Сущность и необходимость финансов
Сущность Фин- это специф форма произ отн-й по поводу распр и перерасп части обществ прод, главн обр чист дохода, и формиров-я на этой основе центр-х и дец-х фондов ден ср-в, использ-х на цели расшир воспр-ва и удовлет гос потр-й.Т.е сущность и природа фин обусловлена движением части совокуп общес прод-та, глав образ чистого дохода, его распред-м, созданием ден фондов и послед направл-м на расшир воспр-во кругооборота фондов в пр-ссе матер пр-ва, с одной стороны, и созданием центр ден фондов гос-ва с др стор. Необходимость Фин явл необх инструментом осущ эк политики гос-ва, исполь-я объектив эк законы гос-во осущ св ф-и по обеспеч-ю хоз и культ строит-ва, укреплению гос соб-ти и обороны страны. От степени исп-я фин рес-в во многом зависят темпы разв-я страны, своеврем и полное обеспеч фин рес-ми намеченных планов(улучшение благосост народа)Фин тесно связ с общес пр-вом, кот явл их мат базой. Развитие фин осн-ся на повышении НД, расширении пр-ва и товарооб-та страны. Успеш выполнение плана динамич соц развития страны во многом зависит от проводимой фин политики.Подъём мат и культ жизни нарола путём ускорения соц-эк развития, повышение эф-ти пр-ва на базе НТП возможен лишь при рац исполь-и фин рес-в.
Функции финансов
Распределительную;регулирующую;контрольную.
Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительн. характер, поэтому основная функция финансов – распределительная . Финансы обслуживают разные этапы распределения совок. обществен. продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Посредством финансов гос-во воздействует не только на перераспределение нац. дохода, но и на произ-во, накопление капитала, сферу потребления. Распределение нац.дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Распределительная функция финансов осущ-ся не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Они позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе. Таким образом, финансы выполняют регулирующую функцию.
Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Финансовые показатели позволяют дать хар-ку результатов деятельности как отдельного субъекта хозяйствов., так и эк-ки в целом.
Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Финансы являются исторической категорией, то есть они развивались вместе с развитием экономики и общества. Причиной существования финансов является объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта. Условием существования финансов является существование товарного производства, денег и государства.
Что является источником финансовых ресурсов? Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального производства, с более общих позиций источником финансовых ресурсов является прибавочный продукт.
В экономической литературе нет единой трактовки функций финансов. Ряд авторов считает, что финансы выполняют функции образования и использования денежных фондов; другие – указывают на распределительно-стимулирующую и контрольную функции, а также на воспроизводственную, распределительную, контрольную, стимулирующую. Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального производства, с более общих позиций источником финансовых ресурсов является прибавочный продукт.
Понятие и состав финансовых ресурсов
Фин.ресурсы явл-ся матер.основой финансов и созд-ся в процессе распред-я и перераспред-я ден.ср-в на всех уровнях хозяйств-я.
Фин. ресурсы-это часть ден.ср-в, кот. исп-ся гос-вом,местными органами власти и хозяйств. субъектами в процессе распред-я и перераспред-я ВВП. Классиф-ия ФР: уровень хоз-ния-1централиз.,2децентрализ; субъекты -1гос-во, 2предпр-е; источник формирования-1налог. и неналог.платежи,поступления,сборы, 2прибыль, АО,доходы от фин.операций.
К ЦФР отн-ся ден.ср-ва,кот.гос-во аккумулирует для вып-я своих ключевых ф-ций и реализации,установл.на конкр. период экон.политики. ЦФР явл-ся рез-том перераспред-я чистого дохода через платежи и отчисления. Гл.направлением ЦФР явл-ся фин-ие общегос.программ.
ДФР созд-ся на микроуровне предпр. и орг-циями в процессе их хоз.деят-ти. П.общ=П.реал+П.опер.+П.внереал. ДФР опосредуют весь процесс пр-ва и обращения,обес. стабильное функц-ие предпр,а также его саморазвитие.
ЧД как главная источник фин ресурсов
Осн. источником цетрализ. и децентрализ. финн. рес-ов явл. ЧД.
Источниками фин. рес-сов явл. :
На ур-не субъектов хоз-ния: *прибыль *АО *девид. по цен. бум. * доходы от реализации цен. бум.
На ур-не населения: *ЗП *выплаты соц. хар-ра *надбавки к ЗП
На ур-не гос-ва: *доходы от предприятий *от внешнеэкон. деятельности *эмиссия денег *доходы от приватизации имущества и т.д.
Новые формы выражения ЧД:
Различ. источники платежей в бюджет в форме налогов
Платежи и отчисления во внебюджетные фонды
Фонд обязательного гос. имуществ-го и личного страхования (его формир. субъекты хоз-ния исходя из своих доходов по опред. нормативам)
часть доходов на расширенное воспроизводство самих хоз. субъектов (фонд развития предприятия, фонд накопления)
Финансовые ресурсы - материально-вещественный носитель финансовых отношений. Финансовое распределение охватывает общественный продукт и часть стоимости НБ, поэтому к финансовым ресурсам относим ту часть стоимости общественного продукта и НБ, которая распределяется и перераспределяется с помощью финансов. Финансовые ресурсы - денежные доходы и накопления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей, нужд обороны и госуправления.
Финансовые ресурсы являются одной из составных частей всех денежных ресурсов, обращающихся в стране, которые кроме них включают также кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий. Провести грань между финансовыми ресурсами и денежными доходами нетрудно. т.к. финансовые ресурсы находятся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования, а вторые - в руках граждан и используются для обеспечения жизненных потребностей.
Кредитные и финансовые ресурсы имеют разные источники, а во II, - кредитные используются на условиях срочности, платности, возвратности.
Оборотные средства также не включаются в состав финансовых ресурсов, т.к. особенности использования оборотных средств на предприятии предполагают постоянное, неразрывное их обращение в форме натурально-вещественного слагаемого. Предприятие не может оборотные средства даже временно направить на другие цели, т.к. ОС всегда должны строго использоваться на обслуживание кругооборота предметов труда на предприятии. Финансовые ресурсы не обладают большей независимостью от натурально-вещественной формы стоимости создаваемого продукта. Они могут распределяться и перераспределяться по различным каналам и денежным фондам, поэтому специалисты не включают оборотные средства в состав финансовых ресурсов.
Состав финансовых ресурсов: основу составляет СОП (на микроуровне - выручка). Он подразделяется на ВНП и возмещение фонда оборотных средств.
Возмещение фонда оборотных средств - закупка товарно - материальных ценностей, предметов труда для возобновления производственного процесса, здесь финансовые ресурсы формируются засчет излишка основных средств.
В состав ВНП на стадии первичного распределения включаются: возмещение основных средств, фонд оплаты труда и чистый доход общества.
Возмещение основных средств происходит засчет амортизационного фонда (только реновация), ремонтного фонда и нематериальных активов; - все эти 3 элемента являются отдельными видами финансовых ресурсов)
Фонд оплаты труда не относится к финансовым ресурсам, но из з/пл удерживаются налоги(т.е. часть ФОТ через вторичное распределение превращается в финансовые ресурсы) и добровольные платежи (страховые взносы, покупка ЦеБу).
Чистый доход общества
включает 3 категории:
1) Косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2) Отчисления во внебюджетные фонды и другие платежи, включаемые в себестоимость продукции.
3) Прибыль. И все эти 3 элемента входят в состав финансовых ресурсов.
Т.е. к финансовым ресурсам относится большая часть созданного обществом продукта. По данным Минфина, в 1996 году объем финансовых ресурсов составил 1624 трлн. рублей, а ВВП - 2300 трлн. рублей; прогноз на 1997 год - 2100 и 2720 трлн. руб. соответственно. Структура финансовых ресурсов:
27 % - амортизационные отчисления (из-за переоценки);
24% - прибыль;
18% - косвенные налоги;
15% - во внебюджетные фонды.
Пути увеличения финансовых ресурсов
:
I. Внешние займы - привлечение финансовых ресурсов других государств.
II. Своеобразный источник финансовых ресурсов - денежная эмиссия. Обращаясь к печатному станку, государство облагает нас незримым косвенным налогом.
Еще один путь - национальное имущество, оцениваемое в $3,5 трлн., которое лишь частично входит в состав финансовых ресурсов через выручку от реализации государственного имущества и приватизации, от продажи ненужного имущества юридических лиц, остатков неиспользованных финансовых фондов, созданных в прошлые годы(бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического стимулирования), выручка от реализации бесхозного, конфискованного имущества, возврат кредитов некоторыми странами- должниками. По прогнозам на 1997 год, доходы от продажи имущества - 14 трлн рублей - около 0,5%.
Источники финансовых ресурсов стоимость общественного продукта и НБ:
Виды - конкретные формы, в которых осуществляется финансовое распределение этих источников (конкретные платежи, отчисления, доходы, накопления, которые мы относим к финансовым ресурсам.
Объем финансовых ресурсов в первую очередь зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта(чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов. Увеличение финансовых ресурсов также может происходить засчет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.
Факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов
:
1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая стоимость основных фондов, соотношение между отдельными элементами основных фондов.
2) Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они установлены в % от ФОТ, то зависят от величины ФОТ, ставок страховых взносов, уровня собираемости.
3) Прибыль зависит от уровня рентабельности(издержек), объема производства и реализации, структурных сдвигов и цены - как основного фактора.
4) Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня ставок косвенных налогов, собираемости(налоговой дисциплины) и уровня налоговых льгот.
Нехватка финансовых ресурсов, с 1 стороны в результате прямого сокращения их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны - резкое увеличение потребности в финансовых ресурсах всех сфер финансовых отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки экономики (демилитаризация, демонополизация); дезынтеграция производства и социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате обнищания большой группы населения.
Дополнительные источники финансовых ресурсов, из-за чего недополучаем - несовершенство законов; - ошибки принятия управленческих решений (уход за рубеж огромных капиталов, в больших масштабах оказывается экономическая помощь другим странам.
Потеря финансовых ресурсов происходит в результате продажи крупных предприятий за мизерные цены во времена ваучеризации (e.g. Англия в свое время от этого получила $100 млрд., а Россия - около $2-3 млрд.
Огромный источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых, которые по разным данным оцениваются в $29 трлн.
Кроме того, огромный финансовый потенциал заключается в высококвалифицированной рабочей силе, однако государство не создает благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет государственную казну. У нас же в стране в 1995 году за рубеж выехало 11000 чел.
Резервы увеличения финансовых ресурсов : увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам, огромные потери - около $10 млрд. - принесла война в Чечне. Кроме того, запланированы очень большие затраты на предстоящие крупные проекты (ж/д магистраль С.-Петербург - Москва; Олимпийские игры в С.-Петербурге).
Основные направления использования финансовых ресурсов
:
1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий. Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.
2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.
3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов госвласти.
Расходы на выполнение финансовых обязательств перед учредителями, инвесторами (расходы по обслуживанию государственного внешнего и внутреннего долга); выплата дивидендов акционерам; % по акциям промышленных предприятий).
Под финансовыми ресурсами предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, понимаются денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работников.
В экономической литературе и в нашей практике широко используется термин «финансовые ресурсы», в который вкладывают различные значения - от величины денежных средств на счетах в банке и других счетах до прочих показателей баланса предприятия.
Однозначное и обоснованное толкование сущности данной финансовой категории важно не только для теории, но и для практического осуществления финансовой работы на предприятии, в фирме.
Понятие «финансовые ресурсы» в нашей практике было введено впервые при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.
При широком использовании в экономической науке и на практике термина «финансовые ресурсы» его толкование различно. В Финансово-кредитном словаре финансовые ресурсы рассматриваются как денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, используемые для покрытия затрат и образования различных фондов и резервов.
Экономическая энциклопедия дает следующее определение финансовых ресурсов: это составная часть экономических ресурсов, представляющая собой средства денежно-кредитной и бюджетной системы, которые используются для обеспечения бесперебойного функционирования и развития народного хозяйства, расходуются на социально-культурные мероприятия, нужды управления и обороны. По такой методике формировался плановый баланс финансовых ресурсов страны. Осуществлялось это за счет следующих источников:
- 1. Денежные накопления народного хозяйства.
- 2. Амортизация.
- 3. Средства предприятий, обращенные на покрытие собственных затрат в финансовом плане.
- 4. Доходы бюджета от колхозов, потребительской кооперации и общественных организаций.
- 5. Государственные налоги с населения.
- 6. Доходы от внешней торговли.
- 7. Поступления по государственным внутренним займам и денежно-вещевым лотереям.
- 8. Поступление сумм в погашение кредитов, ранее предоставленных зарубежным странам, и процентов по ним.
- 9. Кредиты, получаемые от зарубежных стран.
При таком толковании финансовых ресурсов исчезает различие между деньгами и финансами, что противоречит самой сущности финансов.
По-другому трактуется понятие финансовых ресурсов в монографиях и учебной литературе. В очерках теории советских финансов финансовые ресурсы определены как выраженная в деньгах часть национального дохода, которая может быть использована государством (непосредственно или через предприятия) на цели расширенного воспроизводства и на общегосударственные расходы. При чрезвычайных обстоятельствах в качестве финансовых ресурсов могут выступать оборотные средства как часть созданного в прошлом национального достояния.1
Данное определение исключает из состава финансовых ресурсов амортизацию и в то же время считает возможным использовать в качестве финансовых ресурсов оборотные средства предприятия.
Данное определение не полностью раскрывает содержание этой категории в части источников образования финансовых ресурсов и их использования по целевому назначению. Включение в состав собственных источников валовой прибыли значительно сокращает размер финансовых ресурсов предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, состоящих из платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды - государственного страхования, пенсионный, фонд занятости населения, дорожные фонды и др. Известно, что источником этих платежей и отчислений является не только прибыль. Значительная часть их относится на себестоимость продукции. Следовательно, основным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия является не валовая прибыль, а валовой доход.
Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляются на двух уровнях: в масштабах страны; на каждом предприятии.
Величина и структура источников формирования финансовых ресурсов в масштабах страны определяют возможности: расширенного воспроизводства народного хозяйства страны, повышения уровня жизни членов общества, роста доходов государственного бюджета.
Размер финансовых ресурсов, формируемых на уровне предприятия, определяет возможности: осуществления необходимых капитальных вложений; увеличения оборотных средств; выполнения всех финансовых обязательств; обеспечения потребностей социального характера.
Структура финансовых ресурсов определяется источниками их поступления. На общегосударственном уровне основными источниками поступления, определяющими структуру финансовых ресурсов, являются национальный доход и доходы от внешнеэкономической деятельности при условии достаточно эффективной ее организации. Частично финансовые ресурсы могут формироваться за счет национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот. Возможно также формирование финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств других государств.
На уровне предприятия структура финансовых ресурсов в основном определяется собственными источниками - валовым доходом и амортизацией.
Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т.д. В советское время почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись бесплатно. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению источников их финансовых ресурсов.
Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.
Общественные объединения создаются на основе:
- 1) принадлежности людей к одной профессии;
- 2) принадлежности людей к определенной социальной группе;
- 3) общих интересов, увлечений;
- 4) общих подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения.
Примерами общественных объединений являются профессиональные союзы; политические партии; творческие союзы; спортивные общества; добровольные общества; специальные целевые фонды; благотворительные фонды.
Финансы общественных объединений формируются за счет:
- 1) уплаты вступительных и членских взносов;
- 2) предоставления льгот и выплат из фондов объединений;
- 3) материальных пожертвований предприятий, учреждений в пользу общественных объединений;
- 4) формирования и использования фондов объединений (фонда заработной платы, фонда капитальных вложений и т.д.);
- 5) передачи доходов вышестоящими инстанциями и получения от них помощи.
Финансовые ресурсы организации (предприятия) - это совокупность собственных денежных доходов в наличной и безналичной форме и поступлений извне (привлеченных и заемных), аккумулируемых организацией (предприятием) и предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.
Следует выделить понятие «капитал » - часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Другими словами, капитал - это превращенная форма финансовых ресурсов.
По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.
Основную долю в собственных финансовых ресурсах составляет прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия) и распределяемая решением руководящих органов управления. В зависимости от финансовой политики организации (предприятия) прибыль, остающаяся в ее распоряжении, может быть использована следующим образом:
- направлена на потребление в полном объеме;
- инвестирована полностью в другие проекты, не связанные с деятельностью организации;
- реинвестирована в развитие организации в полном объеме;
- распределена по первым трем направлениям.
Очевидно, последний вариант наиболее предпочтителен, важно лишь соблюдать экономически обоснованные пропорции ее распределения.
Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления - денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.
Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд, предназначенный для воспроизводства изношенных основных фондов.
Не вся прибыль остается в распоряжении организации (предприятия), часть ее в виде налогов и других обязательных платежей поступает в бюджетную систему. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия), распределяется решением руководящих органов управления на цели накопления и потребления и резервы. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.
Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. На рынке капиталов, возможны два варианта привлечения денежных средств: долевое и долговое финансирование. При долевом финансировании осуществляется эмиссия и размещение своих акций на фондовом рынке. Второй вариант предполагает выпуск и размещение облигаций (срочных ценных бумаг), т.е. предоставление капитала на основе облигационного займа. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения становится образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.
Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другой организации (предприятия) в целях извлечения прибыли или участия в управлении организацией (предприятием).
Ссудный капитал передается организации (предприятию) во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других организаций (предприятий) в виде векселей, облигационных займов.
Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.
К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии.
Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки организаций (предприятий), продукция которых имеет общегосударственное значение.
Финансовые ресурсы используются организацией (предприятием) в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счету в коммерческом банке и в кассе организации (предприятия).
Заботясь о финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, организация (предприятие) распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени. Углубление этих процессов в современной рыночной экономике приводит к усложнению финансовой работы, использованию в практике специальных финансовых инструментов.
В процессе распределения стоимости СОП у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Совокупность фондов денежных ср-в, находящихся в распоряжении хоз.субъектов, гос-ва, домашних хоз-в, наз –ся финансовыми ресурсами.
Источниками фин.ресурсов выступают:
· на уровне хоз.субъектов (п/п)- прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банк.кредит, проценты, дивиденды по цен.бумагам, выпускаемым др.эмитентами.
· На уровне населения – з/пл, премии, надбавки к з/пл., социальн.выплаты, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деят-ти, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии, потребит.кредит.
· На уровне гос-ва – доходы от гос. и муниципальных п/п, доходы от приватизации имущества, доходы от внешнеэкономич.деят-ти, налоговые доходы, гос. кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии цен.бумаг.
Объем фин.ресурсов зависит от вел-ны ВВП и НД, т.е. чем выше ВВП, а, след-но НД, тем выше налог.отчисления хоз.субъектов.
ÞСубъектами фин.ресурсов выступают :
1. домохозяйства
2. предприятия, орг-ции, компании, т.е.юр.лица, владеющими фин.ресурсами
3. гос-во в форме бюджетных и внебюджетных фондов
Чем больше самостоятельности у физ. и юр.лиц, тем больше возможности у них формирования фин.ресурсов. А это обеспечивает увеличение поступлений фин.ресурсов гос-ву.
ÞОбъектами фин.ресурсов явл-ся фин.отношения, в рез-те действия которых образуются целевые ден.фонды. Они концентрируются в 2-х блоках:
1. Децентрализованные фин.ресурсы , которые созд-ся на микроуровне. На п/п идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизац.фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хоз-ве также происходит обособление конкретных целевых фондов- для потребления, для отдыха, для товаров длительного пользования.
Источники финансовых ресурсов на микроуровне:
· Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия): внешняя экономическая деятельность предприятия; богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать).
· Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении): зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия).
· Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; путем продажи акций и облигаций.
· Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).
2. Централизованные фин.ресурсы , создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходов внебюджетных фондов.
Источники финансовых ресурсов на макроуровне:
1. ВВП (первая группа финансовых источников).
2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).
3. Национальное богатство.
4. Привлеченные (заемные) ресурсы.
Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:
I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.
II. Налоги.
III. Отчисления во внебюджетные фонды.
IV. Платежи населения в местный бюджет.
V. Прочие.