1965 ЗАЗ 965 “Запорожец”
ЗАЗ-965 «Запорожец» - советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год.
ЗАЗ-965А «Запорожец» - модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября 1962 по 1969 год.
Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.
ЦЕНА
На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей - впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.).
Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.
Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от продавца и сохранности автомобиля, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.
МОДИФИКАЦИИ
- 965/965А - стандартная модификация
- 965Э/965АЭ «Ялта» - экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia (под названием «Yalta»).
- 965Б/965АБ - модификация, предназначенная для инвалидов, с поврежденными ногами и здоровыми руками.
- 965Р/965АР - модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу.
- 965С/965АС - почтовый фургон, для сбора писем с правым расположением руля. Автомобиль имел видоизменённые воздухозаборники системы охлаждения. Задние боковые стекла были заменены металлическими филёнками.
- Пикап для внутризаводского использования, не имел собственного индекса. Изготавливались из бракованных кузовов серийных машин.
ЗАЗ-965 В НАРОДЕ
Раннюю версию ЗАЗ-965 можно видеть в кинофильме «Королева бензоколонки».
Также автомобиль фигурирует в мультфильме «Зима в Простоквашино» -
…и «Запорожец» старый купили, разваленный…
«ЗАЗ-965» мельком показывается в советском мультфильме «Ну, погоди!» в пятом выпуске, когда Волк пытается заставить Зайца выйти из телефонной будки. Когда он закуривает много сигарет, его начинает качать и он выходит на дорогу, где его чуть не сбивает зелёный Запорожец. Похожий на ЗАЗ-965 автомобиль можно увидеть и в 20-й серии «Ну, погоди!»
«ЗАЗ-965» также снимался в фильмах «Три плюс два» (1962), «Пока гром не грянет» (1967), «Однажды двадцать лет спустя», «Сыщик» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Золотой глаз» (1995), «Патриотическая комедия» (1992), «ЛОпуХИ. Эпизод 1» (2009); грузинских короткометражках «Субботний вечер» (1975) и «Три рубля» (1976). Экспортную версию ЗАЗ-965АЭ можно увидеть в фильме «Акселератка» (1987), а самодельный кабриолет на базе ЗАЗ-965 - в фильме «Будьте моим мужем» (1981). В серии «По-взрослому» мультсериала «Барбоскины» масштабная модель «ЗАЗ-965» с кузовом кабриолет присутствует в качестве машинки Дружка.
Также ЗАЗ-965 является одним из героев клипа на песню «Эй, парень» Криса Кельми и группы «Рок-ателье».
- Народные прозвища: «Жужик», «Запор», «ЗАЗик», «Малыш» и др. Но не смотря на насмешки и анекдотичность, автомобиль был народным любимцем, вплоть до 80-х годов прошлого века, при этом и в XXI веке встречаются любители этой модели.
- Жалюзи воздухозаборники, так называемые «Жабры», имеют ещё одно название, которое имеет интересную историю. В процессе разработки, среди главных проблем автомобиля, являлся перегрев мотора. Решение нашёл один конструкторов завода «Коммунар» (ЗАЗ), по фамилии Вассерман. После испытаний, идея была одобрена и после, за этой деталью, закрепилось прозвище «тёрка Вассермана».
- Поскольку благодаря конструкции автомобиль отличался высокой проходимостью, в народе шутили: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».
- Среди модификаций «жужика» была и модель для инвалидов с одной рукой и одной ногой ЗАЗ-965АР. Главной особенностью было автоматическое электромагнитное сцепление - для управления автомобилем использовались только две педали и рычаг переключения передач. Впоследствии оно было признано недостаточно надёжным - ферромагнитный порошок со временем терял свои свойства, кроме того из-за повышенного момента инерции якоря не обеспечивалось быстрое переключение передач, необходимое для интенсивного разгона автомобиля, а синхронизаторы коробки передач существенно перегружались и сильнее изнашивались. Поэтому со временем (уже на моделях на базе ЗАЗ-968) вместо него внедрили сцепление с вакуумным приводом.
- ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота (на самом деле ранние ЗАЗ-966 тоже имели тумблер поворотников в середине панели приборов) и с дверями, открывающимся против движения автомобиля.
..
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ
Общие данные
Вес автомобиля (без полезной на- |
610 кг (+18 кг) |
Вес снаряженного автомобиля: |
|
с полной нагрузкой |
|
Распределение веса снаряженного |
|
на переднюю ось |
|
на заднюю ось |
|
Габаритные размеры (номинальные): |
|
высота (без нагрузки) |
|
База (расстояние между осями) |
|
Колея передних колес (по грунту) |
|
Колея задних колес (при полной |
|
Дорожный просвет (под кронштей- |
|
Наименьший радиус поворота (по |
|
Углы свеса (с полной нагрузкой): |
|
Наибольшая скорость на горизон- |
|
Применяемое топливо |
Бензин автомобильный А-72 или А-76 |
Контрольный расход бензина на 100 км пробега летом для исправного,
про-
шедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой, при постоянной
скорости -
35-40 км/час на 4-й передаче на горизонтальном и ровном шоссе - 5,
5 л.
Примечание. Контрольный расход бензина является показателем,
определяющим исправность автомобиля, и эксплуатационным
расходом
топлива служить не может.
Норму эксплуатационного расхода топлива завод не устанавливает.
Двигатель
Тип двигателя |
Бензиновый, четырехтактный, карбю- |
Число и расположение цилиндров |
4. V -образное, угол развала цилиндров |
Диаметр цилиндра |
|
Ход поршня |
|
Рабочий объем цилиндров |
887 см3 |
Степень сжатия (номинальная) |
|
Мощность максимальная, (при |
|
Крутящий момент, максимальный |
|
Порядок работы цилиндров |
|
Удельный расход топлива, мини- |
275 г/э л. с. час |
Цилиндры |
Чугунные, с ребрами охлаждения, раз- |
Картер коленчатого вала |
Туннельного типа из магниевого сплава |
Головки цилиндров |
Из алюминиевого сплава, съемные, |
Из алюминиевого сплава, имеют два |
|
Коленчатый вал |
Из магниевого чугуна, литой, трехопорный |
Коренные подшипники |
Три, из алюминиевого сплава |
Верхние, расположены наклонно в го- |
|
Шатунные подшипники |
Тонкостенные, из стальной ленты, за- |
Фазы газораспределения |
Впускные клапаны: открытие 10° до |
Газопровод впускной |
Общий на четыре цилиндра |
Система смазки |
Комбинированная: под давлением и |
Очистка масла |
Центрифугой на коленчатом валу |
Масляный насос |
Шестеренчатый, привод от коленча- |
Охлаждение двигателя |
Воздушное, принудительное |
Вентилятор |
Осевой, расположен на валу якоря |
Охлаждение масла |
Воздушно-масляным радиатором |
Карбюратор |
Вертикальный, с падающим потоком |
Воздушный фильтр |
Комбинированный инерционно-масля- |
Бензиновый насос |
Диафрагменный, имеет рычаг для руч- |
Вентиляция картера |
Открытая |
Силовая передача
Сцепление |
Однодисковое, сухое. Наружный диа- |
Коробка передач |
Трехходовая, четырехступенчатая. |
Передаточные числа |
Первая передача - 3, 73: 1 вторая передача - 2, 29: 1 |
Главная передача |
Пара конических шестерен со спираль- |
Дифференциал |
Конический, с двумя сателлитами |
Полностью разгруженного типа |
|
Передача толкающих усилий |
Рычагами задней подвески |
Ходовая часть
Низкого давления, бескамерные, раз- |
|
Ступицы передних колес |
Литые из ковкого чугуна вместе с тор- |
Подвеска передних колес |
Независимая, торсионная, работает |
Подвеска задних колес |
Независимая; пружинная, работает |
Амортизаторы |
Гидравлические, поршневые, двусто- |
Рулевое управление
Колодочные на четыре колеса |
|
Приводы тормозов |
1. Ножной - гидравлические, действует |
Электрооборудование
Система проводки |
Однопроводная, «минус» соединен с |
Номинальное напряжение |
|
Генератор |
Типа Г -501, переменного тока, трехфаз- |
Выпрямитель |
Типа В-310, селеновый, для генера- |
Реле-регулятор |
Типа РР-310, состоит из вибрационно- |
Реле блокировки |
Типа РБ-1, состоит из электромагнит- |
Аккумуляторная батарея |
Типа 6-СТ-42, емкостью 42 а ч |
Катушка зажигания |
|
Распределитель зажигания |
Типа Р-114 с центробежным и вакуумным регуляторами
опережения зажига- |
Свечи зажигания |
Типа А6УС с резьбой СП-М14Х 1, 25 мм |
Датчик указателя температуры масла |
Типа ТМ-101 |
Датчик аварийного давления масла |
Типа ММ- 102, отрегулирован на дав- |
Типа СТ351Б, последовательного воз- |
|
Тип ФГ-110, с двухнитевой лампой |
|
Подфарники |
Типа ПФ-215, с двухнитевыми лампа- |
Задние фонари |
Типа ФП-225 - левый, ФП-225-Б - |
Фонарь номерного знака |
Имеет одну лампочку в 3 св. |
Центральный переключатель света |
Типа П-38, имеет три положения ру- |
Ножной переключатель света для |
Типа П-39 (переключает дальний- |
Ручной переключатель света для |
Типа П46-Б2 |
Подкапотная лампа |
Типа ПД1-М с лампой в 6 св. |
Тепловой предохранитель |
Биметаллический ПР-2Б, в цени осве- |
Плавкие предохранители |
Типа ПР-103. В цепях: сигнала, при- |
Щиток приборов КП-211А содержит: |
|
Фонарь контрольной лампы аварийного давления масла |
Типа ПД20-В с лампой в 1 св. |
Стеклоочиститель |
Типа СЛ-210, электрический с двумя |
Типа ПК-110, один, с лампой 3 св., с выключателем |
|
Включатель стоп-сигнала |
Типа ВК-12, включает стоп-сигнал при |
Звуковой сигнал |
Типа С-44, электромагнитный, вибра- |
Контрольная спираль накала свечи |
Накаляется при включении отопителя |
Фонарь контрольной лампы отопи- |
Типа ПД-20Б, загорается в момент на- |
Включатель отопителя |
Типа П-300, имеет три положения |
Штепсельная розетка |
|
Прерыватель указателей поворотов |
Типа РС-57Б, расположен слева под |
Замок зажигания и включатель |
Типа ВК21-Д, расположен на панели |
Датчик указателя уровня бензина |
Типа БМ-110А |
Переключатели (для указателя по- |
Типа П-17А |
Гибкий вал привода спидометра |
Типа ГВ-120, длина вала 2530 мм |
Тип кузова |
Закрытый, двухдверный, цельнометал- |
Оборудование кузова |
Багажник в передней части, зеркало |
Передние - мягкие, из губчатой рези- |
|
Вентиляция кузова |
Местная, бессквозняковая, осуще- |
Отопление кузова |
Осуществляется независимым отопи- |
Оборудование
Заправочные емкости и нормы
Бензиновый бак |
|
Система смазки двигателя |
2, 8 л (2, 5 кг) |
Воздушный фильтр |
|
Картер коробки передач и главной |
1, 5 л (1, 3 кг) |
Картер рулевого механизма |
|
Ступица передних колес |
100 г (каждая) |
Система гидравлического привода |
|
Передние амортизаторы |
185 см3 (каждая) |
Задние амортизаторы |
145 см3 (каждая) |
Регулировочные данные
Зазор между стержнем клапана и |
Для впускных - 0, 08 мм |
Давление масла (для контроля, ре- |
Не менее 1, 2 кг/см2 при 3000 об/
мин |
Нормальная температура масла |
80- 1 00°С |
Прогиб ремня вентилятора |
|
Зазор между контактами прерыва- |
0, 35-0, 45 мм |
Расстояние от плоскости разъема |
|
Зазор между электродами свечей |
|
Свободный ход педали сцепления |
|
Свободный ход педали тормоза |
3 - 6 мм (регулировке не подлежит) |
Давление воздуха в шинах: |
|
передних колес |
1, 3 кг/см2- 1, 5 кг/см2 |
задних колес |
1, 7 кг/ см2- 1, 9 кг /см1 |
Схождение задних колес (при пер- |
Проверка оптическим прибором типа |
колеса к уровню пола) |
от -10" до +35" |
Проверка натянутой нитью |
|
Правое колесо. Левое колесо |
|
от 2 до 6 мм от 0 до 6 мм |
|
Схождение передних колес (при |
При измерении линейкой между ши- |
Расположение номеров двигателя, шасси и кузова
Номер двигателя выбивается на правой стороне картера рядом с местом
крепления бензонасоса.
Номер шасси и кузова выбивается на полке панели передка.
Заводские номера двигателя, шасси (номер шасси является номером
авто-
мобиля) и кузова выбиты также на заводской табличке, расположенной в
мо-
торном отсеке.
Горбатый антиквариат! 1965 ЗАЗ 965 0.9 л / 27 л.с. – 50 лет один хозяин
ЗАЗ-965 «Запорожец» - советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год.
ЗАЗ-965А «Запорожец» - модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября 1962 по 1969 год.
Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.
ЦЕНА
На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей - впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.
Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от продавца и сохранности автомобиля, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.
МОДИФИКАЦИИ
- 965/965А - стандартная модификация
- 965Э/965АЭ «Ялта» - экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia (под названием «Yalta»).
- 965Б/965АБ - модификация, предназначенная для инвалидов, с поврежденными ногами и здоровыми руками.
- 965Р/965АР - модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу.
- 965С/965АС - почтовый фургон, для сбора писем с правым расположением руля. Автомобиль имел видоизменённые воздухозаборники системы охлаждения. Задние боковые стекла были заменены металлическими филёнками.
- Пикап для внутризаводского использования, не имел собственного индекса. Изготавливались из бракованных кузовов серийных машин.
ЗАЗ-965 В НАРОДЕ
Раннюю версию ЗАЗ-965 можно видеть в кинофильме «Королева бензоколонки».
Также автомобиль фигурирует в мультфильме «Зима в Простоквашино» -
…и «Запорожец» старый купили, разваленный…
«ЗАЗ-965» мельком показывается в советском мультфильме «Ну, погоди!» в пятом выпуске, когда Волк пытается заставить Зайца выйти из телефонной будки. Когда он закуривает много сигарет, его начинает качать и он выходит на дорогу, где его чуть не сбивает зелёный Запорожец. Похожий на ЗАЗ-965 автомобиль можно увидеть и в 20-й серии «Ну, погоди!»
«ЗАЗ-965» также снимался в фильмах «Три плюс два» (1962), «Пока гром не грянет» (1967), «Однажды двадцать лет спустя», «Сыщик» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Золотой глаз» (1995), «Патриотическая комедия» (1992), «ЛОпуХИ. Эпизод 1» (2009); грузинских короткометражках «Субботний вечер» (1975) и «Три рубля» (1976). Экспортную версию ЗАЗ-965АЭ можно увидеть в фильме «Акселератка» (1987), а самодельный кабриолет на базе ЗАЗ-965 - в фильме «Будьте моим мужем» (1981). В серии «По-взрослому» мультсериала «Барбоскины» масштабная модель «ЗАЗ-965» с кузовом кабриолет присутствует в качестве машинки Дружка.
Также ЗАЗ-965 является одним из героев клипа на песню «Эй, парень» Криса Кельми и группы «Рок-ателье».
- Народные прозвища: «Жужик», «Запор», «ЗАЗик», «Малыш» и др. Но не смотря на насмешки и анекдотичность, автомобиль был народным любимцем, вплоть до 80-х годов прошлого века, при этом и в XXI веке встречаются любители этой модели.
- Жалюзи воздухозаборники, так называемые «Жабры», имеют ещё одно название, которое имеет интересную историю. В процессе разработки, среди главных проблем автомобиля, являлся перегрев мотора. Решение нашёл один конструкторов завода «Коммунар» (ЗАЗ), по фамилии Вассерман. После испытаний, идея была одобрена и после, за этой деталью, закрепилось прозвище «тёрка Вассермана».
- Поскольку благодаря конструкции автомобиль отличался высокой проходимостью, в народе шутили: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».
- Среди модификаций «жужика» была и модель для инвалидов с одной рукой и одной ногой ЗАЗ-965АР. Главной особенностью было автоматическое электромагнитное сцепление - для управления автомобилем использовались только две педали и рычаг переключения передач. Впоследствии оно было признано недостаточно надёжным - ферромагнитный порошок со временем терял свои свойства, кроме того из-за повышенного момента инерции якоря не обеспечивалось быстрое переключение передач, необходимое для интенсивного разгона автомобиля, а синхронизаторы коробки передач существенно перегружались и сильнее изнашивались. Поэтому со временем (уже на моделях на базе ЗАЗ-968) вместо него внедрили сцепление с вакуумным приводом.
- ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота (на самом деле ранние ЗАЗ-966 тоже имели тумблер поворотников в середине панели приборов) и с дверями, открывающимся против движения автомобиля.
"Горбатый" ЗАЗ - советский легковой автомобиль категории «А». Годы производства - 1960-1969. За это время было выпущено более 322 тысяч экземпляров. Объем багажника составляет сто литров, привод - задний. В качестве силового агрегата используется бензиновый мотор с четырехскоростной механической трансмиссией. Расход горючего по городу - порядка 7 литров на 100 км. Предельный скоростной порог машины - 90 км/ч. В народе его также называют «клоп», «жужик», «слоненок». Рассмотрим его особенности, характеристики и возможности тюнинга.
История создания
Специалистами НАМИ для "горбатого" ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.
Несколько месяцев проходили непростые внутренние испытания агрегата. На них два опытных авто наездили 5 и 14 тысяч километров. Затем прошел прием транспорта специальной межведомственной комиссией. Были указаны замечания, что расчетный вес больше на 54 килограмма, а высота кузова не соответствует чертежам (отличается почти на 300 миллиметров). После устранения недоработок "горбатый" ЗАЗ пошел в серийное производство (1960 г.). Цена машины составила 18 тысяч рублей, что в полтора раза дешевле 407-го «Москвича». В конце 1962 года инженеры усовершенствовали мотор, увеличив цилиндры до 72 мм, объем - до 887 куб. см, мощность - до 27 лошадиных сил.
Конструкция
С первых лет выпуска рассматриваемый автомобиль полюбился покупателям и не вызывал серьезных нареканий. "Горбатый прекрасно зарекомендовал себя при передвижении по сельским и проблемным дорогам. Хорошая проходимость обеспечивается наличием гладкого днища, независимой подвески на всех колесах, а также приличной нагрузкой на ведущие элементы. Даже если доводилось застрять в болоте или снегу, проблем с тем, чтобы выбраться, не было. Масса машины всего 665 кг, вытолкать ее могли запросто два человека.
Отличительной чертой «жужика» была возможность езды между грубыми колеями, оставленными грузовиками. Другим легковым машинам это было не под силу. Владельцев "горбатый" ЗАЗ радовал не только хорошей маневренностью, но и прочным кузовом, экономичностью и простотой обслуживания силового агрегата.
Экстерьер
Создавая дизайн автомобиля, конструкторы не придавали особого значения декоративным элементам и широкому дополнительному функционалу. Это и неудивительно, ведь основной задачей было создание бюджетной модели для широких слоев населения. Закрытый выполнен из цельного металла, что делало его несколько раздутым. Фронтальная часть выделялась парой складок оригинальной симметричной формы.
Искривленные переходы этих элементов обладали небольшим радиусом, а колесные кромки слегка выступали. На колпаках имелись три головки болтов, а у задних колес был заметный развал. Силовой агрегат размещался сзади, соответственно, багажник перенесен вперед. Его крышка закрывалась изнутри.
Интерьер
ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено выше, оборудовался регулируемыми передвижными раздельными сиденьями. Заднее кресло в виде дивана было довольно удобным. Среди полезных аксессуаров можно отметить козырьки против солнца, карманы на дверях, электрическое оборудование на 12 вольт с однопроводной схемой.
В салоне авто преимущество отдавалось минимализму. За рулевой колонкой разместилось несколько контрольных приборов, с правой стороны - зажигание, регулировочные кнопки, радио и обогреватель. Ветровое стекло гарантировало приемлемую обзорность, на боковых элементах присутствовали форточки в виде уголков. Хоть рассматриваемая машина и имела всего две двери, она относилась к полноценному четырехместному классу.
Посадка на заднее сидение производилась посредством складывания вперед переднего пассажирского кресла. К минусам можно отнести высокую шумность, слабую звукоизоляцию салона, распахивание дверей в обратную сторону и размещение топливного бака спереди, что опасно при столкновении.
ЗАЗ "горбатый": технические характеристики
Основной деталью корпуса стал картер. В его внутренней перегородке предусмотрена специальная полость для опоры цельного подшипника. На стенках картера имеется крепление для распределительного вала, сверху - 4 отверстия для монтажа цилиндров с алюминиевыми головками и охладительными ребрами. Впускных канала четыре, выпускных - два.
Коробка передач с четырьмя диапазонами имеет два вала и три хода. Одна передача - задняя, остальные оснащены синхронизаторами. Муфты узла перемещаются при помощи вилок и штоков. Система охлаждения имеет склонность к перегреву, особенно при длительных переездах.
Фронтальная подвеска позаимствована у авто «Фольксваген Жук». В нее входит пара поперечных торсионов с четырьмя рычагами. К ним дополнительно подсоединяются кулаки ведущих колес. Задний узел - это два диагональных рычага с полуосями. В дальнейшем инженеры изменили конструкцию на косой рычажный блок с шарнирами на полуосях.
Основные параметры
Ниже приведены главные характеристики, которые имеет ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено в статье:
- Длина/ширина/высота - 3,3/1,39/1,45 м.
- Тип кузова - седан цельнометаллический двухдверный.
- Вентиляция - местного типа.
- Масса - 665 кг.
- Колея колес (передних/задних) - 1,15/1,16 м.
- Клиренс - 17,5 см.
- Радиус поворота минимальный - 5 м.
- Предельная скорость - 100 км/ч.
- Силовой агрегат - бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и верхним размещением клапанов.
- Компрессия - 6,5.
- Сцепление - сухой однодисковый узел.
- Тип карбюратора - вертикальный с подающим потоком.
- Тормоза - колодки.
- Сборка двигателя ЗАЗ "горбатого" осуществлялась одновременно двумя производителями.
- В Одессе машину часто называли «еврейским танком».
- Среди прозвищ автомобиля были такие: «малыш», «зазик», «запор».
- "Горбатый" стал последним советским авто, двери которого открывались против движения.
- Устойчивые воздухозаборники называли «терками Вассермана», в честь их изобретателя.
Модификации
Известно несколько разработок рассматриваемой машины. Среди них:
- 965АБ - с ручным управлением.
- 965АР - спецмашина для инвалидов с одной травмированной рукой либо ногой.
- 965С - почтовый фургон с правым рулем.
- 965Э «Ялта» - экспортная модель, поставляемая в Финляндию и Бельгию. Имела лучшее оснащение, шумоизоляцию и отделку салона.
- «Пикап» - выпускался для внутреннего пользования на заводе.
ЗАЗ "горбатый": тюнинг
Для проведения правильной модернизации рассматриваемого автомобиля потребуется создать эскизы на бумаге или в 3D-формате. Это позволит увидеть общую картину от ожидаемого тюнинга. Проект даст возможность определиться с комплексом работ и дальнейшими действиями. Как правило, подвергаются изменениям ступицы, устанавливаются барабанные диски с вентиляцией, а также на задней подвеске меняются штатные пружины на более жесткий вариант. Спереди можно смонтировать подвеску от ЗАЗ-968. "Горбатый" после этого станет выносливее и жестче.
Снизить расход топлива позволят новые шатуны, расточка впускного и выпускного коллектора, установка насоса с «восьмерки» и карбюраторного обнулителя. При этом мощность силового агрегата увеличится. Часто прибегают к установке дисковых колес, что обеспечивает лучшую устойчивость на поворотах, облегчая управление.
Усиление двигателя
Повышение показателей мощности мотора - весьма оправданная операция. Ведь родная установка имеет мощность всего три десятка «лошадок» при скоростном максимуме 100 км/ч. С учетом того, что мотор находится сзади, необходимо подобрать подходящую коробку скоростей, рассчитанную на задние силовые агрегаты.
Узел трансмиссии подойдет с более поздних версий "Запорожцев", а также от фургонов «Фольксваген», «Порш» и «Татра». Если установить двигатель МеМЗ-968, вы получаете усиление мощности до 45 лошадиных сил. Правда, потребуется заменить родной карбюратор двухкамерным аналогом «вазовского» типа. Можно зафиксировать его прямо в багажнике. Печь также желательно поменять на улучшенную отопительную систему.
Кузов
Подвергается рестайлингу и кузов автомобиля ЗАЗ "горбатый". Тюнинг, фото которого представлено выше, позволяет улучшить аэродинамику и внешний вид. Поскольку на рассматриваемой машине двери открываются в обратную сторону, что опасно при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций, лучше перевесить эти элементы с задних навесов на передние петли. Устаревший замок также заменяется современным вариантом.
Внешняя модернизация также включает в себя расширение колесных арок для резины типа 195/60/R14. Чтобы увеличить оригинальность автомобиля и очистить поступающий воздух, заборники монтируются сверху. Кроме того, устанавливается кенгурятник, антикрылья, боковые дуги, аэродинамический обвес из пластика. В таком оформлении машина будет смотреться великолепно и очень стильно.
Салон
Этот элемент советского автомобиля морально устарел уже давно. Он и прежде не отличался высоким комфортом для пассажиров и водителя. Усовершенствовать салон ЗАЗ-965 не так уж и сложно. Устанавливают новые сиденья, руль спортивного типа, индикаторы давления масла и прочих рабочих показателей, включая датчик температуры и уровня горючего.
На потолке можно приспособить отделку из натуральной черной или красной кожи, а на пол постелить ковролин с похожими оттенками. Также следует заменить дверную обшивку, педали. Если нет желания выбрасывать штатные сиденья, следует произвести их качественную обшивку. Если вы не уверены в собственных силах, доверьте перетяжку салона специалистам.
Электрооборудование
Электроника на рассматриваемой машине имеет напряжение 12 В, питается посредством однопроводной системы. В качестве осветительных элементов подойдут фары от ИЖ-12. В начале усовершенствования следует снять родную оптику. Для этого подвижное гнездо вынимается, отцепляются провода, отпиливается язычок сверху «глазницы». Затем берется круглая фара от «Москвича», примеряется к установочному месту. Намечается шесть отверстий, два из которых делаются большего диаметра для регулируемых фишек.
Расположение элемента будет вертикальным, поэтому необходимо сточить язычок. Снимается оптический элемент и регулировочные фишки. Провода выводятся в штатные гнезда. Крепится фара при помощи болтов, заведенных изнутри и наружных гаек. После этого оптика монтируется и прижимается контрольными гайками. Выпирающие части болтов спиливают. Для внешней окантовки подойдет обод с 968-й модели. При правильном проведении манипуляций появится возможность установки галогенных регулируемых ламп.
Дополнительно
Для усиления качества блока охлаждения двигателя можно смонтировать пару радиаторов от «Форда» или «Таврии». Новый ЗАЗ "горбатый" станет еще привлекательнее и практичнее, если установить трансмиссию, например, от ВАЗ-2108 с пятью диапазонами. Внешние изменения преимущественно связаны с перекраиванием остова под новый мотор, поскольку арки колес расширяются, а задняя ось автомобиля переносится.
В советские времена промышленность развивалась стремительными темпами. Каждый день строились новые фабрики и заводы. С ростом экономики страна нуждалась в транспорте. Автомобиль в СССР считался роскошью, но тем не менее существовали и «народные» марки, которые были доступны всем. Так, один из подобных автомобилей - горбатый «Запорожец». Фото, обзор и характеристики - далее в нашей статье.
Описание
Официальное название машины - ЗАЗ-965. Это двухдверный четырехместный седан особо малого класса с заднемоторной и заднеприводной компоновкой. Серийный выпуск был начат в 60-м году. Прекратила свое существование модель в 69-м. Преемником «горбатого» стал ЗАЗ-966. Сборка машин осуществлялась на Запорожском автомобильном заводе. Данная модель стала одной из самых доступных и получила звание "народной".
Почему так популярен?
На первый взгляд может показаться, что в СССР попросту не было большого выбора автомобилей, а потому покупали, что было в наличии. Но нужно сказать, что в 50-х годах на заводе АЗЛК выпускался схожий автомобиль малого класса «Москвич-401». Но к 60-м данная модель существенно устарела. А новый 402-й стал более крупным и, что немаловажно, дорогим. Поэтому простой советский рабочий не мог себе позволить подобное авто.
Появившийся на свет в 60-м году горбатый «Запорожец» (фотографии его читатель может увидеть в нашей статье) получил большую популярность, так как имел современный дизайн и отличался приемлемыми динамическими качествами. Стоимость автомобиля - 18 тысяч рублей. После денежной реформы в 61-м году, цена упала в 10 раз.
Внешность
Прототипом данной модели является итальянский «Фиат» 600-й модели. Данный автомобиль был выбран с точки зрения технико-экономических качеств. Кузов был облегченным, цельнометаллическим, оболочкового типа. Сварен из минимального количества крупногабаритных панелей. Однако стоит отметить, что итальянский автомобиль не имел характерного горба. Спереди - круглые галогеновые фары и компактный металлический бампер. Решетка радиатора слита с кузовом. Крыша - круглой формы. Диски - металлические, на 13 дюймов.
Стоит отметить, что сзади у горбатого «Запорожца» имеется продолговатая прорезь. Она служит для лучшего охлаждения. Ведь двигатель горбатого «Запорожца» не имеет классическую жидкостную систему. СОД здесь воздушная.
Кузов полностью металлический. Стоит сказать, что он качественно покрашен. Однако к нашему времени многие экземпляры не сохранились. К сожалению, годы берут свое.
Размеры горбатого «Запорожца», клиренс, масса
Данный автомобиль имеет компактные габариты. Так, общая длина кузова составляет 3,33 метра, ширина - 1,39, высота - 1,45 метра. Величина колесной базы - всего два метра. Кстати, колея отличается по ширине. Передняя колея - 1,14 метра, задняя - 1,16. При этом клиренс - 17,5 сантиметра. Это весьма серьезный показатель. Машина имеет короткие свесы и уверенно двигается по грунтовке.
Снаряженная масса по паспортным данным - 665 килограмм. Полная масса - 965.
Салон
Переместимся в салон горбатого «Запорожца». Внутри довольно тесно. Задним пассажирам будет не уютно. Сам дизайн аскетичен. Здесь нет ничего лишнего. Передняя панель - железная, монолитная. На ней имеется небольшой циферблат со спидометров и пара кнопок. Руль - двуспицевый, огромных размеров. Машина не имела гидроусилителя, но тем не менее руль вращается легко. В качестве обивки использовался недорогой дерматин. Шумоизоляция здесь отсутствует. Особенно шумно в задней части, поскольку там располагался двигатель.
Технические характеристики
Коробка и двигатели для горбатого «Запорожца» были полностью отечественной разработки. Изначально на автомобиль устанавливался мотор МеМЗ-965. Это бензиновый четырехцилиндровый V-образный мотор с восьмиклапанным цепным механизмом ГРМ. При объеме в 746 кубических сантиметров он развивает всего 23 лошадиные силы мощности. Крутящий момент - 44 Нм в диапазоне от 2,2 до 2,5 тысяч оборотов.
Какие имеет горбатый «Запорожец» характеристики? Максимальная скорость автомобиля - 90 километров в час. При этом расход топлива - 6,5 литров на 100 километров. Система питания - карбюраторная. Карбюраторы устанавливались разные:
- К-100.
- К-123.
При этом оба были однокамерными, с падающим потоком и горизонтальным подводом воздуха. Система охлаждения - воздушная. Блок цилиндров изготовлен из магниевого сплава МЛ-5. При этом головка была алюминиевой. По паспортным данным, мотор был рассчитан на 72-й бензин.
Немного позже в линейке появился более модернизированный агрегат. Это МеМЗ-966. Он представляет собой бензиновый четырехцилиндровый ДВС с рабочим объемом в 887 кубических сантиметров. Данный мотор рассчитан на 76-й бензин. Максимальная мощность агрегата - 27 лошадиных сил. Механизм ГРМ - такой же, как и на предыдущем моторе (цепной, восьмиклапанный).
Что говорят отзывы о горбатом «Запорожце» с МеМЗ-966? При большей мощности этот автомобиль расходовал меньше топлива. В среднем, двигатель тратил 5,5 литра бензина на 100 километров пути. При этом максимальная скорость машины составляет 100 километров в час. Степень сжатия мотора - 6,5. Система питания - карбюраторная. В качестве карбюратора использовался однокамерный агрегат К-125 с горизонтальным подводом воздуха. Блок цилиндров изготовлен из такого же магниевого сплава, головка - алюминиевая.
Среди плюсов данного двигателя нужно отметить небольшую стоимость запчастей. В советские времена можно было легко найти нужные детали и запросто отремонтировать мотор при необходимости.
О проблемах двигателей
О надежности «Запорожца» среди советских автолюбителей ходило множество шуток. Как известно, в каждой шутке есть доля правды. К сожалению, мотор МеМЗ не отличался надежностью. Так как здесь отсутствовала классическая жидкостная система охлаждения, мотор существенно перегревался. Причем кипел он даже на скорости. Очень часто такие машины вставали у обочины на трассе в ожидании, пока двигатель придет в себя. С перегревом сталкивался практически каждый автовладелец. Также двигатель не отличался высоким ресурсом. До капитального ремонта «Запорожец» ходил максимум 80 тысяч километров. И это при надлежащем техобслуживании.
Еще владельцы жаловались на расход топлива. Он никогда не соответствовал паспортным данным и был всегда выше. В среднем машина тратила 8 литров бензина. Но нужно сказать, что советские моторы были непривередливы к качеству топлива. Поэтому даже в модернизированный мотор спокойно заливали 72-й бензин.
Тюнинг
Возможен ли был тюнинг советского «Запорожца». Практика показала, что мотор мог легко подвергаться доработкам. Самая популярная модернизация касалась увеличения объема. Так, специалисты растачивали гильзы под «жигулевскую» поршневую. Кроме того, на горбатый «Запорожец» устанавливался другой впускной коллектор под двухкамерный карбюратор. Еще один вариант тюнинга - это проточка головок цилиндров. Таким образом удавалось увеличить максимальную мощность на 10-20 процентов. Однако получить большой прирост не получалось в любом случае, так как всего в моторе не больше 27 сил. Более популярный вариант тюнинга - это замена двигателя на другой.
Ходовая часть
Несмотря на то что машина во многом повторяла итальянский «Фиат», конструкция ходовой части и шасси подверглась существенным доработкам. Так, вместо «фиатовской» подвески на поперечной рессоре (которая использовалась спереди и была хрупкой для наших дорог) советские инженеры использовали систему на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами. Схожая компоновка использовалась на «Фольксвагенах» тех годов. При этом на горбатом «Запорожце» использовались пластинчатые торсионы. Такая конструкция подвески позволяла вынести немного вперед балку, а также переместить вдаль педальный узел. Последний стал располагаться там, где ранее у «Фиата» находилась поперечная рессора.
Кроме того, данное решение позволило расширить пространство в салоне. Отметим, что для «Запорожца» были выбраны колеса большего диаметра с увеличенным профилем. Был увеличен ход подвески. Таким образом, машина стала более приспособленной для эксплуатации по дорогам вне асфальтированного покрытия.
Как ведет себя на ходу данный автомобиль? Как отмечают отзывы, машина не отличается высокой плавностью хода и характеристиками управляемости. Ее трясет на кочках, в салоне жарко и шумно. Также автомобиль сильно кренится в поворотах.
Почему не передний привод?
В странах Западной Европы уже тогда начали практиковать передний привод. Но почему от него отказались в ЗАЗе? Это было сделано из-за недостаточного сцепления на ведущих колесах. Так как мотор располагался сзади, на переднюю ось практически не создавалось никакого напряжения.
Кроме того, с наличием переднего привода возникала необходимость в изготовлении шарниров равных угловых скоростей. Ввиду всех этих недостатков, было принято решение строить горбатый «Запорожец» на заднеприводной платформе.
Стоимость
На данный момент приобрести подобный автомобиль можно за 50-70 тысяч рублей. Цена будет зависеть от состояния двигателя и кузова. Многие экземпляры имеют проблемы с коррозией. В основном приобретают подобные машины для реставрации. Горбатый «Запорожец» после восстановления становится машиной выходного дня, которая притягивает внимание многих автолюбителей и просто прохожих. Это действительно раритет на сегодняшний день. Реставрация горбатого «Запорожца» может включать в себя массу операций, вплоть до замены мотора, не говоря уже о перекраске и о сварочных работах.
Подводим итоги
Итак, мы выяснили, что собой представляет «Запорожец» 965-й модели. На данный момент этих машин осталось очень мало. Разумеется, покупать подобный автомобиль для повседневной езды нет никакого смысла. Машина устарела по всем параметрам. Такой «Запорожец» должен стать как минимум вторым автомобилем в семье. Покупают его в основном фанаты и любители советской техники. Восстановить его гораздо проще, нежели, например, «Волгу». А выглядит «Запорожец» не менее стильно и оригинально.