Внимательная разборка незнакомых узлов и агрегатов – залог беспроблемной сборки. На практике не всегда получается уследить за всеми тонкостями и нюансами. К счастью, нельзя назвать чрезмерно сложным узлом, поэтому, прочитав нашу статью и посмотрев прилагающиеся видео, вы будете знать, как собрать внутренний ШРУС.
Виды
В современных автомобилях для внутренних ШРУСов используется всего 2 вида конструкции.
Рцеппа
В качестве примера возьмем внутренний шарнир равно угловых скоростей VW Transporter T4. Для того чтобы собрать шариковый ШРУС, вам нужно:
- зафиксировать приводной вал в тисках;
- одеть на вал пыльник с металлическим щитом;
- установить ограничивающее кольцо;
- корпус с сепаратором и внутренней обоймой можно собрать отдельно. Необходимо одеть сепаратор на обойму и поместить ее внутрь корпуса. Затем, выворачивая обойму и сепаратор, закладывать по одному шарику. На видео показан процесс сборки зафиксированного в тисках ШРУСа. Изначально на приводной вал одевается обойма, сепаратор и корпус. Затем, также как и в предыдущем случае, поочередно в пазы вставляются шарики.
Трипод
Собрать ШРУС триподного типа гораздо легче. Вам всего лишь необходимо:
- заранее установить на приводной вал пыльник;
- одеть на шлицы шарнир с роликами;
- зафиксировать шарнир, установив стопорное кольцо (на приводном валу для него имеется проточка);
- обильно смазать все трущиеся пары;
- установить корпус;
- зафиксировать пыльники;
- вручную разработать механизм, сделав несколько оборотов в разные стороны.
Для наглядного представления предлагаем посмотреть видео сборки наружного и внутреннего ШРУСов.
Важные моменты при замене
Полезные советы, которые не только помогут собрать внутренний ШРУС правильно, но и продлить жизнь шарнирам равно угловых скоростей в целом.
Сжимать и разжимать стопорные кольца удобнее всего специальными щипцами. Без них сборка и разборка может потребовать больше времени и нервов.
Всем привет! Появилась у меня идея сделать вот такие штопоры и я её реализовал. Не просто штопоры, а штопоры из сепаратора автомобильного ШРУСа. Собственно, он тут в роли рукоятки.
Не буду расписывать, что такое ШРУС, но без него авто уже не поедет. Со своей машины не снимайте. Попросите лучше у соседа)). А если серьезно, то многие мастерские отдают такие штуки, т.к. они уже не нужны.
ШРУС разбирается, вынимаются его потроха и вперед на очистку. Чем-то рыбу напоминает сейчас)). Сам сепаратор перекочевал в штопор в практически первозданном виде.
Теперь спираль штопора. Она кованная. Из так называемой пружинной стали. А проще говоря, греем пружину в горне. Затем делаем из неё прямую и отрезаем кусок нужной длины. Далее этот отрезок формируем в спираль для штопора.
Предпоследний этап — сварка. Свариваем воедино сепаратор и спираль. Снова чистка, шлифовка.
Заключительный этап, почти как вишенка на торте, — винная пробка! Загоняем ее в рукоятку штопора, и он готов!
На других фотографиях штопор сделан по той же технологии, но рукояткой служит кусок промвала. Каких только деталей не отваливается от машин…
Лично для меня самое сложное в этом всем процессе — это закручивать спираль в нужную сторону. С этим беда. Сколько раз я крутил ее не туда, просто не счесть!
P.S. Каждый из штопоров полностью рабочий, поскольку, считаю, глупо делать штопор, не способный справится со своими обязанностями. Проверено:-).
Саша Новиков,
мастерская А. Новикова.
На переднеприводных автомобилях имеется такая деталь в приводе, как ШРУС - это Он обеспечивает передачу крутящего момента из трансмиссии к ведущим колесам. Автолюбители называют эту деталь «граната». ШРУСов в автомобиле два. Это наружный и внутренний. Поговорим о наружной гранате.
Устройство
Для тех, кто только сел за руль и приобрел переднеприводное авто, эта информация будет очень полезной. Зачастую новички практически незнакомы с устройством автомобиля и не могут правильно диагностировать неполадки. Попробуем восполнить этот пробел. Наружная граната, или ШРУС, установлена на полуоси. Элемент представляет собой вал со стопорными кольцами, которые удерживают шарниры. ШРУСы работают в тяжелых условиях и для защиты и долговечности укомплектованы пыльниками.
Наружный шарнир соединен с передним колесом через шлицевое соединение. Удерживает его на колесе ступичная гайка. На другом конце полуоси находится внутренний шарнир, который закреплен на КПП и находится в зацеплении с дифференциалом.
Что касается непосредственно самого ШРУСа, то на большинстве переднеприводных авто используется так называемый шарнир «Рцеппа», или шестишариковый шарнир. Он имеет наружную и внутреннюю обоймы с канавками, в которых ходят шарики. Также в устройстве имеется сепаратор. Шарнир такого типа отлично себя показывает даже на очень высоких оборотах и максимально повернутых колесах в какую-либо сторону.
Существует и еще один вид ШРУСов. Он чаще устанавливается на японских и европейских авто. Это так называемый трипод. В его корпусе неподвижно установлена деталь в виде трехлучевой звезды, на которой смонтированы ролики. Шарнир получает крутящий момент через вилку со сферическими каналами, в которых перемещаются ролики. Данная конструкция хороша со всех сторон, но единственный недостаток - небольшой угол изменения оси вращения. Но сама возможность осевого перемещения позволяет использовать трипод в качестве шарнира равных угловых скоростей.
Внутренний ШРУС работает, когда угол поворота одного из ведущих колес составляет от 10 до 30 градусов. На такой же угол повернута и наружная граната при движении прямо. Когда водитель крутит руль, и автомобиль поворачивается, угол наружного шарнира вырастает вплоть до 60 градусов. Когда автомобиль движется по неровностям, то расстояние от наружного ШРУСа до внутреннего практически постоянно меняется. Полуось, находящаяся между двух шарниров, закреплена так, чтобы при изменении расстояний вал двигался внутрь либо наружу. Полуоси, где с одной стороны - шарнир «Рцеппа», а с другой - трипод, дорогие в изготовлении. Поэтому на бюджетных моделях с обоих сторон на полуоси установлены шарниры «Рцеппа».
Типичные неисправности
Есть мнение, что наружная граната - это очень надежный и долговечный элемент во всей машине. Ресурс ШРУСов может очень заметно превысить ресурс всех прочих элементов при условиях нормальной эксплуатации. Каких-либо серьезных проблем с шарнирами не случается. Обычно все неисправности связаны с нарушением нормальной их эксплуатации.
Как мы знаем, внутри шарнира имеются шарики и каналами для них. Под воздействием пыли, грязи, воды каналы и шары интенсивно изнашиваться. ШРУС защищен резиновым пыльником, закрепленным на полуоси при помощи специальных хомутов.
Любые неисправности связаны с дефектами пыльника и попаданием в узел песка, грязи, воды. Это приводит к коррозии и интенсивному износу. В этом случае поможет замена. Цена гранаты разная. К примеру, на «десятку» он стоит порядка 1100-1300 рублей.
Признаки неисправностей
Если граната (ШРУС) неисправна, то это можно определить по характерному хрусту при движении на вывернутых колесах. Хруст будет не во время непосредственно поворота руля, а в процессе поворота автомобиля в одну или другую сторону. Также звук может быть слышен при начале движения, особенно при резких стартах.
Причины неисправностей
Так, нередко случается, что в продаже имеется дефектная бракованная наружная граната ВАЗа (чаще китайского производства). Все дело в низком качестве металла. Также можно выделить нарушение правил монтажа в процессе замены. ШРУС быстро придет в негодность, если в нем недостаточное количество или же полное отсутствие смазки. Смазочный материал может вытечь из узла, если поврежден пыльник в процессе движения машины.
Нередко к выходу из строя шарниров приводит неаккуратная езда по плохим дорогам. ШРУСы не любят ударов и плохих ухабистых дорог. Ну и, наконец, можно выделить естественный износ, когда шарнир “умирает” сам по себе из-за возраста.
Диагностика
Вначале нужно попытаться определить, хрустит ли внешняя граната. Автомобиль должен стоять без движения. По очереди дергают полуось с каждой из сторон. Если есть стук, значит в гранате есть люфт. Такой шарнир нужно менять. Еще один способ потребует демонтажа и разборки узла - неисправность можно выявить и таким образом.
Далее автомобиль должен двигаться по ровной дороге. Чтобы выяснить, какой именно шарнир вышел из строя, выворачивают руль до конца вправо, а затем влево. Если есть хруст после поворота вправо, значит, нужна замена наружной гранаты правой. Если хрустит после поворота влево, тогда менять нужно левую.
Ремонт
Для начала необходимо добраться до гранаты. Для этого нужно сорвать колесные болты и ступичную гайку. Затем колесо снимается полностью, а после откручивается ступичная гайка. Далее с вала снимается стопорное кольца. Затем - тормозной суппорт. Далее откручивают болты крепления привода, выпрессовывают шаровую опору. Теперь можно полностью снять ступицу и получить прямой доступ к внешней гранате. Она снимается и разбирается.
Если на элементах шарнира имеются следы износа, то граната меняется полностью. Впрочем, по карману это особо не ударит, Так, например, цена гранаты на ВАЗ в среднем составляет 1200 рублей. Если имеется износ только на шариках, то они продаются отдельно в автомагазинах по низким ценам. Самое главное - подобрать шары нужного размера. Если изношен сепаратор, то шарнир можно отремонтировать заменой сепаратора или перестановкой гранаты ШРУС.
В первом варианте достаточно приобрести ремонтный комплект для ремонта или подобрать подходящий сепаратор на одной из разборок. Главное, чтобы износ новой детали был меньшим. Второй способ - это перестановка ШРУСов с правой и левой полуоси на другую сторону. Дело в том, что сепаратор имеет неравномерный износ. При другом направлении вращения будут работать неизношенные части.
Замена
Не все знают, как поменять ШРУС. На самом деле меняется он достаточно просто. Взамен снятого на полуось устанавливают новый узел, набивают смазку и собирают в обратном порядке.
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), который обычно называют просто «граната», выполняет важную функцию и является важнейшим узлом автомобиля. ШРУС передает крутящий момент от коробки передач к ведущим колесам, задавая при этом направление движения. То есть помимо вращения вокруг оси, ШРУС должен иметь возможность поворачиваться, обычно угол поворота ограничен 70 градусами.
Исходя из назначения ШРУСа, можно сделать вывод о том, что его используют в автомобилях с полным и передним приводом (то есть в тех, у которых ведущие колеса задают направление движения).
Подавляющее большинство современных автомобилей имеет передний либо полный привод, поэтому понимать конструкцию ШРУСов и их возможные неисправности будет полезно каждому автовладельцу. Далее, в статье мы кратко опишем устройство привода ШРУС, а также наиболее частые его неисправности и их причины.
Конструкция ШРУСа
Прежде чем начинать какие-либо ремонтные работы или пытаться диагностировать проблему, нужно отчетливо представлять, с чем вы имеете дело. Поэтому ниже вы увидите фотографию привода ШРУС, на которой подписаны его элементы и их названия:
Для полноценного представления о строении элементов привода, ниже вы увидите его изображение в разрезе:
Возможные неисправности
Данный узел является очень надежным: при нормальных условия эксплуатации срок его службы может превысить срок службы остальных элементов автомобиля. Однако попадание небольшого количества пыли, грязи или воды внутрь шарнира многократно увеличивает трение в шарнире, тем самым увеличивая его износ и приближая выход из строя. По причине своей важности для нормальной работы автомобиля ШРУСы хорошо защищены специальными «защитными чехлами» - пыльниками. Они обеспечивают шарниру надежную защиту от пыли и грязи, а также полную герметичность. Обычно пыльники выполнены из плотной резины или пластмассы и закреплены на валу привода при помощи хомутов. К слову, обычно хомуты для пыльников имеют немного непривычный внешний вид. На фото ниже вы можете увидеть хомуты на пыльники, специальное приспособление для их затяжки и сам процесс затяжки:
Одна из основных причин неисправностей ШРУСов связана как раз с попаданием грязи или воды через повреждения в пыльнике.
Если случилось так, что у вас оказался поврежден пыльник и в шарнир попала грязь, необходимо сразу же провести его осмотр и последующую очистку (по необходимости - ремонт). Для этого нужно снять привод, промыть все его элементы. Далее, убедитесь, что в элементах отсутствует чрезмерный износ и установите их обратно, предварительно набив ШРУС свежей смазкой.Важно! Обязательно замените или отремонтируйте поврежденный пыльник.
Ремонт повреждённого пыльника можно произвести с помощью обычной заплатки для шин и герметика. Также вы можете использовать метод ремонта, как на видео ниже:
Внешний ШРУС
Обнаружить возможные неисправности во внешнем (наружном) ШРУСе можно двумя способами:
- визуально обнаружить нарушение целостности и герметичности пыльника: трещины, изломы, следы смазки снаружи;
- по характерным звукам (характерные треск, хруст) при повороте руля, вхождение в поворот и т. д.
Если вы разобрали наружный ШРУС и обнаружили износ одного из его компонентов, то есть возможность значительно продлить срок жизни шарнира без его замены. В первую очередь если вы обнаружили износ сепаратора в местах контакта с шариками, то нет смысла паниковать. Тела качения устанавливаются в него с зазором, причем значительным, так что выработка в местах контакта совершенно неопасна. Другое дело, если износ появился на самих телах качения либо в другом месте сепаратора.
Если изношены только тела качения, то их ремонт не представляется возможным. Зато найти такие же на ближайшем авторазборе, авторынке или автомагазине не составит труда. Главное, подобрать шарики нужного диаметра.
Если же изношен сепаратор, то существует два основных способа ремонта:
- заменить весь наружный ШРУС;
- заменить сепаратор;
- поменять ШРУСы местами.
Первый способ более простой и наиболее предпочтительный, хотя он и окажется дороже, чем второй. О том, как правильно заменять наружный ШРУС написано очень много статей и снято много видеоуроков. Особенностей и тонкостей, связанных с каждой конкретной моделью автомобиля, может быть много.
Второй способ заключается в приобретение ремонтного комплекта (которые выпускаются в основном для отечественных автомобилей) или найти на разборе наружный ШРУС для вашего автомобиля, снять оттуда сепаратор и установить в старый ШРУС. Естественно, прежде чем установить б/у сепаратор, необходимо убедиться в отсутствии видимых следов износа. Далее, погрузите его в преобразователь ржавчины, если на нем есть хоть какие-то следы коррозии. Нелишним будет после этого зачистить его наждачной бумагой.
Суть третьего способа ремонта заключается в перестановке гранат левой и правой полуосей местами. Это поможет, потому что изменится направление вращения тел качения (будут задействованные неизношенные участки). Однако это приведет к появлению хруста при движении задним ходом.
Еще один «хитрый» способ, позволяющий не тратиться на приобретение всего ШРУСа или его комплектующих. Однако «отремонтировать» таким способом получится не каждый автомобиль. Его суть в том, чтобы заменить сепаратор внешней обоймы на сепаратор внутренней обоймы. Здесь, само собой, два условия:
- Во-первых, сепараторы должны быть идентичны друг другу.
- Во-вторых, износ наружных не должен быть слишком сильным, а внутренние (в идеале) должны почти не иметь износа.
Так как данные два условия выполняются не на всех моделях автомобилей, поэтому и произвести такой ремонт можно не на любом авто.
Внутренний ШРУС
Внутренний ШРУС так же, как и внешний снаружи защищен пыльником. Соответственно, при нарушении его целостности в шарнир попадает грязь и вода, что приводит к его выходу из строя. Методы ремонта внутренних ШРУСов в данной ситуации не отличаются от ремонта внешних: их необходимо промыть, заменить смазку и заменить поврежденный пыльник.
Еще одной основной проблемой внутренних ШРУСов являются люфты вала привода со стороны коробки передач. Визуально различие между «нормальным» состоянием и люфтом видно на видео ниже:
Следует различать два типа люфтов внутреннего ШРУСа:
- непосредственно во внутреннем шарнире;
- в соединение привода и дифференциала.
Так как визуально определить наличие люфтов невозможно, а регулярно залезать под автомобиль и «шатать» внутреннюю гранату будет далеко не каждый автовладелец, необходимо уметь определять их иначе.Наиболее действенным способом понять, что во внутреннем ШРУСе появились люфты - понаблюдать за поведением автомобиля на скорости. Разгоните машину приблизительно до 80-90 км/ч и понаблюдайте, появляется ли на такой скорости биение руля и вибрации по кузову. Особенно обратите внимание на вибрации передней панели, в частности, в районе педалей.
Важно! Разгонитесь до данной скорости, а затем продолжайте движение, не меняя скорости.
Если вы обнаружили вибрации, то разгоните машину еще. Теперь скорость должна быть в районе 100-110 км/ч. При пропадании вибраций после разгона, можно сделать вывод, что люфты во внутренней гранате присутствуют. Необходимо как можно скорее снять ее и убедиться в этом. Если у вас возникли сложности при снятии привода ШРУС, то воспользуйтесь следующей видеоинструкцией:
Причиной люфтов в гранате чаще всего является износ шлицевого соединения вала и трипода. Если износ небольшой, то существует несложный метод ремонта такой неисправности. Итак, прежде всего, необходимо отчистить все элементы от грязи и смазки. В этом вам помогут растворы моющих средств с водой и бензин или керосин. После того как вы отчистили все элементы, посмотрите на шлицевое соединение. Если обнаружите на них коррозию - обработайте их надфилем.
То же самое проделайте со шлицами на валу. Для того чтобы полностью избавиться от следов коррозии, поместите валы и звездочки в преобразователь ржавчины. Далее, высушите детали и обработайте их обезжиривателем. Потом произведите сборку всех элементов на вал, исключая звездочки. Прежде чем это сделать, нанесите на вал и звездочку средство Loctite 648. Оно является своеобразным «клеем» для подобных соединений.
Надевайте звездочки на вал, покрутите их немного, чтобы они полностью вошли в зацепление. Теперь оставьте всю конструкцию в неподвижном состоянии на 10 минут. После чего можно окончательно собрать привод и установить его обратно на автомобиль. Такой ремонт позволит полностью исключить люфты в шлицевом соединении.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются автомобилисты - повреждение трипоида. Вообще, существуют ремонтные комплекты для внутреннего ШРУСа, которые сэкономят вам много времени. Правда, и обойдутся они недешево. Если вы не хотите тратиться, то можете воспользоваться следующим способом ремонта внутреннего ШРУСа: