Всем привет!
Сегодня у нас в гостях наши давние друзья, единомышленники и просто хорошие люди - Таня и Ваня. Мы решили помучать их вопросами и выпытать бесценный опыт становления двух фрилансеров-путешественников.
Ведь каждая услышанная или прочитанная реальная история о том, как люди воплощают свои мечты, приближает нас самих к пониманию - все возможно и все в наших руках.
А теперь предлагаю устроиться поудобнее, налить чайку и познакомиться поближе с двумя очень творческими и очень смелыми людьми.
1. Немного о себе. Чем занимаетесь сейчас и чем занимались до начала странствий?
Т : Я занимаюсь психологическим консультированием , графологией и фотографией , и периодически появляются и исчезают разные увлечения и проекты. До начала странствий я пробовала себя во многих сферах деятельности - занималась и дизайном, и иллюстрациями, и хэндмэйдом, и написанием статей, работала психологом в гос.учреждении и администратором в фотостудии. В первом нашем полугодовом путешествии я зарабатывала фотографией (на месте) и дизайном (на фрилансе, удаленно), а также рисовала картинки для одного детского сайта. В дальнейшем ушла в фотографию, а потом и в психологию - свою основную специальность.
В
: Сейчас занимаюсь музыкой (пишу, выступаю) и изготовлением экзотических музыкальных инструментов, hapi drum .
До этого работал программистом в офисе, после - веб-дизайнером на фрилансе и удаленно.
2. Как все началось? Что сподвигло на путешествия?
Т:
Мы не любим зиму:)
Меня лично больше всего вдохновил ваш с Сёмой пример. Я работала администратором в фотостудии, когда вы отправились в свое первое полугодовое путешествие. Записи в блоге про пальмы, море и солнечную Индию были для меня глотком свежего воздуха, свободы, приключений.
С нетерпением ждала каждого нового поста и вынашивала планы на следующую зиму, особенно после нашего недолгого “пробного"отдыха в Гоа. Параллельно читала истории таких же путешественников - точнее, трэвелливеров. Адекватного названия такого способа жить, кажется, до сих пор нет:) Также подкрепила свое намерение и получила порцию вдохновения от книжки “Дауншифтинг" Софьи Макеевой. Потом - переход на фриланс и...
В : Однажды зимой я взял отпуск, и мы купили 14-дневный тур в Гоа. Это было наше первое заграничное путешествие, не считая Беларуси и Украины.
А в Гоа на тот момент впервые зимовали наши друзья - собственно, вы с Сёмой =) Вы не дали нам скучать, помогли снять скутер и увезли из скучного Кандолима в веселый Арамболь, в который мы сразу влюбились. Собственно, вы стали нашими гуру путешествий, примером для подражания и вдохновителями, не меньше =)
Вернувшись, я больше не мог жить как раньше. Через некоторое время я уволился с работы и пожелал, чтобы следующую зиму мы провели в Индии. Кстати, меня так вдохновил пример Сёмы, что я тоже начал заниматься созданием сайтов и веб-дизайном, стал пробовать себя во фрилансе.
3. Какие были сложности при подготовке и в начале пути?
Т : Нужно было решить вопросы с жильем, работой и успокоить родителей:) Ну и не верилось в это все до конца, пока наш самолет не коснулся посадочной полосы в аэропорту Дели. Однако все разрулилось быстро и наилучшим образом - Вселенная всегда знает, как лучше;)
В
: Последовав примеру Семы, вдохновившего меня на путешествия и фриланс, я стал делать сайты. Точнее, пробовать их делать. В начале было очень тяжело, денег это приносило мало, опыта не было, да и лень была сильна =)
Но тем не менее, к моменту первого самостоятельного долгосрочного путешествия я успел уже проработать таким образом полгода. Но все равно это был прыжок в неизвестность.
4. Впечатления от начала путешествий. От первой страны, куда приехали.
Т: Первая страна - Индия. Все было ново и очень необычно: люди, улицы, дома, природа, запахи, еда, обычаи. Вообще все!
В : Первой страной была Индия.. Мама-Индия =) Вообще-то мы уже бывали в этой замечательной и противоречивой стране, но только в Гоа и две недели. А тут мы прилетели в Дели.. Понять, что это, может только человек, который там бывал =) Если одним словом - хаос. И конечно, нас с первых же минут все встречные “хелперы”, начиная с таксиста, пытались развести на деньги самыми удивительными и непредсказуемыми способами. Но мы не поддались.Потом были самые ужасные за всю историю наших путешествий 6 часов в локал-басе, набитом до отказа индийцами, постоянно что-то жующими и кидающими мусор под себя и в окно.
Только добравшись до Пушкара и встретив там наших бывалых друзей Ксю и Сему, мы, наконец, смогли расслабиться. Ну а дальше все было хорошо =)
5. Где побывали после этого? Где больше всего понравилось? Куда хочется вернуться?
Т : Мы объехали пол-Индии, в том числе на своем мотоцикле, были в Непале, пожили в разных частях Таиланда. в Индонезии (на Бали), пару дней провели в Малайзии, выглянули в Сингапур:) По России тоже ездили немало как до полугодовых путешествий, так и после.
Я еще как-то совершенно нетипично для себя побывала в Турции, Египте, денек в Израиле и Палестине, и денек в Иордании.
Не так много стран пока, но зато с достаточно глубоким погружением в некоторые:)
Мне нравится везде, где мы бываем. Мне приятно было вновь вернуться на Бали, в Пай (Таиланд), а еще с удовольствием пожила бы еще разок в Дхарамсале на севере Индии, и в Покхаре (Непал). Ну и, конечно, Арамболь в Гоа - это второй дом.
И в то же время понимаю, что столько всего неисследованного, но пока не получается охватить все.
В : В моем персональном рейтинге на первом месте всегда Арамболь (Гоа), более родного места я пока не встречал. Люблю Пай, что в Таиланде, Дхарамсалу на севере Индии, люблю периодически заезжать на несколько дней в Ришикеш, Пушкар, Удайпур. Покхара (Непал), Убуд (Бали).
6. Как выбирали новые места для поездок?
Т : Места выбирали спонтанно. В какой-то момент информация начинала сама приходить отовсюду - от друзей, знакомых, из интернета. Вот так постоянно слышишь упоминание каких-то мест и описание, как там хорошо - а потом ррраз, и едешь туда. Либо видишь какую-нибудь привлекательную картинку, и думаешь - а почему бы и нет?
Ну и, конечно, многое зависит от бюджета, работы, авиабилетов. Так, например, мы пару дней провели в Куала-Лумпуре, хотя изначально не планировали туда лететь. Однако подвернулись такие билеты, что так было удобнее и дешевле.
В : Обычно этим занимается Таня, она любит читать форумы и блоги о путешествиях, вдохновляться ими. Из нас двоих она более активна в плане перемещений. Я чаще руководствуюсь внутренним ощущением и вдохновляюсь рассказами о путешествиях при личном общении.
7. Самый животрепещущий вопрос - про деньги и заработок в путешествиях. Как оно у вас? Какие сложности/возможности дают путешествия и удаленная работа?
Т
: У нас, к сожалению, нет накоплений, квартир в аренду и прочих источников дохода, поэтому зарабатываем сами в процессе путешествия.
Это не так стабильно, это накладывает определенные ограничения (нам постоянно нужен интернет, техника для работы, а если это работа на месте - то место должно быть достаточно популярным и туристическим, плюс постоянно быть на связи), это немного снижает эффективность сарафанного радио (мы то в одном месте, то в другом, и клиенты тоже приезжают и уезжают).
Но! Мне фотографировать, например, гораздо приятнее стоя по колено в океане или забираясь подальше в джунгли, чем в какой-нибудь московской студии.
Если говорить в целом о фрилансе/своем деле/частной практике - приятно осознавать, что все зависит от тебя. Твой заработок, твой график. Никакого начальства, никаких обязаловок, никаких с 9 до 18.
Тут не могу не отметить, вспоминая себя 3-4 года назад: вместо "с 9 до 18" у меня было с 10 до 23, без праздников и выходных. На фото именно тот период:) Но это уже вопрос правильного простраивания своего графика, своих границ и умения отдыхать. Поначалу на фрилансе всем нелегко, особенно если совершенно внезапно выясняется, что ты латентный трудоголик, однако при этом не можешь адекватно оценивать свой труд:) Поэтому поначалу путешествовали очень экономно, и порой приходилось просить помощи у родителей.
А вообще работать на себя, занимаясь любимым делом - что может быть лучше?:) Возможностей такой подход дает массу. Для меня этот вопрос давно решен, и моя свобода для меня гораздо важнее стабильности, гарантий и соц.пакетов. С каждым годом все становится лучше, я развиваю свои умения и навыки, и все еще впереди:)
Что касается кризиса, то мы организовали свои доходы так, что сейчас нас курс рубля практически не волнует. Зарабатываем мы преимущественно в местной валюте и долларах, и к курсу рубля не привязаны.
В целом проблема наличия/отсутствия денег, на мой взгляд, гораздо больше связана с внутренними установками, ограничивающими убеждениями, следованию своему или не своему пути и некоторыми кармическими моментами, чем с внешней ситуацией, востребованностью специальности, кризисом и т.д. Поэтому работа над собой, своими установками и убеждениями - наше все:)
В : Этот вопрос был самым сложным долгое время. Фриланс особого дохода не приносил, один сезон я проработал веб-дизайнером на удаленке со средней московской зарплатой. Денег хватало, но ни времени, ни удовлетворения не было. Сейчас мы нашли свои пути, все становится лучше и лучше. И денег хватает, и работа нравится. Хотя слово “РАБота” здесь не очень подходит, скорее свое Дело. Описывать подробно то, чем я занимаюсь, не хочу, просто скажу, что я нашел свой Путь. Он есть у каждого, чужие рецепты тут не помогут, а только запутают. Так и я в свое время занимался не своим делом и долго не мог понять, почему же мне так тяжело и не хочется развиваться, почему это приносит так мало денег?
8. Еще один актуальный для многих вопрос - о вещах, рюкзаках и их количестве. Ваш опыт, советы новичкам.
Т : Обычно мы путешествуем с небольшими (литров по 50) рюкзаками, плюс маленькие (но тяжёёёлые!) рюкзаки с техникой. К концу нашего полугодового трипа мы обрастаем вещами, и образуется еще какой-нибудь рюкзак или сумка, плюс коврики для йоги. Не очень удобно, конечно.
В нашем нынешнем путешествии мы, наконец, сдались и купили чемоданы на колесиках:) Пока опыт их использования у нас небольшой, но уже могу сказать, что в них есть определенные преимущества. Особенно ценно, когда ходишь где-нибудь по жаре и ищешь себе жилье - плечи не отваливаются, вещи послушно едут за тобой, красота:)
Совет новичкам один и он крайне банален: не берите лишнего!
В
: В путешествии чем меньше вещей - тем лучше. Но есть нюансы =) Количество вещей пропорционально количеству увлечений. Чем глубже я погружаюсь в музыку, тем большим количеством инструментов и девайсов я обрастаю. Вот недавно пришлось перемещаться из Гоа в Таиланд с 37 кг багажа =)
При этом личных вещей и одежды всегда минимум. Одежда в Азии дешевая, аптеки тоже как правило везде есть, бытовую косметику тоже можно купить на месте. Как правило, половина вещей, которые вы с собой берете, вам не понадобится.
9. Что самое странное или нетипичное для себя делали в путешествиях?
Т : Уже сложно сказать, что для меня нетипично:) Путешествия учат гибкости, умению подстраиваться под любые ситуации. До начала всех путешествий для меня, наверное, было нетипичным 90% того, что я делаю сейчас каждый день. Сесть на скутер и съездить за фруктами для завтрака, мотаться целый день по делам по нескольким гоанским деревушкам, снимать обувь при входе в магазин или храм, поехать встречать закат к морю, познакомиться и подружиться с большим количеством интереснейших людей из разных стран и городов, общаться на английском - все это таким странным показалось бы раньше, но так прочно вошло в повседневную жизнь.
Из особо неожиданного - потратить день на обход горы Говардхан во Вриндаване под ведические лекции и распевание мантр; ездить на скутере, увиливая от ведер холодной воды и отстреливаясь водяным пистолетом; быть принятыми за иранских шпионов в каком-то маленьком индийском городке и позавтракать в компании пузатого полисмэна там же.
А чуть больше месяца назад мы совершенно не типично для нас разделились, и я одна провела месяц на Бали, а Ваня еще пару недель пожил в Гоа, а потом переместился в Таиланд. Такой опыт был очень интересным и продуктивным для нас.
10. Самое яркое впечатление за все время странствий?
Т : Сложно выделить что-то одно. К тому же, эмоциональная значимость впечатлений очень субъективна. Я могу забыть напрочь про какую-нибудь увиденную достопримечательность, но помнить, например, один закат, который мы видели в нашем байк-трипе по пути в Гоа и который почему-то вызвал во мне массу эмоций.
Конечно, яркие впечаления оставляют природные красоты - Гималаи, небо и природа Бали, пляжи на островах в Таиланде, невероятный каньон в Иордании. И такие уникальные города, как Варанаси.
А еще множество ярких впечатлений было получено в процессе общения с людьми, с которыми ты знакомишься в путешествиях. И это тоже не очевидная поначалу сторона путешествий.
11. Почему возвращаетесь в Гоа? В Индию?
Т
: Тут наш дом:) Мы нашли место, в которое всегда приятно возвращаться. Это деревенька Арамболь в Гоа - концентрация энергий творчества и познания. Здесь тепло, море, фрукты, интересные творческие люди, различные семинары и курсы, практики, концерты. Нравится атмосфера, есть все условия для жизни и саморазвития, самореализации. Это катализатор развития.
И Индия в целом чем-то привлекает нас больше всего. Здесь есть душа.
В : Для меня в Индии, в Гоа, в Арамболе происходит самое быстрое развитие, здесь самая большая концентрация вдохновляющих, интересных и творческих людей. Ну и просто сердце зовет возвращаться каждый раз.
12. Немножко про Индию на мотоцикле. Как решились на мото-путешествие? Какие сложности были с покупкой и эксплуатацией? Какие подводные камни могут ожидать тех, кто хочет так же проехаться по Индии своим ходом?
В : Поездив пару сезонов в Гоа на арендованных байках и съездив в Гокарну, мы поняли, что это круто и можно было бы поездить по просторам Индии. На следующий сезон запланировали покупку байка в Дели, трип по городам вокруг Дели и дальше переезд в Гоа своим ходом.
В первый раз все было шикарно и идеально, проблем с байком не было вообще. Только один раз после нескольких часов тряски по щебенке, что согласно карте должно было быть дорогой, у нас сломался один амортизатор. Но 30 индусов, не понимающих английский и 50 рупий решили проблему. На этом все, я даже масло ни разу не проверял.
Во второй раз было интереснее. Мы опять прилетели в Дели, поехали к тому же продавцу, у которого брали байк, взяли у него сначала Энфилд.
Нагрузили его вещами и собой, уже отъехали от Дели на 100 км, как вдруг его начало ритмически мотать из стороны в сторону с увеличивающейся амплитудой на скорости 70 км/ч. Мы отложили тонну кирпичей, но я удержал байк, аккуратно затормозил, мы выдохнули, отошли от стресса и решили возвращаться.
К вечеру доехали обратно, привезли байк продавцу, спросили: “Что за дела?”. Он ответил, мол, ничего не знаю, вы его перегрузили. Ага, перегрузили. Энфилд. Мы в сумме весим 110 кг, багаж еще 30-40 кг, типа в горы с вещами на нем никто не ездит? Но нет, если ты отдал деньги в Индии, очень маловероятно, что тебе их вернут. Поэтому пришлось еще доплатить и взять Эвенджер, такой же, как в прошлый раз.. Но раз на раз не приходится.
Сначала выяснилось, что у него в картере трещина. Выяснилось, когда вытекло все масло и двигатель намертво заглох. Забавно было везти байк в кузове грузовой рикши, в которую он еле помещался, до ближайшего сервиса. А там замена поршня и цилиндра и еще деталей по мелочи. Вообще, мы чинили его в каждом городе, в котором останавливались. Но стоит отметить, что каждый раз он ломался ровно в тот момент и в том месте, где нам могли быстро помочь.
Т : Так что нужно иметь в виду, что тут может быть все, что угодно, и быть готовым задержаться в пути или потратить несколько лишних тысяч рублей на ремонт. Зато теперь даже я разбираюсь во внутренностях байка и знаю, куда смотреть и что проверять, что мне уже помогало при аренде скутера:)
13. Какие мифы об Индии вы развенчали в процессе знакомства со страной?
Т : У меня не было каких-то особых представлений об Индии, поэтому сказать, чтобы прямо что-то развенчали, наверное, не смогу. Я слышала, что в Индии грязно, очень много бедных людей, острая еда, но при этом там хорошо, есть много возможностей для духовного развития и красивая природа - все так и есть.
Что касается Гоа, то о нем ходит много мифов. Например, что это дорогой курорт или наоборот - очень дешевое хиппи-место. Что это чисто тусовочное место, где больше нечего делать, кроме как ходить на пати и лежать на пляже - и что тут йоги друг у друга на головах сидят, а чакры почистят с пол-оборота:)
Все это имеет место быть, но жизнь многогранна, и в Гоа одновременно сосуществуют пласты реальности, которые порой с друг другом никак не пересекаются.
Если ты приехал отдыхать, тусить и купаться, то ты и не поймешь, как в Гоа можно работать с утра до вечера или учиться чему-то, развиваться, самореализовываться. И наоборот.
А если привык питаться в дорогих ресторанах, то тебе не придет в голову, что здесь можно вполне плотно и вкусно поесть на 30 рупий или даже бесплатно:)
Каждый видит какую-то свою сторону, отсюда и такие противоречивые представления о Гоа.
14. Традиционные советы и пожелания начинающим и раздумывающим: с чего начать, к чему готовиться. Может, есть какие-то секреты по покупке билетов/ визам/ жилью, которые вы готовы раскрыть?
Т : Готовиться нужно к тому, что путешествия - это не только красивые виды, новые места, яркие впечатления. Это еще и глубокая работа над собой, что совсем не очевидно в начале. Здесь ты выходишь из зоны комфорта, и тебе приходится ежедневно решать кучу вопросов с жильем, транспортом, бытовыми вещами.
Ты учишься быть гибким, не привязываться к еде, ритуалам, привычкам. У тебя минимум вещей, минимум комфорта. Если ты при этом еще и работаешь в путешествии, то ты учишься работать в любых условиях, подстраиваясь под наличие/отсутствие интернета, электричества, розеток, стола и т.д. В этом плане проще, если ты подолгу живешь в каком-то одном месте, тогда уровень комфорта резко возрастает.
По покупке билетов, оформлению виз и поиску жилья каких-то особых секретов у нас нет, да и тут сложно дать универсальный совет. Единственным советом может быть читать тематические форумы, блоги, группы в соц.сетях. Выяснять, как обстоят дела с этим в каждой конкретной стране или городе, причем искать свежую информацию, т.к. все быстро меняется.
Ну и конечно, нужно быть открытым и доверять миру. Все получится)
Все фотографии в статье предоставлены героями истории - Таней и Ваней.
Магазин Anahata Art Shop с глюкофонами Вани и товарами из Индии -
Тематические подборки раздела Лекции
Все интервью на портале «Культура.РФ»
П оговорим о культуре? Подборка самых интересных интервью с художниками и кинематографистами, музыкантами и литераторами, музейными деятелями и театральными работниками. Все материалы являются эксклюзивными.
О том, каких российских режиссеров обсуждает с зарубежными коллегами, почему путь молодого кинематографиста состоит исключительно из препятствий и чего не хватает современной отечественной киноиндустрии, порталу «Культура.РФ» рассказал продюсер, генеральный директор кинокомпании HHG Владислав Пастернак.
О том, почему для зрителя так важны хорошие фильмы и как режиссерам помогает взгляд из кинозала, порталу «Культура.РФ» рассказала Елена Мурзина, начальник отдела по организации регионального проката кинофильмов Иркутского областного кинофонда.
Режиссер рассказал о том, как стать свободным в творчестве и почему без споров не получится кино.
О том, нужно ли снимать сегодня кино о войне, будет ли оно популярно среди молодежи и как меняется актер во время подготовки к съемкам, - в интервью известной актрисы.
О том, какие исторические факты пришлось изменить, как создавались экранные образы и что было важно сказать создателям – в интервью режиссера фильма «Движение вверх».
Генеральный директор концерна «Мосфильм», режиссер, сценарист и продюсер Карен Шахназаров рассказал порталу «Культура.РФ», почему режиссеры авторского кино уходят на телевидение, как рождается киноистория и стоит ли ждать продолжения фильма «Курьер».
Эсклюзивное интервью с генеральным директором киностудии «Ленфильм».
«Культура.РФ» расспросила актрису театра и кино, как «Чаплин в юбке» стал «женой Гуськова», что любил Всеволод Пудовкин и какой подарок театр сделал на день рождения.
Народный артист России Николай Бурляев рассказал «Культура.РФ», как он остался в профессии благодаря Николаю Мордвинову, как его воспитывал Андрей Тарковский, как он ненадолго превратился в Михаила Лермонтова и какие фильмы с его участием должен посмотреть каждый культурный человек.
О Юрие Александровиче рассказал его сын, Кирилл Бутырин.
О культуре Чечни, об особенностях национального кино и о фильмах для детей и подростков.
Секреты создания «Ёжика в тумане», проблемы детского кино в России - в интервью Юрия Норштейна.
В чем суть проекта «Кинопоэзия»? Можно ли считать его отдельным жанром искусства? Основатель проекта Анатолий Белый в интервью «Культура.РФ».
Аниматор и режиссер Константин Бронзит - о своих фильмах, наградах и российской анимации.
Режиссер Сергей Урсуляк - о новой киноверсии знаменитого романа-эпопеи «Тихий Дон».
Интервью с директором Третьяковской галереи.
Директор музея-усадьбы «Остафьево» Юрий Евтюхин рассказал порталу «Культура.РФ» об истории усадьбы и своих планах на новой должности.
Интервью с экскурсоводом музея-заповедника «Царицыно» Еленой Ернылёвой.
Директор Эрмитажа рассказал, почему не может спокойно гулять по музейным залам, что такое «эрмитажный патриотизм» и как музеи противостоят толпе.
Один из самых известных представителей современного арта Георгий Пузенков - о том, почему так сложно понять современное искусство.
Интервью с композитором Максимом Дунаевским.
Руководитель Московского джазового оркестра, саксофонист Игорь Бутман рассказал порталу «Культура.РФ» о том, какую музыку он слушает, что такое «российский джаз» и чему зарубежные музыканты могут у нас поучиться.
Пианист, народный артист России, профессор и педагог Российской академии музыки имени Гнесиных и Московского института музыки имени А.Г. Шнитке рассказал порталу «Культура.РФ» о том, что в музыке «собачье дело», почему полезно стоять на голове перед выходом на сцену и какие музыкальные сочинения отечественных композиторов недооценены на Западе.
О том, как слушатели полюбили классическую музыку, что такое филармонический «День печати» и почему для Сезарии Эворы в Тюмени вязали носки, порталу «Культура.РФ» рассказала Начальник отдела творческого планирования Тюменской филармонии Светлана Чуева.
О том, как связан баян и новые технологии, что главное для педагога и почему не все музыкальные конкурсы полезны, порталу «Культура.РФ» рассказала Преподаватель детской музыкальной школы №4 города Пскова Ирина Полякова.
Главный дирижер и художественный руководитель Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» рассказал порталу «Культура.РФ» о том, как добиться успеха начинающему скрипачу, чем отличается музыкальная аудитория в России и за рубежом и какие открытия случились на II Международном конкурсе скрипачей в Уфе.
Композитор Александр Чайковский рассказал порталу «Культура.РФ» об истории Союза композиторов, слабых и сильных сторонах российского музыкального образования и о том, что значит «быть настоящим композитором».
В эксклюзивном интервью порталу «Культура.РФ» шесть дирижеров рассказали о своем призвании, о качествах, которыми должен обладать дирижер, и о сложностях профессии.
«Культура.РФ» публикует интервью Московской филармонии с американским композитором, обладателем премии «Оскар» за музыку к фильму «Красная скрипка» Джоном Корильяно.
Глава Союза композиторов России Алексей Рыбников рассказал порталу «Культура.РФ», чем отличается работа музыканта в кино и театре, как будут поддерживать талантливых выпускников и почему мелодии отражают то, что происходит в мире.
Об отношениях с оркестром, тонкостях профессии и счастье быть музыкантом Максим Емельянычев рассказывает в партнерском материале портала «Культура.РФ» и Московской филармонии.
Режиссер Сергей Ландо снимает документальный фильм «Небесный тапер» об одном из самых загадочных музыкантов нашего времени Олеге Каравайчуке. «Культуре.РФ» автор рассказал о том, почему Каравайчук играл в наволочке, как найти правду в мифах о нем и что поможет понять его музыку.
Выдающийся альтист - о занятиях музыкой, мотивации, любимых композициях и тонкостях профессии музыканта.
О различиях актуальной и современной музыки, будущем композиторского искусства и непростом выборе слушателя.
В интервью порталу «Культура.РФ» Николай Николаевич рассказал о профессии хорового дирижера, репертуарной политике, о том, как ему удалось собрать такой молодой и в то же время высокопрофессиональный коллектив, и о многом другом.
О классической музыке, литературном творчестве, особенностях написания саундтреков к кино, новом проекте с известной пианисткой и мечте снять анимационный фильм.
Регент хора Московского Сретенского монастыря Никон Жила рассказывает о светской музыке в репертуаре церковного хора, революционных песнях в дореволюционном звучании и о спиричуэле Армстронга.
О роли музыки в фильме, работе в кино с необычными инструментами и о юбилейном концерте - в интервью порталу «Культура.РФ».
Мастер дудука Дживан Гаспарян рассказал порталу о вдохновении, своих учениках и работе над саундтреком фильма «Гладиатор».
Максим Дунаевский рассказал о юбилейном творческом концерте, музыке в кино и о своем отношении к новым аранжировкам.
Разговор о работе с зарубежными артистами, о современной музыке и многом другом.
Интервью с художественным руководителем Театра имени Пушкина Евгением Писаревым.
Интервью с художественным руководителем театра «Школа современной пьесы» Иосифом Райхельгаузом.
Народный артист России Рудольф Фурманов - о том, как усовершенствовать систему государственных и частных институций.
Главный режиссер театра Николай Покотыло рассказал, чем интересен мюзикл, какую Москву он готов показать зрителям и почему работать без любви нельзя.
Олег Рыбкин рассказал порталу «Культура.РФ» о том, как он придумывает для себя загадки, почему названия спектаклей ни о чем не говорят и когда сомнение - нормальное свойство человека.
О своих учителях, цирковых легендах и сегодняшнем дне порталу «Культура.РФ» рассказал инспектор манежа Большого Московского цирка Виктор Щуров.
Евгений Марчелли, художественный руководитель Ярославского театра имени Федора Волкова, рассказал порталу «Культура.РФ», почему не может быть Карабасом-Барабасом, есть ли для художника запретные темы и какое чувство хочется вернуть современным зрителям.
Об отличиях российской и западной школы гримеров, сложностях профессии и талантливых коллегах порталу «Культура.РФ» рассказал гример Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Сергей Мухин.
Актер и режиссер рассказал порталу «Культура.РФ», от чего приходится отказываться ради театра, почему репетиций всегда мало и зачем ему ездить в Эфиопию.
Художественный руководитель Театра имени В. Маяковского Миндаугас Карбаускис рассказал порталу «Культура.РФ» о том, почему он любит делать паузу, что думает о режиссерах-актерах и как нашел «своих» студентов.
Директор музея Большого театра - Лидия Харина - о том, когда был основан Большой и где располагался, сколько здание пережило пожаров и других бедствий, что здесь ставили и какие правила существовали для актеров.
О поэзии и театре, о доброте и обаянии, об актерской профессии и соседях по коммуналке. «Культура.РФ» публикует интервью с Зиновием Гердтом 1994 года, которое ранее нигде не выпускалось. Читаем и вспоминаем великого актера театра и кино.
Директор Театра на Таганке, актриса театра и кино Ирина Апексимова рассказала порталу «Культура.РФ» о том, почему актеры не могут работать «без хлыста», когда вокруг театра приходится выстраивать стены и каково играть с дочерью на одной сцене.
Художественный руководитель театра «Студия театрального искусства» Сергей Женовач рассказал порталу «Культура.РФ», за что отчисляет студентов, как режиссер должен воспринимать общественное мнение и почему в театре все средства хороши.
Дмитрий Бертман рассказал порталу «Культура.РФ» о своих первых опытах в «театре под диваном», о готовности работать в Сыктывкаре и о том, почему хозяйственная деятельность - тоже спектакль.
Актер Виктор Сухоруков рассказал порталу «Культура.РФ» о детстве в фабричном бараке, преодолении судьбы и главных ролях - от российского императора до высокопоставленного нациста.
«Культура.РФ» расспросила режиссера, свободен ли он в своем выборе, зачем современный зритель идет в театр и какие опасности таит в себе «дивный» мир XXI века.
Актер Театра имени Вахтангова, ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев рассказал порталу «Культура.РФ», можно ли научить быть артистом, чем хороши сегодняшние студенты и каково предназначение театра.
Юрий Александров рассказал о современных процессах в культурном обществе, диалоге театра с государством и публикой и о многом другом.
Ефим Шифрин поделился мнением об эстраде, работе в театре и роли в мюзикле «Принцесса цирка».
Василий Герелло поделился своими взглядами на музыку, гаджеты, современный театр и кино.
Интервью с директором Российского государственного театрального агентства, профессором Российской академии театрального искусства Давидом Смелянским.
Михаил Мизюков: «Такие театры в России можно пересчитать по пальцам руки»
Михаил Мизюков, директор единственного в Москве Государственного историко-этнографического театра, рассказывает о выборе специальности, уникальных спектаклях и ближайшей премьере.
Хореограф Юрий Посохов о своем балете «Герой нашего времени».
Валерий Пименов рассказал об особенностях музыкального театра и о том, какая аудитория ходит на спектакли Ивановского театра.
Основатель фестиваля Context Диана Вишнёва - о балетных традициях и о новых направлениях современной хореографии в России.
О том, популярно ли сегодня чтение и как привлекать читателей, порталу «Культура.РФ» рассказала Ирина Татарникова, главный библиограф Ефремовской центральной районной библиотеки.
Интервью с генеральным директором Российской государственной библиотеки.
Об умении видеть в текстах скрытые смыслы и нелюбви к героям-красавцам художник рассказал в эксклюзивном интервью порталу «Культура.РФ».
Public-talk с Никитой Высоцким.
В эксклюзивном интервью Евгений Водолазкин рассказал «Культуре.РФ» почему главный герой его романов - время, каким должен быть «идеальный читатель» и как «Авиатор» едва не стал «Летчиком».
Писатель и ученый рассказал порталу «Культура.РФ» о тексте для «Тотального диктанта», о своем новом романе «Авиатор» и малоизвестных житиях святых и юродивых.
Ректор Санкт-Петербургского государственного института культуры - о том, чего он ждет от предстоящего Санкт-Петербургского международного культурного форума, как живет народное творчество в стране и какие сувениры он дарит своим коллегам в память о России.
О путешествиях к оленеводам, законах тундры и исчезающих народах порталу «Культура.РФ» рассказала этнограф Мария Беляева.
О том, в чем заключается ее работа, есть ли будущее у народной песни и почему в этой профессии так важна семейственность, порталу «Культура.РФ» рассказала хормейстер Надежда Яблокова.
Здравствуйте, дорогие читатели! Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одно интервью мы читаем как увлекательный рассказ, а другое напоминает стандартную анкету и навевает зевоту скучными шаблонными вопросами? Оказывается, недостаточно — задавать вопросы тоже нужно учиться!
От того, насколько вы подготовитесь к интервью, зависит его итог. Иногда вопросы собеседнику сообщают заранее, чтобы у него была возможность обдумать и подготовить ответы на них. Но это вовсе не обязательно. Если вы будете умело вести разговор и направлять его в нужное русло при помощи дополнительных вопросов, ваш собеседник вполне справится и без домашней заготовки.
Что нужно знать, чтобы сделать успешное интервью
Несомненно, правильные вопросы для интервью с успешным человеком и важны, но не только они являются залогом хорошего репортажа. Есть множество нюансов, которые должен учесть профессиональный журналист, прежде чем проводить интервью.
Темы, которые вы затрагиваете
Биографическая справка. Без нее можно обойтись только в тех случаях, если вам предстоит интервью со звездой, основные жизненные вехи которой и так всем известны. Во всех остальных случаях не пренебрегайте этим вопросом, но и не слишком увлекайтесь детскими годами знаменитости.
Профессиональная деятельность. Как правило, именно этому посвящается значительная часть интервью. Кто бы ни сидел перед вами: политик, детский писатель, певица или кутюрье, вы обязательно затронете вопросы, связанные с их профессией.
Не ограничивайтесь стандартными “Почему вы выбрали именно эту деятельность” и “Кто был вашим наставником и помогал развиваться”. Подготовьте вопросы, которые подразумевают увлекательные или смешные истории в качестве ответов.
- Каким был ваш первый день в новой должности?
- Вспомните самый смешной случай, связанный с вашей работой?
- Чего бы вы хотели достичь в своей деятельности через 5 лет?
Вопросы такого рода стряхнут официоз и сделают ваше интервью живым и человечным.
Мировоззрение. Здесь будьте осторожны — чтобы ваш разговор не приобрел негативную окраску, обходите стороной провокационные вопросы. Как минимум, не спрашивайте собеседника о его отношении к религии и . Исключение возможно, если одна из острых тем лежит в основе интервью и ваш оппонент поставлен в известность о предстоящих “неудобных” вопросах.
Быт. Читателям и слушателям всегда интересно, сколько комнат в квартире известной личности, какой автомобиль стоит в гараже, что подается на завтрак и кто стирает звездные носки. Не разочаровывайте любителей подсмотреть за жизнью знаменитостей — подготовьте несколько вопросов о быте их кумира.
Личная жизнь. Такие вопросы требуют деликатности. Прежде чем их задавать, осторожно прощупайте почву. Одни легко делятся подробностями личной жизни, другие наоборот — ревностно охраняют ее от посторонних глаз. Если вы видите, что собеседник не настроен на задушевную беседу о личном, лучше переключиться на другую тему.
Создайте приятную атмосферу
Нередко начинающие журналисты выбирают неверную тактику поведения, из-за чего приглашенный гость закрывается и отвечает на вопросы скомкано или вообще отказывается от разговора.
Наиболее частая ошибка — грубая неприкрытая лесть. Напыщенные дифирамбы понравятся только тому, кто ослеплен . У людей подобные восхваления вызывают лишь недоумение и раздражение. Разговаривайте со звездой на равных, как с другом — так ваш диалог будет наиболее органичен.
Другая распространенная ошибка — упражнение в красноречии и остроумии. Порой словарный запас гостя и его чувство юмора уступают вашему и это нормально. Хороший журналист подстроится под манеру речи гости и сделает так, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Желание блеснуть на фоне собеседника — признак непрофессионализма.
Прочь шпаргалки
Безусловно, к интервью нужно готовиться. Но нет ничего печальнее, чем журналист, зачитывающий вопросы с листочка. Поэтому не поленитесь проштудировать свой конспект заранее.
Не распыляйтесь и не прописывайте несколько десятков вопросов. Вам будет сложно их запомнить и во время интервью, вместо того, чтобы слушать собеседника, вы будете судорожно вспоминать свои заготовки. Оптимальный вариант — несколько ключевых вопросов по каждой теме. Дополнительные вопросы формулируйте, исходя из ответов собеседника.
Будьте оригинальны
Согласитесь, сложно создать уникальный материал, если интервью с вашим собеседником уже публиковали все ведущие печатные и интернет издания. Но сложно — не значит невозможно.
Прежде всего изучите доступные материалы и исходя из них избегайте банальных вопросов, ответы на которые давно известны. Вместо этого, основываясь на общеизвестной информации, подготовьте необычные вопросы, которые позволят узнать что-то новое.
Например, вам известно, какое учебное заведение и когда закончил ваш гость. Вместо того, чтобы спрашивать его об этом снова, поинтересуйтесь, чем запомнились ему студенческие годы, хватало ли стипендии и не приходилось ли подрабатывать по ночам. Такой подход позволит вам собрать неизвестные факты и сделать по-настоящему эксклюзивное интервью.
9 вопросов, которые сделают ваше интервью интереснее
Сразу предупреждаю — это не универсальные вопросы, которые можно задавать каждому и в любой ситуации. Поэтому, прежде чем их озвучивать, постарайтесь почувствовать собеседника. Если он не настроен на разговор по душам, скорее всего, вы получите дежурные, ничего не значащие ответы.
Если же ваш гость откровенничает — смело задавайте ему вопросы из списка. Интересные, неожиданные ответы гарантированы!
- Если бы вам предстояло родиться заново, какую черту своего характера вы бы обязательно хотели получить снова?
- О чем или о ком вы можете сказать “Я это ненавижу”?
- Представьте, что сейчас у вас есть возможность получить любую способность. Какую бы вы выбрали? Почему?
- Продолжили бы вы делать то, что делаете сейчас, если бы вдруг узнали, что вам осталось жить всего месяц?
- Как часто вы решаетесь на эксперимент, если ваши близкие не верят в успех и отговаривают вас?
- Что бы вы делали, если бы все потеряли и нужно было начинать с нуля?
- Вы добились того, о чем ?
- Есть ли что-нибудь, что вы страстно желаете сделать, но пока откладываете?
- Ищете ли вы возможности приносить пользу тем, кто в этом нуждается?
И напоследок небольшой, но очень ценный совет. Когда ваш гость ответил на вопрос и замолчал, не спешите тут же подхватывать разговор и задавать следующий. Выдержите паузу в несколько секунд. В большинстве случаев это заставляет собеседника вновь вернуться к вопросу и дополнить свой ответ новыми деталями. Это один из самых простых и эффективных методов получить развернутые ответы от неразговорчивого собеседника.
Больше рабочих техник, которые помогут вам разговорить оппонента, вы найдете в книге Ларри Кинга “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно ”.
А есть ли у вас фишки и секретные приемы? Если у вас есть опыт и вы можете посоветовать читателям, как брать интервью, обязательно пишите об этом в комментариях.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я подготовил для вас вопросы для интервью с успешным человеком. Как проще всего получить ответы на вопросы? Нужно поговорить с человеком, который обладает необходимым количеством информации по интересующей теме.
Если вы хотите стать успешным, разумно будет посоветоваться о том, как это лучше сделать с тем, кто уже добился успеха. Но мало просто провести беседу, нужно еще и уметь задавать правильные вопросы. Для этого стоит подготовить ряд вопросов для интервью с . Как это сделать и чего лучше не делать, сегодня я об этом вам расскажу.
Как составлять сценарий беседы?
Прежде чем приступить к выборке и составлению вопросов, важно учесть следующие моменты:
- У кого вы берете интервью? Имя, достижения, личные особенности и т.п.
- Для кого вы его берете? Целевая аудитория, которая будет читать/смотреть данное интервью.
- Для чего вы это делаете? Цель. Что именно узнать вы хотите? На какие именно достижения этого человека вы ориентируетесь?
- Будут ли кульминационные вопросы – наиболее важные и интересные для целевой аудитории?
- Размер окончательного варианта беседы.
Интервью не должно звучать ровно, иначе к нему быстро теряется интерес. Кульминационные вопросы выступают в роли триггера интереса, поэтому они должны включаться обязательно, если вы хотите привлечь к интервью максимальное количество внимания от публики. Интервью составляется блоками и схематично выглядит примерно так:
- Проблема + Завязка (1-2 вопроса);
- Кульминация (1 главный вопрос + 2-3 уточняющих);
- Развязка (1-2 вопроса).
Количество блоков зависит от допустимого объема информации.
На примере это можно изобразить следующим образом:
- Когда вы решили заняться бизнес, и какие существовали препятствия в самом начале?
- Раскройте секрет, как начать бизнес с нуля? С малым бюджетом? С отсутствием связей? Какие лазейки? Чего избегать?
- Когда появился ваш первый результат? Насколько он оправдал ваши ожидания?
Первый блок можно условно назвать «Начало бизнеса», дальше вы составляете такие же блоки «Продвижение», «Ямы», «Взлеты» и т.п.
Топ – 40 вопросов для интервью
Чтобы вам было проще составлять сценарий интервью, ориентируйтесь на предложенный список:
- Почему вы решили заняться именно этим бизнесом/проектом/деятельностью?
- Был ли какой-то толчок или предпосылки к тому, что вы будете двигаться в этом направлении?
- Что вас сдерживало (удерживало, мешало)? Страхи, сомнения, родственники, друзья, неуверенность в себе?
- Стоит ли проходить какие-то курсы, вебинары, чтобы добиться успеха в данном бизнесе? Проходили ли их вы?
- Нужны ли какие-то особые качества, чтобы добиться успеха? Какие? Какие есть у вас?
- Первое препятствие, с которым вы столкнулись?
- Откуда можно получить помощь, содействие?
- Где вы нашли первых клиентов/инвесторов/заказчиков/партнеров?
- Когда получили первые результаты? Какие это были результаты?
- Было ли желание сдаться?
- Как вы выдержали состояние финансовой ямы?
- Есть ли у вас семья? Какая была поддержка от семьи?
- Как вы обеспечивали близких на первых порах?
- Как вы совмещали бизнес и семейные обязательства?
- Когда вы почувствовали прорыв? Каким он был? Опишите свои эмоции?
- Какие советы и наставления вы можете дать новичкам?
- Сколько времени у вас уходит на работу?
- Сколько времени необходимо уделять бизнесу в самом начале, чтобы получить первые результаты?
- Что являлось самым сложным для вас на пути к успеху?
- Когда вы поняли, что добились успеха?
- Как реагируют окружающие на ваш успех?
- Какие препятствия были на протяжении всего пути?
- Какие советы помогли вам выйти из затруднительных ситуаций?
- Считаете ли вы, что нужно иметь талант, чтобы развить данный бизнес?
- Чего не стоит делать новичкам/читателям/зрителям?
- Когда вы начали искать работников/сотрудников/партнеров?
- Как и где лучше их искать?
- Много ли средств вы вложили в свой бизнес в целом?
- Считаете ли вы, что достигли потолка?
- Если вы стремитесь еще развиваться, то какое направление самое перспективное?
- Каков уровень конкуренции в вашем бизнесе?
- Какие советы вы можете дать по борьбе с конкурентами?
- Не разочаровались ли вы в бизнесе? Было ли желание поменять род деятельности?
- Считаете ли вы, что человек может добиться успеха только в одном направлении/виде деятельности?
- Хотели бы вы заниматься чем-то еще?
- Становится ли со временем проще вести бизнес или наоборот?
- Ради чего вы могли бы отказаться от своего дела?
- Какие плюсы и минусы имеет ваша профессия?
- Было ли на вашем пути то, о чем вы сожалеете?
- Кому вы больше всего благодарны за свой успех?
Следует помнить о существовании так называемых подставных вопросов. На самом деле это нечестный прием, которым пользуются некоторые интервьюеры. Если вы не хотите испортить свою репутацию, а также репутацию блога, сайта, газеты, канала, то пользоваться этими приемами не рекомендуется.
Например, вы спрашиваете:
«Назовите 4 недостатка, которые мешали вам добиться успеха ».
Собеседник отвечает:
«Неквалифицированность, спешка, отсутствие способности к самокритике, неумение учиться на собственных ошибках ».
При монтаже вы вместо своего вопроса подставляете другой:
«Назовите 4 недостатка, которые мешают вашим конкурентам «название фирмы или имени» обойти вас? »
В итоге, в интервью это будет звучать как прямое оскорбление конкурентов , что может спровоцировать возникновение серьезной конфликтной ситуации.
Заключение
Конечно, при составлении интервью необходимо учесть тематику, и добавлять непосредственно профессиональные вопросы, касаемые техник, методик, планов и схем. Но отталкиваясь от предложенных вопросов, вам будет легче создать каркас беседы, который позже вы сможете основательно дополнить.
Дорогие посетители!
Извините, что обращаемся к вам с просьбой!
Сайт существует на скромные пожертвования читателей и мы будем вам очень признательны
, если вы окажете посильную помощь.
ОЛЕГ ШЕИН НЕ О ПОЛИТИКЕ
— На одной из встреч с избирателями Вы сказали, что Ваши предки живут в Астрахани с середины 19 века. Откуда такая осведомлённость? Ведь многие не знают даже своё четвёртое колено.
— Я всегда интересовался тем, что было раньше, до нас. Потому поступил на исторический факультет. На самом деле это так – моя семья живёт в Астрахани как минимум с середины 19 века. Сюда они приехали из Центральной России, из района Пензы. Работали здесь служащими у известного рыбопромышленника Губина. Причём семья была небогатой, из восьми детей шестеро умерли.
Позже моя родня участвовала в установлении советской власти в городе в 18-19 году. Фотографии моих предков в кожанках, портупеях – двух девушек и одного юноши – выставлена в краеведческом музее. При этом моя семья никогда не была партийной. Диктатура одной партии в условиях, когда партбилет давал разного рода привилегии и при этом формировалось лицемерное отношение к людям, никогда не устраивала моя семью. Поэтому в КПСС никто не состоял.
— С 1989 по 1994 год Вы посвятили учёбе в Астраханском государственном педагогическом институте (ныне АГУ). Какие у Вас воспоминания с этим связаны?
— Считаю, что получил прекрасное образование – сначала в школе, где был замечательный директор Эдуард Фаридович Зиннуров. Обычная школа на улице Татищева. Но знания давались фундаментальные. Во многом благодаря Ринату Рашидовичу Хасанову, учителю истории мне была привита любовь к исторической науке. Я колебался. В детстве увлекался астрономией – до сих пор стоит на балконе телескоп, есть богатая библиотека по этой части. Пополняю её и сейчас, — мне это интересно. Между физматом и историческим все-таки выбрал исторический. У нас был сильный контингент преподавателей на истфаке. Тогда пединститут был одним из сильнейших вузов в городе, а истфак был, пожалуй, самым элитным факультетом. «Истфак – чемпион!» — такой был наш лозунг. В том заслуга таких преподавателей как Ушаков, Шнайдштейн, Курбатов, Кульбацкий, Казаков. Два моих однокурсника являются ведущими астраханскими археологами – Женя Пигарёв, который сейчас руководит научной экспедицией в Селитренном (Сарай-Бату) и Дима Васильев — под Самосделкой (Итиль).
— После вуза Ваше увлечение историей не прекратилось?
— После вуза я интересовался событиями Великой Отечественной войной – боями на астраханском направлении в 1942 году. Архивы были рассекречены в 2003 году, и я стал их первым исследователем. Работал в Подольске, в архиве Минобороны. Написал книгу и о событиях в Южной Осетии в августе 2008 года. Правда, это уже совсем другая история. Готовлю путеводитель по Астраханской области. Первый за 30 лет. Должна получиться качественно изданная книжка и для туристов, и для горожан. О том, что можно посмотреть, где развлечься, где остановиться, где поесть, как и на чем доехать.
— После вуза Вы ведь не сразу подались в политику?
— С большим удовольствием отработал год в школе села Три Протоки. Спустя месяц после начала работы там был избран депутатом областного представительного собрания. Сначала совмещал. Коллектив был хороший. Уроки велись и на татарском языке. Очень жалею, что его не было в 15-й школе, где я учился. Сейчас мне бы очень пригодилось знание татарского, с ним приходится сталкиваться намного чаще, чем, например, с английским. Татарский – это язык с тысячелетними традициями, язык культурно богатой нации, динамичный, ритмичный, построенный на очень выразительной речи.
— А почему Вы выбрали дополнительной специальностью литературу?
— У нас была богатая библиотека художественной литературы, — мама собирала. Есть, например, полное собрание издававшейся в советские времена «Библиотеки Всемирной литературы». Кого читал больше всего? Гоголь, Лермонтов, все трое Толстых, Салтыков-Щедрин, Аверченко, Фазиль Искандер, раннее творчество Маяковского, Северянин, Ильф и Петров, Кир Булычев, Юлий Ким, Стругацкие. Многие произведения как калька ложатся на нашу действительность. Взять, к примеру, Салтыкова-Щедрина. У нас в городе каждый астраханец может найти Угрюм-Бурчеева, унтера Пришибеева и других. Всегда любил англоязычных авторов – Марк Твена, Роберта Бёрнса, Мильтона, Шекли. Читал с удовольствием Вольтера, Гофмана, «Фауст» Гете. Стоит назвать астраханцев – Селенский, Шадрин.
— Читаете ли Вы современную массовую литературу?
— Не сказал бы, чтобы кто-то из современных авторов был бы действительно интересен для меня. Из современной литературы покупаю только научную — по исторической части, по экономике и астрономии. И по Астрахани – нет ни одной книги, чтобы прошла мимо меня. Марков – конечно, но это не художественная литература.
— А музыка? Язык музыки еще более интернационален, чем язык литературы.
— Я воспитан на том, что было в 70-е, 80-е, начале 90-х годов. «Машина времени», «Секрет», Жанна Агузарова, «Алиса», «Битлз», Джордж Харрисон, Энио Мориконе. Есть замечательные вещи Королевского лондонского симфонического оркестра, которые являются интерпретацией классических произведений. Ванесса Мей – у нее тоже были сильные интерпретации.
— Из живописи что-то нравится?
— Врубель. Один из наиболее сильных художников с абсолютно исключительной школой. Его картины носят глубокий философский характер. Рерих. Особенно его тибетские картины с глубокими красками, пейзажами – очень сильно. Мистика в хорошем смысле этого слова. Кустодиев. Но он мне интересен не тем, чем он знаменит. У меня другой идеальный тип женщины, нежели у Рубенса или Кустодиева. Кустодиев силен тем, что первым показал местный быт, положил начало астраханской художественной школе. Можно по праву гордиться земляком. Кстати, современных астраханских авторов тоже хотелось бы отметить.
— Бытует мнение, что Вы равнодушны к спорту.
— Мой спорт – политика. Но как зритель и болельщик люблю футбол и бокс (отец был мастером спорта по боксу). Прыгал с парашютом. Последний раз в тандеме с высоты 3 километра. Затяжной прыжок, порядка 40 секунд в свободном падении. Всегда нравились шахматы. Сильно развивает стратегическое мышление. Ориентирует на то, чтобы видеть ситуацию с точки зрения противника.
— Что касается отдыха – как Вы его проводите? Отпуск где проводите?
— Перемена вида деятельности – лучшая форма отдыха. А моя работа как раз и предполагает такую возможность. Выбираюсь на рыбалку, хотя не так часто, как хотелось бы. А так, вообще, я сторонник активного отдыха. Пострелять из карабина тоже можно. Несколько раз выбирался на Богдо, в пещеры. Под Хулхутой раскапывал вместе с поисковиками наши и немецкие окопы. В прошлом году с удовольствием отдохнул неделю в Абхазии. Удивительно красивая страна.
— Что нравится из кухни?
— Я вегетарианец. Не абсолютный, то есть могу попробовать интересную национальную кухню, но, как правило, мясо не ем. Рыба, овощи. Крепкое спиртное не употребляю.
— Фильмы?
— Золотой советский кинематограф. Из российских одним из наиболее успешных был «Мы из будущего», о том как молодые люди из современного Питера попали во времена Великой отечественной войны.
«Житель», сентябрь 2009 г.
Интервью взял Дамир Шамарданов