Люди ассоциируют вождение автомобиля с приятными эмоциями. Что лучше комфортной езды в собственном авто под любимую мелодию? У любителей экстремальной езды и вовсе сложилась адреналиновая зависимость вождения. Наряду с любителями этого вида езды, есть и люди, у которых вождение вызывает неподдельный страх.
Помимо психологического дискомфорта, эти люди испытывают и физиологические недомогания при вождении:
- учащение пульса;
- дрожь в конечностях;
- сухость во рту;
- скачки давления.
Как преодолеть страх перед вождением автомобиля?
Опытные водители считают страх перед вождением надуманной проблемой, которая касается только представительниц женского пола. Избавиться от него можно за 1-2 недели вождения. Но, это не совсем так. На деле, такой вид страха присущ нервному типу людей и становится психологической особенностью. Ошибка и испытание себя – боюсь, но буду ездить. Такой подход вскоре приводит к фатальному исходу. Как же выйти из этого положения?
В большинстве случаев люди, которые проходят лечение у психолога с этой проблемой, выделяют два вида причин: боязнь попасть в аварию с летальным исходом и боязнь лишить жизни пешехода или пассажира. Стоит отметить, что представительницы прекрасного пола отказывают себе в удовольствии вождения авто из-за боязни сбить собачку или кота. На первый взгляд, эти страхи кажутся смехотворными, но некоторые люди навсегда отказываются от руля, даже не испробовав мир автовождения.
При таком эмоциональном барьере перед вождением не нужно надеяться, что страх пройдет сам собой или вы можете побороть его самостоятельно. Ошибочное заблуждение приводит к тому, что в экстремальной ситуации на дороге, такой водитель может вместо педали тормоза надавить на педаль газа. Да и резкий скачок давления может привести к непоправимому итогу.
Причины появления страха перед вождением
Чтобы заработать страх перед вождением, не обязательно было в далеком детстве попадать под колеса авто или испугаться сигнала фуры. Хотя психолог может извлечь из глубины подсознания такие случаи. Не всегда самостоятельно можно припомнить случай, который бы стал причиной панического страха перед вождением. Это сделает только психолог, который за 4-6 сеансов психологической терапии поможет разобраться с причиной возникновения страха. Не стоит действовать в этих случаях наобум, так как менталитет наших граждан таков, что обращение к узким специалистам считается постыдным.
Как побороть страх вождения автомобиля новичку
Это еще одна категория водителей, которые испытывают непреодолимый страх перед выездом на дорогу. Панические атаки и соматические проявления преследуют таких людей. В этой ситуации не обойтись без помощи психолога. Для этой группы людей инспекторы рекомендуют придерживаться следующих правил:
- не выбирать маршрутов с оживленным движением;
- обзавестись специальным знаком для авто, который сигнализировать другим водителям о том, что за рулем вашего авто сидит водитель – новичок;
- попытайтесь держать себя в руках.
Относительно последней рекомендации психологи предлагают несколько самых популярных способов восстановления внутреннего спокойствия – это глубокие вдохи полной грудью через нос и выдохи через рот. При помощи этой нехитрой техники можно подавить даже небольшую паническую атаку.
Первый способ поможет не только преодолеть страх перед большим автомобильным движением, но и отточит навыки вождения авто. Специалисты утверждают, что этот метод позволит унять страх перед вождением всего за несколько месяцев. Помимо самой техники, водитель сможет закрепить знания автомобильных знаков, запомнит места парковки и прочее.
Парное катание
Многие помнят, какое чувство комфорта они испытывали при вождении авто с инструктором. При этом все волнение водители психологически перекладывали на преподавателя вождения. Но, выезжая на дорогу в одиночестве, груз ответственности давит на психику водителя с небывалой силой. Некоторым удается привести себя в чувства при помощи дыхательной гимнастики, но это удается сделать далеко не всем.
В этом случае, психологи советуют несколько недель брать с собой в путь такого человека, которому вы доверяете и на кого полагаетесь в трудной ситуации. Это могут быть самые близкие люди – отец или брат. В их присутствии вы будете чувствовать себя уверенными, спокойными. За некоторое время вы научитесь сохранять такое эмоциональное состояние и при самостоятельном вождении авто.
Страх после ДТП
Если все страхи человек преодолеает самостоятельно или при помощи психолога, то страх вождения авто после ДТП, требует времени и помощи врачей. Особенно, если в результате ДТП водитель получил не только психологическую, но и физическую травму. В некоторых случаях не обойтись без психотерапевта или психиатра. Не стоит бояться специфических названий этих врачей. С их помощью решаются сложные психологические проблемы. Популярны тренинги, которые помогут вновь обрести чувство спокойствия и радости от управления авто.
Итог
Как ни было вам страшно садиться за руль, не стоит опускать руки перед трудностями. Проблемы можно решить при помощи специалистов, которые помогут вам вернуть вкус к автомобильной жизни, а можно обойтись и своими усилиями. Все в ваших руках!
Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.
Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.
На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.
И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.
Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.
Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.
Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:
1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.
2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.
Доброго времени суток дорогие читатели блога.
Не так давно я задумалась о том, чтобы научиться водить машину.
Пока что данная идея у меня только в планах на ближайшее будущее, однако, поделившись этой идеей со знакомыми, я открыла для себя поразительный факт: большинство боится садиться за руль. И поскольку этот блок статей касается страхов, то сегодня мы будем говорить о том, как преодолеть страх вождения автомобиля. Итак, приступим!
Почему мне страшно ездить?
Многие считают, что боязнь вождения — это надуманная проблема. Казалось бы, в городе ездит огромное количество машин, за рулем которых сидят как мужчины, так и женщины. Однако есть люди, для которых сесть в машину и поехать — это настоящее испытание. Руки дрожат, и хочется променять удобный собственный транспорт на поездку в переполненном автобусе.
Как мы уже знаем из предыдущих статей, — это базовая эмоция. И мы часто не осознаем причины. Поэтому прежде чем начинать избавляться от фобии вождения, давайте разберемся, откуда она возникает.
После небольшого опроса понятно, что большинство боится ездить по таким причинам:
- Значительная ответственность. Выезжая на дорогу, вы становитесь ответственны не только за свою жизнь, но и за жизни окружающих. Одна ошибка и могут пострадать ни в чем не повинные люди;
- Маленький опыт вождения. Если вы только недавно закончили автошколу, получили права и выехали на трассу, то опасения — это норма. В большинстве случаев с опытом боязнь проходит, и люди начинают получать удовольствие от езды;
- Негативный опыт. Если вы водите уже не первый день, но в недавнем прошлом у вас был негативный опыт, то именно он может быть причиной вашего дискомфорта. Фактически, вы боитесь не водить, а повторения той ситуации;
- Потеря имущества. Если вы долго копили на автомобиль, то появление опасений за его сохранность — это тоже нормально.
Но норма — в дозе, поэтому нужно стараться сделать так, чтобы фобия не мешала наслаждаться вашим приобретением.
Что касается психологических причин, то специалисты утверждают, что первопричиной такой фобии является скрытый страх смерти. Причем как своей, так и чужой.
В первом случае, человек боится, что он во что-то врежется и сильно покалечится или сразу же умрет. Во втором — убьет кого-то, а сам будет вынужден с этим жить.
4 способа, как перебороть страх вождения автомобиля?
- Больше практикуйтесь. Чем дольше вы будете находиться за рулем, тем меньше будет боязнь дороги. Сначала можно ездить, по мало оживленным трассам. Но со временем вы сможете безбоязненно ездить в центре города;
- Уделяйте внимание изучению маршрутов. Досконально выучить стоит те маршруты, по которым вы часто ездите. Например, от дома до работы, от работы до школы, в которой учатся дети. Сначала вы будете внимательно смотреть по сторонам в поиске дорожных знаков. А потом будете доезжать уже на автомате. Внимательно стоит изучить и правила парковки;
- Запишитесь на курсы экстремального вождения. Проблема в том, что на обычных курсах обучают держать руль, давить на газ и тормоз. А, и еще правила дорожного движения рассказывают. Описание, конечно, утрировано, но не является далеким от реальности. Поэтому дополнительная тренировка для прибавления уверенности не повредит. Кстати, имея специальные навыки, можно предотвратить ДТП;
- Попросите человека, который умеет водить, и которому вы доверяете немного поездить с вами. На первых порах он может давать вам советы, помогающие сориентироваться в ситуации. Ну и оказать моральную поддержку, ведь вы же будете не один на один с машиной и дорогой.
Теперь, что касается психологического комфорта. В первую очередь, не стоит думать, что получив права вы обязаны немедленно выехать на оживленную трассу. Вовсе нет!
Можете себе позволить ходить на дополнительные занятия и тренироваться на специальных площадках сколько вам нужно. Выезжать в город нужно в полной уверенности в своих силах. В противном случае вы будете слишком взвинчены, что повышает вероятность попадания в ДТП.
Если же вы уже попадали в ДТП и теперь опасаетесь садиться за руль, то дайте себе время. Если для вас слишком тяжело находится в машине в качестве водителя, то позвольте себе побыть пассажиром. Если же со временем боязнь не проходить, то лучше обратиться к специалисту.
Теперь, что касается самостоятельного решения проблемы. Если в течение месяца — двух вы все еще не можете побороть фобию, то рекомендую обратиться к психологу. Все решаемо)))
«Самолечением» в данном случае лучше не заниматься. Причина проста: если в процессе борьбы с любой другой фобией вы можете остановиться в любой момент, а чуть позже попробовать еще раз, то в этом случае так не получится.
Выйти из машины посреди дороги и уехать домой на автобусе, конечно, можно, но машину потом все равно придется забирать. Да и штраф за стоянку посреди трассы, я думаю, будет немаленький.
Поэтому, если страх никак не проходит, не издевайтесь над своей психикой, обратитесь к специалисту. Помните, что причина может быть скрыта глубоко в подсознании и длительными тренировками вряд ли можно купировать проблему.
На сегодня у меня всё. В дальнейшем цикл статей о страхах будет продолжаться. Надо же нам с ними справиться.)))
Поэтому подписывайтесь на обновления блога и рекомендуйте почитать материалы друзьям.
Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения – утверждал Остап Бендер, но для некоторых обладателей средства передвижения, личное управление им становится недоступной роскошью. С чем это связано, и почему немалая часть окончивших автошколу людей и получивших водительские удостоверения, так никогда и не становятся водителями? Причина часто кроется не в отсутствии машины, а в патологическом страхе перед вождением.
Термин амаксофобия означает панический страх передвижения с помощью транспортного средства, в том числе, управляя им.
Стоит четко отделять психическое расстройство, от закономерной боязни у новичков. Несмотря на то, что причины и симптомы могут быть очень схожими, процесс преодоления будет существенно разниться.
Понятие фобия тем и отличается от боязни, что представляет собой навязчивый, сильно выраженный, неконтролируемый и часто необъяснимый страх. Фобии не проходят с опытом, борьба с ними представляет собой серьезную работу с психикой, как самостоятельную, как и с помощью разных специалистов, в зависимости от тяжести проявления симптома. Боязнь водить машину чаще обусловлена отсутствием опыта, чем фобическим расстройством.
Откуда берется страх
Страх вождения может быть вызван массой причин. Трудней всего преодолевать его после пережитого лично ДТП. Конечно, все ситуации индивидуальны, но случившаяся авария наносит травму психике. У впечатлительных людей фобия может развиться после увиденного смертельного происшествия на дороге. После такого эмоционального потрясения трудно заставить себя вновь сесть за руль, ощущение опасности не покидает человека.
Многие не чувствуют своего контроля над техникой, либо не уверены в себе настолько, что бояться спровоцировать ДТП. Боязнь возможных угрызений совести и криминальной ответственности в случае наезда на пешехода, или причинения вреда своим пассажирам приводят к тому, что амаксофобы просто отказываются от возможности водить.
Есть гипотеза, что амаксофобия является генетически обусловленным симптомом. Тревожно-мнительные родители передают свой характер по наследству, плюс воспитание в таком же стиле помогает развиться фобии.
Симптомы фобии
Основными признаками фобии является:
- напряженность;
- повышенная потливость;
- помутнение зрения;
- нехватка воздуха;
- учащенный пульс;
- тремор конечностей;
- анемия;
- тошнота.
Страх вождения у новичков – это нормально?
Как мы уже упоминали, амаксофобия и обычный страх у новичков могут симптоматически выглядеть весьма схоже. Однако принципиальная разница проявит себя достаточно быстро. Тревожная реакция новичка пройдет при наработке опыта, симптомы же фобии так легко не исчезнут. Амаксофоб будет всячески саботировать любые поездки, потому что он не может управлять своим страхом. Страх и вождение трудно сочетать длительное время, это стресс. Если с каждой поездкой страх не уменьшается (а этого не будет происходить в случае фобии), человек просто откажется от затеи. Он будет убеждать себя, что ему это не нужно, он и не хотел уметь водить, да и в действительности, большинство амаксофобов осознанно предпочитают не идти сдавать на права.
Поэтому если вы новичок и испытываете упоминаемые выше симптомы – не волнуйтесь, повода считать, что у вас фобия совершенно нет. Особенно побороть страх вождения автомобиля новичку женщине оказывается трудно. Этому есть некоторые объяснения с точки зрения психологии. Тем не менее масса примеров, когда женщины с опытом начинают чувствовать себя уверенным и полноправным участником движения. По статистике женщины объективно являются гораздо более аккуратными водителями, может быть именно излишняя осторожность, благодаря их натуре этому способствует.
Женщинам трудней преодолеть страх вождения потому, что они более эмоциональны, чем мужчины. У мужчин преобладает логическое мышление, а в условиях дорожного движения это некоторое преимущество. Кроме того, особенности зрения, скорость реакции, способность быстрой оценки всех обстоятельств и принятие решения – оставляет за мужчинами прерогативу в данном вопросе. Но это не значит, что у девушки за рулем нет шансов.
Советы женщине, которые помогут побороть страх вождения
Самый главный совет и банальный совет в борьбе со страхом – это практика, практика и еще раз, практика. Каждый километр, каждый перекресток, каждое объезженное кольцо, переезд или удачная парковка прибавляет опыта и уверенности в себе.
Ни для кого не секрет, что страха нагоняет еще и требовательное отношение других участников движения. Заглохла на светофоре, буквально на 10 секунд, а уже наслушалась бибиканья, насмотрелась недовольных физиономий, выглядывающих из обгоняющих машин. Все это угнетает и хочется провалиться сквозь землю вместе со своим автомобилем, хотя по сути никто не пострадал, ничего страшного не случилось, и особой проблемы на дороге ты не создала. По этому поводу хочется сказать: не берите на себя ответственность за эмоции других водителей . Это сугубо их проблемы, если они испытали недовольство. Могли ничего не испытать, могли отнестись с пониманием, ведь сами были новичками, могли улыбнуться и испытать позитивные эмоции. Может просто у яростно бибикающего типа брак неудачный, и он вообще жизнью недоволен, а тут еще вы заглохли на перекрестке.
Следующий важный совет, который поможет безбоязненно водить машину – обязательно изучите принцип работы автомобиля. Безусловно, женщины любят перекладывать всю ответственность за техническую часть на мужчину. Никто с этим не спорит и не предлагает вам лежать под машиной и ковырять трансмиссию, или менять самостоятельно колеса.
Но вот основные принципы знать необходимо, ведь иногда дамы начинают видеть автомобиль, как волшебную штуку, которой управляют так: «сюда нажмешь – туда поедет». При таком отношении страх, даже с опытом, может долго не уходить. Если ты не понимаешь, как может себя повести автомобиль, а как не может, просто в силу своего технического устройства, то тебе трудно будет принять быстро верное решение в какой-либо нестандартной ситуации.
Страх вождения в городе
Стоит отдельно выделить боязнь новичков ездить по оживленным улицам города. Здесь накладывается и дополнительная ответственность из-за большого количества участников движения, и упоминаемая уже нами невежливость других водителей при ошибке новичка, и множество знаков, на которые трудно обращать внимание, когда еще не доведены до автоматизма движение двух ног по трем педалям. Так или иначе, но водить в городе надо уметь, редко когда человек приобретает машину и сдает на права, только чтобы удовлетворить потребность ездить за город на дачу раз в неделю.
Основными рекомендациями начинающим водителям будет осваивать маршруты постепенно. Например, заранее продумать полностью путь, посмотреть по карте все повороты, светофоры, стрелки. И первый выезд совершить пораньше с утра, когда движение не загружено. Ознакомьтесь со всеми знаками, двигайтесь осторожно, не обращая внимания на бибикающих провокаторов.
Часто можно услышать совет новичку – подольше ездить с опытным близким водителем. Это палка о двух концах. Безусловно, страшно вам будет гораздо меньше, когда справа от вас сидит надежный человек. Но это может выработать в вас привычку перекладывать ответственность на «старшего» товарища настолько, что потом еще трудней будет водить самостоятельно. Близкие люди частенько из лучших побуждений начинают так активно участвовать в вождении, что вы привыкаете делать то, что вам говорят, а не принимать решение лично в каждый момент времени.
О том, как побороть страх вождения новичку и научиться хорошо ездить на автомобиле без опаски, рассказывают в этом видеоролике
Выводы
Страх вождения может быть двух видов: у новичков, связанный с отсутствием опыта, и у амаксофобов, связанный с тревожным расстройством. Симптомы и первого и второго случая могут быть одинаковыми. В случае фобии лучше обратиться к психологу за консультацией, если необходимость водить есть, а преодолеть себя вы не можете. Для неопытных водителей, в особенности это касается женского пола, выше приводились полезные рекомендации. Не забывайте вешать знак «У» в треугольнике, и быть уверенным в себе, ведь не боги горшки обжигают.
С этим чувством сталкиваются многие люди - как новички, так и опытные водители, перенесшие психологическую травму, водители после длительного перерыва в управлении транспортным средством.
Сегодня речь пойдет о страхе перед самим автомобилем, перед его управлением, дорогой и уверенностью в собственных силах.
Первое что нужно сделать - это побороть его. А как это сделать, как преодолеть страх вождения - мы расскажем в этой статье.
- новички,
- водители после ДТП,
- водители после длительного перерыва.
Как преодолеть страх вождения новичку
Новички - самая непопулярная и в тоже время "забитая" каста на наших дорогах. Нервное, непредсказуемое, часто заторможенное поведение нередко провоцирует остальных водителей на агрессию, создает пробки и аварийные ситуации. Однако, непрерывные сигналы и моргания фарами не помогут новичку. А наша задача, как более опытных и сознательных водителей помочь ему быстрее адаптироваться в потоке движения и не создавать излишней нервозности. Ведь каждый из нас прошел через это. Вспомните себя, прежде чем сигналить и отнеситесь с пониманием.
О своем страхе перед дорогой, автомобилем и движением новичок знает и сам. Исток любого страха это неизвестность, Перед новичком, выезжающим в город впервые без инструктора, встает задача сразу с несколькими неизвестными:
Как поведет себя автомобиль, не сломается ли?
Справлюсь ли я с управлением?
Не забуду ли я значение того или иного знака или дорожной разметки?
Не нарушу ли я по невнимательности ПДД?
У каждого новичка подобные вопросы крутятся в голове постоянно. С наработкой опыта, уверенности в своих силах, синхронизации работы сознательного и бессознательного (например, анализ дорожной ситуации и переключение передач) постепенно убираются эти вопросы один за другим, в разной последовательности. По оценке специалистов, страх вождения почти невозможно преодолеть с помощью тренингов и психологических приемов – они решаются только практическим опытом. Чтобы перестать бояться ездить – нужно больше ездить!
В некоторой степени подготовить человека психологически, рассказать ему с какими ситуациями и с какими "вежливыми" водителями он столкнется при первой своей самостоятельной поездке, как реагировать на такое отношение - первейшая задача инструктора-наставника. К сожалению, в школах этому уделяется очень мало внимания, а порой - вообще не учат.
Все страхи индивидуальны, зависят от множества факторов, от пола до возраста. Чаще всего возникновение страха обуславливается наиболее распространенными дорожными ситуациями. Которые, впрочем, сами новички по неопытности, зачастую и провоцируют. Например, две распространенные ситуации:
1. Нерешительность, нерасторопность на дороге. В настоящее время наша дорожная сеть, за редчайшим исключением, далека до идеала. Дороги и улицы, проектировавшиеся 30-40, а где и все 100 лет назад, не в состоянии вместить весь автотранспорт. Часто на дороге требуется чтобы не попасть в пробку или не застрять в «мертвом» ряду. Как не кстати будет замешкавшийся на светофоре новичок. Он получает порцию криков, недовольных клаксонов. В результате начинает нервничать еще больше, неумело трогается, глохнет, заводится не выжав сцепления… Загорается красный. Поток продолжает стоять до нового «зеленого». Знакомая ситуация?
2. Непредсказуемые маневры. Интернет полон видео с новичками, которые маневрируют на дороге, как по собственному домашнему коридору. Правила приоритета, перестроения, разметка – как будто не для них. Совершая маневр, они частенько тормозят в самый последний момент, забывают включить «поворотник» и делают еще множество грубейших ошибок.
Опять же, дорогие опытные водители,отнеситесь с пониманием и не нагнетайте напряженность. Лучше проявить осторожность. Из за того что вы будете сигналить,спровоцируете новичка на более резкие маневры и возможное ДТП.
Некоторые советы новичкам:
При отсутствии или малом опыте выбирайте не оживленные и непопулярные маршруты с максимально низким потоком движения! . Зато вы, что называется, убьете сразу двух зайцев. Во-первых, наработаете опыт за рулем, причем именно реальной езды, а не стояния в пробках в центре города. Во-вторых, без всякой нервозности научитесь правильно и оперативно оценивать дорожную обстановку. Поверьте, буквально через несколько месяцев страх уйдет, как перед автомобилем, так и перед дорожными маневрами и сложными ситуациями.
Обязательно разместите на автомобиле соответствующий знак, чтобы следующий за вами водитель понимал, что за рулем новичок и, соответственно, проявлял терпение и осторожность. Согласно исследованиям нескольких авторитетных автомобильных журналов, данные знаки более чем в 10% случаев спасали новичка от ДТП! Ведь увидев знак «У» или пресловутую «Туфельку», опытный водитель, как минимум увеличивает дистанцию до автомобиля и предвидит возможные нелогичные маневры и торможение «колом».
Не нервничайте! Полностью отключиться, конечно, не получится, но минимизируйте нервозность! Пусть вы неудачно тронулись, пусть заблокировали две полосы, или заглохни на светофоре. Это бывает со всеми. Пусть кричат, ругаются и сигналят – это же не ДТП и никто не пострадал. Много хуже, если вы, испугавшись реакции окружающих, резко вылетите на перекресток под «желтый» свет и будете протаранены лихачом!
Ничего страшного нет, если вы успокоившись, спокойно заведетесь и переждете еще один цикл светофора. Зато потом, спокойно трогайтесь с места и поезжайте. Не принимайте все на свой счет. Крики и сигналы относятся и к опытным водителям, это отнюдь не прерогатива новичков. «Дудят» все и всем – это дорога, а, точнее – Тем более, если вы не постеснялись разместить знак новичка на заднее стекло – это железный аргумент. Для любого опытного водителя это читается как: «А я тебя предупреждал!».
Чувствуете, что начали нервничать - сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха. Это в значительной мере поможет снять напряжение.
Чаще улыбайтесь себе в зеркало. Это подсознательно стимулирует мозг на создание благожелательного настроя.
Если вы боитесь ДТП – мысленно создайте его образ. Вам тут же придет картинка тех опасных моментов, которые стоит избегать – превышения скорости, обгон и т.д.
Совсем новичку, а также при покупке нового автомобиля все специалисты рекомендуют минимум полчаса, что называется, «подергать все рычаги», стоя на месте. Приобретается мышечная память, запоминаются органы управления, их функциональность, расстояние. Соответственно, при выезде на дорогу вы уже не будете отвлекаться на поиск рычага КПП или других кнопок.
Часто помогает присутствие рядом опытного водителя (друга, знакомого). В большинстве случаев это придает уверенности новичку. Весьма здорово если это будет спокойный и хладнокровный человек, который, к тому же, может изредка комментировать дорожную обстановку.Кроме того, он сможет помочь вам в приобретении навыков вождения, как описано в статье:
Если вам не повезло и вы попали в плотный поток, при первой же возможности остановитесь. Не важно, съезд это во двор, проселок, автозаправка, стоянка. Сделайте перерыв, откиньтесь в кресло и отдышитесь. Или просто пройдите до прилавка и купите себе шоколадный батончик – вы это заслужили.
Как преодолеть страх вождения после ДТП
Специфика проблемы – преодоление психологического барьера первого выезда на дорогу. Это очень тяжело перешагнуть из-за сразу нескольких психологических блоков. Например, страх покалечить кого-то или самому еще раз пережить боль и кровь. Особенно это важно, если ДТП было достаточно тяжелое, или, хуже – с летальным исходом. Требуется очень много психологических усилий и будет здорово, если рядом окажется опытный и понимающий товарищ.
В результате опросов водителей, побывавших в ДТП, практически все отметили такой факт – страх уходит после первых нескольких километров. Самое сложное – переломить себя и сесть за руль. Прислушайтесь к себе. Проехали десяток километров, а уверенности так и нет – сделайте перерыв на пару дней! Насиловать себя в этом плане – бессмысленно и неэффективно. Следующий раз будет значительно легче.
Страх вождения после ДТП, несмотря на парадоксальность – весьма полезен. От него не стоит избавляться, стоит трансформировать его в нечто полезное. Например, в постоянную небольшую перестраховку на дороге. Снизьте скорость на пару километров в час, отстаньте от впереди идущего автомобиля на лишние несколько метров, чуть чаще смотрите в зеркало… Таким образом, страх, переработанный в осторожность – станет очень полезным.
Не стоит забывать и о наличии автошкол с индивидуальными, так называемыми «реабилитирующими» программами. Если справиться со страхом после ДТП не удается – имеет смысл пройти такой курс в школе. Специалисты выяснят источники страхов и сделают необходимую коррекцию. Как правило, возвращение к нормальному вождению после мелкого ДТП происходит сразу. После средней тяжести – через месяц после полного выздоровления. После тяжелых ДТП – строго индивидуально, но только после ясного и четко определенного желания вернуться за руль.
Самые сложные в плане прогноза ситуации – когда по вине водителя гибнут люди, а, тем более, его родные и близкие. Кроме стресса от самого факта аварии, здесь вплетается сильнейшее чувство вины. Реабилитационный процесс такого водителя очень индивидуален и четкого прогноза о перспективах возвращения за руль ни даст никто.
Между тем автоинструкторы не советуют затягивать с возвращением к вождению! В этом случае, кроме аварийного стресса, перед вами постепенно будет вырисовываться проблема долгого перерыва в вождении. Это и дополнительная неоправданная нагрузка на психику, и больший срок реабилитации.
Женщины легче возвращаются к вождению, так как имеют природную склонность проговаривать проблему (как в слезах, так и в криках или истерике). Таким образом, напряжение сбрасывается быстро и эффективно. Мужчины же почти всегда держат стресс внутри, что совершенно не способствует скорому возвращению к норме и плохо сказывается на здоровье.
Страх вождения после длительного перерыва
«Отлучение» от автомобиля может быть обусловлено разными причинами, от необходимых (например, автомобиль продан из-за нехватки денег) до весьма постыдных (например – лишение прав за пьянку за рулем). Однако во всех случаях ваш враг один – время. Если человек долго чем-то не занимается – его опыт и умения притупляются и постепенно стираются.
Это происходит из-за постепенного замещения их постоянными повседневными занятиями. Чем больше этот срок, тем большее количество навыков придется восстановить. Возвращение после перерыва диктует необходимость восстановить навыки управления транспортным средством и знание правил дорожного движения. Что первое, что второе потребует от вас определенной работы. Что нужно сделать?
Обязательно освежите в памяти ПДД. Не поленитесь перечитать все основные положения, ознакомиться с нововведениями.
Садитесь за руль на второстепенных дорогах с малым трафиком.
Считайте себя неопытным водителем минимум один месяц, после возвращения за руль.
Неуверенность не уходит? Рассмотрите возможность пройти индивидуальный реабилитирующий курс в ближайшей автошколе.
Соблюдая несложные правила изложенные выше, начать карьеру водителя, или просто вернуться к управлению автомобилем, будет намного проще.
Если Вы сталкивались раньше с такой проблемой - как страх перед вождением,то какой выход нашли для себя, что Вам помогло, поделитесь в комментариях с читателями блога.