Всем нам знакомо это невыносимое стояние в пробках. Главная причина их возникновения – растущее неумолимыми темпами количество автомобилей. В голову приходит логичный вывод – настанет момент, когда растягивать улицы будет некуда и строительство новых развязок не сможет решить проблему. Что же делать?
Начнем с того, что автомобиль, несомненно, дарует свободу своему обладателю. В первую очередь – это свобода передвижения. С его помощью можно добраться в любое место, в любое время, независимо от погоды или времени работы общественного транспорта. К тому же, в автомобиль можно загрузить вещи, которые понадобятся в течение дня, не надо будет заезжать домой перед очередным делом или таскать огромные сумки на себе.
Однако зачастую люди слишком зацикливаются на машинах и становятся слепы по отношению к другим способам передвижения. Эта однобокость пагубно сказывается на городской среде, в частности, на экологии, пропускной способности дорог, здоровье и настроении людей. В последнее время градостроители и просто горожане приходят к выводу, что нужно сокращать зависимость города и каждого отдельного человека от автомобиля. Уже долгие годы множество общественных организаций работают над тем, чтобы донести до людей значимость концепции городов, свободных от автомобилей.
Формулировку «город без машин» не стоит понимать буквально. Возможно, через несколько десятков лет в мире станут появляться города, где не будет личных автомобилей, а люди будут пользоваться только общественным транспортом и . Но пока мы говорим о сокращении властями использования автомобиля в рамках города или об исключении его использования в некоторых районах. Эти цели достигаются с помощью комплекса мер, которым находят применение во многих городах мира, превращая их в места, ориентированные на человека, а не на автомобиль. Дальше всех в этом деле продвинулась Европа – узкие средневековые улочки этому поспособствовали. Давайте на примерах нескольких городов посмотрим, как можно двигаться к гармонии в транспортной сфере.
Осло
Самые амбициозные цели у норвежской столицы – Осло. Власти города полны решимости очистить центр города от машин к 2019 году, а это участок размером примерно 2км на 2км. В соответствии с этим планом активно развивается сеть велодорожек, планируется построить быстрый велопуть из окраин к центру, так как ежедневно более 90 тысяч человек приезжает туда на работу.
Мадрид
Не менее серьезные намерения и у властей Мадрида. Они тоже ограничивают движение на центральных улицах города, разрешая пользоваться автотранспортом только их жителям, для остальных введены штрафы в размере 100 евро, и со временем они будут расти. Также в испанской столице практикуется запрет на въезд в центр города автомобилей с четными и нечетными номерами в разные дни в зависимости от уровня загрязнения воздуха.
Париж
Парижане активно преобразуют проезжие части в общественные пространства и пешеходные зоны. Так, 3 км проезжей части набережной Сены были преобразованы в общественное пространство. Эта мера, конечно, вызвала недовольство со стороны автомобилистов, однако более половины граждан города одобрили данное нововведение. Впоследствии планируется запрет дизельных двигателей и выделение некоторых улиц только для движения электромобилей.
Гамбург
В Гамбурге пошли по более мягкому пути – вместо запретов и ограничений – развитие сети парков вокруг города, связанных пешеходными зонами, велодорожками, а также водными маршрутами по реке Эльбе. Власти предполагают, что такая мера подтолкнет людей чаще оставлять свои автомобили дома. Их план ставит себе целью избавить 40 процентов города от выхлопов через 20 лет.
Ricardo Hurtubi / flickr.com (CC BY-NC 2.0)Общие принципы
Вкупе с этими мерами, европейские города уже давно следуют основополагающим принципам концепции городов без машин. Конечно же, никакой крупный город не сможет заставить своих жителей отказаться от автомобилей, не развивая общественный транспорт. Акцент в этом вопросе должен ставиться на масштабировании сети метрополитена и легкорельсовых поездов.
С помощью обширной сети подземных и наземных линий можно эффективно связать все части города. Например, в Мадриде – 289 станций метро, в Париже – 303, в Гамбурге действует метро и городская электричка со 159 станциями, а в полумиллионном Осло метро насчитывает 105 станций. Не стоит забывать и об усовершенствовании автобусных и троллейбусных маршрутов, которые являются неотъемлемой частью многих городов.
Для удобства пользования всеми видами транспорта вводятся системы тарифов, позволяющих приобретать билеты в зависимости от времени и дальности поездки. Так в Берлине существует 7 вариантов билетов. Мощным стимулом к использованию общественного транспорта могут стать информативные, высокотехнологичные остановки, где можно узнать точное время прибытия транспорта или даже зарядить телефон. Кроме того, развитие смартфонов повлекло за собой появление новых сервисов, которые интегрируются в системы общественного транспорта и позволяют человеку получать информацию о маршрутах в любой момент времени. Одним словом, человеку важно знать, что он сможет попасть в нужное ему место вовремя и с комфортом.
Отдельной нитью этой истории является вопрос парковок. Исследователи подсчитали, что в среднем автомобилист тратит 100 дней жизни на поиск парковочного места. Наверняка и вы попадали в ситуации, когда приходилось кружить по улицам в поисках. Данная проблема имеет свои пути решения, самый распространенный из которых – это введение платных парковок. Относительно этого метода ведутся споры и многие считают его очередным способом отъёма денег у граждан, но, очевидно, что данная мера является действенной и неизбежной. Также важно наполнять город подземными и многоярусными паркингами, а перехватывающие парковки вблизи станций метро, позволят удобно комбинировать способы передвижения.
Соблюдая эти правила, любой город способен не только предотвратить транспортные коллапсы и уменьшить загазованность своих территорий, но и создать такую атмосферу, в которой у людей будет открываться больше возможностей для творчества и налаживания социальных связей. Нельзя не согласиться с тем, что дорожные заторы едва ли настраивают людей на позитивный лад. Для достижения этой глобальной цели важна ответственность каждого человека даже в таком, на первый взгляд, незначительном вопросе, как выбор пути на работу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Сегодня существуют города, где езда на автомобиле запрещена. Какая альтернатива? Где-то это гольф-кары, где-то лодки, а еще где-то ослы.
Самым приемлемым средством передвижения в деревушке Гитхорн являются плавсредства – электроботы, работающие исключительно на электричестве. Они спокойно проплывают под горбатыми мостиками, соединяющими домики на разных берегах канала. Такой образ жизни обусловлен географическими условиями поселка. Местные жители, узнав, что их земли богаты торфом, выкапывали его везде, где только возможно. Так образовывались ямы, которые заполнялись водой. Постепенно озера соединялись, образовав цепочку каналов.
В деревушке, расположенной в альпийской долине, отсутствуют личные автомобили. Их запретили, опасаясь загрязнения воздуха. Даже полицейские по улицам передвигаются на велосипедах, лошадях или же пешком. Экстренные и коммунальные службы все же имеют автотранспорт, однако он только электрический.
Идра, или Гидра, – это греческий остров. Он имеет статус заповедника, поэтому любой вид транспорта здесь под запретом: никаких выхлопных газов, загрязняющих воздух. Единственный автомобиль – это мусоровоз.
Все машины, включая такси, останавливаются при въезде в город Свияжск. Этот музей достопримечательностей занимает по периметру всего 1,5 на 0,5 км. Его можно исследовать за час. Учитывая такие небольшие расстояния, все архитектурные постройки лучше осматривать пешим путем, чем выглядывая из окна автобуса.
Пожалуй, Венеция относится к наиболее известным городам, где кроме водного транспорта иной неуместен. Пару лет назад власти запретили даже велосипеды. Нарушители порядка должны будут выплатить штраф в размере 50 евро. В Венеции, сплошь окруженной водой, автомобили, даже если бы захотели, не смогли бы проехать по узким старинным улицам и многочисленным мостикам. Основное средство передвижения – гондолы, лодки, малолитражные катера.
Город Макино-Айленд занимает одноименный остров на озере Гурон. Существует два способа, чтобы до него добраться: самолет и катер. На земле острова следует забыть о моторном транспорте. Запрет на моторизированные ТС жители приняли еще в 1898 году. Возможно, стоявшие у власти люди были дальновидными политиками: понимали, что мир заполнят автомобили и «отравят» окружающую среду. Передвижение по острову возможно только на велосипеде, на лошади или же пешком.
Мдину называют городом тишины. Чтобы не нарушать местное благоденствие, пользоваться автомобилями здесь разрешено только тем, кто проживает в городе. Ни туристам из других стран, ни даже из соседних поселений нельзя въезжать на машине в Мдину.
К слову, в Валетте – столицу Мальты – тоже нельзя ездить на авто. Но там и понятно: по улочкам, построенным в XVI веке, сложно проехать современному транспорту, так как городские дороги изначально предназначалась для передвижения всадников и карет.
Слишком зависите от своего автомобиля и желаете побороть свою зависимость? Или вам надоело слышать постоянный рев моторов и дышать бензином в огромном мегаполисе? Предлагаем список городов, в которых вообще нет автомобилей!
Такие города обладают целым рядом преимуществ: чистый воздух, спокойная обстановка на улице, люди идут по своим делам пешком, а не на общественном транспорте.
Города, в которых нет автомобилей:
Венеция, Италия
Гондолы и водные такси – здесь основной вид транспорта. Благодаря такому методу передвижения город считается самым уникальным в Европе.
Илья-Гранди, Бразилия
Современная цивилизация практически не затронула этот тропический остров, ставший домом для многих исчезающих видов растений и животных. Население острова – всего около 2000 жителей, основное занятие – экотуризм.
Таймс-Сквер, Нью-Йорк
Площадь Таймс-сквер несколько лет назад стала пешеходной зоной. Ежегодно ее посещают около 250 тыс. туристов.
Медина в Фесе, Марокко
В самой старинной части Феса проживает более 150 тыс. человек. Это крупнейшая городская территория в мире, где отсутствует движения транспортных средств. Правда, на для этого есть веская причина – городские улицы настолько узкие, что автомобиль просто не сможет проехать.
Бхактапур, Непал
Бхактапур в пятнадцатом веке был столицей Непала, а теперь находится под защитой ЮНЕСКО. В этом городе запрещено движение автомобилей по улицам, его жители берегут традиции и старинные обычаи. Так что можно справедливо считать этот город действительно историческим.
Нидерланды - страна, известная амбициозными общественными проектами и уровнем жизни, потрясающим и удивляющим людей по всему миру. Многим странам стоило бы поучиться на таком примере. Вот факты, доказывающие, что это государство будущего.
Это единственное государство без бездомных животных
Недавно было официально подтверждено, что в стране нет бездомных котов и собак. Правительству удалось решить проблему, не нанося вред животным. Напротив, в попытке защитить права собак и кошек власти ввели строгие законы с наказаниями за жестокость к животным.
В Нидерландах есть дороги на солнечных батареях
В стране есть проект, в котором правительство сотрудничает с частными лицами и учеными. Его цель - создание дорог будущего, полностью освещаемых солнечной энергией и позволяющих заряжать электрические автомобили. В 2015 году был открыт первый участок такой дороги.
Повсюду расположены станции зарядки для электрических машин
Сильная сторона страны - транспортная система. Здесь стараются отказаться от использования бензиновых и дизельных двигателей, а вот для электрических машин сделано множество мест для зарядки.
В Нидерландах есть город, где нет машин
Голландский город Хаутен считается одним из самых безопасных мест в мире. В начале восьмидесятых жители договорились ездить на велосипедах, а не пользоваться машинами. Шаг за шагом, все граждане перешли на такой вид транспорта.
Правительство планирует запретить продажу машин с бензиновыми и дизельными двигателями
К 2025 году в стране не будут продаваться машины с бензиновым или дизельным двигателем. Кроме того, владельцам машин с альтернативным видом топлива не придется платить налог на транспорт. В результате всех принимаемых правительством мер безопасные для экологии автомобили оказываются дешевле на пятнадцать тысяч евро!
В Нидерландах закрывают тюрьмы за ненадобностью
Уровень преступности столь низкий, что тюрьмы регулярно приходится закрывать - в них некого содержать. За последние несколько лет было закрыто девятнадцать тюрем! Средний уровень преступности составляет 163 человека на 100 тысяч жителей, что в два раза меньше, чем в Бразилии.
В Нидерландах есть дорожные мосты для диких животных
Правительство защищает диких животных - тут существуют специальные мосты, чтобы животные могли переходить из одной части леса в другую без всяких опасений.
Я должен признаться в большой глупости. Как-то раз, лет 7 назад, я приехал в Амстердам и взял напрокат машину, чтобы передвигаться на ней по городу. Каким же я был дураком! До сих пор вспоминаю, как постоянно искал парковку, как платил за час 5 евро, как единственным моим желанием было избавиться от машины. Это город, где автомобиль не нужен! Куда комфортнее передвигаться на трамваях, метро (да, в Амстердаме есть метро) и, конечно, на велосипеде!
Про транспорт голландской столицы я уже много писал. Сегодня несколько интересных деталей.
01. Найти велопарковку не всегда бывает просто. Дополнительные места оборудуют на баржах! Во как!
02. В городе большая проблема с брошенными велосипедами. И часто виноваты в этом туристы! Например, если вы приезжаете в Амстердам на недельку, то есть соблазн купить старый велосипед евро за 50! А некоторые покупают ворованные велосипеды вообще за копейки. Что с ними делают потом? Правильно - просто бросают. Велосипедов так много, что иногда сами голландцы забывают, где оставили свой велосипед. Кто-то просто покупает новый, а старый забывает.
03. Подземный велопаркинг в самом центре!
04. Стоит 2,50 евро за сутки. Все как для автомобилей.
05. Есть даже такие конструкции.
06. Рано или поздно брошенным велосипедам приходит конец.
07. Это предупреждение о неправильной или слишком долгой парковке велосипеда. С момента появления такой наклейки хозяину велосипеда дается две недели, чтобы убрать его в другое место. Если этого не происходит, то дорожные службы срезают велосипед самостоятельно, а владельцу отправляют штраф на возмещение стоимости проведенных работ. Главное, найти владельца)
08. Магазин лучших в мире складных велосипедов Бромптон. Дорогие, но оно того стоит!
09. С некоторых пор на улицах вдоль каналов начали появляться велодорожки.
10. Вообще в городе очень хорошая велоинфраструктура.
11. Парковка у вокзала.
12. Остановка парома! Паромы, кстати, бесплатные. Не бойтесь прокатиться на другой берег.
13. Парковка на улице.
14. Парковка около дома. Все завалено велосипедами.
15. С сожалением вынужден признать, что в Амстердаме появляется все больше скутеров (Они пользуются велоинфраструктурой, шумят и пугают прохожих. Надеюсь, городские власти найдут на них управу.
16. На переходе не всегда нужна зебра! Я бы сказал, что она в большинстве случаев не нужна совсем. Главное выделять пешехода, а не маскировать его.
17. Вариант с зеброй.
18. Искусственная неровность для успокоения трафика.
19. Замена плитки и обозначение места ремонта.
20. Голландская почта выдала почтальонам вот такие электромашинки.
21. Теперь почтальоны катаются от дома к дому и развозят посылки еще эффективнее.
22. Старый транспорт.
23. Новый транспорт. Кстати, в Амстердаме многие городские службы такси используют «Теслы». Хорошая возможность прокатиться и посмотреть машину.
24. Классика.
25. Все больше этих маленьких уродливых машинок.
26. Они тут приравниваются к велосипедам и скутерам.
27. Центральный вокзал Амстердама.
28. Привокзальная площадь чистая. Сюда приходят трамваи, тут конечные станции метро и автобусов.
29. Повсюду безбарьерная среда.
30. Здесь же построили очень крутые киоски по продаже билетов и с информацией для туристов.
31.
32. Амстердамский вокзал крайне интересен для изучения. Один из лучших ТПУ в мире. На втором этаже выход к автобусам.
33. Велопешеходный тоннель.
34. А вот так выглядит зал покупки билетов. Тут же есть столы, где можно спланировать свой маршрут по Голландии на общественном транспорте! Говоришь, куда тебе надо, и тебе печатают расписание поездов и автобусов. Очень удобно!
35. Туалет на вокзале.
36. За 7 евро можно принять душ.
37. Трамвай.
38.
39. Амстердамские трамваи очень странные. Например, в каждом есть будка с кондуктором! Билет стоит 3 евро.
40. Вход либо через переднюю дверь, либо через среднюю.
41. В целом трамваи удобные, ходят часто.
42. А вот так выглядит табло с расписанием.
43. Пути.
44. Остановка по центру.
45. Что может быть лучше, чем взять лодочку, вина и поехать ночью по каналам?
46. Пробка из лодок.
47. А еще на лодке можно жить.
48.
49. Вот так. Делитесь вашим опытом!