А этой расскажу про общественный транспорт Тбилиси. Ведь так или иначе, именно транспорт съедает немалую часть отпускного бюджета.
Основными видами транспорта грузинской столицы являются метрополитен, автобусы и такси, троллейбусы и трамваи здесь не ходят. Теперь по-порядку…
Во всей Грузии метро есть только в её столице. Тбилисский метрополитен состоит всего из 2-х веток, на которых расположились 22 станции. Подземка хоть и маленькая, зато без проблем доставит вас до самых нужных мест: в центр, к железнодорожному вокзалу или к автостанциям.
Для того, чтобы воспользоваться тбилисским метро, необходимо купить пластиковую карту Metromoney за 2 лари + положить на неё деньги на проезд. Одна поездка стоит 1 лари. Карта Metromoney также действительна для оплаты проезда в автобусе и на канатной дороге.
Купить карту можно как в кассе, так и в терминале самообслуживания. Чек выбрасывать не спешите, в течении 30-ти дней после покупки, карту можно вернуть и получить назад свои 2 лари.
Самые популярные станции
- Liberty Square - центральная площадь города, которая служит отправной точкой ко многим .
- Avlabari - ближайшая станция к канатной дороге и крепости Метехи.
- Station Square - на этой станции находится железнодорожный вокзал и Дезертирский рынок.
- Didube - с этой автостанции отправляются автобусы в: (Казбеги), Мцхета, Боржоми, Батуми, и другие.
- Isani - со станции Ортачала можно уехать в и , но автовокзал больше ориентирован на международные рейсы в Армению, Азербайджан, Турцию и другие.
Городской автобус
Если планируете передвигаться только наземным транспортом Тбилиси, покупать карту Metromoney необходимости нет. Купить билет можно в автомате, который установлен непосредственно в автобусе. Проезд стоит 50 тетри.
Заранее подготовьте монеты, автомат не принимает бумажные деньги.
- Ездить «зайцем» плохо и неправильно, а в Тбилиси ещё и рискованно. На маршрутах работает контроль!
- Из одного конца города в другой можно без проблем добраться на автобусе.
- Автобусы не очень забиты, есть шанс ехать сидя. Мы ездили и рано утром, и в час пик, и вечером - часто были свободные места. А если и не было, то буквально пару остановок и места появлялись.
- На остановках установлен монитор, на котором видно расчётное время прибытия автобусов.
Такси в Тбилиси
Такси — популярный вид транспорта даже среди бюджетных туристов. Найти машину можно несколькими способами:
Статья о городском транспорте Тбилиси и внутреннем транспорте Грузии (как лучше добраться из пункта А в пункт Б внутри страны): авиасообщение, автобусы и маршрутки, железные дороги Грузии.
Городской транспорт в Тбилиси
Городской транспорт Грузии — это в основном автобусы и маршрутки. Троллейбусов я не видел ни разу, метро же есть лишь в Тбилиси. Стоимость проезда на маршрутке обычно указывается на лобовом стекле или на двери, оплачивать нужно при входе (проблема лишь в том, что все надписи в маршрутках на грузинском языке). В Тбилиси вполне может случиться такая ситуация, что местные жители, опознав в вас туриста, начнут наперебой давать вам советы, как добраться в нужное место, что еще посмотреть в Тбилиси и окрестностях и как вам вообще жить дальше, при этом могут попытаться заплатить за ваш проезд в маршрутке. Это нормально, просто расслабьтесь, улыбайтесь и наслаждайтесь ситуацией — к гостям в Грузии всегда было особо трепетное отношение.
За проезд в тбилисских метро, автобусах, микроавтобусах и канатных дорогах нужно расплачиваться с помощью специальной транспортной карты Metromoney . Приобрести ее можно в кассах на станциях метро или в кассах канатных дорог. В залог с вас возьмут 2 лари, которые затем можно будет вернуть в течение 30 дней с даты покупки, предъявив паспорт и чек на самую первую оплату – то есть нужен чек, по которому вы покупали эту карту, а не чеки на дальнейшие пополнения ее баланса.
Оплата проезда в тбилисских автобусах организована так: заходим через среднюю или заднюю дверь, в середине автобуса сидит кондуктор с устройством для считывания карт. Подходим к кондуктору и прикладываем свою метрокарту к считывателю, если все ОК, кондуктор дает нам чек об оплате проезда.
Метро Тбилиси
На данный момент состоит из 2 линий: «Дидубе — Самгори» и «Субуртало»:
Схема метро Тбилиси
и там до сих пор бегают старые добрые поезда Мытищинского вагоностроительного завода:
Кстати, если решите их сфотографировать, имейте ввиду, что грузинская полиция иногда довольно нервно реагирует на попытки фотографирования вокзалов, поездов и тому подобных транспортных объектов: я однажды имел воспитательную беседу с одним таким бдительным стражем порядка. В Москве, к примеру, ты можешь в метро хоть обфотографироваться- а вот в Тбилиси так не принято.
Кстати, зимой в тбилисском метро грузины косят под китайцев: изрядная часть пассажиров ездит в марлевых медицинских повязках-«намордниках».
Стоимость проезда в городском транспорте Тбилиси
Метро и автобусы:
0,5 лари (следующие поездки в течение полутора часов после первой оплаты будут бесплатны).
Маршрутки:
0,8 лари
Канатные дороги:
1 лари (данной картой можно оплачивать поездки на тбилисской канатке к крепости Нарикала и к Черепашьему озеру).
Фуникулер на гору Мтацминда
не относится к системе городского транспорта Тбилиси и проезд на нем надо оплачивать с помощью пластиковой карты парка развлечений «Мтацминда», стоимость этой карты зимой 2017 года составляла 2 лари, проезд в один конец – также 2 лари.
Как добраться до аэропорта из центра Тбилиси
Дешевле всего это сделать на автобусе N37. Ходит каждые 20 минут, можно сесть как возле ж/д вокзала , так и на остановке около метро «Площадь Свободы». Заплатить за проезд можно как метрокартой, так и наличными, дорога до аэропорта занимает примерно 40 минут.
На некоторых тбилисских маршрутах, например N61 от площади Свободы до района Ваке , работают большие современные автобусы MAN. На прочих же используются маленькие украинские «Богданы». Именно они бегают по маршруту 37 до аэропорта. И, так как маршрут проходит через жилые кварталы, поездка в аэропорт в час-пик может быть очень некомфортным мероприятием, особенно с большим и громоздким багажом (я, например, однажды ехал на нем с чемоданом и горными лыжами – впечатления так себе). Хотя поездка на автобусе в аэропорт стоит 50 тетри, а на такси – 25 лари, возможно лучше все-таки предпочесть такси. Народу в час-пик набивается столько, что “Богданчик” в горку еле ползет.
Внутренние авиалинии в Грузии
В принципе, несмотря на скромные размеры страны, между крупными городами Грузии есть даже авиасообщение, но из-за низкой популярности этого вида внутреннего транспорта билеты на эти рейсы сравнительно дороги. Основным авиаперевозчиком между грузинскими городами является авиакомпания Georgian Airway s (www.airzena.com), примерная цена билета на рейс Тбилиси-Батуми составляет 180 лари (во время проведения акций можно купить за 90 лари), время в пути 35 минут; от Тбилиси до Кутаиси лететь 20 минут. Неоднократно предпринимались попытки запустить регулярное авиасообщение между основной Грузией и затерянной в горах Сванетией – например, по маршруту Тбилиси-Местия (аэропорт царицы Тамары) летала компания Pegasus , но сейчас полеты приостановлены. Есть еще рейсы некоей компании Kenn Borek – но кто это такие и каково ими летать, я не знаю.
Автобусы и маршрутки
Практически в любой уголок Грузии (кроме Сванетии) проще и дешевле добраться по земле: на автобусе, маршрутке или поезде. Маршрутки и автобусы это вообще лучшее и самое популярное средство передвижения по Грузии. Автобусы предпочтительнее при поездках между крупными городами, маршрутки – на горных дорогах. На дальние (по грузинским меркам) расстояния – например Тбилиси-Батуми, лучше ехать рейсовыми автобусами, они однозначно комфортабельнее маршруток и более склонны придерживаться расписания. Грузинские маршрутки – это самые разномастные микроавтобусы от новеньких Mersedes до Ford Transit весьма почтенного возраста — то есть никаких удобств вроде кондиционера там вполне может не быть.
Маршрутки на автовокзале Дидубе в Тбилиси
Маршрутка Гудаури-Тбилиси
Цены на переезды на маршрутках внутри Грузии очень гуманные – например, поездка из Тбилиси в Казбеги, расположенный почти на российской границе, обойдется в 7-8 лари (210-240 рублей).
Для поездок на не очень далекие расстояния маршрутка зачастую самый лучший и дешевый вид транспорта, сопряженный, однако, с некоторыми минусами:
Грузинские водители обожают русскую попсу. А особо «продвинутые» — русский шансон. Так что во время, например, 6-часовой поездки из Тбилиси в Батуми у вас есть прекрасный шанс наслушаться всего этого добра до тошноты. Но попса и шансон это полбеды. Где-нибудь в горной Аджарии водитель (и пассажиры) спокойно может закурить во время движения. И ему даже в голову не придет, что в маршрутке в это время могут ехать дети или беременная женщина. По моим наблюдениям, в этой части Грузии курение — это часть менталитета и имиджа, все «настоящие джигиты» смолят одну за другой.
Еще один момент: остановок в пути обычно не предусмотрено, кроме самых дальних поездок типа Тбилиси-Батуми. Так что перед дорогой лучше не пейте много воды (и тем более пива). В принципе, если кто-то из пассажиров настойчиво попросит, водитель остановится на какой-нибудь заправке, но сам он это делать, скорее всего, не будет.
Еще один нюанс: водители грузинских маршруток водят точь-в-точь как их московские собраться по ремеслу (ибо и те и другие зачастую родом из горных аулов) – что может не самым лучшим образом отразиться на безопасности пассажиров.
Декабрь 2016 — едем на маршрутке в Гудаури
Железные дороги Грузии
Грузия еще с советских времен имеет довольно разветвленную сеть железных дорог; ж/д транспорт бывает двух типов: поезда и пригородные электрички – и то и другое это дешевый и удобный способ перемещения по стране. Расписание и цены можно уточнить на сайте railway.ge (но желательно это делать в присутствии русскоговорящего грузина, чтобы он вам перевел то, что там будет написано затейливыми грузинскими буквами – ни на русский, ни на английский языки сайт так и не смогли перевести).
В Тбилиси две ветки метро. Если едете на короткий срок и снимете жилье в , то вам понадобится только одна ветка (красная ), или же метро вообще не понадобится.
Время работы метро Тбилиси: 6.00-00.00
Схема метро Тбилиси на русском языке:
Станции, которые могут понадобиться:
Liberty Square (Площадь Свободы) — центр Тбилиси, в одну сторону — пешком в старый город, в другую — на проспект Руставели и к фуникулеру
8. Карта Metromoney действует только на территории Тбилиси , расплатиться ею за маршрутку в или за проезд на канатке в нельзя.
Бонусы и скидки
Оплатив поездку картой Metromoney, в течение 1.5 часа вы можете делать бесплатные пересадки в метро или автобусах.
Например, в 12.00 сели в метро, оплатили поездку 0.5 лари . В 12.30 пересели на автобус, приложили карту к считывающему устройству, но деньги при этом с карты не списываются.
Канатные дороги Тбилиси
По этой самой карте можно кататься на .
Цена поездки по канатке 3 лари (1.2$ или 75р) с человека в одну сторону. Можно ехать вдвоем (втроем, вчетвером) по одной карте, если пополнить ее на нужную сумму.
Просто заплатить в кассе 3 лари и прокатиться на канатке без покупки карты нельзя .
Фуникулер Тбилиси, цены 2019
Помимо канатных дорог, в Тбилиси есть на гору Мтацминда.
Для поездки на фуникулере нужно покупать отдельную карту (можно одну на несколько человек). Вернуть карту и получить обратно ее стоимость нельзя.
Эта карта остается с нами навсегдаМаршруты автобусов Тбилиси
Например, мы хотим добраться до канатки в . Ближайшее метро в 2-х км, поэтому ищем автобус.
Для перемещения по городу без транспорта не обойтись. Транспортная система города Тбилиси разнообразна: метро, автобусы, маршрутки, фуникулер, канатные дороги и такси. Вот и весь список. Троллейбусов и трамваев нет, что даже хорошо. Ведь движение на дорогах насыщенное, а в час пик всегда пробки.
В статье расскажу о транспорте, находящемся в ведомстве «Тбилисской транспортной компании»: метро, автобусы и канатные дороги. Как правильно спланировать маршрут из пункта А в пункт Б. Как оплачивать проезд, стоимость проезда, льготы. Давайте обо всем по порядку. Подробную информацию о маршрутках, такси и фуникулере смотрите .
Тбилисская транспортная компания
Официальный сайт (грузинский/английский язык) : http://ttc.com.ge
«Тбилисская транспортная компания» начала свое существование в 1966 году, когда открылась первая ветка метрополитена. Собственник компании – мэрия города Тбилиси, которой принадлежат 100% акций. В 2009 году в ведомство компании были переданы муниципальные автобусы. С 2012 года добавились еще две канатные дороги Рике–Нарикала и проспект Чавчавадзе–Черепашье озеро.
Карта Metromoney
Чтобы перемещаться по городу общественным транспортом, понадобится карта Metromoney. С ее помощью оплачивается проезд в метро, автобусах и маршрутках, на канатных дорогах.
Сколько стоит: 2 лари (~ 0,8$).
Где купить: в кассах на станциях метро и на канатной дороге Рике–Нарикала.
Карта не именная, поэтому паспорт и другие документы, удостоверяющие личность, не нужны. Одной карты на всю семью или компанию будет достаточно.
Где пополнять:
- в кассах метро и на канатной дороге;
- в терминалах Bank of Georgia.
Возврат Metromoney:
В течение 30 дней возможно вернуть карту. Чтобы получить обратно свои 2 лари, в тех же кассах предъявляем карту и чек на ее покупку. Чеки пополнения карты не нужны.
Тарифы на поездки:
- метро, автобусы – 50 тетри (~ 0,2$);
- канатная дорога Рике-Нарикала в одну сторону – 2,5 лари (~ 1$);
- канатная дорога к Черепашьему озеру – 1 лари (~ 0,4$).
Дисконт:
После оплаты проезда 50 тетри картой Metromoney, предоставляется льготное время 1,5 часа для пересадки на другие автобусы или метро. При этом дисконт не распространяется на канатные дороги.
Например: в 10:00 зашли в метро и оплатили 50 тетри. В 11:00 пересели на автобус и провели картой по считывающему устройству. При этом на карте деньги не спишутся, а в полученном чеке на проезд указана стоимость 0,00 лари.
Метро Тбилиси
На сегодняшний день(2018 год) метро Тбилиси состоит из 2 веток: красная – Ахметели–Варкетили и синяя – Сабуртало, с одной станцией пересадки «Вокзальная площадь». Последняя 23-я станция метро «Государственный университет» открылась в октябре 2017 года. Первая ветка тбилисского метрополитена из 6 станций Дидубе – Руставели была запущена в 1966 году. В период с 2002 по 2012 г.г. проводилась реконструкция станций и были обновлены вагоны. В это же время жетоны заменены на единую карту Metromoney.
На фото: Станция метро «Руставели»
Пользоваться метро в Тбилиси удобно – остановки объявляются на грузинском и английском языках. Сами указатели на платформах указаны на русском, ведь первая красная ветка построена еще во времена СССР.
Время работы: с 6:00 до 24:00.
Стоимость проезда: 50 тетри. Оплачивается проезд только картой Metromoney.
Интервалы между поездами:
- в час пик 2-4 минуты;
- в вечернее время ~ 10 минут.
Схема метро Тбилиси на русском языке:
На фото: Схема метро Тбилиси
Канатная дорога, связывающая парк Рике и древнюю крепость Нарикала, открылась в 2012 году. Состоит из 8 стеклянных кабинок-гондол с двумя мягкими лавочками внутри, в каждую кабину помещается 8 человек. Движутся гондолы непрерывно, слегка притормаживая на станциях. Есть пандус для лиц с ОВЗ. С комфортом прокатились на канатке вместе с ребенком в детской коляске.
Канатная дорога Рике-Нарикала пользуется большой популярностью у туристов. В летнее время выстраиваются очереди, чтобы полюбоваться видами Старого города с высоты птичьего полета. Поэтому планируйте посещение крепости на утро, с момента открытия канатки.
Время работы: с 11:00 до 23:00.
Стоимость проезда: 2,50 лари. Оплачивается проезд только картой Metromoney.
Продолжительность поездки: 1 минута 42 секунды.
На фото: Канатная дорога Рике–Нарикала
Канатная дорога к Черепашьему озеру
В сентябре 2016 года после капитального ремонта начала работать канатная дорога, связывающая проспект Чавчавадзе в центре Тбилиси и . Состоит из двух гондол в ретро-дизайне. В одну гондолу помещается 10-12 человек плюс постоянный проводник. Предусмотрены крепления для транспортировки велосипедов. Канатная дорога адаптирована для перевозки пассажиров с ОВЗ.
Время работы: в летнее время с 8:00 до 24:00, зимой с 8:00 до 22:00.
Стоимость проезда: 1 лари. Транспортировка велосипедов оплачивается дополнительно – 1 лари. Оплачивается проезд только картой Metromoney.
Продолжительность поездки: ~ 6 минут.
На фото: Вагон на канатке Чавчавадзе–Черепашье озеро
Автобусы
Автобусы и маршрутки – основное средство передвижения по городу. С их помощью можно добраться куда угодно. Автопарк «Тбилисской транспортной компании» насчитывает 750 муниципальных автобусов. Ежедневный пассажирооборот превышает 200 тысяч человек. Самый длинный маршрут составляет чуть более 30 км, а самый короткий – 4,6 км. Остановки оборудованы электронным табло, на котором отображено время ожидании следующего автобуса. Информация представлена на грузинском языке и дублируется на английском.
На фото: Муниципальный автобус Тбилиси
На фото: Остановка с электронным табло
С 2017 года на маршрутах города Тбилиси появились экологически чистые автобусы, соответствующие европейским стандартам евро-5. На нескольких улицах выделены отдельно линии для общественного транспорта, чтобы сократить время движения по маршруту. Помимо этого мэрия планирует завести около 700 новых автобусов, чтобы заменить старые «Богданы» и пополнить автопарк.
В чем отличие автобусов от маршруток?
Муниципальные автобусы – большие автобусы синего или желтого цвета. Во многих размещены электронные табло с маршрутом движения и указанием следующей остановки. Остановки объявляются на грузинском языке, изредка на английском. Они останавливаются только на остановках, в отличие от маршруток.
Время работы: с 6:00 до 20:00.
Стоимость проезда: 50 тетри. Оплачивается проезд картой Metromoney или наличными при входе. Кассовый аппарат сдачи не выдает, поэтому лучше иметь точную сумму монетками.
Планирование маршрутов по Тбилиси
Как спланировать маршрут по Тбилиси, и сократить время ожидания транспорта? Для этого воспользуемся сайтом «Тбилисской транспортной компании» http://ttc.com.ge . На сайте размещены полезные разделы:
- Journey Planner (планирование маршрута).
К примеру, хотим добраться к парку Ваке от метро «Авлабари». Заходим в Journey Planner, выбираем пункты отправления и прибытия на английском, транспорт и нажимаем кнопку планировать маршрут.
На фото: Планирование маршрута
После этого на карте отобразится сам маршрут, а слева на экране подробное описание – номера автобусов или необходимые станции метро, время в пути и пересадки.
На фото: Маршрут построен
Journey Planner не очень удобен для пользования, но уж какой есть. Карта Тбилиси на грузинском, радует что план маршрута на английском.
- Timetables (расписания движения автобусов).
В данном разделе представлена полная информация о движении поездов метро и муниципальных автобусов: номера маршрутов, станции отправления, прибытия и промежуточные станции, график движения.
- Bus in Real Time (движение автобусов в режиме реального времени).
- Stop Board Info (информация о времени ожидания автобусов на каждой остановке) – помогает подгадать время выхода из дому, чтобы долго не ждать на остановке транспорт.
Надеюсь информация оказалась вам полезной. Свои вопросы задавайте в комментариях.