системе. Кроме этого, рекомендуется научиться самостоятельно выполнять диагностирование приборной панели. Она призвана отражать коды ошибок, возникающие в электронных компонентах Лада Калина.
Для запуска процесса диагностики потребуется нажать кнопку, которой фиксируется величина суточного пробега. Удерживая ее, включаем зажигание поворотом соответствующего ключа. Если данная манипуляция исполнена корректно, то стрелки на шкалах спидометра, тахометра и вспомогательных индикаторов начнут движение по круговой траектории, перемещаясь от начального к конечному положению.
По завершении данного перемещения стрелок владельцу потребуется переключить экран в другой режим. Это поможет осуществить специальная кнопка, присутствующая на переключателе дворников под рулем. Нажатие воспроизводит картинку с показателями работоспособности широкого перечня подвластных ЭБУ приборов. Также здесь высвечивается версия программного софта комплекса — самодиагностика.
Вслед за троекратным обновлением информации на приборке появляются сами коды ошибок, выраженные в цифровом виде.
Рассмотрим перечень ошибок по номерам:
- №2 – ошибка свидетельствует о присутствии факта отклонения показателя напряжения в бортовой сети от номинального параметра;
- №3 – «говорит» о вышедшем из строя датчике топливного уровня в баке;
- №4 – так называемая ошибка 4 активируется, если в цепи датчика температуры антифриза в охлаждающем контуре произошел разрыв или же сам компонент пришел в негодность;
- №5 – указывает на поломку датчика забортной температуры;
- №6 — подтверждает факт перегрева мотора;
- №7 – констатирует критически малый уровень давления масла в соответствующем контуре мотора;
- №8 – ошибка 8 на нерабочие тормозные узлы автомобиля;
- №9 – подтверждает факт разрядки АКБ.
Отдельного внимания заслужил символ «Е», который указывает на присутствие ошибок, заложенных в «EEPROM». Каждая неисправность, в том числе ошибка 4 и ошибка 8, требуют внимания со стороны владельца авто.
Как диагностировать и сбросить коды ошибок?
Помимо панели приборов, в Лада Калина можно диагностировать контроллер, следящий за функционированием определенного электронного узла автомобиля LADA Kalina. К примеру, контроллер «Bosch-ME-7.9.7» способен информировать о присутствии ошибки двигателя. Расшифровать значения кодов помогут справочники или специальная программа. Механики помнят интерпретацию всех кодов наизусть, а вот начинающим и испытывающим подобное желание владельцам только предстоит ступить на тропу диагноста-любителя.
Конкретнее о некоторых примерах кодов:
- ошибка «0441» свидетельствует о неисправности кислородного датчика;
- код «1602» подскажет о пропаже напряжения в контуре питания ЭБУ;
- ошибка «0363» проинформирует о поломке катушки.
Характер автономного диагностического модуля таков, что поломка конкретно взятой детали не отображается, а локализуется определенный участок, в котором владельцу необходимо решить имеющиеся проблемы посредством более точных диагностических мер и последующего ремонта. Многим автовладельцам пригодится таблица кодов и их расшифровка.
Например, когда отобразилась ошибка «0504», то это только намекает на неисправности в тормозной системе. Что конкретно вышло из строя, владелец узнает, если выполнит тщательную ревизию тормозного контура. Это справедливо и для иных систем и узлов.
Ошибка «0343». Расшифровка показывает, что датчик, отвечающий за корректность сигнала в цепи фаз, завышает показания. Чтобы выяснить причины, побуждающие датчик функционировать в таком режиме, потребуется выполнить ручное диагностирование.
Самодиагностика призвана облегчить участь владельца LADA Kalina в поиске неисправностей, поскольку позволяет сфокусировать подозрения на определенных направлениях действий, экономя время. К примеру, проблему сцепления высветит ошибка «0830». Ее расшифровка приведена в таблице.
Отметим, что коды ошибок способны изменять свои значения при смене программного софта ЭБУ. Это заставляет владельца обзавестись актуальной таблицей, позволяющей избежать путаницы.
Как сбросить ошибки?
По завершении самодиагностики требуется осуществить сброс ошибок. Как произвести данное действие, можно узнать в соответствующей рекомендации изготовителя авто. На практике установлено, что процедура сброса идентична манипуляциям по запуску новой проверки системы. Здесь происходит обнуление контроллеров и сам сброс, что обеспечивается специальными программными инструментами присутствующего в ЭБУ софта. Процедура также выполняется во время очередного сервисного обслуживания в случае появления характерных неисправностей. К примеру, с надоедливым постоянством может высвечиваться код «0171», свидетельствующий о низкокачественном топливе в одноименной системе автомобиля LADA Kalina. Это должно насторожить владельца в плане смены места заправки. Также распространенными ошибками владельцы считают: «1545», «0422» и «1426».
В завершении
Если после процедуры сброса данные коды ошибок вновь проявляют свое присутствие, то рекомендуется обратиться к специалисту для более тщательного диагностирования бортового электронного комплекса LADA Kalina. Это позволит сберечь не только нервы владельца, но обеспечить квалифицированный подход к устранению неисправностей, не усугубляя ситуацию «самодеятельностью».