Современные европейские дизель-генераторы, работающие на дизельном топливе, разрабатываются с учетом высоких европейских норм и стандартов, предъявляемых к качеству горючего. Поэтому все импортные дизельные электростанции требовательны к качественному составу топлива. Заправка дизель-генератора некачественным топливом, не отвечающим Евро стандартам, приводит к выходу из строя топливной системы электростанции, двигателя и дорогостоящему ремонту.
Основные характеристики дизельного топлива.
На территории Российской Федерации согласно ГОСТ 305-82 вырабатывается дизельное топливо четырех марок:
þ
«Л» - летнее, применяется при температуре окружающей среды выше 0 о Сo
температура помутнения: - 5 о Сo
температура застывания: - 10 о Сþ
«З» (-20 о С) - зимнее, применяется при температуре окружающей среды ниже:- 20 о Сo
температура помутнения: - 25 о Сo
температура застывания: - 35 о Сo
содержание серы не превышает 0,2 %þ
«З» (-30 о С) - зимнее, применяется при температуре окружающей среды ниже: - 30 о Сo
температура помутнения: - 35 о Сo
температура застывания: - 45 о Сo
содержание серы не превышает 0,5 %þ
«А» - арктическое, применяется при температуре окружающей среды ниже: - 50 о Сo
содержание серы не превышает 0,4 %Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:
þ
цетановое число, определяет высокие мощностные и экономические показатели работы двигателяþ
фракционный состав, определяет дымность, полноту сгорания и токсичность отработавших газов двигателяþ
вязкость и плотность, обеспечивают нормальную подачу топлива, распыление в камере сгорания и работоспособность фильтрования топливной системыþ
низкотемпературные свойства, определяют функционирование топливной системы при минусовых температурах окружающей среды и условия хранения топлива в емкостяхþ
степень чистоты, обеспечивает надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки, цилиндров и поршней двигателяþ
температура вспышки, определяет условия безопасности применения топлива в двигателяхþ
содержание сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризует образование нагара, коррозию и износ двигателя.Основные отличия качественного дизельного топлива от некачественного:
ü
не содержит водуü
не содержит керосинü
не содержит бензинü
не содержит грязиü
не содержит вредных примесейü
не происходит выпадение парафинаü
содержание серы не превышает 0,02%ü
используются качественные присадкиü
высокий показатель цетанового числа - 51
Технология производства дизельного топлива.
При производстве дизельного топлива большое значение имеет правильный подход к технологическим этапам технологического процесса, для обеспечения высокого качества дизельного топлива.
Его промышленное производство можно разделить на следующие технологические этапы:
þ
первичная переработка нефти (или же прямая перегонка) - это разделение нефти на отдельные фракции по температурам кипения, осуществляемая в специальных ректификационных колоннахþ
вторичная переработка нефти (очищение) изменяет химический состав и структуру углеводородов. Производят крекинг (расщепление крупных молекул мазута на более мелкие) и удаление из топлива серыþ
смешение (компаундирование) - смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок.По сравнению с прямой перегонкой все процессы вторичной переработки весьма сложны в технологическом плане и отличаются очень высокой стоимостью. Однако они необходимы, поскольку заметно увеличивают качество дизельного топлива. При проведении гидроочистки дизельного топлива, получают экологически чистые летние и зимние марки.
На последнем этапе производства смешиваются полученные в первом этапе первично очищенные топливные фракции с результатом вторичных химических присадок и переработок в необходимой пропорции. Так же при проведении смешивания достигается разрешенное содержание в топливе серы, так как она крайне негативно влияет на состояние окружающей среды.
В целях обеспечения хороших свойств при низких температурах зимнюю и арктическую марку дизельного топлива получают из более лёгких фракций, чем летнюю. Или же проводится дорогостоящая депарафинизация. Кроме того, в арктическое дизельное топливо вводятся специальные присадки, приводящие к увеличению его цетанового и улучшению показателей качества топлива.
Добавление антидымной и депрессорной присадок, позволяет получить дизельное топливо стандарта Евро-4, которое рекомендуется использовать в мегаполисах с целью уменьшения уровня загрязнения его воздуха.
Стоимость и качество дизельного топлива будет выше, чем больше степеней очистки оно прошло. Стоит учитывать то факт, что дизельное топливо, выпускаемое небольшими Компаниями, может быть произведено с серьезными нарушениями технологии производства для уменьшения себестоимости (разбавлено, бензином, керосином, водой, что приводит к частым остановкам электростанций, внеплановым ТО и поломке двигателя).
В установке для выработки ДТ предусмотрены следующие обязательные этапы:
þ
удаления водыþ удаления твердых примесей
þ отделения парафинов
þ высадки серы
Мы гарантируем:
ü Качество поставляемого дизельного топлива соответствует климатическим условиям и действующим нормам ГОСТ и ТУ и подтверждается сертификатами качества, предоставляемыми заводом-изготовителем
ü Оперативную доставку качественного, сезонного, экологически чистого дизельного топлива ЕВРО-4
ü ЕВРО-4 содержит всего 0,005% серы, то есть в 40 раз меньше чем предусмотрено российским ГОСТом 305-82
ü Продление срока службы двигателя и экономию топлива, использование дизельного топлива ЕВРО-4 приводит к снижению объемов выбросов продуктов сгорания более чем в 2 раза
Проверки качества и соответствия нормативам по ГОСТу на АЗС всего северо-западного региона и в крупных городах особенно, выявляют продажи суррогата и фальсификата все чаще. «Коктейль» из неизвестных компонентов продают под маркой качественного ДТ.
Как определить качество дизельного топлива самостоятельно народными методами, если нет уверенности в честности и добросовестности продавца? Есть несколько проверенных и надежных способов выявления суррогата.
Методы визуальной проверки ДТ
Наиболее распространенные виды обмана покупателя – это разбавление летнего ДТ керосином, чтобы продавать его как зимнее. Или продажа судового, топливного или печного топлива, а также газового конденсата вместо качественного дизеля.
Как можно самому проверить солярку и на что обращать внимание:
- Цвет и оттенок – сертифицированное ДТ прозрачное, светло-желтого цвета без примесей и осадка.
- Если отстоять солярку в стеклянной закупоренной бутылке сутки, то у суррогатов наблюдается характерный осадок и расслоение. Хорошо виден слой воды и других посторонних примесей.
- На бумажном белом фильтре пятно от качественного ДТ остается светлое, немного жирное. Если его разбавляли бензином или керосином, то жирного следа не наблюдается, бензин испаряется полностью. Если была добавка печного топлива, то пятно желтоватое, с включением мусора и мелких частиц.
- Добавление воды можно определить методом отстаивания, через 12 часов слой воды будет явно виден в стеклянной закрытой таре.
Но на АЗС нет возможности заниматься отстаиванием. Поэтому основные визуальные характеристики – это цвет и запах.
Цвет и оттенки – на что обратить внимание
Хороший дизель желтый и прозрачный, если наблюдается помутнение, то от покупки лучше отказаться. Наличие посторонних «ароматов» тоже признак фальсификата. Теперь немного об оттенках, которые могут наблюдаться на поверхности топлива:
- Голубоватый или даже фиолетовый оттенок – признак свежего ДТ.
- Темный желтый цвет – признак летнего некачественного топлива.
- Коричневатый оттенок – риск добавок печной солярки.
- Красноватый цвет – однозначный суррогат, который просто убьет дизельный мотор нового поколения.
Но «на глаз» трудно определить качество. Безопасней приобретать ДТ у проверенных надежных производителей, которые могут предоставить сертификаты соответствия на каждую партию товара.
Топливная компания «ExpressDiesel» предлагает только свежее и качественное дизельное топливо, напрямую от производителя. У нас покупатель гарантировано заправит авто сертифицированным ДТ по лучшим ценам в северо-западном регионе.
От качества дизельного топлива зависят срок службы оборудования, безотказность его использования в любых условиях и безопасность работы. Современные стандарты устанавливают довольно жесткие требования к производителям, и топливо, произведенное в соответствии с ними, обладает высокими эксплуатационными характеристиками, оказывает щадящее воздействие на механизмы; продукты его окисления наносят меньше вреда окружающей среде.
Проблема в том, что произвести такое топливо довольно затратно. К сожалению, недобросовестные изготовители стремятся сэкономить и нарушают технологию. С другой стороны, даже если претензий к производителю нет, есть продавцы, которые также не против получить дополнительную прибыль за счет продажи низкокачественного «дизеля» под видом дорогого. Самый распространенный вид нарушения – продажа под видом зимнего топлива смеси летнего вида с керосином. Разбавление зачастую производится на этапе транспортировки и заливки топлива, поэтому важно проверять целостность пломбы изготовителя или поставщика на цистерне с горючим.
Есть несколько способов, позволяющих определить качественное дизельное топливо. Условно их можно разделить на две группы: лабораторные и бытовые. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Лабораторные способы определения качества дизельного топлива
Получить данные о качестве топлива можно путем анализа в профильной лаборатории. Для этого отбирается образец из партии и проводится его исследование с применением специального оборудования. Качество дизельного топлива оценивается по следующим показателям:
- определение цетанового числа. Его значение должно соответствовать ЦЧ, указанному в паспорте качества на партию топлива. Как правило, разбавление дизельного топлива ведет к понижению показателя. Повышение значения выше 55 также сигнализирует о низком качестве продукта;
- динамическая вязкость. Важнейший критерий, от которого зависит долговечность работы двигателя. Отклонение вязкости от значений, характерных для данного сорта топлива, говорит о нарушении технологии либо о добавлении посторонних примесей;
- фракционный состав. Определяется методом испарения топлива. Образование сильного нагара и появление маслянистых жидких включений говорит о введении в состав керосина или других веществ;
- количество серы. Избыток серы приводит к образованию серной кислоты и разрушительным последствиям для двигателя. Превышение допустимых значений свидетельствует о низкой степени очистки либо о смешивании топлива высокого качества с менее качественным продуктом.
Все эти характеристики определяются путем исследования. При покупке крупной партии дизельного топлива определяется качество нескольких образцов с последующим принятием решения. Надежный способ избежать подделок – приобретать лучшее дизтопливо у зарекомендовавшей себя компании.
Определение качества дизельного топлива в домашних условиях
Если Вы покупаете небольшое количество для использования в бытовых целях, то качественное дизельное топливо можно оценить и в домашних условиях. Для этого надо провести несколько манипуляций, не требующих специального оборудования:
- оценка цвета и прозрачности. Нужно налить небольшое количество дизтоплива в прозрачную стеклянную емкость и посмотреть на нее на фоне белого листа бумаги. Высококачественное топливо должно быть прозрачным, без помутнений и неоднородности, слегка желтоватого оттенка. Если в наличии образец с заведомо известными характеристиками, то их можно сравнить. Темный оттенок или непрозрачный раствор говорят о нарушении и большом количестве смол в составе;
- оценка количества воды. Необходимо дать топливу отстояться в закрытом стеклянном сосуде в течение некоторого времени. Если в смеси избыток воды, то начнется разделение фаз и вода осядет на дно. Такое топливо губительно для топливной системы, так как ведет к образованию водяной пробки;
- определение количества смол в составе топлива. Для этого используется метод фильтрации образца через бумажный фильтр. Достаточно пропустить 150-200 мл дизтоплива и оценить оставляемый на бумаге след. Если пятно светлое – значит смол в топливе немного, темный цвет пятна говорит о высокой концентрации смол.
Эти несложные действия рекомендуется производить при покупке новой партии дизельного топлива, а особенно – при покупке у нового продавца. Комплекс мероприятий позволяет выбрать лучшее дизтопливо и продлить срок эксплуатации своего оборудования.
Не секрет, что долговечность и надежность техники напрямую зависит от качества заливаемого в нее топлива. Основной задачей качественного дизельного топлива является бесперебойное произведение энергии в процессе сгорания. Однако помимо этого дизельное топливо выполняет еще две не менее важных функции - смазка и охлаждение всех узлов топливной системы. К таковым относятся топливный насос и топливные форсунки. Плюс к этому дизельное топливо имеет влияние на параметры выхлопа. Поэтому взвешенный подход к выбору дизельного топлива - принципиальнейший момент в работе оборудования на базе дизельного двигателя.
Каковы же основные параметры дизельного топлива? К таковым можно отнести следующие показатели: вязкость, содержание серы, цетановое число, содержание воды и твердых взвешенных частиц, углеродистый нагар, плотность топлива, температура помутнения, точка закупорки, несгораемые шлаки, возгонка, смазывающие характеристики.
Давайте более подробно остановимся на данных моментах и рассмотрим их влияние на работоспособность дизельного топлива.
Вязкость
Данный параметр крайне важен для таких процессов как нагнетание топлива и его дальнейший впрыск. Кроме того, именно вязкость оказывает влияние на смазывающие характеристики топлива. Что касается параметров, то они должны четко соответствовать принятому мировому стандарту ISO 3104.
Как правило, любое дизельное топливо имеет в своем составе некое количество определенных сернистых соединений, которые влияют на работу выхлопной системы, коррозийную стойкость, а также на коэффициент кислотности топлива. Если вы использовали топливо с увеличенным содержанием серы, то это может вызвать такие последствия как необходимость повышения смазывающих характеристик с целью компенсации процессов кислотной коррозии. Запомните: использование топлива с излишком серы способно снизить срок службы всех узлов выхлопной системы, а также катализаторов. Именно поэтому специалисты категорически не рекомендуют использовать те марки топлива, в которых содержание сернистых соединений значительно превышает допустимые величины. Имейте в виду: в дизельном топливе помимо стабильных соединений также могут иметься в наличии активные соединения серы, которые способны усилить процессы коррозии.
Цетановое число
Это тот параметр, который напрямую влияет на длительность прогрева двигателя, а также его запуск. Если двигатель эксплуатируется в условиях низкой температуры, крайне желательно остановить свой выбор на дизельном топливе с достаточно высоким показателем цетанового числа. Однако при этом имейте в виду, что дизтопливо с цетановым числом пятьдесят пять и выше может привести к увеличению показателя дымности выхлопа. Такой показатель как цетановые показатели топлива также регулируются единым мировым стандартом ISO 5165.
Никто вам не гарантирует отсутствие в данном дизельном топливе воды, а также различных посторонних взвесей. Поэтому настоятельно рекомендуем вам произвести дополнительную фильтрацию топлива, прежде чем приступить к его заливке в топливный бак. Таким нехитрым способом вы дополнительно очистите топливо от разного рода нежелательных добавок. Но все же некоторое количество воды все-таки может проникнуть в топливо. Не забывайте своевременно производить замену фильтрующих элементов насоса для топлива, а также топливных патрубков и топливных фильтров. Если вы регулярно используете предварительно неотфильрованное топливо, содержащее посторонние взвеси, рекомендуем вам чаще менять фильтры.
Углеродистый нагар
В процессе сгорания дизельного топлива образуется углеродистый нагар, который имеет свойство оседать на поверхностях камеры сгорания. При этом, чем ниже показатель качества топлива, которое используется, тем больше этого нежелательного нагара, который, как правило, образуется в процессе работы. А это ведет к такой неприятности как постепенное, но неизбежное снижение двигательной мощности.
Плотность топлива
Это не что иное, как энергетический показатель топлива. Чем выше его плотность - тем больше энергии сможет выработаться при его сгорании. А это приведет к возрастанию показателей экономичности и эффективности. Характеристики плотности дизельного топлива регулируются единым стандартом ISO 3675.
Температура помутнения
Температурой помутнения принято называть ту температуру, при которой начинаются процессы кристаллизации содержащегося в данном топливе парафина. Данный кристаллизовавшийся парафин располагается, как правило, в топливе неравномерно, его расположение можно сравнить с облаками. Показатели помутнения регулируются единым мировым стандартом ISO 3015.
Точка закупорки
Та минимальная температура, при которой дизельное топливо может беспрепятственно протекать в канал диаметром сорок пять мкм, называется точкой закупорки. Этот показатель тесно переплетен с коэффициентом температуры помутнения.
Несгораемые шлаки
В любом, даже самом качественном дизельном топливе имеется некое определенное количество трудно фильтруемых несгораемых соединений, которые принято называть шлаками. Их содержание в топливе регулируется единым стандартом ISO 6245.
Возгонка
Показатели ее также регулируются стандартом ISO 3405. Практически 90% дизельного топлива может полностью испариться при температуре 360°С, а оставшиеся 10% испаряются при температуре 385°С.
Смазывающие характеристики
Характеристика жидкости, которая обеспечивает смазку всех двигающихся частей, называется смазывающей способностью. Топливо, которое имеет низкий показатель сернистых соединений и низкий показатель вязкости, характеризуется более низким показателем смазывающей способности. Смазывающие характеристики регулируются единым стандартом ISO 12156.
Поставка высококачественного дизельного топлива - залог бесперебойной работы оборудования от дизель генератора до экскаватора.
15.01.2018
В данной статье мы рассмотрим, какое топливо подходит для заправки транспорта. Выбор ДТ напрямую зависит от условий, в которых используется техника. Современное имеет различные характеристики, рассмотрев которые Вы сможете подобрать оптимальный вариант, учитывая цели и особенности применения.
Характеристики дизельного топлива изменяются в зависимости от сезонов, для которых предназначен тот или иной его вид
Дизтопливо – сырье, получаемое из керосиново-газолейных частиц, путем прямой перегонки нефтепродуктов
Как виды топлива делятся по сезонности
Какие виды топлива применять для заправки транспорта, зависит от различных факторов (типа техники, двигателей, прочего). Чаще всего при выборе ДТ многие ориентируются на сезонность. В соответствии с действующим ГОСТом 305-82, солярку можно разделить на такие группы:
1. Летнее топливо (Л)
В холодном и умеренном климате, при t выше -5°C используется летнее дизтопливо. Его получают при смешивании прямогонных и вторичных углеводородных частиц нефти. Эксплуатационные свойства этой солярки следующие:
- Цетановое число – от 51,0.
- Фракционный состав – 50 % перегоняется при t не выше 250°С, конец процесса для 90 % при t не более 350°С.
- Степень чистоты – 3,0.
- Вязкость до 40°С – 2,0-4,50 мм 2 /с.
- Плотность до 15°С – 820-845 кг/м 3 .
- Температура вспышки – не менее 55°С.
- Фильтруемость – до-5°С.
- Застывание – от -10°С (умеренная зона).
- Помутнение – от -5°С (умеренная зона).
Чтобы определиться какое топливо лучше, обратите внимание на степень чистоты ДТ. Поскольку зазоры в парах трения насосов могут быть от 1,5 до 4,0 мкм. Частицы крупнее этих показателей приводят к быстрому износу узлов.
Каждая партия ДТ должна проходить проверку на соответствие
Одним из основных эксплуатационных свойств дизтоплива является цетановое число. Чем оно выше, тем мощнее и надежнее работа двигателя
2. Зимнее топливо (З)
Рассмотрим, какое дизельное топливо более экономично и подходит для умеренной (-25°C) и холодной (-35°C) климатической зоны России и других стран. Бесперебойность работы техники обеспечит зимнее ДТ. Получают его путем перегонки фракций нефти с t выкипания до 340°C. В некоторых случаях его изготавливают из летнего дизтоплива, путем добавления депрессорных присадок. Характеристики зимнего ДТ следующие:
- Цетановое число – 45,0.
- Фракционный состав – 50% перегоняется при t не выше 280°С, завершение 90% при t не более 340°С.
- Вязкость до 20°С – 1,8-5,0 мм 2 /с.
- Плотность до 20°С – 840 кг/м 3 .
- Степень чистоты – 3,0.
- Температура вспышки – 35-40°С.
- Застывание – умеренная зона -35°С, холодная -45°С.
- Помутнение – умеренная зона -25°С, холодная -35°С.
- Содержание серы – 20 мг/кг (вид І), 50 мг/кг (вид ІІ).
В сырье могут быть различные примеси. Их содержание также регламентируется ГОСТом. Для зимнего ДТ допускается наличие смол, если их масса составляет не более 30 мг/100 см 3 . При использовании в холодном климате также следует обратить внимание на то, для какой зоны они рекомендованы.
Качественное дизтопливо без лишних примесей
Депрессорные присадки снижают температуру застывания топлива. При этом они незначительно меняют показатели предельной фильтруемости солярки
3. Арктическое топливо (А)
Какое топливо используется при экстремально низких температурах? Даже при морозе -50°С двигатель заведется без проблем, если техника заправлена арктической маркой солярки. Для получения этого ДТ, температура выкипания фракций должна достигнуть 320°C. Данные показатели максимально приближены к утяжеленному керосину, при этом сырье имеет более высокое цетановое число. Также этот тип дизтоплива получают при депарафинизации летнего дизеля. Основные характеристики:
- Цетановое число – от 45,0.
- Фракционный состав – 50% перегоняется при t не выше 255°С, с завершением 90% при t не более 320°С.
- Вязкость до 20°С – 1,5-4,0 мм 2 /с.
- Плотность до 20°С – 830 кг/м 3 .
- Степень чистоты – 3,0.
- Температура вспышки – 35°С.
- Содержание серы – 20 мг/кг (вид І), 40 мг/кг (вид ІІ).