Исправная система зажигания - залог стабильной и экономной работы двигателя. Конструкция ВАЗ 2106, к сожалению, не предусматривает автоматической корректировки момента и угла зажигания. Поэтому автолюбители должны знать, как самостоятельно выставить их вручную, и сделать это правильно.
Устройство системы зажигания ВАЗ 2106
Система зажигания (СЗ) бензинового двигателя предназначена для создания и своевременной подачи импульсного напряжения на свечи зажигания.
Состав системы зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 оборудован системой зажигания батарейно-контактного типа.
В состав системы зажигания входят:
- аккумуляторная батарея;
- выключатель (замок зажигания с группой контактов);
- двухобмоточная трансформирующая катушка;
- трамблёр (распределитель с прерывателем контактного типа и конденсатором);
- провода высокого напряжения;
- свечи.
Зажигание включает цепи низкого и высокого напряжения. К низковольтной цепи относятся:
- аккумулятор;
- выключатель;
- первичная обмотка катушки (низковольтная);
- прерыватель с искрогасящим конденсатором.
В цепь высокого напряжения входят:
- вторичная обмотка катушки (высоковольтная);
- распределитель;
- свечи зажигания;
- высоковольтные провода.
Назначение основных элементов системы зажигания
Каждый элемент СЗ является отдельным узлом и выполняет строго определённые функции.
Аккумуляторная батарея
Аккумулятор предназначен не только для обеспечения работы стартера, но и для питания цепи низкого напряжения при запуске силового агрегата. В процессе работы двигателя напряжение в цепь подаётся уже не с аккумулятора, а с генератора.
Выключатель
Выключатель предназначен для замыкания (размыкания) контактов низковольтной цепи. При повороте ключа зажигания в замке на двигатель подаётся (отключается) электропитание.
Катушка зажигания
Катушка (бобина) представляет собой повышающий двухобмоточный трансформатор. Она увеличивает напряжение бортовой сети до нескольких десятков тысяч вольт.
Распределитель (трамблёр)
Трамблёр используется для распределения импульсного напряжения, поступающего с высоковольтной обмотки катушки на ротор устройства, по контактам верхней крышки. Это распределение осуществляется посредством бегунка, имеющего наружный контакт и находящегося на роторе.
Прерыватель
Прерыватель является частью распределителя и предназначен для создания электрических импульсов в низковольтной цепи. Основу его конструкции составляют два контакта - стационарный и подвижный. Последний приводится в движение кулачком, находящимся на валу распределителя.
Конденсатор прерывателя
Конденсатор предотвращает образования искры (дуги) на контактах прерывателя, если они находятся в разомкнутом положении. Один его вывод подключается к подвижному контакту, другой - к стационарному.
Высоковольтные провода
С помощью высоковольтных проводов напряжение поступает с выводов крышки трамблёра на свечи зажигания. Все провода имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит из токопроводящей жилы, изоляции и специальных колпачков, защищающих контактное соединение.
Свечи зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 имеет четыре цилиндра, в каждом из которых установлено по одной свече. Основная функция свечей зажигания - создание мощной искры, способной в определённый момент воспламенить горючую смесь в цилиндре.
Принцип работы системы зажигания
При повороте ключа зажигания по низковольтной цепи начинает течь ток. Он проходит через контакты прерывателя и попадает на первичную обмотку катушки, где за счёт индуктивности его сила увеличивается до определённого значения. При размыкании контактов прерывателя сила тока моментально снижается до нуля. Вследствие этого в высоковольтной обмотке возникает электродвижущая сила, увеличивающая напряжение в десятки тысяч раз. В момент подачи такого импульса ротор распределителя, двигаясь по кругу, передаёт напряжение на один из контактов крышки трамблёра, с которого напряжение через высоковольтный провод поступает на свечу.
Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины
Сбои в системе зажигания ВАЗ 2106 случаются довольно часто. Вызваны они могут быть самыми различными причинами, но их симптомы почти всегда одинаковы:
- невозможность запуска двигателя;
- нестабильная работа (троение) двигателя на холостых оборотах;
- снижение мощности двигателя;
- увеличение расхода бензина;
- появление детонации.
Причинами возникновения таких ситуаций могут быть:
- выход из строя свечей зажигания (механическое повреждение, пробой, выработка ресурса);
- несоответствие характеристик свечей (неправильные зазоры, неверное калильное число) требованиям двигателя;
- износ токопроводящей жилы, пробой изолирующего слоя в высоковольтных проводах;
- подгоревшие контакты и (или) бегунок трамблёра;
- образование нагара на контактах прерывателя;
- увеличение или уменьшение зазора между контактами прерывателя;
- пробой конденсатора распределителя;
- замыкание (обрыв) в обмотках бобины;
- неисправности в группе контактов выключателя зажигания.
Диагностика неисправностей системы зажигания
В целях экономии времени и средств проверку работоспособности системы зажигания ВАЗ 2106 рекомендуется проводить в определённом порядке. Для диагностики потребуются:
- свечной ключ на 16 с воротком;
- головка на 36 с рукояткой;
- мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
- контрольная лампа (обычная автомобильная 12-вольтовая лампа с подсоединёнными проводами);
- пассатижи с диэлектрическими ручками;
- шлицевая отвёртка;
- набор плоских щупов для измерения зазоров;
- небольшой плоский надфиль;
- запасная свеча зажигания (заведомо рабочая).
Проверка аккумулятора
Если двигатель совсем не запускается, то есть при повороте ключа зажигания не слышно ни щелчка реле стартера, ни звука работы самого стартера, проверку следует начать с аккумулятора. Для этого нужно включить на мультиметре режим вольтметра с диапазоном измерения 20 В и измерить напряжение на клеммах АКБ - оно не должно быть ниже 11,7 В. При меньших значениях стартер не запустится и не сможет прокрутить коленчатый вал. Как следствие, не начнут вращаться распредвал и ротор распределителя, приводящий в движение контакт прерывателя, а в катушке не будет образовываться достаточное для нормального искрообразования напряжение. Решается проблема путём зарядки аккумулятора или его замены.
Проверка выключателя
Если аккумулятор исправен и при запуске реле со стартером работают в штатном режиме, но двигатель не запускается, следует проверить выключатель зажигания. Чтобы не разбирать замок, можно просто измерить напряжение на низковольтной обмотке катушки. Для этого необходимо подключить плюсовой щуп вольтметра к выводу, обозначенному знаками «Б» или «+», а минусовой - к массе автомобиля. При включённом зажигании прибор должен показать напряжение, равное напряжению на клеммах АКБ. Если напряжения нет, следует «прозвонить» провод, идущий от контактной группы выключателя к катушке, и в случае обрыва заменить его. Если же провод целый, придётся разобрать замок зажигания и зачистить контакты выключателя или полностью заменить контактную группу.
Проверка катушки
Убедившись в том, что напряжение поступает на первичную обмотку, следует оценить работоспособность самой катушки и проверить её на предмет короткого замыкания. Делается это следующим образом.
Иногда катушка работает, но искра слишком слабая. Это означает, что вырабатываемого ей напряжения недостаточно для нормального искрообразования. В этом случае проверяют обмотки катушки на обрыв и замыкание в следующем порядке.
Если фактические значения сопротивления обмоток заметно отличаются от нормативных, катушку следует заменить. В автомобилях ВАЗ 2106 с системой зажигания контактного типа используется бобина типа Б117А.
Таблица: технические характеристики катушки зажигания типа Б117А
Проверка свечей зажигания
Чаще всего причиной неполадок системы зажигания являются свечи. Диагностируют свечи следующим образом.
Двигатель может работать нестабильно из-за неправильно установленного зазора между электродами свечей, величина которого измеряется с помощью набора плоских щупов. Регламентированная производителем величина зазора для ВАЗ 2106 с зажиганием контактного типа составляет 0,5–0,7 мм. Если она выходит за эти пределы, зазор можно отрегулировать подгибанием (отгибанием) бокового электрода.
Таблица: основные характеристики свечей зажигания для двигателя ВАЗ 2106
- А17ДВ (г. Энгельс, Россия);
- W7D (Германия, BERU);
- L15Y (Чехия, BRISK);
- W20EP (Япония, DENSO);
- BP6E (Япония, NGK).
Проверка высоковольтных проводов
Сначала провода следует осмотреть на предмет повреждения изоляции и понаблюдать за ними в темноте при заведённом двигателе. При пробое любого из проводов в моторном отсеке будет заметно искрообразование. В этом случае провода нужно заменить, лучше все сразу.
При проверке проводов на износ токопроводящей жилы измеряют её сопротивление. Для этого к концам жилы подсоединяют щупы мультиметра в режиме омметра с пределом измерения 20 кОм. Исправные провода имеют сопротивление 3,5–10,0 кОм. Если результаты измерений выходят за указанные пределы, провода рекомендуется заменить. Для замены можно использовать изделия любого производителя, но лучше отдать предпочтение таким фирмам, как BOSH, TESLA, NGK.
Правила подключения высоковольтных проводов
При установке новых проводов следует быть очень внимательным и не перепутать порядок их подключения к крышке трамблёра и к свечам. Обычно провода нумеруются - на изоляции указывается номер цилиндра, на который он должен идти, но некоторые производители этого не делают. Если последовательность подключения будет нарушена, двигатель не запустится или станет работать нестабильно.
Во избежание ошибок нужно знать очерёдность работы цилиндров. Работают они в таком порядке: 1–3-4–2. На крышке трамблёра первый цилиндр обязательно обозначается соответствующей цифрой. Цилиндры нумеруются по порядку слева направо.
Провод первого цилиндра самый длинный. Он подключается к выводу «1» и идёт к свече первого слева цилиндра. Далее по часовой стрелке подключаются третий, четвёртый и второй цилиндры.
Проверка бегунка и контактов трамблёра
Диагностика системы зажигания ВАЗ 2106 предполагает обязательную проверку бегунка и контактов крышки распределителя. Если они по тем или иным причинам подгорели, мощность искры может заметно снизиться. Для диагностики не потребуется никаких инструментов. Достаточно отсоединить провода от крышки трамблёра, отстегнуть две защёлки и снять её. Если внутренние контакты или бегунок имеют незначительные следы подгорания, можно попробовать зачистить их надфилем или мелкозернистой наждачной бумагой. Если же они подгорели сильно, крышку и бегунок проще заменить.
Проверка конденсатора прерывателя
Для проверки исправности конденсатора потребуется контрольная лампа с проводами. Один провод подсоединяется к контакту «К» катушки зажигания, другой - к проводу, идущему от конденсатора на прерыватель. Затем, не запуская двигатель, включается зажигание. Если лампа загорелась, конденсатор неисправен и подлежит замене. В распределителе ВАЗ 2106 используется конденсатор ёмкостью 0,22 мкФ, рассчитанный на напряжение до 400 В.
Установка угла замкнутого состояния контактов прерывателя
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя (УЗСК) - это, по сути, зазор между контактами прерывателя. Из-за постоянных нагрузок он со временем сбивается, что приводит к нарушению процесса искрообразования. Алгоритм регулировки УЗСК следующий:
- Отсоединяем высоковольтные провода от крышки трамблёра.
- Отстёгиваем две защёлки, фиксирующие крышку. Снимаем крышку.
- Шлицевой отвёрткой откручиваем два винта крепления бегунка.
- Снимаем бегунок.
- Просим помощника ключом поворачивать за храповик коленчатый вал до того момента, когда кулачок прерывателя встанет в положение, при котором контакты максимально разойдутся.
- Ели на контактах обнаружен нагар, удаляем его небольшим надфилем.
- Набором плоских щупов измеряем расстояние между контактами - оно должно составлять 0,4±0,05 мм.
- Если зазор не соответствует этому значению, шлицевой отвёрткой ослабляем два винта фиксации контактной стойки.
- Сдвигая стойку отвёрткой, добиваемся нормальной величины зазора.
- Затягиваем винты стойки контактов.
После настройки УЗСК всегда сбивается момент зажигания, поэтому его следует установить до начала сборки распределителя.
Видео: установка зазора между контактами прерывателя
Регулировка момента зажигания
Момент зажигания - это момент возникновения искры на электродах свечи. Он определяется углом поворота шейки коленвала по отношению к верхней мёртвой точке (ВМТ) поршня. Величина угла зажигания оказывает заметное влияние на работу двигателя. При слишком большом его значении воспламенение топлива в камере сгорания начнётся намного раньше прихода поршня в ВМТ (раннее зажигание), что может привести к детонации топливно-воздушной смеси. Если искрообразование будет запаздывать, это приведёт к снижению мощности, перегреву двигателя и увеличению расхода топлива (позднее зажигание).
Момент зажигания на ВАЗ 2106 обычно устанавливают с помощью автомобильного стробоскопа. Если же такого устройства нет, можно использовать контрольную лампу.
Установка момента зажигания с помощью стробоскопа
Для регулировки момента зажигания потребуется:
- стробоскоп автомобильный;
- ключ на 13;
- кусочек мела или корректирующий карандаш для печатного текста.
Сам процесс установки осуществляется в следующем порядке:
- Запускаем двигатель машины и прогреваем его до рабочей температуры.
- Отсоединяем шланг от вакуумного корректора, расположенного на корпусе распределителя.
- Находим на правой крышке двигателя три метки (отлива). Ищем среднюю метку. Чтобы она была лучше видна в луче стробоскопа, помечаем её мелом или корректирующим карандашом.
- Находим на шкиве коленвала отлив. На ремне привода генератора над отливом мелом или карандашом наносим метку.
- Подключаем стробоскоп к бортовой сети автомобиля в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Обычно он имеет три провода, один из которых подключается к выводу «К» катушки зажигания, второй - к минусовой клемме аккумулятора, а третий (с зажимом на конце) - к высоковольтному проводу, идущему к первому цилиндру.
- Запускаем двигатель и проверяем, работает ли стробоскоп.
- Совмещаем луч стробоскопа с меткой на крышке двигателя.
- Смотрим на метку на ремне генератора. Если зажигание выставлено правильно, в луче стробоскопа обе метки будут совпадать, образуя единую линию.
- Если метки не совпадают, глушим двигатель и ключом на 13 откручиваем гайку, фиксирующую распределитель. Проворачиваем трамблёр на 2–3 градуса вправо. Снова запускаем двигатель и смотрим, как изменилось положение меток на крышке и ремне.
- Повторяем процедуру, вращая распределитель в разные стороны до тех пор, пока метки на крышке и ремне в луче стробоскопа не совпадут. По окончании работ закручиваем гайку крепления распределителя.
Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа
Установка момента зажигания с помощью контрольной лампочки
Для регулировки зажигания с помощью лампы потребуется:
- сама контрольная лампа;
- головка на 36 с рукояткой;
- ключ на 13;
- свечной ключ на 16 с воротком.
Порядок работ следующий:
Видео: регулировка зажигания при помощи лампочки
Установка зажигания на слух
Если фазы газораспределения выставлены правильно, можно попробовать выставить зажигание на слух. Делается это следующим образом.
- Прогреваем двигатель.
- Выезжаем на ровный участок трассы и разгоняемся до 50–60 км/ч.
- Переключаемся на четвёртую передачу.
- Резко до упора нажимаем на педаль акселератора и прислушиваемся.
- При правильно установленном зажигании в момент нажатия на педаль должна возникать кратковременная (до 3 с) детонация, сопровождающаяся звоном поршневых пальцев.
Если детонация длится более трёх секунд, зажигание является ранним. В этом случае корпус трамблёра поворачивается на несколько градусов против часовой стрелки, и процедура проверки повторяется. Если детонации нет совсем, зажигание позднее, и корпус трамблёра нужно перед повторением проверки повернуть по часовой стрелке.
Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106
Некоторые владельцы ВАЗ 2106 заменяют контактную систему зажигания на бесконтактную. Для этого приходится менять на новые почти все элементы системы, но в результате зажигание получается более простым и надёжным.
В бесконтактной системе зажигания отсутствует прерыватель, а его функцию выполняют датчик Холла, встроенный в распределитель, и электронный коммутатор. Из-за отсутствия контактов здесь ничего не сбивается, и не пригорает, а ресурс датчика и коммутатора довольно большой. Они могут выйти из строя только вследствие скачков напряжения и механических повреждений. Кроме отсутствия прерывателя, бесконтактный трамблёр ничем не отличается от контактного. Установка зазоров на нем не проводится, а выставление момента зажигания ничем не отличается.
Комплект бесконтактного зажигания обойдётся примерно в 2500 рублей. В него входят:
Все эти детали можно приобрести по отдельности. Кроме этого, потребуются новые свечи (с зазором 0,7–0,8 мм), хотя можно адаптировать и старые. Замена всех элементов контактной системы займёт не более часа. При этом основной проблемой является поиск посадочного места для коммутатора. Новые катушка и трамблёр легко устанавливаются вместо старых.
Бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором
Владельцы ВАЗ 2106, обладающие познаниями в области электроники, иногда устанавливают на свои машины бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором. Главное отличие такой системы от контактной и простой бесконтактной заключается в том, что никаких регулировок здесь проводить не нужно. Коммутатор сам регулирует угол опережения, ссылаясь на датчик детонации. Комплект такого зажигания включает:
Установить и настроить такую систему довольно просто. Основной проблемой станет поиск оптимального места для монтажа датчика детонации. Согласно инструкции, идущей в комплекте с микропроцессорной системой, датчик необходимо устанавливать на одну из крайних шпилек крепления впускного коллектора, то есть на шпильку первого или четвёртого цилиндров. Выбор остаётся за автовладельцем. Предпочтительнее является шпилька первого цилиндра, так как до неё проще добраться. Для установки датчика не потребуется сверлить блок цилиндров. Нужно будет лишь выкрутить шпильку, заменить её болтом такого же диаметра и с такой же резьбой, насадить на него датчик и закрутить. Дальнейшая сборка производится согласно инструкции.
Стоимость комплекта микропроцессорного зажигания составляет порядка 3500 рублей.
Настроить, обслужить и отремонтировать систему зажигания ВАЗ 2106 довольно просто. Достаточно лишь знать особенности её устройства, обладать минимальным набором слесарных инструментов и тщательно выполнять рекомендации специалистов.
Для того чтобы правильно выставить зажигание на автомобиле ВАЗ 2106 своими руками вам понадобится:
Рожковый ключ на «13»;
Ключ свечной;
12 Вольтова лампочка с двумя проводами («контролька»).
Зажигание выставляется по верхней мертвой точки (ВМТ) первого цилиндра.
1.Снимаем колпачок и выкручиваем свечу с первого цилиндра.
2.Выставляем верхнюю мертвую точку (чтобы выставить ВМТ у вас должны совпадать метки на ободе шкива и на ступице шкива)
3. Выставляется по меткам момент зажигания на ВАЗ 2106 на крышке ГРМ, там имеется четыре отметки:
Шкив коленвала - 1
Корткая (угол опережения 10 градусов) - 2;
Средняя (угол опережения 5 градусов) - 3;
Длинная (угол опережения 0 градусов) - 4.
Отметка выбирается от того на каком бензине вы ездите:
Бензин А95, А92 – средняя отметка;
Бензин А76 – длинная отметка.
4.Снимите крышку распределителя зажигания.
5. Открутите гайку крепления распределителя, потом подымите трамблер вверх.
6. Крутя ось ротора, выставьте ее параллельно по отношению к двигателю автомобиля.
После всех выше перечисленных пунктов начинаем регулировку на ВАЗ 2106:
1.Поворачиваем ключ и включаем зажигание.
2.Берем 12 Вольтову лампочку с двумя проводками «контрольку», один конец провода подключаем к низковольтному проводу распределителя зажигания, другой конец провода соединяем с «массой».
3. После присоединения «контрольки», не торопясь, по часовой стрелке, проворачиваем распределитель, до тех пор пока лампочка не погаснет (если после включения исправная лампочка не горит то регулировать нечего не нужно).
4.Когда лампочка погасла, вращаем распределитель назад (против часовой стрелки), до тех пор пока лампочка не загорится, в момент загорания «контрольки», фиксируем положение распределителя и закручиваем его гайкой.
5.Выключаем зажигание и устанавливаем крышку трамблера на место.
После того как вы отрегулировали зажигание на ВАЗ 2106, приступаем до его проверки:
1.Если вы все верно сделали, то заводим двигатель и разгоняем «шестерку» на третей передачи до 50км/ч, после разгона включаем четвертую передачу и резко нажимаем на педаль «газа», обязана появится детонация двигателя на 2-3 секунды (начинают хорошенько стучать «пальцы») и после исчезнуть.
2. Если детонация началась и не пропала то зажигание «ранее» (снова поверните распределитель приблизительно на пол деления по часовой стрелке).
3.Если детонация при резком нажатии педали не появилась вообще, то зажигание «позднее» (поверните распределитель приблизительно на пол деления против часовой стрелки).
Видео как выставить зажигание на ВАЗ 2106 своими руками:
Работа двигателя напрямую зависит от исправности систем зажигания и подачи топлива. Они определяют мощность мотора, расход топлива, приёмистость, лёгкость пуска. Сбой в настройке момента зажигания карбюраторного двигателя приводит к появлению детонации, калильному зажиганию, увеличению температуры выхлопа и быстрому выходу агрегата из строя. Существует несколько способов, как выставить зажигание на ВАЗ 2106. Все они просты и доступны начинающему автолюбителю.
Устройство системы зажигания на классических двигателях ВАЗ
Моторы, устанавливаемые на ВАЗ 2106, отличаются рабочим объёмом, но имеют одинаковую конструкцию. Трамблёр, детали ГРМ, передняя крышка с метками и шкив коленвала взаимозаменяемы при ремонте. Встречается контактная (КСЗ) и бесконтактная (БСЗ) системы зажигания. В первом случае размыкание контактов происходит механическим способом при повороте вала трамблёра на 90 0 . Во втором варианте применён датчик Холла и контроллер, позволяющий точно определять момент подачи искры в цилиндры.
Простейшая контактная система состоит из следующих элементов:
- Замок зажигания, он же выключатель;
- Катушка зажигания с двумя обмотками для получения высокого напряжения;
- Механический прерыватель, размыкающий первичную обмотку катушки в нужный момент;
- Ротор и контактная крышка для распределения напряжения к свечам зажигания;
- Центробежный и вакуумный регуляторы;
- Транзистор для снижения силы тока в первичной обмотке и продления срока службы;
- Свечи зажигания;
- Высоковольтные провода.
Схема контактного зажигания: 1 - генератор, 2 - замок зажигания, 3 - распределитель зажигания, 4 - кулачок прерывателя, 5 - свечи зажигания, 6 - катушка зажигания, 7 - аккумуляторная батарея
Принцип работы любой системы зажигания выглядит следующим образом. В момент, когда поршень в цилиндре находится в верхнем положении и максимально сжимает топливную смесь, происходит размыкание обмоток катушки. Высокое напряжение через крышку-распределитель попадает по высоковольтному проводу к соответствующей свече зажигания, на электродах которой возникает мощная искра. Происходит воспламенение. Этот процесс называется рабочим ходом поршня.
С увеличением оборотов двигателя угол опережения зажигания (УОЗ) изменяется, а центробежный регулятор делает угол оптимальным. Вакуумный регулятор смещает угол в зависимости от разрежения во впускном коллекторе. Это позволяет добиваться оптимальной мощности на всех режимах работы двигателя.
Признаки неисправности
Регулировка зажигания на машине требуется после ремонта двигателя или снятия трамблёра. Как и любая механическая система, он имеет свойство изнашиваться, появляются характерные симптомы:
- Двигатель не заводится или работает с перебоями. Если бензин поступает в карбюратор, то причина кроется в неправильной настройке угла зажигания или смещении меток на цепи ГРМ.
- Снижение динамики разгона и ухудшение эластичности мотора. Воспламенение смеси происходит не в оптимальное время, поэтому КПД снижается.
- Увеличение расхода топлива. Это бывает при позднем зажигании, когда для получения прежней динамики приходится активнее нажимать на педаль газа. Часть бензина не успевает сгорать и вылетает в выхлопную трубу.
- Позднее зажигание является причиной хлопков в глушителе, когда воспламенение несгоревшей топливной смеси происходит в момент открытия выпускного клапана.
- Жёсткая работа двигателя возможно при раннем воспламенении бензина в цилиндрах. Взрыв в момент недохода поршня до ВМТ является причиной характерного тарахтящего звука и звона.
Внимание! Позднее зажигание часто становится причиной прогара выпускных клапанов, которые в этот момент перегреваются.
Обнаружив неисправность, следует проверить правильность установки зажигания на ВАЗ 2106, а при необходимости отрегулировать его. Для работы понадобится свечной ключ, ключ на «13», лампочка или стробоскоп, пластинчатый щуп.
Инструкция по выставлению зажигания ВАЗ 2106
Разберём 3 известных способа регулировки угла зажигания на двигателях ВАЗ.
При помощи стробоскопа (по меткам)
Данный способ позволяет очень точно выставить зажигание по меткам, и не требует снятия трамблёра и клапанной крышки. Весь процесс регулировки занимает 5 минут. Стробоскоп возможно найти в любом автомагазине. Порядок действий следующий:
- На заглушённом автомобиле ослабляем гайку крепления трамблёра, предварительно сделав на его корпусе отметку начального положения;
- На передней крышке двигателя находим две короткие и одну длинную метку, очищаем их от грязи и масла;
- Подключаем минусовой провод стробоскопа к «массе» двигателя, плюсовой - к катушке зажигания, а специальный зажим - на высоковольтный провод первого цилиндра;
- Пускаем двигатель и включаем стробоскоп. Свет от его лампы, направленный на шкив, покажет истинное положение момента зажигания;
- Медленно поворачивая корпус трамблёра, добиваемся совмещения метки на шкиве коленвала и приливов на передней крышке;
- Проверяем обороты двигателя по тахометру и при необходимости регулируем холостой ход на карбюраторе;
- Затягиваем гайку фиксации трамблёра.
Метку «4» на шкиву необходимо совместить с нужной вам меткой на крышке. Метка «1» соответствует углу в 10 0 , «2» - 5 0 , «3» - 0 0
Метки имеют значение в 0 0 , 5 0 и 10 0 относительно верхней мертвой точки (ВМТ). Для правильной работы на 92 бензине выбирают опережение 0 градусов.
Установка по лампочке
Если под рукой не оказалось стробоскопа, а зажигание требуется выставить точно, рекомендуют использовать простую автомобильную лампу на 12 вольт. К ней припаивают два провода с зачищенными контактами. Настройку производят в такой последовательности:
Совет! Вместо сигнальной лампы используют вольтметр, который подключается аналогичным образом. Вращением корпуса трамблёра ищем положение, в котором напряжение отсутствует.
Выставляем зажигание на слух
Быстро настроить примерное положение трамблера возможно и без всяких приборов. Потребуется немного терпения и хороший слух. Этот способ применим только при условии исправности карбюратора и ГРМ. Действуем таким образом:
- Пускаем двигатель, даём прогреться до рабочей температуры, ручка дроссельной заслонки в карбюраторе должна быть утоплена;
- Немного ослабляем крепёж трамблёра и начинаем его аккуратно поворачивать;
- При повороте на большие углы двигатель будет глохнуть или наоборот увеличивать обороты;
- Необходимо добиться ровных холостых оборотов в диапазоне 700-800 об/мин без посторонних стуков и детонации;
- В таком положении фиксируем распределитель.
Такая регулировка на слух требует проверки на дороге или стробоскопом, но для первичной настройки - это оптимальный вариант.
Видео: как выставить зажигание на ВАЗ 2106
Как установить бесконтактное (электронное) зажигание
Установка электронного зажигания – это самый простой способ улучшить работу мотора. Замена на бесконтактную систему даёт такие преимущества:
- Уверенный холодный пуск;
- Стабильная работа двигателя на любых оборотах;
- Высокая надёжность;
- Увеличивается срок службы свечей зажигания;
- Мощная искра;
- Не требуется регулировка зазора и центробежного регулятора.
В состав готового набора входит трамблёр с датчиком Холла, специальная катушка зажигания и коммутатор. Высоковольтные провода возможно оставить и старые.
Электронная система зажигания включает в себя: катушку зажигания, трамблёр, коммутатор и комплект проводов
Чтобы установить бесконтактное зажигание взамен старого нам потребуется ключ на «13» и на «10», два винта для крепления коммутатора и стробоскоп для настройки угла опережения.
Порядок выполняемых работ:
Важно! Системы БСЗ могут отличаться длиной вала трамблёра для разных моделей двигателей классических «Жигулей», поэтому перед покупкой стоит уточнить у продавца о взаимозаменяемости компонентов.
Проверка угла зажигания во время движения автомобиля
Проверку работоспособности системы зажигания после любой регулировки лучше всего производить в движении. Это связано с особенностями конструкции трамблёра и октановым числом используемого бензина. Бывает так, что выставленные по меткам углы зажигания не дают достаточной динамики и приёмистости. Поможет регулировка на слух по началу детонации:
- Разгоняем автомобиль до скорости 45-50 км/ч на ровном участке дороги;
- Включаем прямую передачу (на ВАЗ 2106 четвёртую) и нажимаем педаль газа до упора;
- Должен появиться характерный звон (детонация), который пропадёт через 2-3 секунды, а ускорение будет ровным и мощным без провалов;
- Если детонация не исчезает на протяжение всего разгона, значит угол зажигания «ранний»;
- Полное отсутствие звона и вялая динамика говорят о запаздывании искры в цилиндрах;
- Регулируем положение трамблёра на месте, доворачивая его на 3-5 градусов;
- Когда регулировка будет завершена, положение корпуса трамблёра относительно блока отмечают риской или краской.
Работы по регулировке зажигания следует проводить регулярно. Интервал обслуживания простой контактной системы зажигания - 15000 км, для электронной - вдвое больше. Также регулярно проверяется состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов. Все операции по настройке легко могут быть проделаны самостоятельно, гараж для этого не нужен. Навык самостоятельного ремонта зажигания ВАЗ 2106 всегда пригодится в дальней дороге или зимой, когда возникают проблемы с запуском.
Оттого насколько грамотно и квалифицированно выполнена настройка зажигания ВАЗ-2106 зависит не только мощность и динамика силового агрегата, но и расход. Некорректную работу зажигания можно выявить по следующим моментам:
трудный запуск;
недостаточная мощность двигателя;
завышенный расход;
неустойчивый режим ХХ;
повышенная температура;
детонация после выключения;
при резком нажатии на «газ» появляется характерный стук пальцев.
Настройка зажигания на ВАЗ
В зависимости от того какой тип зажигания установлен вашей модели, настройка системы имеет некоторые особенности. В то же время принцип выполнения данной операции для всех модификаций аналогичен. Регулировка зажигания ВАЗ-2106 проводится в 3 этапа:
УЗСК – калибровка угла контактов в замкнутом положении.
УОЗ – регулировка угла опережения.
Контроль работоспособности в движении.
Регулировка углов контактов зажигания
Для работы нам понадобится:
набор щупов для ВАЗ-2106;
электронный тахометр.
набор ключей, в том числе и специальный ключ для коленвала;
Если на вашей модели применена классическая или система зажигания транзисторного типа настройку зажигания выполняем в следующем порядке.
с помощью стробоскопа;
с помощью лампочки;
по искре;
Демонтируем крышку с трамблёра и надфилем чистим контакты, чтобы они плотно замыкались друг с другом. Если необходимо, подгибаем неподвижный элемент.
Вращая специальным ключом коленвал, устанавливаем максимальный зазор. При отсутствии ключа, можно выполнить эту процедуру путём толкания автомобиля, предварительно включив 4-ю передачу.
После того как установлен максимальный зазор, выкручиваем винт пластины подшипника.
Затем пластиной в 0,4 мм калибрует зазоры, а потом фиксируем положение, вкручиванием винта.
Контролируем расстояние между электродами пластинками на 0,35 и 0,4 мм. В этом случае тонкий щуп должен легко проходить, а толстый инструмент – не должен. Ставим на место крышку трамблёра.
Запускаем двигатель и проверяем с помощью тахометра УЗСК. Он должен быть 55°±3°. При необходимости выполняет его калибровку.
Регулируем угол опережения зажигания
Для выполнения этой процедуры существует несколько вариантов, оптимальными являются следующие:
– наиболее быстрый и точный способ калибровки при условии наличия данного устройства. Сначала необходимо подключить прибор к сети машины. Затем следует снять с трамблёра и заглушить трубопровод октан корректора. Вслед за этим прогреваем двигатель до рекомендованной температуры. После этого ослабляем крепёжный болт трамблёра и направляем луч стробоскопа в район шкива. При устойчивых оборотах ХХ вращая корпус трамблёра, устанавливаем первую метку шкива против второго деления, которое находится на крышке газораспределителя. Отрегулировав нужное положение, фиксируем корпус трамблёра, закручиванием крепёжного болта.
Настройка с помощью лампочки выполняется при отсутствии стробоскопа. Регулировка производится с помощью двенадцативольтовой лампочки, к которой предварительно подсоединены 2 провода и специального ключа для коленвала.
Сначала вращая коленвал, установите его метку напротив нулевого деления на крышке газораспределителя.
Один провод лампочки соедините с катушкой через кабель, идущий от трамблёра, а другой – с массой кузова.
Центральный кабель трамблёра выньте и подключите на массу.
Открутите немного крепёжный болт корпуса трамблёра.
Включите систему зажигания, лампа должна гореть.
Вращением по часовой стрелке корпуса трамблёра установите положение, при котором погаснет контрольная лампа.
Вслед за этим двигайте корпус обратно до того момента, когда снова загорится лампа.
С помощью болта зафиксируйте трамблёр.
Если на вашей модели предусмотрена тиристорная или транзисторная схема замка зажигания ВАЗ-2106, данную регулировку выполнить с помощью лампочки не получиться из-за того, что напряжения, которое имеется на контактах трамблёра, может не хватить для включения лампы. В таком случае настройку следует произвести с помощью диодного пробника или вольтметра.
Регулировка по наличию искры производится на основании того, что искра появляется при размыкании контактов. Предварительно установите коленвал в положение, при котором его метка совпадёт с первым делением на крышке газораспределителя. В этом случае бегунок трамблёра будет находиться напротив силового кабеля 1-го цилиндра. Вытащите центральный кабель трамблёра и расположите его на расстоянии от массы в пределах 5 мм. Открутите крепёжный болт трамблёра и включите зажигание. Проверните корпус в сторону часовой стрелки на 25-30 градусов. После этого медленно двигайте корпус обратно и в момент появления искры, зафиксируйте трамблёр.
Регулировку на слух следует проводить только в исключительных случаях, когда вышеизложенные варианты по той или иной причине реализовать не удалось. Сначала включаем двигатель, а затем ослабляем крепление корпуса трамблёра. Вращая корпус, установите максимальные обороты мотора. После этого поверните трамблёр немного по часовой стрелке и зафиксируйте корпус болтом. При этом вполне вероятна большая ошибка, однако, этого будет достаточно, чтобы добрать до ближайшей станции обслуживания или своего гаража, где можно будет выполнить более точную настройку.
Видео- Установка зажигания по лампочке
Контроль работоспособности зажигания
Результаты настройки зажигания необходимо протестировать в процессе движения машины. Перед этим предварительно прогрейте двигатель и после разгона 45-50 км/час, включив 4-ю передачу, энергично нажмите педаль «газа». При правильной регулировке зажигания в этот момент должны кратковременно (1-2 сек) появиться и сразу исчезнуть характерные хлопки в результате детонации с последующим энергичным набором скорости. Если это не произошло, проверните корпус трамблёра на 1 позицию против часовой стрелки. Когда детонация продолжается более 2 секунд, корпус необходимо провернуть по часовой стрелке на 1 деление.
Динамика автомобиля, расход топлива, токсичность выхлопа и надежность запуска на карбюраторной “семерке” зависят от правильности установки угла опережения зажигания. Устаревшая “контактная” система требует периодического обслуживания и регулировки. Регулировка зажигания на ВАЗ 2107 с инжекторным двигателем, оборудованным бесконтактной системой зажигания, не требуется. Но владельцам устаревших модификаций ВАЗ 2107 приходится обращаться для регулировки на СТО или выполнять операцию самостоятельно. Сделать это несложно.
Что такое “угол опережение зажигания”
Опережение зажигания означает воспламенение воздушно-топливной смеси ранее, чем поршень достигнет верхней мертвой точки (ВМТ) во время такта сжатия. Это фактор оказывает большое влияние на работу двигателя. Между моментом возникновения искры и моментом, когда давление газов в цилиндре достигает апогея, проходит определенное время. Хотя данный отрезок времени крайне мал, из-за высокой частоты вращения коленвала за время поджига смеси поршень может пройти большой путь с момента искрообразования до взрыва смеси. При правильно выставленном угле опережения смесь взрывается в момент, когда поршень находится в ВМТ и готов двигаться вниз. Если воспламенение смеси происходит раньше (“раннее зажигание”), она взрывается еще на фазе подъема поршня и препятствует движению поршня (двигатель детонирует). Это приводит к преждевременному износу деталей и ухудшению характеристик двигателя. Если поджиг производится поздно (“позднее зажигание”), смесь взрывается после того, как поршень ушел из ВМТ, что приводит к догоранию топлива уже в выпускном коллекторе, снижению давления газа в цилиндре и, значит, потерям мощности и снижению экономичности. Поэтому установка зажигания на ВАЗ 2107 - важная и необходимая процедура. Искрообразование должно происходить в наиболее подходящий момент, который зависит от положения педали газа и оборотов коленвала.
К чему приводит неправильно выставленное зажигание на ВАЗ 2107
Неправильный угол опережения вызывает такие проблемы:
Перегрев двигателя. Раннее зажигание вызывает детонацию, которая меняет температурный режим в работе мотора. Одновременно увеличивается нагрузка на кривошипно-шатунный механизм, снижая их ресурс работы.
Снижение динамики машины. Раннее и позднее зажигание ВАЗ 2107 приводит к тому, что энергия топлива расходуется не оптимально. Взрыв смеси должен происходить точно в момент нахождения поршня в ВМТ.
Прогорание клапанов. При позднем зажигании смесь продолжает гореть на протяжении фазы выпуска, отчего перегреваются клапана и происходят “хлопки” выпускном коллекторе.
Что необходимо чтобы отрегулировать зажигание ВАЗ 2107 (карбюратор)
Чтобы выставить зажигание и отрегулировать зазор прерывателя трамблера, понадобятся:
- ключ на 13;
- отвертка;
- наждак;
- свечной ключ;
- спецключ для коленвала;
- вольтметр или “контролька” (лампа 12В).
Метки зажигания ВАЗ 2107
При регулировке угла опережения необходимо ориентироваться на метки, нанесенные на шкив коленвала и на передней крышке двигателя.
На шкив двигателя нанесена насечка, которая должна совмещаться с одной из трех меток на крышке, в зависимости от используемого топлива.
Метки на крышке разной длины - короткая, средняя и длинная. Первая соответствует углу опережения 10 градусов, вторая - 5 градусов, третья - 0 градусов (поджиг смеси происходит в ВМТ).
Топливо с высоким октановым числом горит быстрее, чем низкооктановое. ВАЗ 2107 рассчитан на бензин с октановым числом 92-95, поэтому оптимальное опережение для него - 5 градусов.
Как выставить зажигание на ВАЗ 2107
Для регулировки зажигания нет необходимости даже в гаражных условиях. Выставить угол опережения при наличии инструментов можно буквально на улице. Порядок действий следующий:
- Дать остыть двигателю (если он горячий). Это позволит избежать ожогов в процессе работы.
- Снять высоковольтные провода со свечей.
- Выкрутить свечи зажигания (можно ограничиться лишь свечой первого цилиндра, но при всех выкрученных свечах в цилиндрах отсутствует компрессия и вращать коленвал намного легче).
- Закрыть пальцем отверстие свечи на первом цилиндре (это поможет определить начало такта сжатия в цилиндре).
- При помощи спецключа провернуть коленвал до начала такта сжатия (палец должен ощутить давление воздуха).
- Продолжая вращать коленвал, совместить метку на шкиве со второй меткой на передней крышке двигателя.
Примечание: если двигатель эксплуатируется на высокооктановом топливе (92 или 95 бензин), необходимо установить угол опережения 5 градусов (средняя метка на двигателе). Если используется 76 или 80-й бензин, во избежание детонации угол опережения должен быть равен нулю (длинная метка на двигателе).
- Снять крышку трамблера, отщелкнув скобы крепления. При выставленных метках “бегунок” должен быть повернут наружным контактом к выводу провода первого цилиндра на крышке распределителя. Если это не так, стоит проверить положение коленвала - возможно, первый цилиндр находится в ВМТ в конце такта выпуска, а не сжатия).
- Проверить положение защелок крышки распределителя. Они должны находиться на линии, параллельной оси двигателя.
- Ослабить гайку фиксации распределителя, чтобы его корпус свободно вращался руками.
- Подключить вольтметр или лампу на 12 вольт у “массе” и к выводу катушки зажигания, идущему к низковольтному проводу трамблера.
- Включить зажигание.
- Плавно вращать корпус трамблера по часовой стрелке, пока не погаснет контрольная лампа (не пропадет напряжение на вольтметре). Если лампа не горит сразу после включения зажигания, вращать трамблер не надо.
- Медленно провернуть трамблер против часовой стрелки до момента, когда зажжется контрольная лампа.
- Прекратить вращение и затянуть гайку фиксации распределителя.
- Выключить зажигание.
- Установить крышку трамблера на место.
- Подключить высоковольтные провода.
Проверка угла опережения зажигания
Прежде всего, необходимо завести мотор. Если он ранее заводился, а после регулировки - нет, стоит еще раз проверить правильность установки угла опережения. Если двигатель работает, необходимо провести проверку угла опережения на ходу:
- Разогнать машину до 45 км/час.
- Включить 4-ю скорость.
- Резко выжать педаль газа.
- Должна возникнуть детонация продолжительностью 2-3 секунды, а затем, после ускорения автомобиля, она должна исчезнуть.
Если детонация не пропадет после набора скорости, зажигание “раннее”. Если детонация не возникает вовсе - зажигание “позднее”. Чтобы уменьшить опережение, следует открутить гайку фиксации трамблера и провернуть его по часовой стрелке чуть меньше, чем на деление шкалы. Увеличить опережение можно, провернув распределитель против часовой стрелки.
Совет: когда зажигание идеально выставлено, следует нанести краской метку на шкале. Это облегчит последующую регулировку зажигания.
Регулировка зазора прерывателя трамблера ВАЗ 2107
Качество искры зависит от зазора между контактами прерывателя и состояния самих контактов. Чтобы отрегулировать трамблер ВАЗ 2107, необходимо выполнить такие операции:
- отщелкнуть скобы крепления и снять крышку трамблера;
- открутить винты крепления бегунка;
- снять бегунок;
- зачистить контакты прерывателя наждаком (чтобы не повредить контакты, необходимо использовать наждак с зернистостью не крупнее 600).
- ослабить винт, фиксирующий контакты прерывателя;
- вращая регулировочный винт выставить зазор 0,4 мм, используя соответствующий щуп;
- затянуть фиксирующий винт;
- установить и закрепить бегунок;
- зафиксировать крышку трамблера.
Кроме регулировки, может потребоваться ремонт трамблера ВАЗ 2107. Он состоит в чистке контактов на крышке трамблера или замене самой крышки, замене бегунка, резистора или контактной группы.