Черная магия и необъяснимая мистика издавна привлекали людей. Они завладевали их вниманием, а также драгоценным временем. Именно таким способом загадочная Прага действует на туристов.
Гости города жадно слушают рассказы о странных событиях прошлых веков, с интересом рассматривают объекты исторического наследия. Но больший восторг на их лицах можно увидеть при повествовании или местного жителя Праги средневековой легенды о Големе .
Несмотря на то, что данный город обладает бесчисленным собранием мифов и легенд явным фаворитом считается рассказ о необычном существе.
По легенде, «нечеловека» создал еврейский ученый Иегуда бен Бецалель (около 1525-1609). В повседневной жизни он был известен как раввин Лев (Магараль). Он был поистине мудрым мыслителем того времени; его советы как никогда помогали найти выход из сложных ситуаций. Поэтому в знак уважения и вечной памяти после смерти еврейского раввина запрещалось кому-либо занимать его бывшее кресло на правой стороне .
2009 год ознаменовался четырехсотлетним юбилеем Магарала, символа пражского Средневековья. На была проведена реставрация надгробий всей семьи раввина Лева, которые стали самыми посещаемыми объектами некропольного туризма в Праге.
Естественно, памятник раввину больше почитается религиозными паломниками. Они верят, что Магарал до сих пор может спасти их от неправильных поступков. Поэтому паломники, не стесняясь, прицепляют свои послания с желаниями к надгробию раввина, а после для закрепления эффекта — приносят заговоренную свечку. Такое слегка странное почетание лишний раз подчеркивает, что память о раввине еще живет в сердцах людей! А это значит, что Прагу они воспринимают как свой второй дом, где живет их отец, наставник…
Можно безумолку рассказывать о заслугах Магарала перед народом; но зачем слушать, когда можно все своим глазами увидеть?! Именно для этого была создана выставка в () . Ее основными экспонатами являются одни их первых опубликованных произведений философа Лева, среди которых и рассказ о Големе.
Мысль создать искусственное существо прочно «поселилась» в головах ученых Средневековья. Поэтому, совсем неудивительно, что на городских обсуждениях постоянно всплывала эта тема. Некоторые ученые даже выдвигали идеи, описывая их в своих трактатах. Вот, к примеру, алхимик Парацельс подробно расшифровал «биохимический» процесс создания своего гомункула. В собственном труде «De generatione rerum naturalium» врач утверждал, что если мужское семя поместить в плотно закрытую стеклянную емкость, предварительно опущенную в конский навоз, то обязательно появятся признаки зарождающей жизни. Но только спустя сорок дней, после полного разложения, в емкости вырастет бесцветная человеческая форма без тела. Затем на протяжении сорока недель ее необходимо будет подпитывать частицами из человеческой крови, при температуре, приближенной к температуре материнского тела. Результатом такой сложной последовательности станет появление миниатюрного человеческого дитя. Неизвестно, была ли данная концепция опробована в действительности, пока в мире существует лишь один создатель Голема и имя его раввин Лев.
Голем (гомункул) — это магическое сочетание четырех камней мира, основополагающих элементов, т.е. слияние воды, огня, земли и воздуха. Именно так раввин отвечал на вопросы своих помощников о материалах для своего «будущего сына».
Твердая оболочка тела Голема была создана из глины, а для ее оживления были использованы оставшиеся элементы (вода, воздух, огонь). Под ними подразумевались сам раввин и его помощники, которые произносили магические формулы.
Существует и другая версия вдохновения жизни в Голема: в его уста и лоб раввин вложил пергамент с молитвой Шма Исраэль. А после облачения гомункула в одеяния, он стал похож на тридцатилетнего мужчину.
Мистическое течение Каббала отмечает великую роль «Шма» в оживлении существа. Так как их представители считают, что только правильная комбинация букв в обозначении Б-га способна сотворить человеческое существо.
Цели создания
Когда обычному народу недостаточно своих физических сил или интеллекта, тогда возникает единогласное желание — это просить помощи у Богов, ученых, магов, чтобы они создали того, кто решит их проблемы.
Голем был не единственным, кого искусственно сотворили. Еще в древние времена ходили слухи о Пандоре, созданной по милости Богов; великий титан «Прометей» пытался «размножить» людей с помощью кусочков глины, из которых ранее были созданы их предшественники и т.д.
Причины оживить Голема были, скорее всего, социально-политической направленности. Поскольку раввин поприветствовал свое существо словами, которые полностью передали его главную цель создания. Он сказал Голему, что теперь «он защита еврейского народа». И с того дня Голем преданно служил своему раввину, ну и конечно, своему государству.
Процесс создания
Однажды ночью Магарала разбудил таинственный голос, который настойчиво требовал сотворить защитника еврейского народа от гнета. Несмотря на то, что во времена правление Рудольфа II евреи в Праге, в шестнадцатом веке не чувствовали особых притеснений, но королевские заговорщики хотели лишить город спокойствия. Поэтому необходим был тот, кто сможет избавить Прагу от предателей.
У Голема отсутствовали человеческие эмоции, ему чуждо было чувство сострадания к другим. Он был верным бойцом для своего народа. А его нескончаемая сила не раз помогала в быту и самому раввину.
Голем никогда не жаловался на усталость, он просто ее не чувствовал. И чтобы хоть как-то сохранить его энергию, каждую пятницу раввин вытаскивал «Шма» из головы Голема.
Но в жизни всему приходит конец, вот и приключения Голема среди еврейского народа были окончены. Нерасторопный слуга надоел раввину, поэтому он решил его усыпить навечно.
Магараль навсегда вытащил «Шма» из уст Голема и с помощью своих учеников тщательно спрятал его на чердаке пражской Староновой синагоги.
И как бы не пытались, любопытные репортеры под предводительством Эгона Эрвина Киша отыскать бездушное существо, все было напрасно.
История о безграничных способностях Голема и мере их использования навсегда стала примером человеческой халатности по отношению к своим созданиям.
Источник вдохновения
К сожалению, насколько бы не была красива легенда о мистическом чудовище, реальность того времени сильно от нее отличалась. И свободу пражским евреем подарил не глиняный защитник, а просвещенный император. Даже увлекательная тема о создании Голема принадлежит не раввину. В древних еврейских сказаниях ранее уже встречались подобные эпизоды.
Однако, это абсолютно не влияет на популярность легенды о раввине и Големе . Кроме того, она постоянно воплощается в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.
Юдита Розенбергова, Густав Майринк, Хорхе Боргес — это авторы, которые сумели оживить Голема в своих литературных шедеврах, а Пауль Вегенер и Мартин Фрич — режиссеры, которые показали мистическое существо в телеэкранах.
25ЯнвЧто такое Голем
Голем – это жуткий монстр, изготовленный из глины в форме огромного человека, основная цель которого защита и исполнение желаний своего создателя.
Происхождение големов или кто их придумал?
Данные существа происходят из еврейского . В большинстве историй, создателями големов были раввины. Основная идея заключалась в том, что святой человек и его близость к Богу, получает божественную силу, которая может вдохнуть жизнь в глиняную фигуру. Но, так как создатель голема не является Богом, то и даровать душу своему созданию он не может. Таким образом, творение уступает человеку в форме, интеллекте и свободе воли. Также из-за отсутствия души големы лишены дара речи.
Большинство историй о големах датируются периодом средневековья. По большому счету эти создания выступали защитниками еврейского народа или карающей силой против обидчиков.
Голем в легендах. Инструкция как создать голема в домашних условиях?
В некоторых легендах описан процесс создания данных существ. После изготовления глиняной фигуры, святой человек должен написать на лбу священное слово, оживляющее монстра. В некоторых источниках сказано, что это слово писали на листе бумаги или табличке, затем помещали ее в рот голему. В первой опубликованной истории об этом чудовище, а именно в коллекции еврейских сказок от 1847 года указано, что для оживления нужно написать слово «Эмет» (истина ). Для отключения необходимо стереть первую букву в слове, что бы получилось – Мет (смерть ). После чего жизнь покинет глиняную форму.
Позже, в 19-м веке, голем вошел в сферу западноевропейской культуры и фольклора. Христианское духовенство начало использовать его образ как символ чрезмерной опасности при использовании . Под этим влиянием появилась история о том, как создатель теряет контроль над созданным существом.
История человечества полна неожиданных и таинственных легенд, достоверность которых невозможно подтвердить. Романтическая атмосфера, которой они окутаны, заставляет очаровываться и не раз пересказывать заветные сюжеты, вспоминая их героев. Голем относится к числу персонажей, чье существование стоит под вопросом, но биография этого персонажа удивительна.
История происхождения
Еврейская мифология повествует об истукане, создать которого было под силу только раввину, славящемуся духовным богатством и просветленностью. Главной целью посланника бога на земле должно быть стремление заступиться за свой народ, защитить его от мучителей. Только в этом случае глиняный человек оживал. Чистые помыслы и искренность были главным критерием успеха в этом деле и предрекали чудовищу неслыханную силу. Имя существа из глины – Голем – переводится как «бесформенный» или «сырой, необработанный».
Первая легенда о необычном создании появилась в 16 веке. Ее услышали жители Праги. Евреи в те времена притеснялись немцами, переполнявшими столицу Чехии. Их права ограничивались, а свободы попирались. Люди были обречены существовать в нищете и бедствии. Главный раввин по имени Лев встал на защиту евреев, взмолился небесам и попросил бога о помощи. Помощь пришла свыше. Лев был посвящен в таинственный ритуал, способный воздвигнуть из глины фигуру Голема, готового разбить врага.
Чудовище, возведенное героями, посредством магической силы ожило и отстояло честь своих создателей. Оно выглядело как великан, не способный произнести и слова, но уничтожающий противника в прах. Еврейское гетто было под его защитой 13 лет. В ритуале создания Голема использовались два человека, символизирующие огонь и воду, Лев, как автор, олицетворял воздух, а Голем стал воплощением земли. Получивший от создателей человеческую одежду, истукан выполнял свою функцию и жил в доме раввина в качестве работника.
Особенности Голема заключаются в быстром росте. Он не испытывает голода или жажды, но обладает достаточной энергией для выполнения любой работы. Громиле не страшны физические нагрузки, но другими способностями он обделен. Выйдя из-под власти создателя, существо начинало разносить все вокруг себя.
Зло, скрытое в его душе, вырывалось наружу. Поэтому при необходимости отлучиться Лев погружал работника в сон. Однажды, уйдя в синагогу, он забыл провести привычную процедуру, и Голем разбушевался. Поняв ошибку и ее цену, Лев навсегда усыпил истукана, поместив того на чердак.
Следующее пришествие чудовища состоялось в 1920-е годы. Любопытный журналист решил проникнуть в место упокоения чудовища и доказать, что байки о нем – выдумки. Он оказался прав, но ходят слухи, что раввин уничтожил свое детище. Существует и романтическая трактовка легенды, повествующая о нежных чувствах глиняного человека к дочери раввина.
Подчинявшийся только ей, неуклюжий Голем сопровождал девушку повсюду. Раввин приказал дочери обездвижить ухажера, и истукан рассыпался на мелкие частицы. Но, по легенде, каждые 33 года происходит возрождение глиняного чудовища.
Экранизации
Популярность к глиняному персонажу пришла после того как писатель Густав Майринк опубликовал книгу об истории его происхождения. Знаменитый первопроходец кинематографа, немецкий режиссер Пауль Вегенер снял трилогию о Големе в 1915-1920 годах. Литературы о герое легенд было немного, и Вегенер самостоятельно додумал сюжет, создав фильмы «Голем», «Голем и танцовщица», «Голем, и как он пришел в мир». Главного героя играл сам постановщик.
Режиссер Жюльен Дивювье создал фильм ужасов о глиняном человеке в 1936 году, сняв актера Фердинанда Харта в известном образе. Это был ремейк на проект Вегенера, не отличавшийся оригинальной идеей.
В 1967 году Жан Кершборн снял фильм «Голем» с участием Андре Рейбаза. В роли истукана в проекте Петра Шулькина 1979 года предстал Марек Вальчевский.
В 2016 году на большие экраны вышла экранизация романа Питера Акройда «Дан Лено и Голем Лаймхауса» авторства Хуана Карлоса Медины.
- Любопытно, что глиняный Голем был не единственной вариацией истукана, способного прийти на помощь еврейскому народу. Существо из воды располагало удивительным интеллектом, чудовище из камня походило на настоящую глыбу. Огненный Голем был ведьмаком, а земляной, схожий с холмом, предпочитал равнины в качестве места жительства и был мирным созданием. Но глиняное исполнение – самая популярная вариация персонажа.
Голем в "Майнкрафте"
- В литературе образ упоминался не только в произведении Майринка, где был второстепенным. О нем писал Артур Холичер в 1908 году и в рассказе «Голем 16». Братья Стругацкие, вдохновленные легендой, упоминали истукана в книге «Понедельник начинается в субботу», а – в романе «Маятник Фуко».
- Современные фантасты используют этот образ и в кинематографе. Железный защитник Колосс из фильмов о 2017 и 2018 годов напоминает героя легенды. Голем стал персонажем «Секретных материалов» и мультсериала «Симпсоны», похожий на него персонаж появился в картине «Бесславные ублюдки». также является Големом. Глиняное чудовище стало персонажем мультиков и компьютерных игр вроде «Террарии» и «Майнкрафта».
Человек так устроен, что всегда хотел уподобиться Богу - тоже стать Творцом, Создателем.В принципе, это, наверное, заложено в самой природе человека, ибо сказано, что Бог создал нас по своему образу и подобию.В священных книгах типа Библии, Корана об этом очень подробно говорится.
Например, в 32-й суре "Челобитие" говорится, что Аллах сотворил Адама из глины: "Он - Тот, Кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины" (32:6-7).
Видимо, поэтому человек и стремился всю дорогу создавать себе подобных, помимо
естественного пути - размножения. В более позднем варианте это Пиноккио (в русской
версии - Буратино), в еще более поздней - всякие человекоподобные роботы, создание
человека из пробирки, клонирование и т.п. Но тут мы не изобрели ничего нового, потому
что сотворение искусственного человека из земли, глины встречается в
антропогонических мифах многих народов, например, египетских, шумеро-аккадских; в
частности, существует аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток,
причем они были созданы парами, а жизнь в них была вселена через пуповины -
практически как и полагается по природе. Об этом же говорится и в других источниках.
Но все их рассмотреть просто нереально, поэтому остановимся на одном представителе из
древних мифов - Големе.
Голем - персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи - глины, оживленный каббалистами с помощью тайных знаний, - все по той же аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.
Слово "голем" происходит от слова на старом иврите "гелем", обозначающего "необработанный, сырой материал", либо просто "глина". Корень -ГЛМ- встречается в Танахе в слове на старом иврите "галми", обозначающем "моя необработанная форма". Потом, в старом идише, слово "гойлем" приобрело переносное значение "истукан", "глупый и неповоротливый человек", "болван", перекочевавшее и в современный иврит.
Еврейские мифы нашли свое неожиданное продолжение в весьма распространенной, возникшей в Праге еврейской народной легенде об искусственном человеке, созданном из глины для исполнения разных "черных" работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и, главным образом, для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения. Далее по легенде Голем, исполнив свое задание, превращается в прах. Создание Голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги Махаралю Йехуде Бен Бецалелю или рабби Леву (Лейбу), человеку, кстати, вполне реальному, родившемуся в начале XVI века. Легенда эта относится к началу XVII века. Ее изложил в романе "Голем" Густав Майринк.
Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. Считается также, будто Голем возрождается к новой жизни каждые тридцать три года.
Позднее тему Голема часто использовали и в поэзии, и в художественной литературе, и в театральных пьесах, и в кино, и даже в компьютерных играх. Один из самых первых фильмов - фильм 1920 года "Голем: как он пришел в мир". В нем блистали тогдашние звезды Пауль Вегенер и Лида Салмонова.
Но как же он был создан - согласно легенде старой Праги? Дело было в далеком 1580 году. Евреи, как известно, в Праге селились кучно - в т.н. Еврейском городе (на тот момент Йозефове), жили тихо, никому не мешали, наоборот - только помогали. Среди них были ювелиры, лекари, ростовщики (банкиры) и представители других полезных профессий. Однако периодически церковь устраивала на них гонения, но все как-то затихало. И вот один священнослужитель по имени Тадеуш, ярый противник евреев, в очередной раз попытался нарушить покой и согласие и спровоцировать новые суеверные обвинения против евреев. Рабби Лев предложил тогда пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха (Пасхи) кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Рабби Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа рабби Лев заявил, что Христос умер на кресте, дабы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что так решил Бог. Христиане, наоборот, должны быть благодарны евреям, потому что иначе христианство могло бы и не возникнуть.
Потом рабби Лев во сне задал Богу Яхве вопрос, какими средствами начать борьбу со злым врагом. И Бог прислал ему ответ, внятно разложенный по алфавиту: Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Jisrael, что означало "Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев".
Рабби Лев, будучи очень сильным каббалистом, истолковал "присланное" сочетание слов так, что он может при помощи открытого ему Небом числа букв создать из земли - глины - живое существо. Он позвал своего зятя Ицхака бен Симеона и его ученика, левия Якоба бен Хайим Сассона, и поведал им тайну о возможности создания Голема, но объяснил, что один не справится: "Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак, будешь стихией огня, ты, Якоб - стихией воды, я сам - стихией воздуха, мы вместе создадим из четвертой стихии - земли - Голема". Он подробно объяснил им, что для начала надо пройти освящение и очиститься, дабы подготовиться к великому делу сотворения искусственного человека, и научил их тому, как нужно это сделать. (Как именно надо было "освящаться" и "очищаться" - к истории непосредственного отношения не имеет.)
Когда два "волонтера" прошли все обряды и были готовы, настал судьбоносный "День Икс", который также был вычислен при помощи каббалистических знаний. Работа проходила при свете факела и под чтение псалмов. Все трое дружно вылепили из глины фигуру мужчины и положили лицом вверх. Потом стали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо. Рабби Лев приказал Ицхаку семь раз обойти вокруг глиняного тела справа налево, научив его предварительно священному слову из книги Сефер Ецира, с помощью которого можно оживить Голема. Ицхак обошел и произнес заветные слова. После этого глиняное тело стало огненно-красным. Ицхак, как мы помним, олицетворял стихию огня.
Тогда рабби Лев велел и левию Якобу обойти тело справа налево тоже семь раз, сообщив и ему определенные для его стихии слова. Когда тот завершил свое задание, огненно- красный цвет исчез, и в глиняном теле потекла вода; из кожи пробились волосы, а на пальцах рук и ног начали расти ногти. Якоб, таким образом, исполнил свое предназначение, выступив в роли стихии воды.
Тут рабби Лев сам обошел глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем (каббалистическую комбинацию букв имени Бога) и, кланяясь к востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли слова: "И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Так благодаря трем стихиям (огню, воде и воздуху) четвертая стихия - земля - ожила. Голем открыл глаза.
Увидев это, рабби Лев сказал ему: "Вставай на ноги!" Голем встал. Потом на него надели одежду шамеса, и вскоре он выглядел, как нормальный человек. Только дара речи ему не доставало. Но позже выяснилось, что так даже лучше. На рассвете все четверо пошли по домам.
Пока шли, рабби Лев решил просветить свое детище, кто он и зачем явился на этот свет, и сказал: "Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача - защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате. Ты, Йозеф, должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал - хоть в огонь и воду; ты должен слушаться моих приказов, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши и если я тебя пошлю на дно моря". Йозеф кивнул головой в знак согласия. Рабби Лев привел "Йозефа" домой и сказал домашним, что на улице встретил немого незнакомца, и так как ему стало его жалко, он принял его в слуги раввината. Однако дома он запретил использовать Голема для личных нужд.
Прошло семь лет. Все эти годы "Йозеф" исполнял все приказания рабби Лева, исполнял хорошо. Далее в легенде возникает упавшая Тора. Случилось так, что в День Примирения в 1587 году в Староновой синагоге, где молился рабби Лев, глава общины уронил Тору, кладя ее в шкатулку после послеобеденного чтения. Событие вызвало среди всех собравшихся членов общины совершеннейший ужас, так как с незапамятных времен такой случай считался чуть ли не самым дурным предзнаменованием. Рабби Лев тоже взволновался и сразу приказал всем присутствующим на следующий день начать поститься. В понедельник он испросил во сне у Бога, какой грех является причиной этого дурного события. На этот раз Бог не дал ему внятного ответа, "продиктовав" лишь отдельные буквы, которых рабби Лев никак не мог истолковать. Тогда он записал их на бумажке и отдал Голему, поручив найти из них ответ ему.
Голем, просмотрев на клочок бумаги, сразу же вынул из книжного шкафа один молитвенник, открыл его и показал ту главу, которую в день смирения читали из Торы. Буквы, показанные во сне рабби Леву, были сокращенной записью заповеди "не желай жены ближнего твоего".
Увидев это, рабби Лев понял, что уронивший Тору глава общины состоял во внебрачной связи, поэтому Тора и выскользнула у него из рук. Он позвал главу общины к себе и доверительно рассказал ему о словах из сна. Тот, плача, признался в своем грехе, что действительно является любовником замужней женщины, и просил раввина назначить ему покаяние. Но рабби Лев пошел еще дальше, расторгнув по законам Моисея брак неверной жены и ее мужа.
Далее Голем выполнял много других поручений, но однажды пришел в ярость. Случилось это накануне шаббата. Рабби Лев ввел обычай давать Голему по пятницам после обеда своего рода дневной план на субботний день, потому что в шаббат он хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лев велел ему не делать в шаббат ничего другого, кроме как стоять на посту и быть осторожным. Но в одну из пятниц рабби Лев забыл после обеда дать Голему его план на завтрашний день.
Так Голем впервые остался без задания. Едва пятница подошла к исходу и все готовились к шаббату (шаббат у евреев начинается не с утра субботы, а с вечера пятницы), Голем стал бегать, будто бешеный, по еврейскому кварталу, бить и крушить все вокруг, и ничто не могло устоять перед его могучей разрушительной силой - так его взбесил и напугал тот факт, что о нем забыли и у него нет никакого занятия. Увидев буйства Голема, люди убегали с криком: "Йозеф сошел с ума!" Тут же возникла страшная паника, и вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лев. Он выбежал и, не видя Голема, все-таки закричал в сторону улицы: "Йозеф, остановись!"
И тут люди увидели, что Голем сразу же остановился как вкопанный, преодолев силу своей ярости. Рабби Леву сообщили, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: "Иди домой и ложись спать". И Голем послушался его как дитя. Затем рабби Лев вернулся в синагогу и приказал спеть еще раз песню для шаббата. Взволнованный рабби попросил всех свидетелей ничего не сообщать об этой истории властям, поскольку очень боялся закрытия синагоги за богохульный эксперимент по созданию искусственного человека. С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл дать Голему задание на следующий день, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не успокоить.
После этого Голем вел себя послушно, все так же успешно защищал евреев, если в этом случалась необходимость, но прошло какое-то время и общине больше не грозила злостная клевета - император Рудольф II пообещал, что нападения христиан на евреев больше не будет, - и существование помощника стало излишним.
Тогда рабби Лев позвал к себе Ицхака и Якоба и сказал им: "Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться злых обвинений. Поэтому мы должны уничтожить его". Все должно было происходить тайно. Было это в начале 1593 года.
В назначенный день рабби Лев приказал Голему, чтобы он на этот раз не ночевал в раввинате, а перенес свою постель на чердак Староновой синагоги и переночевал там. В два часа ночи к рабби Леву пришли Ицхак и Якоб, и он спросил их, может ли мертвый, т.е. не-живой, каким, по идее, является Голем, представлять собой, как и другие мертвые, предмет загрязнения. Это был очень важный вопрос, так как иначе священнослужитель не мог бы участвовать в уничтожении Голема, но рабби Лев решил, что на этот вопрос надо ответить отрицательно. Иными словами, если Голлем изначально был не-живой, то и греха убийства на священнике не будет.
Придя к такому решению, все трое поднялись со слугой на чердак синагоги и приступили к уничтожению Голема. Они делали все с точностью до наоборот по сравнению с той ночью, когда создавали человека из глины, т.е. если в ночь создания они стояли у ног Голема, напротив его головы, то сейчас они стали к его голове и смотрели на ноги. Каббалистические слова также читались наоборот.
После всех процедур Голем снова стал просто комком глины. Рабби Лев потом позвал слугу, Авраама Хаима, и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема потом укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых по еврейскому обычаю на чердаке синагоги.
Утром в еврейском квартале людям сказали, что Йозеф ночью исчез из города. Правду знали только несколько человек. Рабби Лев приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги.
Вот такая легенда... На какое-то время о ней несколько подзабыли, однако о Големе снова заговорили в конце XVIII века, когда польский раввин Элия из Хелма выдвинул свою версию случившегося в Праге и якобы сам создал голема.
Говорят, правда, что пражского Голема до конца так и не удалось уничтожить, что глиняный человек продолжает ходить по улицам еврейского квартала Праги и пугать прохожих. Что его якобы даже видели, и не раз. Но это уже точно относится к легендам таинственного города Праги, причем более современным.
А вот тут уже пора перейти от легенд к реальности. Если проанализировать предания и
исторические данные, то выявляются три факта, которые точно не являются вымыслом.
Первый из них - приостановка пятничного богослужения рабби Левом, чтобы прекратить
бесчинства некоего Йозефа. Второй - просьба к прихожанам (или посвященным в
историю) не сообщать властям о каком-то эксперименте. И третий - запрет входа на
чердак Староновой синагоги. Запрет действительно существовал, и даже была разобрана
внешняя лестница, чтобы какой-нибудь любопытный туда не проник. Перед дверкой на
чердак на высоте 10 м раньше была площадка, на которую вела деревянная лестница.
б этом свидетельствовали отверстия в стене для несущих балок. Позже они были замурованы. В XVIII веке главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793) побывал на чердаке синагоги - приставив к стене переносную лестницу. Прежде чем подняться наверх, раввин прошел строгий обряд очищения, постился и молился. Потом в молитвенном облачении и с ремешками тефилим на голове вошел на таинственный чердак синагоги, в то время как его ученики ожидали внизу. Однако наверху он провел всего несколько минут, а когда вернулся, сильно дрожал. Что он увидел на чердаке, никому не сказал. "Пусть никто больше не осмеливается идти туда наверх и не тревожит покой Голема!" - обновил раввин строгий запрет входа на чердак.
Сегодня на чердаке Староновой синагоги нет никаких останков Голема. Но это не значит, что их там не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. Кстати, вход на чердак синагоги запрещен и в наши дни. По какой причине? Если из-за легенды о Големе, то этот запрет доказывает, что это не легенда!
Еще одним подтверждением реальности Голема может служить повторение 92-го псалма во время богослужения в Староновой синагоге. Эта традиция может быть напоминанием о давней приостановке проповеди раввина из-за дебоширства Голема. Подобной традиции нет ни в одной другой синагоге.
Тайна чердака синагоги и легенды о Големе очень сильно заинтересовали чешского исследователя и писателя Ивана Маркеля, который занимался этим вопросом около тридцати лет. В 1984 году он добился-таки разрешения подняться на чердак синагоги, обыскал с радаром весь чердак, прослушал стены, но ничего, естественно, не нашел.
Кстати, за весь ХХ век Маркель был вторым, кого пустили на чердак. Первым был пишущий на немецком языке журналист еврейского происхождения Эгон Эрвин Киш (1885-1948), также увлеченный легендой о Големе. Он побывал на чердаке в 20-х годах. У него был друг, тоже еврей, не менее увлеченный этой темой. С ним Киш познакомился в 1915 году. Тот служил в австро-венгерских войсках и переписывал некоторые части рукописи. В книге, которую он купил в польском городе Пршемысле, описана судьба Голема, старинного глиняного робота. Написана она сразу после смерти рабби Лева. Из текста следует, что тело Голема, вероятно, не осталось на чердаке Староновой синагоги. Вполне может быть, оно временно скрыто в одной из частей нынешнего Йозефова.
Маркель считает, что следы тела Голема могут вести в несколько разных мест в Праге. Чтобы лучше разобраться во всей этой истории, он изучил книгу, которую в 1909 году выпустил польский еврей раввин Юдель Розенберг. Эта книга - первое подробное повествование о жизни рабби Лева и возможного Голема. Розенберг утверждал, что перевел первоначальный еврейский текст - "Чудеса Махарала", написанный Исаком Кацем, учеником и зятем рабби Лева. Согласно этому сочинению Голема на самом деле оживляли с помощью шема, чему соответствуют и другие версии этой истории. Вполне возможно, что Кишу его друг рассказал именно о той книге, которая послужила основой труда Исака Каца.
Маркель в своих исследованиях опирался и на статьи Эгона Эрвина Киша, в частности, на статью в воскресном приложении к газете Prager Tagblatt от 12.9.1920. В ней Киш пишет, что наиболее результативно будет связать с исчезновением Голема слугу рабби Лева Авраама Хаима, который принимал участие в уничтожении тела. Вероятно, Хаим со своими родственниками тайно перевез Голема в подземное помещение пражской Пинкасовой синагоги. Спустя несколько дней он перемещает его в другой подвал на бывшей Цыганской улочке - в дом, который тогда частично принадлежал пражскому еврею Ашеру Бальбиреру. Оттуда Ашер Бальбирер перевез тело на частично заброшенное еврейское кладбище у телевизионной вышки на Жижкове, на бывшем Холме Виселиц Sibenicni vrch, ныне Фибиховой улице.
Не остался ли там Голем и поныне? Не является ли это вымыслом? Происхождение перевода Киша невозможно проследить, а в его рукописи есть несколько исторических неточностей, правда, не очень важных, да и кто застрахован от неточностей, тем более что речь идет о событиях пятисотлетней давности. Самая важная из неточностей - что еврейское кладбище для умерших от эпидемии чумы в то время еще не существовало, оно появилось спустя девяносто лет. Но могло ведь быть и другое кладбище?
Второй след ведет на Старое еврейское кладбище в Йозефове. След весьма
правдоподобный. Дело в том, что в пражских архивах нашлась запись, что в 1883 году в
синагоге проводился ремонт, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке
(вот откуда на балке цифры 1883) и на внешней стороне смонтировали временную
лестницу из металлических скоб. Чердак был очищен, а обнаруженные вещи спущены
вниз и закопаны на старом еврейском кладбище. Какие это были вещи, никто уже не
знает, а архивные записи обходят этот момент молчанием: вещи, и все. Вместе с
предметами могли вынести и тело Голема.
Если предположить, что члены еврейской общины в 1883 году нашли среди священных книг и молитвенного облачения человеческие кости (или что-то непонятное - типа фигуры из глины), то находку бы скрыли или тайно закопали на кладбище, потому что в то время снова поднялась волна антисемитизма, и евреев опять обвиняли в ритуальном использовании крови христиан.
Кстати, о вынесенных и закопанных вещах: какая такая необходимость была закапывать старый хлам четырехсотлетней давности и остатки книг? И именно на кладбище?! Не проще ли было это просто сжечь?
Далее история делает неожиданный поворот, которого никто не ожидал. В 1999 году к
Ивану Маркелю обращается индонезиец Тедди Сунарди, который изучает право в
Карловом университете. Он и вносит в расследование удивительный поворот.
Индонезийца, мать которого чешка, с детства посещают странные сны и видения с
незнакомой старой площадью с колонной или другими неизвестными ему местами,
напоминающими улицы какого-то старого европейского города. Он зарисовывает эти
места и жутко удивляется, когда в его рисунках мать узнает Староместскую площадь!
Индонезиец позже идентифицирует свои сны и с другими пражскими местами, в первую очередь со старым пражским Еврейским городом в том виде, каким он был перед обширной перестройкой в конце XIX века. Молодой человек попал в Прагу только на учебу, в детстве мать его туда не возила, и он не видел эти места даже на фотографиях. Но индонезийский студент знает такие подробности о старой Праге, которые могут знать только специалисты по ее истории. Председатель клуба "За старую Прагу" доктор философии Катержина Бечкова проверяла его память, показывая ему старые фотографии разных мест Еврейского города до перестройки. Тедди пробовал отвечать, что где. Результаты были поразительные - около 80 процентов четких попаданий!
Экстрасенсы, подключенные к исследованиям, выяснили, что Сунарди во сне
разговаривает с давно умершими людьми, среди которых и пражский раввин Якуб
Шмилес (1570-1634). Он в одном из снов сообщил студенту, что тело Голема лежит в
пражском Йозефове в доме, где через шестьдесят дней умрет человек. Вычисленная дата
приходилась на 31 июля 1999 года, когда смерть действительно посетила дом №849/6 на
пражской улице У Милосердных. В подвале этого дома Маркель потом искал
закопанного Голема, и снова с радаром. Поиск не увенчался успехом, но чешский
исследователь пришел к шокирующей взаимосвязи: этот дом расположен в нескольких
метрах от бывшей Цыганской улочки, которую упоминает рукопись Киша!
Или тело Голема (человеческий скелет, глиняная фигура или остатки таинственного механизма - такая версия тоже имела место, ведь рабби Лев был известен своей мудростью, обширными знаниями естественных и тайных наук. Он мог, например, построить искусственный механизм. Хоть это и кажется менее правдоподобным, но эту версию нельзя полностью исключить) похоронено в другом месте и лежит где-то поблизости от этой пражской улочки и ждет своего первооткрывателя?
- Для тела создания используют необожженную красную глину, собранную у истоков реки.
- Из материала вылепливают фигурку ребенка 8-10 лет.
- На лбу чертят ивритское слово «Amet», которое означает «Правда».
После начертания заклинания, голем начнет оживать. В течение нескольких дней он вырастает в 5-6 раз.
Создание обладает разумом маленького ребенка и полностью подчиненно магу, помогает ему, как и Согласно легендам, спустя несколько лет жизни существа постепенно учатся и могут восстать против создателя. Причиной освобождения големов служит перечеркивание магического слова.
Обезумивший гигант в бешенстве способен разгромить целый город. Уничтожить его можно только стерев первую букву слова, чтобы оставшиеся сложились в «met». Это слово означает «умерщвление» на иврите.
Сам процесс изготовления голема схож с рождением человека по воле Божьей. В отличие от Адама, рукотворные гиганты не имеют души. Их неказистый вид, неповоротливость и ограниченность мышления также указывает на несовершенство человеческого творения по сравнению с Господним.
Упоминания в легендах
Еврейский голем упоминается в двух мифах. Обе легенды поднимают темы несовершенства искусственно созданных людей и непринятия обществом внешне уродливых существ.
Пражский голем
Согласно этой легенде, в начале XVII в. увеличился риск кровавого навета на пражских евреев. Христианские жители Праги обвиняли иудеев в использовании крови иноверцев для жертв.
Чтобы защитить город от погромов, раввин по имени Иехуда Лев бен Бецалель решился на создание магического защитника. На утренней заре Махараль с двумя помощниками пришли к берегам реки Влатва и вылепили из красной глины человека, ростом в 1,5 м.
Раввин Лев оживил создание с помощью тайного имени Бога. Он начертил его на бумаге и вложил в рот фигуре.
Пражский голем выглядел как безобразный человек средних лет. Он не умел говорить и есть. Со временем создание приобрело нечеловеческий аппетит. Голем поедал всю пищу, что ему давали, независимо от ее вкуса и свежести.
Глиняное существо также начало демонстрировать зачатки интеллекта. Голем стал задавать своему создателю такие вопросы:
- Кто такой Голем?
- Кто мать и отец Голему?
- Зачем создать Голем?
- Голем не хочет быть один.
Одиночество побуждало уродливое создание тянуться к людям в надежде на их отзывчивость. Обладая сознанием ребенка, голем пытался играть с детьми, но они в ужасе бежали от исполина.
Существует две версии о том, по какой причине глиняный человек восстал против своего хозяина.
Первая версия
Ежедневно существо выполняло самую тяжелую и неприятную работу, а по ночам стерегло еврейские дома. В пятницу вечером Лев вытаскивал священные слова изо рта подчиненного, чтобы в субботу посетить синагогу. В один день раввин забыл изъять бумагу и голем восстал против своего создателя. В ярости существо громило дома и гонялось за жителями. Евреев спасала от смерти только неповоротливость создания.
С большим трудом Лев смог забрать священные слова из пасти чудовища. Свое творение раввин отнес на чердак синагоги и окружил иудейскими заклинаниями. В начале XIX в. польский журналист пробрался на чердак этой церкви, но тело гиганта он не обнаружил.
Вторая версия
Другие источники рассказывают о более романтичной концовке легенды. Со временем, кроме обретения сознания, голем начал испытывать чувства. Увидев однажды дочь Лев Мириам, создание влюбилось в девушку. Сама Мириам не ответила взаимностью бездушному глиняному созданию.
Искусственный человек всюду ходил за дочерью раввина в надежде на взаимность и не давал вытащить слова заклинания из своего рта. Тогда Лев попросил Мириам обольстит создание и вытянуть бумагу из пасти. Девушка выполнила наказ отца.
С этих пор существует чешское поверье - раз в 33 года в день солнцестояния существо оживает, чтобы защищать столицу. В этот день незамужние девушки стараются не выходить из дома, чтобы не стать невестами голема.
Голем Иеремия
Еврейский пророк Иеремей также пытался сотворить создание для защиты Божьего народа. Он слепил человека из глины и начертил на его голове слова «Бог есть истина».
Ожившее создание внезапно отобрало нож у пророка и вырезало другую фразу на свое лице «Бог умер». Этот поступок дал понять Иеремею, что существа, оживленные магией, не смогут защитить евреев от сил Зла. В ужасе порок уничтожил свое творение и долго вымаливал прощение у Господа за свою дерзость.
Легенды о существах, созданных людьми для служения, встречаются в каждой мифологии. Не всегда големы имеют человеческое подобие, однако с еврейским созданием их роднит верность хозяину и оживление магией.
Элементали в магии
Создания под названием элементали - ближайшие «родственники» классического голема. От глиняного человека их отличает осознание себя.
Элементали - низшие духи, которые опытный маг может призвать в определенную оболочку. Эти существа верно служат своему хозяину в надежде получить свободу. Элементалей классифицируют по стихиям:
- Земляной. В некоторых источниках это существо представляет собой копию голема. Существо имеет человекоподобный вид, обладает разумом и выполняет все приказы своего создателя. Земляных элементалей использовали для защиты городов от чужих армий и непогоды. Их неповоротливость компенсируется огромной силой.
- Огненный. Чаще представляет собой сгусток чистого огня. В арабских сказаниях к огненным элементалям относится подвид джиннов - ифриты. Эти создания могут сохранять свой облик после истечения срока действия заклинания мага.
- Водный. Этих созданий использовали для защиты от чудовищ моря или приливов. Водные элементали также создавали колодцы и оазисы.
- Воздушный. Внешне эти создания напоминали скопление облаков. Их использовали для сокрытия армии. Также, по легенде, воздушные элементали могли призывать молнию.
С големом этих созданий также роднит неуязвимость к магии. Некоторые из элементалей восставали против мага-создателя, требуя свободы и уважения.
Греческая мифология
В Греции тема искусственно созданных людей широко касается бога-кузнеца Гефеста. Вместо глины он использовал бронзу и золото, создавая себе железных разумных помощников.
Талос
Согласно древнегреческой мифологии, Талос - бронзовый воин, которого Зевс дал Европе для защиты земель от чужестранцев. Это создание обитало на острове Крит.
Бронзовый исполин швырял в подплывающие корабли камнями. Если странникам удавалось пристать к берегу, Талос топил их огнем и мечом.
По одной легенде создание Богов уничтожила Медея, жена Ясона. Она опоила гиганта сонным зельем и вытащила гвоздь из его пятки. Талос истек ихором, который заменял ему кровь.
В другом источнике говорится, что бронзового голема убил герой по имени Пеант. Он попал стрелой в пятку существа из лука Геракла.
Галатея
В культуре Греции существует миф о прекрасной скульптуре, которую создал Пигмалион. Творец влюбился в мраморную девушку и возжелал ее. Он наряжал Галатею в прекрасные одеяния и дарил драгоценности.
Обезумев от безжизненности своей любви, Пигмалион взмолился богам Олимпа, чтобы те послали ему похожую девушку. Сжалившись над смертным, Афродита, богиня Любви, оживила творение скульптора.
Легенды Европы
Мифы других стран Европы также рассказывают об искусственно созданных слугах. Среди них можно выделить:
- Гуллинбурсти. Огромный золотой кабан . Его создали гномы в споре с Локи.
- Железный заяц. Этого голема в мифологии северных народов сотворяли ведьмы для воровства молока у жителей деревень.
- Торгейров бык. Существо, созданное исландским магом из шкуры и копыт быка. Дух служил колдунам и мстил их обидчикам, разоряя деревни.
- Прысыпуш. Ребенок, вырезанный из полена. В белорусском фольклоре такое создание оставляли ведьмы вместо украденных детей.
- Тупилак. Голем, созданный гренландскими колдунами. В эскимосской культуре это создание используют для мести чужеземцам.
- Чудовище Франкенштейна. Оживленный человек, собранный из мертвой плоти других людей. По характеру и поведению является аналогом еврейского голема.