Генри Форд (30 июля 1863 - 7 апреля 1947) - Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США, основатель “Форд мотор компани” (Ford Motor Company), организатор поточно-конвейерного производства.
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Отец был недоволен им, считая лентяем и неженкой, - сын вел себя как принц, случайно очутившийся на ферме. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой. Он ненавидел кур и коров, терпеть не мог молока. «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе - каким-нибудь другим способом». Например, он, Генри, каждое утро должен взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой. Зачем делать это каждый день, если можно всего-навсего проложить под землей два метра водопроводных труб?
Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел - поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Разобрав и собрав часы, мальчик долго размышлял. Что есть мир, как не один большой механизм? Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Обогнав телегу и испугав лошадей, дымящее и шипящее чудовище промчалось мимо. В этот момент Генри полжизни бы отдал, чтобы быть там, в кабинке шофера.
В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не станет фермером, как того хочет отец.
На заводе, куда он устроился, делали вагоны для конки. Здесь он долго не продержался. Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Одаренному новичку стали завидовать другие рабочие. Они делали все, чтобы выжить выскочку с завода, и преуспели в этом – Форд был уволен. Позже Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. А по ночам он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.
А Уильям Форд тем временем решил сделать последнюю попытку вернуть сына к фермерскому делу: предложил 40 акров земли с условием, что тот больше никогда в своей жизни не произнесет слово «машина». Неожиданно Генри ответил согласием. Отец остался доволен, сын тоже. Легковерный Уильям и не подозревал, что сын попросту дурачит его. Для Генри этот случай послужил уроком: хочешь стать королем - будь готов солгать.
Вскоре Генри Форд задумал жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Их связывало многое - также как и Генри, Клара родилась в семье фермера, не гнушалась никакой работы. Родители девушки - люди набожные и строгие, конечно, не отдали бы ее за молодого человека без гроша за душой, без земли и дома. Построив наскоро на своем участке уютный домик, Генри поселился в нем с молодой женой. Много лет спустя автомобильный монарх скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Клара могла часами слушать рассуждения мужа об идее создания самодвижущегося экипажа. На протяжении долгой семейной жизни она всегда умела сохранять элегантный баланс - интересовалась делами мужа, но никогда не вмешивалась в них.
Время шло. И однажды Форд-старший обнаружил уютный домик молодоженов покинутым - Генри с Кларой неожиданно переехали в Детройт, где Форд поступил работать в Детройтскую электрическую компанию инженером.
В ноябре 1893 года Клара подарила Форду сына. Мальчика назвали Эдсел.
В том же году в кирпичном сарае позади двухквартирного дома, где он жил с женой Кларой, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля. Изобретатель проработал двое суток без отдыха и сна и в два часа ночи 4 июня пришёл сообщить своей жене, что машина готова и он сейчас собирается её испытать. Названный «Квадрициклом» и весящий всего пятьсот фунтов, автомобиль передвигался на четырёх велосипедных шинах.
И в том же 1893 году Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, а затем – в 1899 году – главным инженером Детройтской автомобильной компании. Но через некоторое время там стали замечать, что Форд все свои умственные и физические силы тратит на бензиновую тележку, а вовсе не на работу в офисе. Генри предложили занять руководящую должность с условием, что он бросит свое изобретение. Форд колебался. Доводы разума были таковы: семью надо содержать, сбережений нет - все ушло на постройку тележки. Клара, видя его колебания, сказала, что, как бы Генри ни поступил, она одобрит его решение. Уволившись, Форд принялся «продавать себя». Он искал состоятельных компаньонов, ведь у самого Генри денег, как таковых, не имелось, и в своем новом предприятии он отводил себе роль поставщика идей. Но идеи эти покупать никто не хотел. В конце концов, после того, как Генри прокатил одного бизнесмена-детройтца на своей тележке с бешеной скоростью, он дал согласие поработать с изобретателем. «Детройт Автомобайл Компани» просуществовала недолго. «На автомобили не было спроса, как не бывает его ни на один новый товар. Я покинул свой пост, решив больше никогда не занимать зависимого положения», - вспоминал Форд. И снова началась «торговля идеями», поиск компаньонов. Отказы сыпались на него как из рога изобилия, из одной конторы его чуть не вывели силой. Наконец, в 1903 году была зарегистрирована «Форд Мотор Компани». Генри стал главным управляющим. Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов».
Автомобильный король так и не научился за всю свою жизнь читать чертежи: инженеры просто делали для босса деревянный макет и отдавали ему на суд.
В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 - 1919 и в 1943 - 1945).
Настоящим триумфом Форда стало внедрение модели “Т”, означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Он создавал её как скульптор, отсекая всё лишнее, создавал не роскошную игрушку для избранных, а доступный по цене товар для тысяч и тысяч “средних американцев”. Успех превзошёл все ожидания. За годы производства модели “Т” было продано свыше 15 млн. штук автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок.
Массовое производство потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов. “Террор машины” – так Форд характеризовал внедрённую им систему управления. Чёткая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки – всё это способствовало тому, что империя Форда работала в режиме автомата.
Форд первым установил на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Однако, идя на улучшение социального положения трудящихся, Форд предпочитал это делать исключительно по собственной инициативе. По этому в дальнейшем он упорно игнорировал давление профсоюзов, что в конце концов привело к затяжному конфликту с ними в 1937-1941 гг. На его заводах было создана социологическая служба со штатом 60 человек, что по тем временам было крупным новаторством.
Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни, увлекался историей американской культуры, не был чужд филантропии. Однако его общественная деятельность – активная антиеврейские вступления, круиз мира во время первой мировой войны, попытка стать сенатором – носила преимущественно скандальный характер.
Уверовав в собственную гениальность, Форд начал терять гибкость и чутьё новатора. В 30-е годы произошли серьёзные изменения в потребительском спросе, а Форд, преданный своей прежней концепции, их не учёл. В результате ведущие позиции в автомобилестроении пришлось уступить другой крупной компании – “Дженерал моторз”.
В сентябре 1945 года Форд передал руководство компанией (до этого формально принадлежавшей его единственному сыну Эдселю) своему внуку и тёзке Генри Форду 2 и отошёл от дел. Спустя 2 года – 7 апреля 1947 года – в возрасте 83 лет Форд скончался.
Чем знаменит Генри Форд. Биография. История успеха. Основные достижения в бизнесе и не только. Любопытные факты. Книги Форда и о нём.
Американский бизнесмен и изобретатель Генри Форд увековечил себя благодаря марке автомобилей, которую назвал своим именем. Основанное им в начале ХХ века предприятие «Форд Мотор Компани» существует и поныне и выпускает продукцию, которая известна и пользуется спросом во всём мире. «Форд» считается надёжным автомобилем и принадлежит к разряду продукции, оптимальной по соотношению цены и качества. А предприниматели всего мира используют методы, с помощью которых Форд управлял собственным бизнесом. Рассказываем, как Генри Форду удалось добиться успеха.
Чем знаменит Генри Форд
В публикациях о Генри Форде порой можно встретить упоминания, что он якобы изобрёл или впервые в истории применил конвейер. Это неверно. Конвейер был изобретён и применялся до него. Но именно Форд в 1913 году первым использовал конвейер для сборки автомобилей - технологически сложного устройства, которое в течение всего срока эксплуатации нуждается в постоянном обслуживании. И благодаря этому превратил автомобиль из эксклюзивного и дорогого товара ручной сборки в массовый продукт, приобретение которого стало под силу не только богачам, но и среднему классу.
Благодаря внедрению конвейера на производстве Генри Форд сделал автомобили из эксклюзивного продукта массовым
А поскольку сегодня в США жизнь без собственных четырёх колёс немыслима, а автомобиль считается одним из символов страны, Генри Форда можно смело называть одним из создателей современного американского образа жизни, который, в свою очередь, тоже входит в набор символов современных США.
Мемуары Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» считаются отличным пособием по научной организации труда, которое и поныне не утратило актуальности. В этом качестве они применялись и в СССР, где в 1924 году были изданы в русской версии. Считается книга обязательной к прочтению и для бизнесменов - как начинающих, так и опытных. В ней Форд привёл не только свои размышления и факты биографии, но и кейсы из собственной практики, которые наглядно показывают роль в бизнесе таких вещей, как планирование, организация производства, управленческий учёт и других. Не все воззрения Форда на бизнес и организацию производства бесспорны, но внимания заслуживают однозначно.
Биография Генри Форда
Будущий автомобильный магнат родился 30 июля 1863 года в семье фермера - иммигранта из Ирландии, который жил с женой в окрестностях Дейтройта. Генри стал первым ребёнком в семье, всего же детей было семеро. У ирландцев многодетные семьи в почёте и поныне.
Отец будущего бизнесмена Уильям придерживался консервативных взглядов и прочил сыну роль такого же фермера, как и сам. Фермерский бизнес неплохо обеспечивал его многодетную семью, а старшему сыну тяжёлая работа на ферме бок о бок с родителями с раннего детства привила понимание - успех достигается только упорным трудом. Но к сельскому хозяйству душа юного Генри не лежала.
Знаковым событием для мальчишки стал день, когда отец подарил ему наручные часы. Генри первым делом их разобрал до последнего винтика - хотел понять, как они устроены.
Тяга к технике, которая проявилась ещё в раннем детстве, сделала Генри Форда успешным изобретателем и бизнесменом
Поскольку отец тягу старшего сына к технике считал блажью и всячески не одобрял, в 16 лет тот, не спрашивая разрешения родителей, ушел с родной фермы в Дейтройт. Там он устроился рабочим на завод по производству вагонов, а по ночам подрабатывал в мастерской по ремонту часов.
Через четыре года он вернулся домой и получил в пользование от отца, который надеялся, что сын наконец продолжит его дело, 40 акров (16,2 гектара) земли. Но надежды отца были напрасны. Сын тайком от него собирал в сарае свой первый автомобиль. А вскоре, уже вместе беременной женой, снова выдвинулся из родительского дома в Дейтройт.
В 1891 году Форд устроился инженером-механиком в «Осветительную компанию Эдиссона», где проработал восемь лет и дослужился до главного инженера. Одновременно он продолжал работу по созданию собственного автомобиля - в гараже, в свободное время и на свои деньги. Эти эксперименты увенчались успехом в 1893 году.
В 1899 году Форд основал первый бизнес - компанию «Детройт Моторс». Стартовый капитал фирмы составил 15 тысяч долларов США, немалая по тем времена сумма - хорошим заработком для рабочего считались 100 долларов в месяц. Среднемесячная зарплата рабочего на заводах Форда в будущем равнялась 130 долларам. Первый, как сказали бы сегодня, стартап Форд запускал отчасти на собственные сбережения, отчасти - на средства соучредителей, которые впечатлились его первым автомобилем. Однако уже в 1903 году Форду пришлось покинуть компанию. Камнем преткновения стало стремление Форда сделать автомобиль массовым продуктом для среднего класса - то самое, благодаря которому он вошёл в мировую историю. Но это случилось позже, а в начале ХХ века остальные соучредители «Дейтройт Моторс» предпочитали выпускать дорогие игрушки для богачей и не хотели ничего менять.
Чтобы достигнуть своей цели, Форду пришлось покинуть «Дейтройт Моторс» и основать собственный проект - «Форд Мотор Компани».
Первые восемь лет работы новой компании прошли под знаменем противостояния с автомобильным синдикатом. Инициатором судебного процесса против Форда был Дж. Б. Селден, который в 1879 году запатентовал проект автомобиля. Сам тот проект так и не был реализован, не Селден убедил ряд автопроизводителей купить у него лицензию на производство, объединиться в синдикат и давить конкурентов, в том числе и через суд. Судом фабриканты, входившие в синдикат, грозили не только самому Форду, но и покупателям его машин. Но Форд не сдавался сам и всячески поддерживал своих потребителей.
В 1909 году Селден выиграл суд против Форда. Но тот не опустил рук и добился своего - в 1911 году решение суда было пересмотрено. Форду удалось доказать, что его продукция производится по своей технологии и права Селдена не нарушены.
Одновременно Форд не прекращал работу и развитие предприятия. А с запуском конвейера и сходом с него первого автомобиля марки «Форд Т». Новый продукт стоил 800 долларов - на треть ниже порога, с которого стартовали цены на продукцию конкурентов, Форд вскоре стал практически моноплистом. На его долю приходилось более 50% автомобильного рынка США.
Ориентированная на массовый спрос модель «Форд Т» и усовершенствованная «Форд А», с которой Форд начал производство, быстро сделали его монополистом на автомобильном рынке США
«Форд Мотор Компани» Генри Форд лично руководил до конца 1930-х годов. Разногласия с партнёрами по бизнесу и профсоюзными лидерами, а Форд был противником создания профсоюзов на своих предприятиях, заставили его передать руководство компанией единственному сыну Эдселю (1983 - 1943). После смерти сына в 1943 году Форд снова вернулся в кресло руководителя компании, но уже в 1945 году окончательно отошёл от дел и передал руководство старшему внуку Генри Форду II.
Самого Генри Форда не стало 6 апреля 1947 года. Ушёл из жизни он у себя дома в городе Динборне, штат Мичиган, в возрасте 83 лет.
Форд производил не только автомобили. Во время Первой мировой войны его предприятия производили продукцию по оборонным заказам - противогазы, чехлы на двигатели для самолётов, лёгкие танки, подводные лодки.
А основой для первого трактора «Фордзон-Путиловец», с которого началось серийное производство такой техники в СССР, послужил трактор «Фордзон» производства империи Генри Форда. А сам Форд содействовал Горьковскому автозаводу и московскому заводу АМО, где его продукция адаптировалась и реконструировалась под советские реалии, в обучении персонала, который был задействован в производстве.
В 1920-е годы Форд увлёкся также авиацией. В 1925 году он создал собственную авиакомпанию «Форд Эрвэйс», а с 1923 субсидировал фирму Ульяма Стоута по производству самолётов, которую в 1925-м выкупил полностью. Самой успешной его продукцией в этой сфере считается пассажирский самолёт «Форд Тримотор», который в обиходе назывался «Жестяным гусем». Всего Форд выпустил 199 единиц этой модели. Последняя из них оставалась в эксплуатации до 1989 года.
Биография и история успеха Генри Форда (видео)
Экономические взгляды Генри Форда
В бизнесе Форд придерживался политики постоянного повышения качества жизни своих работников. За счёт части прибыли, которую направлял на развитие, он строил для своих рабочих жильё.
На своих предприятиях он первым в США увеличил минимальную зарплату до 5 долларов в день. Впервые в стране на его заводах появились такие блага для рабочих, как оплачиваемый отпуск, восьмичасовой рабочий день (стандартная продолжительность рабочего дня в США тех лет составляла девять часов) и рабочая неделя сперва с одним, а потом и двумя выходными. Первым Форд перешёл от двух рабочих смен к трём. Это позволило создать новые рабочие места и обеспечить непрерывный цикл производства.
При этом профсоюзы на его предприятия пришли только в 1941 году. Форд считал, что от них рабочему больше вреда, чем пользы.
Своеобразной была и кадровая политика его компании. Форд намеренно не нанимал руководящих работников. Прийти к нему в компанию можно было только на рабочую позицию. А дальше, если было видно, что у работника есть потенциал для дальнейшего роста и желание развиваться, ему в этом всячески помогали и открывали возможность продвижения вплоть до топ-менеджера. Во время кризиса перепроизводства 1920-х годов США компания столкнулась с трудностями, одним из следствий которых стала потребность кардинально сократить инженеров и менеджеров. Однако все, кто попал под сокращение, получили предложение вернуться к станку. Большинство охотно их приняли: сокращали тогда повсюду, а у Форда не были обижены и рабочие, да и стоять у станка было не в новинку.
По желанию часть зарплаты рабочие на предприятиях Форда могли получить акциями компании. Поскольку с дивидендами Форд не жадничал, уже с первой их выплаты акции ощутимо увеличивали доход работника и становились источником денежных поступлений на всю оставшуюся жизнь.
Как Генри Форд зарплату платил (видео)
Обвинения в антисемитизме и поддержке Гитлера
С 1918 года Форд финансировал издание газеты The Dearborn Independent, где размещались антисемитские публикации, включая выдержки из «Протоколов сионских мудрецов». В 1920 году эти публикации вышли отдельной книгой «Международное еврейство».
В 1921 году антисемитизм Форда официально осудила американская общественность, а в 1927 он опубликовал в СМИ открытое письмо с извинениями, где называл те антисемитские публикации ложью.
Отдельные исследователи считают, что Форд помогал Гитлеру деньгами задолго до того, как нацисты в Германии пришли к власти. А во время Второй мировой войны заводы Форда в Германии и Франции после оккупации той Гитлером поставляли продукцию для нужд Вермахта. Есть информация, что труд заключёных концлагерей на немецком заводе Форда начали использовать ещё до того, как предприятие перешло под контроль нацистов.
Форд оказался единственным американцем, которого Гитлер положительно упоминает в своей книге «Моя борьба» («Майн капмф») - как раз в контексте антисемитских воззрений. По мнению Гитлера, Форд оставался единственным бизнесменом в США, не позволявшим евреям полностью взять под контроль экономику. Портрет Форда висел в кабинете Гитлера, который называл его в числе своих вдохновителей. А в 1938 году Форд получил из рук немецкого консула в США Орден Заслуг германского орла. Это награда считалась в гитлеровской Германии высшей для иностранцев.
Консул в Германии США в 1938 году вручил Генри Форду высший орден, которым в нацистской Германии награждали иностранцев, и Форд не скрывал радости по этому поводу
Есть версией, что кровоизлияние в мозг, ставшее в 1947 году причиной смерти Форда, случилось после того, как он посмотрел документальный фильм о зверствах нацистов в концлагерях и окончательно понял, кому долгие годы симпатизировал.
Награды Генри Форда
Власти США отметили деятельность Форда такими государственными наградами:
- в 1928 году - медалью Элиотта Крессона за революцию в автомобильной промышленности и лидерство в отрасли;
- в 1936 году - медалью Холли;
- в 1944 году - Вашингтонской премией.
Цитаты Генри Форда
Законы бизнеса подобны законам природы - кто им противится, быстро чувствует на себе их могущество.
Прибыльность должна быть результатом полезной работы, а не целью бизнеса.
Забота о деньгах, а не о деле влечёт за собой страх неудачи. Этот страх исключает правильный подход к делу, заставляет бояться конкуренции, новых технологий и вообще любых шагов, изменяющих положение дел.
Компания, которая скверно платит, всегда неустойчива.
Книги Генри Форда
Мемуары Форда «Моя жизнь, мои достижения» считаются первоисточником фордизма - метода организации массового производства на основе конвейера.
Форд в литературе
В романе-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» в виде пародии показано общество, построенное по принципам организации производства Форда: летоисчисление ведётся с даты выпуска массового автомобиля «Форд Т», вместо креста люди осеняют себя буквой «Т» и говорят «ей Форду» вместо «ей богу», а граждане разделены на пять категорий - от эпсилона до альфы.
Генри Форд стал своеобразным символом американского успешного бизнесмена. Во всём мире его знают как «отца» наиболее известной марки автомобилей. Но кроме этого он также писатель, автор многих новаций в сфере изготовления деталей, а также трудового права.
Генри Форд родился в семье выходцев из Ирландии. Его дед в своё время покинул эту страну и на свой страх и риск перебрался в Америку. Его сын (отец Генри Форда) стал фермером, и если бы не страсть к автомобилям, кто знает: может Генри Форд стал также просто ещё одним человеком, который обрабатывает землю.
Детские годы и юность
На свой двенадцатый день рождения маленький Генри получил от родителей часы. И не успокоился, пока не разобрал их. А потом собрал снова. Механизм был как новенький. Это натолкнуло мальчика на мысль, что сам механизм не стоит ничего, если у него нет механика с золотыми руками. Поэтому неудивительно, что вскоре он разобрался с механизмом часов и свои первые деньги получил именно благодаря этому умению: объезжал все округи в поисках сломанных механизмов и с лёгкостью их чинил.
Вторым знаковым днём стал тот, когда Генри увидел локомобиль. Его детское воображения потрясла машина, которая двигалась быстрее упряжки.
Когда ему было 13 лет, умерла мать, а ещё через четыре года сам Генри Форд сбежал из родительского дома - ему до ужаса не хотелось заниматься тем же, что и его отец: вести хозяйство.
Поэтому Генри едет в Детройт - будущую столицу автомобилестроения. Там он устраивается на работу в компанию Westinghouse - механиком. Фирма изготавливает локомобили, поэтому не удивительно, что и сам Генри в скором времени конструирует свою первую модель. Её он продал знакомому фермеру почти за бесценок - не подсчитал затрачённые усилия и время.
А потом будущий бизнес-магнат возвращается домой. Отец пообещал, что даст неуёмному сыну-фантазёру участок земли, если тот выбросит из головы странные затеи о машинах. Генри соглашается и… обманывает отца. Полученная земля даёт ему возможность жениться на любимой девушке и иметь местечко, где никто уже не помешает ему работать над своим собственным «автомобилем».
Жена и муза: трудно ли жить с гением
Генри Форд пленил свою будущую жену Клару Брайант умением красиво танцевать и изготавливать часы из кучи лома. И хотя родители девушки были против свадьбы, по-быстрому построенный дом их успокоил.
Клара не один год поддерживала муже в его стремлении сделать самоходный экипаж. Она терпеливо подавала запчасти по ночам в гараже, часто простужалась от таких «романтических» вечеров. Но верила в Генри Форда как никто.
Поэтому неудивительно, когда уже успешного и состоятельного бизнесмена спрашивали, кем бы он хотел быть в следующей жизни, он повторял одно и то же: «Мне всё равно, если можно будет снова жениться на Кларе».
Первые шаги и появление на свет компании-гиганта
В 1899 Форд стал совладельцем Detroit Automobile Company, но из-за частых разногласий решил оттуда уйти через три года. А уже в 1903 году появилась его Ford Motor Company. Начало бизнеса стартовало со скандалом: в 1979 году автор первого автомобиля запатентовал свой проект, но так его и не реализовал. Но на всех фабрикантов он подавал в суд с претензией, чтобы они покупали у него лицензии. Форд отказался. Тогда ему пригрозили, что по судам затаскают всех его клиентов. Но Форд и здесь был на высоте: он пообещал лично оплатить своим покупателям адвокатов, если к ним предъявят претензии. И хотя суд Форд проиграл, но выиграл большее: уважение и репутацию человека, который выше своих ставит права покупателей.
В 1908 году Ford Motor Company выпускает революционную Модель-Т, которая приносит компании успех.
От войны до войны: Форд, танки и еврейский вопрос
Хотя Форд был заядлым пацифистом, во время Первой мировой его заводы сменили квалификацию: изготавливали танки и прототипы субмарин, каски и даже противогазы. После завершения войны, Форд основал газету The Dearborn Independent, в которой, начиная с мая 1922 года, публиковали множество антисемитских материалов. Он не скрывал своего негативного отношения к евреям и апофеозом этого стала книга «Международный еврей», в которую вошли многие статьи из газеты.
Дошло даже до того, что его начал цитировать будущий Фюрер Адольф Гитлер. В своей книге Mein Kampf он часто обращался к мыслям Генри Форда.
Но после общественного осуждения и значительного спада объёмов продаж, Форд публично извинился и отрёкся от своих слов, а все издания «Международного еврейства» изъяли из продаж и уничтожили. Перед началом Второй мировой он снова повторил свои извинения по поводу давних слов о евреях. Но во время войны его заводы в Европе всё же сотрудничали с Нацисткой Германией.
Новые идеи и последние годы жизни
В 1925 Форд основал свою авиакомпанию — Ford Airways, в том же году начал производить авиалайнеры. Самой успешной моделью оказалась Ford Trimotor, которую прозвали «железным гусем». Она продержалась на рынке до 1989 года.
Вплоть до 1930-х годов Генри Форд самолично руководил фирмой, но из-за возникших разногласий с партнёрами передал эту должность своему единственному сыну Эдселу. Но тот скончался в 1943 году, поэтому Форд ещё на два года возглавил Ford Motor Company. После передал всё дела внуку
- С каждым годом цены на автомобили Ford не росли, а снижались. Форд считал неразумным перебрасывать на клиентов новые расходы, поэтому искал пути, как сделать производство более эффективным.
- На заводы Генри Форда с радостью брали инвалидов, даже полностью слепых людей. Специалисты компании проанализировали, какую работу могут делать однорукие и даже безногие, и первым делом брали на такие должности их, а не полностью здоровых людей.
- А вот женщин на работу на заводы Форда брали неохотно. Только в том случае, если она - единственный кормилец в семье. Но стоило ей выйти замуж - её тут же увольняли. Генри Форд считал, что приносить деньги в дом - удел мужа, а женщина должна воспитывать детей.
- Генри Форд - автор конвейерного производства. На его заводах всё было точно подсчитано: сколько нужно места для каждого работника, и сколько секунд они тратят на тут или иную функцию. Ни время, ни пространство не должны были пропадать зря. Форд считал, что первым делом это отразится на цене автомобиля, а значит - на кошельке его клиентов.
Титулы, награды и премии:
В 1928 году Институтом Бенджамина Франклина Форду была вручена Медаль Эллиота Крессона за революционные достижения в автомобильной промышленности и индустриальном лидерстве.
В поселке Спрингфилд, недалеко от Дирборна (штат Мичиган). Он был старшим из шести детей эмигрантов из Ирландии Уильяма (William Ford) и Мэри Форд (Mary Ford), которые владели преуспевающим фермерским хозяйством. Детство Генри прошло на родительской ферме, где он помогал семье и посещал сельскую школу.
Интерес к технике Форд проявил еще в юном возрасте. В 12 лет он оборудовал небольшую мастерскую, где с увлечением проводил все свободное время. Именно там через несколько лет Форд сконструировал свой первый паровой двигатель.
В 1879 году Генри Форд перебрался в Детройт, там он устроился на работу помощником машиниста. Через три года переехал в Дирборн и в течение пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте.
В 1887 году на конгрессе электротехников в Атлантик-Сити Генри Форд встретился с изобретателем и миллионером Томасом Эдисоном (Thomas Edison) и рассказал ему, над чем работает. Форд спросил, имеют ли, по его мнению, будущность двигатели внутреннего сгорания и ожидал, что ученый разразится панегириком во славу всемогущего электричества, однако услышал: "Продолжайте работу над вашей машиной. Если вы достигнете цели, которую себе поставили, то я вам предсказываю большую будущность". Форд был окрылен, сам Эдисон поверил в него .
В конце 1980-х годов Генри Форд занял должность управляющего на лесопильном заводе.
В 1891 году — был инженером компании Edison Illuminating, с 1893 года — главным инженером компании. Приличный оклад и достаточное количество свободного времени позволили Форду больше времени уделять разработке двигателей внутреннего сгорания.
В 1899 году, уволившись из компании Edison Illuminating, Генри Форд основал собственную фирму Detroit Automobile. Несмотря на то, что через год предприятие обанкротилось, Форд успел собрать несколько гоночных автомобилей.
В 1903 году двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом основали компанию Ford Motor. Форд держал 25,5% акций предприятия и занимал должности вице-президента и главного инженера компании.
Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика в Детройте. Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями. Спустя всего месяц был выпущен первый автомобиль компании.
В 1905 году финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, так как спросом пользовались дорогие модели. Держатель основного пакета акций Александр Малколмсон (Alexander Malcolmson) продал свою долю Форду, и он стал президентом и основным владельцем компании.
В 1908 году Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель "T" — надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам, став средством передвижения, а не игрушкой для богатых.
Генри Форда обычно считают создателем «отрасли отраслей» XX в. И человеком, благодаря которому промышленная революция достигла кульминационной точки развития. Его компания осуществляла производство и сборку практически всех узлов выпускавшихся автомобилей, используя постоянно движущуюся ленту главного сборочного конвейера и многочисленные снабжающие её деталями вспомогательные линии, а также применяя принцип вертикальной интеграции взаимодействующих между собой подразделений. Деньги и усилия людей расходовались таким образом, чтобы обеспечивать значительные объёмы производства: начиная с 1914 г.
Генри форд родился 30 июля 1863 г. В штате Мичиган на ферме отца вблизи посёлка Диборн. Соединённые Штаты Америки.
Семья Фордов - идеальная находка для нравоучительных жизнеописаний - жила трудовой жизнью, наслаждаясь скромным, тяжело дававшимся достатком.
Генри провёл всё детство на ферме, где помогал родителям, а также начал получать образование в сельской школе Дирборна в штате Мичиган.
Помимо Генри в семье было ещё шестеро детей.
Ещё в юношестве, в возрасте двенадцати лет, Генри соорудил небольшую мастерскую, в которой он проводил всё своё свободное время. Спустя несколько лет, Генри уже создал свой первый двигатель, который работал на паровой тяге.
Когда кому-нибудь из детей дарили заводную игрушку, юные Форды пищали в шесть голосов: "Только не давайте Генри!" Они знали, что тот разберет ее до винтика, а после сборки половина деталей окажутся лишними. Этот светлый образ встает из воспоминаний самого Форда: в одной руке юный Генри держал раскуроченный будильник, в другой - отвертку, а маленький фонарик, единственный источник света, сжимал коленями.
В 1879 году ему исполнилось шестнадцать лет, и в один прекрасный день он, не сказав никому ни слова, сложил узелок и отправился в Детройт. Отшагав девять миль, Генри снял там комнату и устроился подмастерьем в механическую мастерскую помощником машиниста.
В 1887 году он, отправившись на конгресс в Атлантик Сити, где встречаются специалисты в области электротехники, знакомится там с уже известным и богатым на тот момент Томасом Эдисоном, с которым он долго общается и рассказывает ему о своих наработках и идеях в области создания новых двигателей. бизнес менеджер форд управление
Помощников Форда поражало то, что Генри, всегда экономивший на зарплате рабочих, с началом Великой депрессии (1929 - 1932 гг.) увеличил зарплату вдвое. А у домашних Генри были свои причины для беспокойства: то, как он обращался со своим единственным сыном Эдселом, не поддавалось никаким объяснениям.
Эдсел всегда был хорошим мальчиком: он получал только отличные оценки, слушался папу, был почтителен к его сотрудникам и очень хотел возглавить "Форд мотор" - словом, делал то, что ему было положено. Генри не захотел отпустить сына на Первую мировую - и Эдсел явился на призывной пункт и потребовал дать ему бронь как организатору военного производства; Генри с подозрением относился к высшему образованию - и отличник Эдсел сразу после школы пришел в корпорацию Форда, в 21 год он получил место в совете директоров. Эдсел на лету ловил папины указания и часами пропадал в конструкторском бюро: отец сделал самую надежную машину в мире, он же мечтал сделать самую красивую.
В конце тридцатых годов Эдсел начал жаловаться на боли в животе. Ему прописали бариевую диету, но он считал себя утонченным человеком и не захотел лечиться таким способом. Когда врачи диагностировали рак желудка, делать что-либо было уже поздно. Форду-младшему вырезали половину желудка и попросили домашних приготовиться к худшему, но Генри решил, что медики по обыкновению занимаются ерундой. Он был совершенно уверен, что со своими проблемами сын может справиться сам: его секретарь передал Эдселу пространный меморандум, в котором Генри изложил все свои претензии. Отец велел ему больше работать, предписывал разорвать отношения со «слюнтяями» из богатых семей Детройта, предлагал подружиться с хорошими, надежными, проверенными людьми, список которых Генри приложил к своему письму. Оно заканчивалось пафосным призывом: "Восстанови здоровье, сотрудничая с Генри Фордом!" - на этой фразе Эдсел разрыдался, написал заявление об отставке и уехал домой.
Генри так и не поверил, что его сын при смерти; во время похорон старший Форд выглядел не столько сломленным, сколько растерянным. Идя за гробом, он твердил: "Ничего не поделаешь, нужно больше работать".
Гарри Беннет, новая правая рука Генри, стал исполнительным директором "Форд мотор" Он начинал свою карьеру моряком, потом стал профессиональным боксером, а затем попал к Форду в телохранители, приглянулся ему и сумел выбиться на самый верх. Менеджером Беннет оказался никчемным: вместе с окончательно выжившим из ума Генри они почти довели компанию до банкротства: под натиском конкурентов продажи "Форд мотор" падали с каждым годом.
Генри активно выживал из ума - в последнее время старик часто отзывал в сторону малознакомых людей и делился с ними сокровенным: "Знаете, я уверен, что Эдсел не умер!" Он становился все более управляемым, и власть в семье переходила к женщинам. Старик становился все более странным, ему очень хотелось отпраздновать столетний юбилей, но судьба не захотела оказать Форду старшему последней милости. Он умер в 1947 году в возрасте 84 лет. Свекровь и невестка заключили временный союз.
"Форд мотор" до сих пор принадлежит наследникам основателя. Но Форды больше не управляют компанией - дела вершат наемные менеджеры.
Внука Генри по настоянию родных назвали Генри II. Он еще не умеет читать и не знает, что его фамилия написана на десятках миллионов машин.
ОСНОВНОЙ ВКЛАД ГЕНРИ ФОРД
· Хотя Форду часто приписывают изобретение сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства, большинство из его идей и практических инноваций, обеспечивших процветание и известность и предпринимателю и компании, были известны в течение многих десятилетий, а иногда и веков. Кроме двигателя внутреннего сгорания и автомобиля как такового эти изобретения и идеи включали в себя методы научного менеджмента, требующие изучения трудовых движений. А также планомерное применение заработной платы как стимула к труду; использование взаимозаменяемых деталей; планирование и стандартные процедуры контроля над запасами, выпуском продукции и ведением бухгалтерского учёта; применение сборочных и производственных линий; и даже непрерывно движущееся конвейерное производство.
Однако Форд действительно разработал системы производства, сборки и транспортировки, оказавшиеся беспрецедентными по своей мобильности и размерами и предвосхитившие появление в конце XX в. Методов «точно вовремя». Главная мечта Генри Форда о массовой автомобилизации населения была, по сути, чисто американской, основанной на его симпатиях к равенству, мобильности, изменениям, реализму, прямоте и простоте.
- · В 1908-м он создал "форд Т" - машину всех времен и народов, с незначительными изменениями выпускавшуюся вплоть до 1928 года. Легкая, компактная, дешевая, простая: фермеры ездили в ней за покупками, бутлегеры перевозили контрабандное виски, гангстеры удирали от полицейских - и все они не могли нахвалиться "фордом Т".
- · Написал несколько книг, которые стали культовыми для многих владельцев бизнеса и поклонников в мире.
- · Создатель одного из первых благотворительных фондов, основанных промышленниками.
- · Стал лауреатом премии от Американского института нефти за заслуги перед страной и обществом.
К пятидесяти годам Форд превратился в мультимиллионера, а его машина стала одним из национальных символов Америки. После этого он навсегда отказался от изобретательства: "форд Т" должен был остаться его шедевром. Самым сильным качеством Г. Форда как создателя автомобильной индустрии США было понимание значения «производительности». Одним из основных результатов этого понимания было желание Г. Форда обеспечить своей компании максимально возможную автономность, другим - вера в возможность «изобилия для всех» или в соответствии с его девизом: «Высокие зарплаты для создания крупных рынков». Он не был изобретателем массового производства (хотя и во многом его символизировал), повременного контроля над запасами, вертикальной интеграции, слегка грубоватой, но эффективной версии маркетинговой концепции, крупной автомобильной компании в качестве мультинациональной корпорации, управления человеческими ресурсами или корпоративной филантропии. Но он сумел первым практически реализовать некоторые из этих идей, значительно усовершенствовать другие и эффективно объединить большинство из них вместе.
Однако его основным достижением было то, что он сделал автомобиль массовым средством передвижения американцев и при этом способствовал повышению благосостоянию населения и избавлению миллионов людей от необходимости тяжелого физического труда. Он также опередил своё время в том, что ставил интересы покупателей и рабочих выше интересов акционеров.
Генри Форд действительно являлся одним из великих менеджеров 20 века. Вся его тяжёлая жизнь, борьба с ней, все его недостатки, которые он пытался превратить в преимущества, все его упорство и умение добиваться цели явились прекрасной продукцией его фирмы, известной во всём мире.
Я считаю, что великим менеджером может называться только тот, кто добился именно того, чего он хотел, принеся при этом пользу народу.