«Это не несчастный случай, – во всеуслышание заявил Мохаммед Аль-Файед после того, как узнал о смерти своего сына Доди и его возлюбленной принцессы Дианы, – Все было подстроено. И это было убийство». Слова раздавленного горем родителя можно было бы списать на состояние аффекта, вот только с 31 августа 1997 египетский миллиардер в течение почти пятнадцати лет упорно стоял на своем. Ведь на его стороне были факты – странные, неудобные для официального следствия, путающие всю цепочку событий той ночи и почему-то никем не учтенные.
Отец Доди Аль-Файеда прибывает на слушания по делу смерти принцессы Дианы и его сына, 18 февраля 2008 годаОфициально расследованием Дианы занимались дважды – во Франции (в 1999) и в Великобритании (в 2008). Оба они пришли к неутешительным и довольно поверхностным выводам. Суммировать их можно так: трагедия произошла из-за крайне неосторожного вождения Анри Поля (водителя «Мерседеса»), в чьей крови был обнаружен алкоголь, из-за неисправности ремней безопасности, а также ввиду безответственного поведения папарацци, из-за которых месье Полю пришлось превысить скорость.
Судья лорд Бейкер возле места преступления, 8 октября 2007 года Расследование было возобновлено Великобританией в связи с новыми подробностями той аварииМежду тем, спустя 20 с лишним лет накопилось достаточно данных, а также разных гипотез, подтверждающих, что сценарий аварии в тоннеле моста Альма, мог быть совсем не тем, каким его представили французские и британские следователи. Все они призваны доказать, что смерть Дианы не была случайной и лежит на совести высших британских кругов (в том числе, и королевской семьи). Уж слишком много знала Леди Ди и уж слишком безответственно себя вела.
Протестующий с транспорантом "Их убили" возле Королевского судного двора, 12 декабря 2007 годаЧисло таких теорий уже давно перевалило за сотню, но мы отобрали самые интересные из них – от тех, что вполне имеют право на существование до абсолютно фантастических. А заодно рассказали, как их «парирует» официальное расследование.
Представитель лондонской полиции лорд Стивенс демонстрирует доклад о выводах повторного расследования смерти принцессы Уэльской. Доклад занимает более 800 страниц и дает объяснение десятку теорий заговора, выдвинутых Мохаммедом Аль-Файедом и его сторонниками, 14 декабря 2006 годаАнри Поль не был пьян и в ту ночь выполнял задание MI6
Как правило, первым, кто попадает под микроскоп при расследовании аварии, становится водитель. Так случилось и в тот раз. Анри скончался на месте, а когда французское следствие объявило о том, что уровень алкоголя в крови водителя принцессы в три раза превышал норму, заключение показалось всем настолько неправдоподобным, что многие тут же принялись гадать, что за этим заявлением стоит на самом деле.
Единственный снимок папарацци, сделанный незадолго до аварии 31 августа 1997 годаДействительно, могли ли Диана, ее телохранитель Тревор Рис-Джонс и Доди Аль-Файед на самом деле подвергнуть себя риску и сесть в машину, за рулем которой находится человек, выпивший, по оценкам британского следствия, по меньшей мере, 5 бокалов аперитива Ricard?
Так появились мысли о том, что Анри на самом деле не потреблял в ту ночь алкоголь, а официальная версия была сфабрикована только для того, чтобы скрыть факт его службы на MI6. Мол, британская разведка поручила ему подстроить аварию и убить таким образом принцессу и ее любовника, а так как самому Анри спастись не удалось, следствие и выдумало байку о том, что он был пьян.
Похороны Анри Поля, 20 сентября 1997 годаМежду тем, расследование службы столичной полиции Лондона так и не выявило никаких доказательств того, что Анри Поль действительно работал на британских спецагентов. Факт единичного подкупа француза также исключался, ведь шансы пережить такую аварию для неподготовленного человека равны нулю. Более того, Metropolitan Police установила, что в ту ночь Анри Поль и вовсе не подозревал о том, что ему предстоит ночная смена у Дианы и Доди. Его рабочий день закончился в 7 вечера, и только через пару часов ему позвонила служба отеля Ritz с поручением отвезти высокопоставленных клиентов в ресторан.
Ресторан, кстати, Доди Аль-Файед поменял в самый последний момент (так как у предыдущего уже столпились папарацци). Соответственно, изменился и маршрут. Так что спланировать водителю грамотную операцию по устранению принцессы в ту ночь было уж точно невозможно – слишком мало было данных.
Похороны принцессы Уэльской, 6 сентября 1997 годаЧто же до алкоголя в крови, то позднее еще несколько тестов подтвердили, что месье Поль действительно выпил в ту ночь больше, чем положено по закону, что в принципе вполне состыкуется с тем фактом, что его смена подошла к концу задолго до того, как его вызвали на сверхурочное задание. Между тем, вопрос о том, почему никто из службы Ritz или пассажиров Mercedes не учуял запаха алкоголя от водителя и доверил ему везти принцессу, остается открытым.
К слову, в работе на MI6 обвинялся и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс, который как раз-таки выжил, но никаких подробностей из-за черепно-мозговой травмы не запомнил. Согласно версии, которая была представлена бывшим британским разведчиком Ричардом Томлинсоном, его физическая подготовка вполне позволяла ему пережить аварию, а «сфабрикованная» амнезия послужила отличным подспорьем для того, чтобы не рассчитывать на него, как на свидетеля.
Охранник принцессы Тревор Рис-Джонс прибывает на слушания в Высокий суд Лондона, 24 января 2008 годаДиану убила королевская семья из-за того, что она была беременна от мусульманина
Эту версию также отстаивает Мохаммед Аль-Файед. По его мнению, информация о романе бывшей невестки с мусульманином настолько разгневала королевскую семью (мол, не может мать будущего короля связать свою жизнь с представителем исламской веры), что некоторые ее представители – прежде всего, принц Филипп и сестра Дианы Леди Сара Маккоркодейл – решили вмешаться. Более того, по показаниям отца Доди и некоторой прислуги из его виллы, Диана ждала от любовника ребенка, и 1 сентября пара вместе с новостью о помолвке собиралась объявить еще и об этом.
Диана и Доди Аль-Файед на отдыхе в Сен-Тропе, июль 1997 годаБастард, рожденный матерью будущего короля Великобриании от мусульманина ─ для британских royalties это было бы уже слишком
Metropolitan Police привела на обвинения Мохаммеда сразу несколько контраргументов. Во-первых, Диана к этому моменту уже владела искусством общения с прессой, и не в ее стиле было рассказывать о столь громких новостях из своей жизни без предварительной подготовки. Никакой подготовки к возможной пресс-конференции в тот период проведено не было.
Доди Аль-Файед в Канаде, 20 марта 1997 года30 августа Доди Аль-Файед действительно посетил ювелирный бутик Alberto Rossi, однако, судя по записям с камер видеонаблюдения, вышел оттуда только (!) с каталогом. Особо дотошные подсчитали: Диана и Доди были знакомы всего семь недель, а судя по расписанию обоих, вместе они провели не более 23 дней – не самый почтенный срок для объявления помолвки. И для того, чтобы напугать королевскую семью, ведь Диана и раньше встречалась с представителем мусульманской веры.
Его звали Хаснат Хан. Он работал кардиологом в одной из лондонских больниц и встречался с принцессой в течение двух лет. Тогда Диана всерьез подумывала о том, чтобы связать с пакистанским врачом жизнь и сменить ради него вероисповедание, и, как выяснило следствие, даже принц Чарльз дал ей свое благословение на этот брак. Да и могло ли быть иначе? Ведь, несмотря на их расставание, принц Уэльский все равно никак не мог воссоединиться со своей возлюбленной Камиллой , а потенциальное счастье Дианы вполне могло бы избавить его от народной ненависти и дать ему шанс на спокойную жизнь с любимой женщиной.
Доктор Хаснат Хан, начало 1997 годЧто же до беременности Дианы, то о ней Мохаммед объявил только в 2001 году, – согласитесь, слишком важная информация, чтобы утаивать ее в течение трех с половиной лет (разумеется, только если это не очередная уловка, чтобы возобновить расследование). Но, несмотря на скептицизм, следователи проверили и эту версию. Анализ крови принцессы на ХГЧ был отрицательный. К тому же, судя по показаниям ее друзей, Диана не стремилась выйти за Доди замуж и тщательно следила за контрацепцией.
С другой стороны, версия о том, что от Дианы избавились за ее излишнюю влюбчивость, продолжала крепнуть в умах. Во время судебных слушаний в 2007 году представитель Мохаммеда Аль-Файеда Майкл Мэнсфилд зачитал перед присяжными список предполагаемых любовников Дианы, основанный на показаниях личного секретаря принцессы Майкла Гиббонса. В «списке Мэнсфилда» прозвучало четыре имени, а завершало его ироничное «и так далее…», что намекало на то, что на самом деле число мужчин Леди Ди не поддается адекватному вычислению (читайте также: Любимые мужчины принцессы Дианы). В любой другой ситуации подобные сведения могли сыграть против принцессы Уэльской, но на этот раз они стали частью обвинения против королевской семьи и британских властей и представлены в качестве возможного мотива убийства леди Спенсер.
Известный британский доктор Джон Лоуджери возле здания Высокого суда, 27 апреля 2007 годаДиану убил журналист (и он тоже работал на британскую разведку)
Еще одна «мистическая» история, витающая вокруг, парижской трагедии связана со стареньким белым «Fiat Uno», чьи следы были обнаружены криминалистами на месте столкновения «Мерседеса», в котором находилась принцесса. По словам очевидцев, «Фиат» в тоннеле действительно был, однако после аварии машина мгновенно скрылась с «места преступления»… и в пределах Парижа ее уже не нашли (или плохо искали?).
Подозрение сразу же пало на французского фотографа Джеймса Андонсона, который ранее фотографировал пару на вилле Аль-Файедов в Сен-Тропе и владел точно таким же белым «Фиатом». По версии отца Доди, авария могла произойти из-за того, что машина Андонсона «подрезала» «Мерседес», в результате чего водитель не справился с управлением и врезался в стену тоннеля.
Предполагаемый виновник аварии - фотограф Джеймс Андерсон - с супругой. На заднем плане - такой же белый "Фиат", который "подрезал" автомобиль Дианы и ДодиСам же Андонсон свою причастность к трагедии всецело отрицал. По его словам, машиной он давно не пользовался, да и не в том состоянии она была (ей шел уже девятый год), чтобы догнать и «подрезать» «Мерседес», мчавшийся на скорости в примерно 150 километров в час. И следствие с ним согласилось. Вскоре, однако, журналист поспешил срочно продать свой «Фиат», но и это не вызвало подозрений. Следов от краски «Мерседеса» на автомобиле Андонсона обнаружено все равно не было.
Между тем, Мохаммед стоял на своем. Разведка вполне могла подкупить фотографа с большим опытом слежки за людьми, чтобы тот лишь немного толкнул машину принцессы в бок. Его жизни, в отличие от того же Анри Поля, практически ничего не угрожало.
Настоящая машина так и не была найдена, у Андонсона было какое-никакое алиби (его жена подтвердила, что в ночь аварии он был с ней в Линьере в 177 милях от Парижа, но, как известно, супруги друг против друга не свидетельствуют), так что о фотографе вскоре забыли. А вспомнили лишь три года спустя – в мае 2000 года, когда его испепеленное тело было найдено в машине, припаркованной посреди леса. В его затылке следователи обнаружили след от пули и на основании показаний друзей о том, что работа Андонсона в последние недели его сильно удручала, быстро вынесли вердикт – «самоубийство».
Ворота Кенсингтонского дворца в восьмую годовщину смерти принцессы, 31 августа 2005 годаОднако родные фотографа слова друзей поспешили опровергнуть, заявив, что Андонсон, напротив, в последнее время был в прекрасном расположении духа, и потребовали провести расследование убийства. С ними согласился и Мохаммед Аль-Файед, а также поддерживающие его конспирологи, которые выдвинули версию о том, что «суицид» фотографа – дело рук MI6, убравшего неудобного им свидетеля.
Спецслужбы убили Диану сами (без чьей либо помощи)
На самом деле, конспирологи до сих пор не определились, чья именно разведка – Великобритании, Франции или США – позаботилась об устранении принцессы Уэльской. В любом случае, в том, что в гибели Дианы виноваты спецагенты, сторонники этой теории не сомневаются. По их мнению, для секретных служб устроить такую аварию – дело непыльное. Достаточно лишь заранее подготовить декорации и реквизит.
Автомобиль принцессы, 31 августа 1997 годаПервое, что вызвало вопросы у следствия после аварии – это внеплановая замена «Мерседеса» принцессы. Дело в том, что весь день 31 августа Диана и Доди катались на другой машине, однако вечером техслужащие внезапно нашли в автомобиле какую-то мистическую поломку и забрали его в ремонт. Вместо этого гостям Ritz предоставили другой «Мерседес», в котором, кстати, тоже были свои неисправности (машина до этого уже побывала в аварии) – например, не работали ремни безопасности, и почему-то только на задних сидениях, где как раз располагались Диана с любовником. Принцесса, к слову, как свидетельствуют ее знакомые, всегда очень щепетильно подходила к своей безопасности, так что будь ремни исправны, она бы наверняка пристегнулась и (кто знает?), быть может, даже выжила. Ведь миновала же гибель пристегнутого охранника Дианы.
Из-за того, что машина уже переживала ДТП, водителю запретили развивать скорость больше 60 километров в час, но, как назло, в эту ночь «Мерседес» принцессы настигли папарацци (кстати, по одной из тех же теорий, это были не фотографы, а нанятые киллеры, чтобы в случае неудачи плана «А» завершить миссию), а от них на такой скромной скорости не оторвешься.
Наконец, кульминация операции – въезд машины в тоннель, в котором не работает ни одна из 14 камер. Последнее объясняется тем, что наружное наблюдение в этом районе контролируется не полицией или частными владельцами, а обществом городского транспорта Парижа – организацией, которая закрывается в 11 вечера. Камеры остаются включенными, но они ничего не записывают, и единственный шанс увидеть происходящее – это сделать так, чтобы перед монитором сидел человек. В ту ночь такого человека не было.
Потерять управление водителю «помогают»: сначала его «подрезают» (что точно доказано), а затем ослепляют яркой вспышкой света (это подтвердили свидетели). Такой прием, как позднее рассказал следствию бывший сотрудник MI6 Ричард Томлинсон, – излюбленный прием спецслужб. По его словам, этот способ разведка изобрела специально для убийства югославского лидера Слободана Милошевича в 1992 году. Хотя позднее Metropolitan Police, которой разведка специально для проверки показаний своего бывшего сотрудника любезно отворила двери своих офисов, слова мистера Томлинсона опровергла. Оказалось, что никаких планов по убийству Милошевича у британцев не было (в чем бывший агент сам позже признался). Полиция тогда нашла проект убийства другого сербского политика, однако и там никаких намеков на использование вспышки не было.
Бывший сотрудник британской разведки Ричард Томлинсон дал немало компрометирующих MI6 показаний, однако позднее был сам арестован по делу Дианы в 2006 годуМежду тем, очевидцы признали, что вспышка была. А вот чего не было, так это быстро приехавшей на место аварии «скорой помощи». Врачей тогда вызывали в 12:26 ночи, а вот в больницу принцессу Диану доставили только к 2:06 – слишком медленно для столь высокопоставленной пациентки. И довольно подозрительно.
В ту ночь убить хотели Доди, а не Диану
Одна из наиболее неправдоподобных теорий, но все же и ее конспирологи выдвинули на рассмотрение. Согласно этой гипотезе, в ту ночь «целью №1» была не Диана, а Мохаммед Аль-Файед. Точнее его сын, убив которого, враги египетского миллиардера могли бы свести с ним счеты. Смерть Дианы была лишь прикрытием операции, чтоб полиция даже не думала привлекать в качестве свидетелей недоброжелателей бизнесмена.
Доди Аль-Файед, март 1997 годаЗа несколько лет до трагедии Мохаммед действительно успел нажить себе врагов. Он с боем заполучил для себя лондонский универмаг Harrods, был уличен в нелегальном финансировании британских консерваторов, а также выступил фигурантом нескольких уголовных дел по подозрению в хищении и мошенничестве.
Мохаммед Аль-Файед в суде, 6 января 2004 годаПравосудия египетский бизнесмен всегда избегал, но, по соображениям некоторых конспирологов, его враги вполне могли отомстить ему своими силами – устроив его наследнику аварию в парижском тоннеле.
Диана инсценировала свою смерть и сейчас счастливо живет вдали от посторонних глаз
И на десерт – самая фантастическая теория гибели Дианы, которая, однако, также имеет своих последователей. По ней, принцесса Уэльская специально инсценировала собственную смерть, чтобы начать новую жизнь вдали от папарацци, королевского двора и фанатов.
На эту мысль некоторых конспирологов-фантастов натолкнули сразу несколько фактов. Во-первых, за некоторое время до трагедии Диана не раз признавалась своим приближенным в том, что ее хотят убить – и как раз посредством организации аварии. Такие свидетельства имеются, к примеру, у дворецкого принцессы Пола Барелла, которому Диана еще в 1993 году отправила письмо, в котором призналась, что предвидит свою смерть. По ее мнению, это должна была быть авария, которая откроет Чарльзу дорогу к браку… нет, не с Камиллой. Тогда Леди Ди была уверена, что муж изменяет ей с няней их детей – Тигги Легг-Брук. Но сейчас речь не об этом.
Дворецкий Дианы Пол Барелл презентует очередную книгу о жизни принцессы. В одной из своих книг он привел фотографию той самой скандальной записки 1993 годаБыть может, именно так Диана готовила почву для собственной «гибели» и именно так подставляла ненавистного ею Чарльза? Что ж, сценарий, тянущий на качественный триллер, но все же вне сценической площадки трудно исполнимый.
Во-вторых, сторонники этой теории сетуют на то, что тело принцессы широкой публике никто так и не показал. Хоронили ее тело в закрытом гробу, и лишь немногим довелось увидеть ее в последние минуты до того, как она отправилась на уединенный остров Спенсеров в Нортгемптоншире.
Да, зная взбалмошный характер принцессы Уэльской , такая идея вполне могла ее посетить. Но чтобы она стала претворять ее в жизнь? Такой сценарий подойдет только для сумасшедших теорий заговора.
Диана Френсис Спенсер, Её Высочество принцесса Уэльская, родилась 1 июля 1961 года в графстве Норфолк в английской аристократической семье. Её отец Джон Спенсер, носитель титула Виконта Элторпа, происходил из древнего рода Спенсер-Черчилей, носителей королевской крови, происходившей от Карла Второго, прославившегося как «весёлый король». У Карла было 14 признанных внебрачных сыновей, получивших титул, большое количество непризнанных детей и ни одного наследника, рождённого в официальном браке. Однако, благодаря этому королю, список аристократических семейств Англии заметно пополнился.
Династия, к которой принадлежала принцесса Диана, может гордиться такими именитыми сыновьями как сэр и герцог Мальборо. Родовым владением семьи Спенсеров является Спенсер-Хауз, расположенный в квартале Вестминстер в центре Лондона. Мать Дианы Фрэнсис Шанд Кайдд тоже происходит из аристократического рода. Бабушка Дианы по материнской линии была фрейлиной королевы Елизаветы Боуз-Лайон.
Биография будущей принцессы также была вне претензий. Начальное образование будущая принцесса Диана получила в Сандрингеме, где прошло её детство. Первой учительницей леди Ди стала Гертруда Аллен, гувернантка, ранее обучавшая мать девочки. Дальнейшее образование Диана получила в частной школе Силфилд, а позднее училась в Ридлсуорт-Холл. В детстве характер будущей принцессы не был трудным, но она всегда была достаточно упряма.
По воспоминаниям учителей, девочка хорошо читала и рисовала, посвящая свои рисунки маме и папе. Родители Дианы развелись, когда ей было 8 лет, что стало сильным потрясением для ребёнка. В результате бракоразводного процесса Диана осталась с отцом, а мать уехала в Шотландию, где жила со своим новым мужем.
Следующим местом учёбы будущей принцессы Уэльской становится привилегированная школа для девочек Уэст-Хилл в графстве Кент. Здесь Диана не проявила себя в качестве усердной ученицы, а её увлечением стали музыка и танцы, и, по слухам, в молодости леди Ди не давались точные науки, и она даже несколько раз провалила экзамены.
В 1977 году в Элторпе состоялось знакомство Дианы и принца Чарльза, однако в то время будущие супруги не обратили друг на друга серьёзного внимания. В этом же году Диана на протяжении короткого времени обучается в Швейцарии, но возвращается домой из-за сильной тоски по родине. После окончания обучения Диана начала работать няней и воспитательницей в детском саду в престижном районе Лондона Найтсбридже.
Принц Чарльз и свадьба
В 1980 году Диана вновь попадает в круг общения принца Чарльза. Холостая жизнь наследника престола на тот момент являлась серьёзным поводом для беспокойства его родителей. Королеву Елизавету особенно волновала связь сына с , знатной замужней дамой, отношения с которой принц даже не пытался скрывать. В сложившейся ситуации кандидатура Дианы Спенсер на роль принцессы была с радостью одобрена королевской семьёй, Чарльзом и, по некоторым слухам, даже Камиллой Паркер-Боулз.
Принц пригласил Диану вначале на королевскую яхту, после чего поступило приглашение в замок Балморал для знакомства с королевской семьёй. Чарльз сделал предложение в замке Виндзор, но факт помолвки некоторое время держался в секрете. Официальное оглашение состоялось 24 февраля 1981 года. Символом этого события стало знаменитое кольцо принцессы Дианы - драгоценный сапфир в окружении четырнадцати бриллиантов.
Леди Ди стала первой англичанкой за последние 300 лет, которая вышла замуж за наследника престола.
Свадьба принца Чарльза и Дианы Спенсер стала самой дорогой свадебной церемонией в истории Великобритании. Торжество состоялось в Соборе Св. Павла в Лондоне 29 июля 1981 года. Церемонии венчания предшествовал парадный проезд по улицам Лондона кареты с членами королевской семьи, марш полков содружества и «Стеклянная карета», в которой прибыли Диана и её отец.
Принц Чарльз был одет в парадную форму командира флота Её Величества. На Диане было платье с 8-метровым шлейфом стоимостью 9000 фунтов, разработанное молодыми английскими дизайнерами Элизабет и Дэвидом Эмануэль. Дизайн платья хранился в строжайшей тайне от публики и прессы, платье доставили во дворец в запечатанном конверте. Голову будущей принцессы украшала семейная реликвия - тиара.
Свадьба Дианы и Чарльза была названа «сказочной свадьбой» и «свадьбой века». По подсчётам специалистов, зрительская аудитория, следившая за трансляцией торжеств в прямом эфире по главным мировым телеканалам, составила более 750 миллионов человек. После торжественного обеда в Букингемском дворце пара отправилась на королевском поезде в поместье Броадлендс, а затем вылетела в Гибралтар, откуда Чарльз и принцесса Диана начали круиз по Средиземному морю. По окончании круиза был дан ещё один приём в Шотландии, где представители прессы получили разрешение сфотографировать новобрачных.
Свадебные торжества обошлись налогоплательщикам почти в три миллиона фунтов стерлингов.
Развод
Личная жизнь венценосной семьи была не настолько сказочной и вскоре привлекла внимание общественности несколькими скандалами, в которых, как утверждает пресса, постоянно фигурировали различные любовники и любовницы. По слухам, ещё на момент предложения руки от Чарльза Диане было известно о его отношениях с Камиллой Паркер-Боулз. Впоследствии принцессе стало всё труднее сдерживать ревность и беречь репутацию семьи, так как принц Чарльз не только не прервал внебрачную связь, но и открыто признавал её. Ситуация осложнялась тем, что в лице , принявшей в этом конфликте сторону сына, принцесса Диана получила влиятельного оппонента.
В 1990 году деликатное положение уже невозможно было скрывать, и эта ситуация получила широкую огласку. В этот период принцесса Диана тоже признаётся в своих связях с тренером по верховой езде Джеймсом Хьюиттом.
В 1995 году, по слухам, Диана встретила свою настоящую любовь. Навещая друга в больнице, принцесса случайно познакомилась с кардиохирургом Хаснатом Ханом. Чувства были взаимными, но постоянное внимание общественности, от которой пара даже сбежала на родину Хана, в Пакистан, и активное осуждение родителями Хана, как его роли фактически любовника принцессы, так и свободолюбивых взглядов самой женщины, не дали роману развиваться и, возможно, лишили шанса на счастье двух действительно влюбленных людей.
По настоянию королевы Елизаветы Чарльз и Диана официально развелись в 1996 году, спустя четыре года после фактического распада их семьи. В браке с принцем Чарльзом родились двое сыновей: Уэльский и Уэльский.
После развода Диана, как утверждают журналисты, начинает отношения с кинопродюсером, сыном египетского миллиардера Доди аль-Файедом. Официально эта связь не была подтверждена никем из близких друзей принцессы, а в книге, написанной дворецким Дианы, факт их отношений прямо отрицается.
Гибель
31 августа 1997 года принцесса Диана разбилась в автомобильной катастрофе. Во время визита Дианы в Париж автомобиль, в салоне которого кроме самой принцессы находились Доди аль-Файед, телохранитель Тревор Рис Джонс и водитель Анри Поль, проезжая в тоннеле под мостом Альма, столкнулся с бетонной опорой. Водитель и Доди аль-Файед скончались мгновенно на месте происшествия. Принцесса Диана умерла спустя два часа в больнице Сальпетриер. Телохранитель принцессы выжил, но получил тяжёлые травмы головы, в результате которых ничего не помнит о моменте самой аварии.
Разбитый автомобиль принцессы Дианы
Смерть принцессы Дианы стала потрясением не только для жителей Великобритании, но и для всего мира. Во Франции в стихийный мемориал Дианы скорбящие превратили парижскую копию факела Статуи Свободы. Похороны принцессы состоялись 6 сентября. Могила леди Ди находится на уединенном острове в поместье Элторп (семейное поместье Спенсеров) в Нортгемптоншире.
Среди причин автокатастрофы называют много факторов, начиная с версии, согласно которой автомобиль принцессы пытался оторваться от преследующего их автомобиля с папарацци, и заканчивая версией относительно . До сих пор существует множество слухов и теорий о причинах смерти любимой всеми принцессы.
Опубликованный через десять лет отчёт Скотланд-Ярда подтвердил факт обнаруженного в ходе расследования двукратного превышения скорости, допустимой для движения на участке дороги под мостом Альма, а также факт наличия алкоголя в крови водителя, превышавшего допустимую норму в три раза.
Память
Принцесса Диана пользовалась искренней любовью жителей Великобритании, ласково называвшей её леди Ди. Принцесса много занималась благотворительностью, жертвуя значительные средства в различные фонды, была активисткой движения, добивавшегося запрета противопехотных мин, оказывала людям материальную и моральную помощь.
Cэр посвятил её памяти песню «Свеча на ветру», а – песню «Privacy», в которой не только высказал скорбь по принцессе, но и рассуждал о бремени постоянного внимания и сплетен, которое, возможно, косвенно виновато в смерти леди Ди.
Через 10 лет после гибели был снят фильм, посвящённый последним часам жизни принцессы. Ей посвящают песни , «Depeche mode» и «Аквариум». В её честь выпускаются почтовые марки во многих странах мира.
Согласно опросу BBC, принцесса Диана является одним из самых популярных лиц в истории Британии, опережая в этом рейтинге прочих английских монархов.
Награды
- Королевский семейный орден королевы Елизаветы II
- Большой крест ордена Короны
- Орден Добродетельности специального класса
Десять лет назад произошла самая громкая автокатастрофа прошлого века. В парижском тоннеле погибла легендарная леди Ди, английская принцесса, женщина-символ (Смотрите фотогалерею «История жизни принцессы Дианы»). 27 и 28 августа на канале РЕН ТВ покажут документальный фильм «Чисто английское убийство». Авторы провели собственное расследование и попытались выяснить, была ли эта трагедия случайностью.
31 августа 1997 года, в 0 часов 27 минут автомобиль, в котором находились принцесса Диана, ее друг Доди аль-Файед, водитель Анри Поль и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс врезается в 13-ю опору моста над туннелем Альма. Доди и водитель Анри Поль погибают на месте. Принцесса Диана умрет около 4 часов утра в госпитале.
Версия 1) Папарацци-убийцы?
Первая версия, высказанная следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный «Мерседес» Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель «Мерседеса», пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.
Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после «Мерседеса» Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.
Адвокат Виржини Барде:
— На самом деле нет никаких доказательств в виновности фотографов. Судья сказал: «В действиях фотографов нет признаков непредумышленного преступления, которое привело к смерти Дианы, Доди аль-Файеда, Анри Поля и нетрудоспособности Тревора Рис-Джонса».
Версия 2) Таинственный «Фиат Уно»
Следствие выдвигает новую версию: причина аварии - автомобиль, к тому времени уже находившийся в туннеле. В непосредственной близости от разбившегося «Мерседеса» сыскная полиция обнаружила осколки «Фиата Уно».
Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Обнаруженные нами осколки заднего фонаря и частицы краски позволили в течение 48 часов вычислить все характеристики «Фиата Уно».
При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что «Фиат Уно» белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из туннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.
Сыскной полицией были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.
Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования: «Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый «Фиат Уно» как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый «Фиат» в злополучный момент на месте трагедии».
Интересно, что версия о белом «Фиате», ставшем якобы причиной аварии, как и информация о найденном на месте трагедии левом поворотнике, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.
Версия 3) Британские спецслужбы
Лишь сегодня становятся известны подробности, о которых почему-то было принято не упоминать. Как только в туннель въехал черный «Мерседес», внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света. Она настолько сильна, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара. Франсуа Лавист в это время только выезжал из туннеля и находился всего в нескольких метрах от места трагедии. Сначала следствие приняло его показания, а затем признало единственного свидетеля ненадежным.
Версия получила распространение с подачи бывшего сотрудника МИ-6 Ричарда Томплисона. Бывший агент рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в туннеле мощной вспышкой.
Полицейские неохотно заносят упоминание о вспышке света в протоколы. Очевидцы нервничают и настаивают на правдивости своих показаний. А спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в туннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.
Вновь «на сцене» «Фиат Уно»
Но как могли появиться на месте происшествия осколки машины, которая так и не будет найдена? Версия СМИ - осколки «Фиата» подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивает на том, что это британские спецслужбы.
Спецслужбы знали, что белый «Фиат» обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом «Фиате» передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон. Он не мог пропустить такой случай заработать на снимках интересующей всех звездной пары…
СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля «Ритц», это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. И, возможно, поэтому разработанная кем-то версия о виновности Андансона в аварии лишилась центрального звена еще до того, как Доди и Диана вышли из отеля. С другой стороны, Андансон действительно мог быть причастен к аварии. Он неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андерсен является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф - агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.
Андансона видели в туннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.
А вот дальше начинаются вопросы, на которые ответа нет. Почему фотограф, который ради сенсационного снимка провел несколько часов у отеля «Ритц», вдруг не дождавшись Диану с Доди аль-Файедом, ни с того не с сего покинул свой пост и отправился прямо к туннелю. После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в туннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи - в 4 часа утра - улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.
Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.
Если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.
В сентябре 1999-го в одном из госпиталей Парижа скончался еще один репортер, бывший в ту злополучную ночь рядом с искореженным черным «Мерседесом». Репортер Джеймс Кит готовился к легкой операции на колене, но заявил друзьям: «У меня предчувствие, что я не вернусь». После выписки из больницы репортер собирался опубликовать документы о причинах аварии на мосту Альма, но уже через несколько часов после его смерти и веб-страница Интернета с подробностями расследований, и все материалы были уничтожены.
Кто выключил камеры?
Работавшие на месте происшествия полицейские решают приобщить к делу записи дорожных камер видеонаблюдения. Именно по ним можно точно установить, как произошла авария и сколько было в туннеле автомобилей в момент столкновения. Вызванные работники дорожной службы не понимают, к чему такая спешка, и только удивляются, почему пленки нельзя отсмотреть завтра с утра. Но когда они вскрывают боксы, в которые вмонтированы видеокамеры, то удивляются еще больше. Система видеонаблюдения, исправно работающая во всех остальных точках Парижа, по странному стечению обстоятельств, именно в туннеле Альма вышла из строя. Кто или что явилось тому причиной, можно только гадать.
Версия 4) Пьяный водитель
5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в туннеле Альма лежит на водителе «Мерседеса» Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля «Ритц» и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвиняют в том, что он сел за руль пьяным.
Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Официально было объявлено, что он вел машину на скорости 180 км/час. Очень быстро. Теперь же в деле приписано мелким шрифтом: «Авария произошла на скорости 60 (!) километров в час». Не 180 км/час, а 60!»
Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Чтобы это доказать либо опровергнуть, необходимо всего лишь взять кровь погибшего на анализ. Однако именно эта простая операция обернется самым настоящим детективом.
Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян.
Жак Мюлес, начальника бригады сыскной полиции: «Перед отъездом из «Ритца» принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывает на несчастный случай, это наличие алкоголя - 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля. Вдобавок он принимал антидепрессанты, что тоже повлияло на манеру вождения».
Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Съемка доказывает, что Анри Поль адекватно вел себя в отеле в тот вечер, он разговаривает с Доди вот на таком расстоянии, говорит с Дианой. Если бы обнаружились хоть малейшие признаки опьянения, Доди, а он был очень придирчивым в этом отношении, никуда бы не поехал. Он вообще бы его уволил».
Чтобы иметь в крови столько алкоголя, Анри Поль должен был выпить примерно 10 бокалов вина. Такое опьянение не могли не заметить находящиеся у отеля фотографы, но ни один из них не указал на это в своих показаниях.
Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия «Фиата Уно». А спустя два года вряд ли кто из видевших в тот вечер шефа службы безопасности отеля Анри Поля с уверенностью сможет сказать, был ли он абсолютно трезв.
Спустя сутки после аварии эксперты-токсикологи Жильбер Пепен и Доминик Лекомт только что закончили анализ крови Анри Поля. Пробирки помещают сначала в бокс, а затем в холодильник. Результаты заносят в протокол. Согласно написанному, водителя можно признать не просто чуть выпившим, а просто пьяным… Но цифры, написанные в графе ниже, вызывают еще большее удивление: уровень оксида углерода равен 20,7%. Если это на самом деле так, водитель просто не смог бы стоять на ногах, не говоря уже об управлении автомобилем. Лишь человек, покончивший с собой, надышавшись газами из выхлопной трубы автомобиля, мог иметь в крови такое количество оксида углерода, которое было обнаружено в крови Поля…
Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Более чем вероятно, что случайно или преднамеренно образцы крови были переставлены. Их так или иначе перепутали. В морге было много ошибок с бирками, что на сегодняшний день доказано…»
Спецслужбам Франции тоже есть что скрывать в этой истории. В связи тем, что остальные трупы все равно не найти, уже не столь важно - подменили пробирки случайно или это была специально подготовленная акция. Важно другое. Кому-то очень нужно было, чтобы следствие шло как можно дольше. Чтобы путаницы в нем было как можно больше. Пробирки с кровью Анри Поля вполне могли заменить на кровь другого человека, покончившего с собой.
В течение долгого времени органы следствия настаивали на том, что ошибки быть не может. Это действительно кровь Анри Поля. Однако съемочной группе канала РЕН ТВ в результате собственного расследования удалось доказать, что кровь, в которой обнаружили следы алкоголя и угарного газа, не принадлежит водителю принцессы Дианы.
Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции, признался нашей съемочной группе, что собственными руками забирал пробирки с кровью Анри Поля и действительно перепутал номера, отдав под именем водителя принцессы Дианы пробирку с кровью совсем другого человека.
Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции. «Это моя промашка. Дело в том, что я работал двое суток подряд, ночь не спал. Из-за усталости перепутал номера пробирок. Я сразу же известил об этом судью, но тот сказал, что это не существенно».
Несущественно в том случае, если ошибка тотчас была исправлена. А если нет? Если по простому недосмотру или - того хуже - преднамеренно результаты анализа так и остались сфальсифицированными? На этот вопрос ответа по-прежнему нет
Кто такой Анри Поль?
Анри Поль, глава службы безопасности отеля «Ритц», - единственный официальный виновник трагедии. В отчетах следствия он предстает законченным неврастеником и пьяницей. Эксперты-таксологи указывают на наличие в крови Анри Поля наряду с алкоголем еще и значительного количества антидепрессантов. Врач подтверждает, что выписала Полю препараты для лечения депрессии. И для снижения тяги к алкоголю, поскольку, со слов врача, пациент злоупотреблял спиртным.
Мы решили проверить, на самом ли деле глава службы безопасности элитного отеля был алкоголиком и наркоманом.
Кафе-ресторан «Ле гран Кольбер». Сюда Анри Поль на протяжении многих лет ходил ужинать.
Джоэль Флеури хозяина ресторана: «Я купил ресторан в 1992 году. Анри Поль был здесь уже завсегдатаем… Он бывал здесь каждую неделю. Нет, он не был алкоголиком. Выяснилось, что мы занимаемся в одном летном клубе - он летает на легких самолетах, я - на легких вертолетах».
Накануне трагедии Анри Поль, для того чтобы продлить летную лицензию, проходит строгий медицинский осмотр. Врач осматривает его и берет кровь на анализы за сутки до катастрофы.
Врачи не нашли у Анри ни следов скрытого алкоголизма, ни следов каких-либо медикаментов.
После смерти Анри Поля на его счету обнаружились очень большие суммы денег, которые, по идее, он не мог заработать. В общей сложности у него было 1,2 млн. франков.
Борис Громов, историк спецслужб: «Анри Поль, по утверждению некоторых британских разведчиков, являлся штатным агентом МИ-6. Его фамилия часто упоминалась в досье этой службы. Понятно, что здесь ничего нет случайного, и понятна его роль. Потому что в отеле «Ритц» часто останавливаются высокопоставленные государственные деятели различных стран… И служить там руководителем службы безопасности чрезвычайно выгодно для любой разведки…»
За 40 минут до трагедии принцесса Диана еще не знает, что за рулем их машины окажется не личный телохранитель Доди Кен Уингфилд, а начальник службы безопасности отеля Анри Поль.
По версии, которой располагало следствие изначально, его машина оказалась неисправной. И потому пара отправилась на автомобиле Анри Поля. Однако через восемь лет Уингфилд заявил, что его автомобиль был исправен. Просто Анри Поль, как руководитель службы безопасности отеля, приказал Уингфилду остаться и самостоятельно повез Диану и Доди на своей машине и по другому маршруту. Почему Уингфилд столько лет молчал? Чего он боялся?
Охранник Дианы Тревор Рис-Джонс, выезжая из отеля «Ритц», сел на свое обычное место - на сиденье рядом с шофером, которое называют «местом покойника». Из-за того, что во время аварии оно наиболее уязвимо. Но Рис-Джонс уцелел. А находящиеся на заднем сиденье Диана и Доди аль-Файед погибли. Сегодня единственный из выживших не может сказать ничего о том, что произошло в туннеле. Он потерял память и не помнит ничего, что пролило бы свет на события той ночи. Остается только надеяться, что со временем Рис-Джонс вылечится. Но вот успеет ли сказать все, что вспомнит, неизвестно…
Охранник Доди аль-Файеда уже давно был на операционном столе. И несмотря на более тяжелое ранение, врачи уже не сомневались: пациент будет жить. Принцессу Диану в это же время почему-то пытаются спасать в карете скорой помощи.
Машина стоит. В движении процедуры делать невозможно.По сути, как утверждают специалисты.
Десять лет назад произошла самая громкая автокатастрофа прошлого века. В парижском тоннеле погибла легендарная леди Ди, английская принцесса, женщина-символ (Смотрите фотогалерею "История жизни принцессы Дианы"). 27 и 28 августа на канале РЕН ТВ покажут документальный фильм «Чисто английское убийство». Авторы провели собственное расследование и попытались выяснить, была ли эта трагедия случайностью.
31 августа 1997 года, в 0 часов 27 минут автомобиль, в котором находились принцесса Диана , ее друг Доди аль-Файед, водитель Анри Поль и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс врезается в 13-ю опору моста над туннелем Альма. Доди и водитель Анри Поль погибают на месте. Принцесса Диана умрет около 4 часов утра в госпитале.
Версия 1
Папарацци-убийцы?
Первая версия, высказанная следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный «Мерседес» Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель «Мерседеса», пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.
Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после «Мерседеса» Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.
Адвокат Виржини Барде:
На самом деле нет никаких доказательств в виновности фотографов. Судья сказал: «В действиях фотографов нет признаков непредумышленного преступления, которое привело к смерти Дианы, Доди аль-Файеда, Анри Поля и нетрудоспособности Тревора Рис-Джонса».
Версия 2
Таинственный «Фиат Уно»
Следствие выдвигает новую версию: причина аварии - автомобиль, к тому времени уже находившийся в туннеле. В непосредственной близости от разбившегося «Мерседеса» сыскная полиция обнаружила осколки «Фиата Уно».
Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Обнаруженные нами осколки заднего фонаря и частицы краски позволили в течение 48 часов вычислить все характеристики «Фиата Уно».
При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что «Фиат Уно» белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из туннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.
Сыскной полицией были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.
Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования: «Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый «Фиат Уно» как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый «Фиат» в злополучный момент на месте трагедии».
Интересно, что версия о белом «Фиате», ставшем якобы причиной аварии, как и информация о найденном на месте трагедии левом поворотнике, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.
Версия 3
Британские спецслужбы
Лишь сегодня становятся известны подробности, о которых почему-то было принято не упоминать. Как только в туннель въехал черный «Мерседес», внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света. Она настолько сильна, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара. Франсуа Лавист в это время только выезжал из туннеля и находился всего в нескольких метрах от места трагедии. Сначала следствие приняло его показания, а затем признало единственного свидетеля ненадежным.
Версия получила распространение с подачи бывшего сотрудника МИ-6 Ричарда Томплисона. Бывший агент рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в туннеле мощной вспышкой.
Полицейские неохотно заносят упоминание о вспышке света в протоколы. Очевидцы нервничают и настаивают на правдивости своих показаний. А спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в туннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.
Вновь «на сцене» «Фиат Уно»
Но как могли появиться на месте происшествия осколки машины, которая так и не будет найдена? Версия СМИ - осколки «Фиата» подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивает на том, что это британские спецслужбы.
Спецслужбы знали, что белый «Фиат» обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом «Фиате» передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон. Он не мог пропустить такой случай заработать на снимках интересующей всех звездной пары…
СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля «Ритц», это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. И, возможно, поэтому разработанная кем-то версия о виновности Андансона в аварии лишилась центрального звена еще до того, как Доди и Диана вышли из отеля. С другой стороны, Андансон действительно мог быть причастен
к аварии. Он неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андерсен является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф - агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.
Андансона видели в туннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.
А вот дальше начинаются вопросы, на которые ответа нет. Почему фотограф, который ради сенсационного снимка провел несколько часов у отеля «Ритц», вдруг не дождавшись Диану с Доди аль-Файедом, ни с того не с сего покинул свой пост и отправился прямо к туннелю. После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в туннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи - в 4 часа утра - улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.
Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.
Если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.
В сентябре 1999-го в одном из госпиталей Парижа скончался еще один репортер, бывший в ту злополучную ночь рядом с искореженным черным «Мерседесом». Репортер Джеймс Кит готовился к легкой операции на колене, но заявил друзьям: «У меня предчувствие, что я не вернусь». После выписки из больницы репортер собирался опубликовать документы о причинах аварии на мосту Альма, но уже через несколько часов после его смерти и веб-страница Интернета с подробностями расследований, и все материалы были уничтожены.
Кто выключил камеры?
Работавшие на месте происшествия полицейские решают приобщить к делу записи дорожных камер видеонаблюдения. Именно по ним можно точно установить, как произошла авария и сколько было в туннеле автомобилей в момент столкновения. Вызванные работники дорожной службы не понимают, к чему такая спешка, и только удивляются, почему пленки нельзя отсмотреть завтра с утра. Но когда они вскрывают боксы, в которые вмонтированы видеокамеры, то удивляются еще больше. Система видеонаблюдения, исправно работающая во всех остальных точках Парижа, по странному стечению обстоятельств, именно в туннеле Альма вышла из строя. Кто или что явилось тому причиной, можно только гадать.
Версия 4
Пьяный водитель
5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в туннеле Альма лежит на водителе «Мерседеса» Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля «Ритц» и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвиняют в том, что он сел за руль пьяным.
Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Официально было объявлено, что он вел машину на скорости 180 км/час. Очень быстро. Теперь же в деле приписано мелким шрифтом: «Авария произошла на скорости 60 (!) километров в час». Не 180 км/час, а 60!»
Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Чтобы это доказать либо опровергнуть, необходимо всего лишь взять кровь погибшего на анализ. Однако именно эта простая операция обернется самым настоящим детективом.
Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян.
Жак Мюлес, начальника бригады сыскной полиции: «Перед отъездом из «Ритца» принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывает на несчастный случай, это наличие алкоголя - 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля. Вдобавок он принимал антидепрессанты, что тоже повлияло на манеру вождения».
Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Съемка доказывает, что Анри Поль адекватно вел себя в отеле в тот вечер, он разговаривает с Доди вот на таком расстоянии, говорит с Дианой. Если бы обнаружились хоть малейшие признаки опьянения, Доди, а он был очень придирчивым в этом отношении, никуда бы не поехал. Он вообще бы его уволил».
Чтобы иметь в крови столько алкоголя, Анри Поль должен был выпить примерно 10 бокалов вина. Такое опьянение не могли не заметить находящиеся у отеля фотографы, но ни один из них не указал на это в своих показаниях.
Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия «Фиата Уно». А спустя два года вряд ли кто из видевших в тот вечер шефа службы безопасности отеля Анри Поля с уверенностью сможет сказать, был ли он абсолютно трез
Спустя сутки после аварии эксперты-токсикологи Жильбер Пепен и Доминик Лекомт только что закончили анализ крови Анри Поля. Пробирки помещают сначала в бокс, а затем в холодильник. Результаты заносят в протокол. Согласно написанному, водителя можно признать не просто чуть выпившим, а просто пьяным… Но цифры, написанные в графе ниже, вызывают еще большее удивление: уровень оксида углерода равен 20,7%. Если это на самом деле так, водитель просто не смог бы стоять на ногах, не говоря уже об управлении автомобилем. Лишь человек, покончивший с собой, надышавшись газами из выхлопной трубы автомобиля, мог иметь в крови такое количество оксида углерода, которое было обнаружено в крови Поля...
Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Более чем вероятно, что случайно или преднамеренно образцы крови были переставлены. Их так или иначе перепутали. В морге было много ошибок с бирками, что на сегодняшний день доказано…»
Спецслужбам Франции тоже есть что скрывать в этой истории. В связи тем, что остальные трупы все равно не найти, уже не столь важно - подменили пробирки случайно или это была специально подготовленная акция. Важно другое. Кому-то очень нужно было, чтобы следствие шло как можно дольше. Чтобы путаницы в нем было как можно больше. Пробирки с кровью Анри Поля вполне могли заменить на кровь другого человека, покончившего с собой.
В течение долгого времени органы следствия настаивали на том, что ошибки быть не может. Это действительно кровь Анри Поля. Однако съемочной группе канала РЕН ТВ в результате собственного расследования удалось доказать, что кровь, в которой обнаружили следы алкоголя и угарного газа, не принадлежит водителю принцессы Дианы.
Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции, признался нашей съемочной группе, что собственными руками забирал пробирки с кровью Анри Поля и действительно перепутал номера, отдав под именем водителя принцессы Дианы пробирку с кровью совсем другого человека.
Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции. «Это моя промашка. Дело в том, что я работал двое суток подряд, ночь не спал. Из-за усталости перепутал номера пробирок. Я сразу же известил об этом судью, но тот сказал, что это не существенно».
Несущественно в том случае, если ошибка тотчас была исправлена. А если нет? Если по простому недосмотру или - того хуже - преднамеренно результаты анализа так и остались сфальсифицированными? На этот вопрос ответа по-прежнему нет
Кто такой Анри Поль?
Анри Поль, глава службы безопасности отеля «Ритц», - единственный официальный виновник трагедии. В отчетах следствия он предстает законченным неврастеником и пьяницей. Эксперты-таксологи указывают на наличие в крови Анри Поля наряду с алкоголем еще и значительного количества антидепрессантов. Врач подтверждает, что выписала Полю препараты для лечения депрессии. И для снижения тяги к алкоголю, поскольку, со слов врача, пациент злоупотреблял спиртным.
Мы решили проверить, на самом ли деле глава службы безопасности элитного отеля был алкоголиком и наркоманом.
Кафе-ресторан «Ле гран Кольбер». Сюда Анри Поль на протяжении многих лет ходил ужинать.
Джоэль Флеури хозяина ресторана: «Я купил ресторан в 1992 году. Анри Поль был здесь уже завсегдатаем… Он бывал здесь каждую неделю. Нет, он не был алкоголиком. Выяснилось, что мы занимаемся в одном летном клубе - он летает на легких самолетах, я - на легких вертолетах».
Накануне трагедии Анри Поль, для того чтобы продлить летную лицензию, проходит строгий медицинский осмотр. Врач осматривает его и берет кровь на анализы за сутки до катастрофы.
Врачи не нашли у Анри ни следов скрытого алкоголизма, ни следов каких-либо медикаментов.
После смерти Анри Поля на его счету обнаружились очень большие суммы денег, которые, по идее, он не мог заработать. В общей сложности у него было 1,2 млн. франков.
Борис Громов, историк спецслужб: «Анри Поль, по утверждению некоторых британских разведчиков, являлся штатным агентом МИ-6. Его фамилия часто упоминалась в досье этой службы. Понятно, что здесь ничего нет случайного, и понятна его роль. Потому что в отеле «Ритц» часто останавливаются высокопоставленные государственные деятели различных стран… И служить там руководителем службы безопасности чрезвычайно выгодно для любой разведки…»
За 40 минут до трагедии принцесса Диана еще не знает, что за рулем их машины окажется не личный телохранитель Доди Кен Уингфилд, а начальник службы безопасности отеля Анри Поль.
По версии, которой располагало следствие изначально, его машина оказалась неисправной. И потому пара отправилась на автомобиле Анри Поля. Однако через восемь лет Уингфилд заявил, что его автомобиль был исправен. Просто Анри Поль, как руководитель службы безопасности отеля, приказал Уингфилду остаться и самостоятельно повез Диану и Доди на своей машине и по другому маршруту. Почему Уингфилд столько лет молчал? Чего он боялся?
Охранник Дианы Тревор Рис-Джонс, выезжая из отеля «Ритц», сел на свое обычное место - на сиденье рядом с шофером, которое называют «местом покойника». Из-за то
го, что во время аварии оно наиболее уязвимо. Но Рис-Джонс уцелел. А находящиеся на заднем сиденье Диана и Доди аль-Файед погибли. Сегодня единственный из выживших не может сказать ничего о том, что произошло в туннеле. Он потерял память и не помнит ничего, что пролило бы свет на события той ночи. Остается только надеяться, что со временем Рис-Джонс вылечится. Но вот успеет ли сказать все, что вспомнит, неизвестно…
Охранник Доди аль-Файеда уже давно был на операционном столе. И несмотря на более тяжелое ранение, врачи уже не сомневались: пациент будет жить. Принцессу Диану в это же время почему-то пытаются спасать в карете скорой помощи.
Машина стоит. В движении процедуры делать невозможно.
По сути, как утверждают специалисты, принцесса умерла потому, что кто-то решил, что в госпиталь ехать нет необходимости. Что это, ошибка? Нервы врачей? Ведь они тоже люди.
А может быть, кому-то было нужно, чтобы Диана обязательно умерла?
Когда все было кончено, принимается решение тело принцессы отправить специальным рейсом в Лондон.
Самолет от Парижа до Лондона летит не более часа. Казалось бы, нет никаких причин задерживаться в Париже, однако, когда тело принцессы Дианы было доставлено в британскую клинику, выяснилась невероятная вещь. Оказывается, не успел труп Дианы остыть, как его в нарушение всех правил спешно бальзамируют. И готовят к погребению. Все это происходит в Париже. Пока специальный самолет, не выключая двигателя, ждет свой печальный груз.
Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «В нарушение французского законодательства это было выполнено по поручению британского посольства, которое, в свою очередь, признается, что получало поручения от некоего лица».
Имя человека, который отдал распоряжение провести бальзамирование, установить так и не удалось. Препараты, которые используют при бальзамировании, впоследствии не позволяют проводить повторные экспертизы трупа. Если британские врачи и захотели бы повторно выяснить, в каком состоянии было, скажем, самочувствие принцессы за несколько секунд до катастрофы, они не смогли бы этого сделать.
Именно поэтому существуют версии о том, что, возможно, в машине был распылен какой-то газ, который заставил Анри Поля потерять ориентацию. Сегодня ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию невозможно.
Между тем аль-Файед-старший убежден в том, что тело Дианы было забальзамировано для того, чтобы скрыть сенсационный факт. По его мнению, английская принцесса была беременна от его сына.
Виржини Барде, адвокат фотографов: «Мы никогда не узнаем, была ли Диана беременна. Все документы засекречены, обнародована только причина смерти: внутренние кровотечение».
ЭПИЛОГ
Собранных улик хватает для многочисленных романов, но недостаточно для королевской прокуратуры. Неработающие камеры дорожного видеонаблюдения на месте трагедии, погибающие один за другим свидетели аварии, так и не найденный белый «Фиат Уно», непонятно откуда взявшийся в крови водителя углекислый газ, баснословные суммы на счетах водителя, преступная медлительность французских медиков и слишком явная поспешность забальзамировавших тело патологоанатомов… Версия заказного убийства никем не опровергнута. Но и не доказана.
Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Случилась банальная авария. Все проверялось и перепроверялось тысячу раз. А поиски заговора, высосанные из пальца подробности... Шпионские страсти - обычные плоды фантазии. В глазах Великобритании и даже всего Запада принцесса Диана была символом прекрасной мечты. Мечта не может погибнуть столь заурядным образом».
КСТАТИ
31 августа, в день смерти леди Ди Первый канал покажет новый фильм «Принцесса Диана. Последний день в Париже» (21.25). А сразу по его окончании в 23.10 - оскароносный фильм «Королева» с Хелен Мирен в главной роли. О реакции на трагедию королевской семьи.
АВТОРИТЕТНО
Мы не собирались ворошить грязное белье королевской семьи. Но после убийства Джона Кеннеди гибель принцессы Дианы, пожалуй, самая громкая история. На примере расследования гибели принцессы Дианы мы хотели понять, как на Западе расследуются такие дела. Вмешивается ли власть? Оказывает ли влияние политика на такие расследования?
Нам многое удалось узнать. И я бы настоятельно рекомендовал органам обратить внимание на роль американских спецслужб в этой истории. Ведь известно, что Диана была объектом слежки и контроля с их стороны, особенно в последние месяцы. Если бы они открыли свои материалы по Диане, я уверен, мы узнали бы очень много интересного. А может, даже узнали бы имя убийцы.
История Дианы необычна. Прояви она чуть-чуть лицемерия, а если говорить проще, простой житейской мудрости, и все у нее было бы в шоколаде! Но она престолу предпочла право любить, кого она хочет.
История же принца Чарльза, на мой взгляд, еще ждет своей оценки. Ведь смотрите, наперекор всему - воле матери, государственным интересам, общественному мнению - он любит свою Камиллу вот уже много лет.
Все остальное по сравнению с этим - мелочи...
Сегодня исполняется 15 лет со дня гибели принцессы Уэльской Дианы. Урожденная Диана Френсис Спенсер погибла в возрасте 36 лет, через год после развода со своим первым и единственным законным супругом принцем Чарльзом. Принцесса Диана была одной из самых популярных женщин мира. Ее называли "Леди Ди", "народной принцессой", "королевой сердец". В ночь на 31 августа 1997 года в автомобильной аварии, произошедшей в подземном тоннеле под площадью Альма в Париже, "народная принцесса" погибла. Было ли это убийство или случайность? До сих пор ответ на этот вопрос будоражит сердца и умы многих людей.
Папарацци
Первая версия гибели принцессы Дианы, которая была высказана следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный "Мерседес" Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель "Мерседеса", пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.
Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после "Мерседеса" Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.
По словам адвоката Виржини Барде, на самом деле нет никаких доказательств виновности фотографов.
Таинственный автомобиль
Следствие выдвигало и другую версию: причина аварии - автомобиль, к тому времени уже находившийся в тоннеле. В непосредственной близости от разбившегося "Мерседеса" сыскная полиция обнаружила осколки "Фиата Уно".
При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что "Фиат Уно" белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из тоннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.
Сыскной полицией также были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но, даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.
Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования гибели Леди Ди как-то писала: "Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый "Фиат Уно" как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый "Фиат" в злополучный момент на месте трагедии".
Интересно и то, что версия о белом "Фиате", ставшем якобы причиной аварии, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.
Британские спецслужбы
Уже позже стали известны другие подробности аварии и выдвигались все новые и новые версии гибели принцессы Дианы.
Например, как писали многие СМИ, когда в тоннель въехал черный "Мерседес", внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света, настолько сильная, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара.
По словам СМИ, версия получила распространение с подачи одного бывшего агента британских спецслужб, который рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в тоннеле мощной вспышкой.
Спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в тоннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.
После этого заявления СМИ предположили, что осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивала долгое время на том, что это британские спецслужбы.
"Удачливый" фотограф
Существует еще одна версия, связанная с таинственным "Фиатом". Версия СМИ - осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП.
В прессе ходили слухи, что спецслужбы знали, что белый "Фиат" обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом "Фиате" передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон.
СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля "Ритц", это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. Андансон неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андансон является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф - агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.
Принцесса Диана и Доди аль-Файед
Андансона видели в тоннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.
После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в тоннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи - в 4 часа утра - улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.
Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.
СМИ предполагали, что если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.
Пьяный водитель
5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в тоннеле Альма лежит на водителе "Мерседеса" Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля "Ритц" и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвинили в том, что он сел за руль пьяным.
Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия "Фиата Уно".
Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян. По его словам, перед отъездом из "Ритца" принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывало на несчастный случай, это наличие алкоголя - 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля и вдобавок то, что он принимал антидепрессанты.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников