Не стоит думать, что обладателям "родной" проводки такие изменения
ни к чему, напротив, есть несколько веских причин внедрить в штатную
проводку рэле от ВАЗ 2108:
Одно из затруднений, связанных с имплантацией проводки от ВАЗ 2109 в "копейку", касалось комбинирования проводки и рэле стеклоочистителя с "классическими" подрулевым переключателем, мотором и редуктором стеклоочистителя. Несмотря на то, что элементы крайне схожи, простым переключением проводов проблему не решить - внутри редукторов двигателей принципиально разные контактные группы, практически взаимоисключающие.
Вот полная схема включения стеклоочистителя и омывателя на ВАЗ 2109 (я исключил из нее ненужные на классике клапан омывателя и очистители/омыватели заднего стекла и фар):
Рис.1: Схема стеклоочистителя и омывателя ВАЗ 2109
Если внимательно посмотреть на разводку контактов внутри редуктора электродвигателя ВАЗ 2109 и сравнить ее со схемой "классики" (ниже), сразу бросается в глаза, что цепи до и после двигателя зеркально отличаются.
Рис.2: Схема внутри редуктора с/о ВАЗ 2107
Составленная мною новая схема для преодоления несоответствий отличалась, мягко говоря, большой сложностью исполнения. Оптимизировав ее по максимуму, я добился комбиначии всего с двумя рэле-переключателями:) Мало того, рэле в этой схеме были включены катушками последовательно в цепь электродвигателя и свободного контакта, что рождало индуктивные токи, которые, в свою очередь, мешали полной остановке двигателя. Вобщем, вариант был признан негодным к эксплуатации и забракован.
Обнаружению наиболее оптимального решения помог случай - коромысло стеклоочистителя задело за случайно оставленную под капотом отвертку и погнулось. Нужно было снимать мотор, и я решил его заодно разобрать и изучить. Увиденное при разборке обрадовало - пара тычков паяльником с легкостью превращают абсолютно несовместимые схемы в абсолютно же идентичные. Что куда перепаивать, лучше всего разбираться по схеме "зубильного" редуктора, понадобится лишь продеть один лишний проводок в косу. Хотя, и этого можно не делать, если использовать вместо него провод, подводящий "массу" к контактной пластине - масса там не очень-то нужна, а на обмотку двигателя она подается с корпуса. Красным на схеме проводки редуктора ВАЗ 21011 показана новая коммутация.
2109" src="el_016/02.gif">Рис.3: Перекоммутация проводки редуктора 21011 -> 2109
Осталось только перекоммутировать провода на "классическом" рычажке стеклоочистителя. Сложностей это не составляет, однако требует некоторого пространственного воображения:) Синим на схеме обозначена "переходная" проводка.
2109" src="el_016/01.gif">Рис.4: Схема подрулевого переключателя 21011 -> 2109
Пара советов по пайке: паяльник нужен довольно мощный (не менее 40W), потому что узел стеклоочистителя - мощный потребитель и при пайке его цепей используется тугоплавкий припой; по этой же причине рекомендую для лужения проводов использовать не канифоль, а паяльную кислоту.
Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла
Стеклоочиститель состоит из моторедуктора, рычагов и щёток ("дворников"). Электродвигатель очистителя – двухщеточный, с возбуждением от постоянных магнитов, односкоростной. Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель. (неисправности стеклоочистителя)
Щётки стеклоочистителя
Длина щёток ("дворников") переднего стеклоочистителя (как левой, так и правой) составляет 330 мм
Длина щётки заднего стеклоочистителя (стекла двери багажника) - 305 мм
.
()
"Дворники" нужно периодичеси промывать по тёплой водой с мылом, для обеспечения их качественной работы. При ухудшении качества очистки стекла - замените щётки.
Для этого поднимите рычаг со щёткой от стекла...
Нажав на фиксатор, снимите щётку с поводка рычага.
Аналогично делается и на остальных щётках.
Техническая характеристика моторедуктора стеклоочистителя
Очиститель имеет два режима работы – постоянный и прерывистый; они включаются правым подрулевым переключателем. Прерывистый режим работы обеспечивается реле типа РС-514 , прикрепленным двумя гайками к передней левой боковине (замена реле стеклоочистителя) . Реле должно обеспечивать 9–17 включений электродвигателя в минуту при температуре от –20 до 50°С и напряжении питания 10 В. (При включении стеклоочистителя в прерывистом режиме щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.) Сопротивление обмотки электромагнита реле – (66±2) Ом, обмотки прерывателя – (23±1) Ом.
Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, установленного в моторном отсеке, форсунок омывателя, расположенных на капоте, и гибких соединительных шлангов. (неисправности стеклоомывателя)
Омыватель включается оттягиванием на себя правого подрулевого переключателя (нефиксированное положение). При неисправности насоса его заменяют. Засорившиеся форсунки можно продуть в обратном направлении или прочистить леской или тонкой иглой.
Видео
Многие сталкивались с таким небольшим неудобством в работе штатного стеклоочистителя ВАЗ 2109: при кратковременном включении омывателя лобового стекла щетки делают 3 взмаха, хотя последний ход щетки делают уже по сухому стеклу, и вполне достаточно было бы и двух взмахов, чтобы убрать всю воду, которую набрызгал омыватель.
Это неудобство, как оказалось, легко устранимо. Для этого покупаем новое реле стеклоочистителя (если что-то не получится, можно будет вставить старое и тем самым не остаться без дворников) типа 526.3747, или другое аналогичное – маркировки могут отличаться в зависимости от завода-изготовителя реле.В схеме этого реле нужно заменить резистор R4. Штатный имеет номинал 130 кОм, нам нужно поставить поменьше, в пределах 40 кОм – 70 кОм. У меня 56 кОм. Найти такой можно в точках по продаже радиодеталей, стоит копейки, либо выпаять из старой техники.
Расположение реле в «черном ящике»
Схема реле дворников ВАЗ 2109
Внутреннее исполнение такого реле может быть разным:
Вариант 1
Вариант 2
Во всех случаях нужный нам резистор подключен к 4-й лапке микрочипа. На рисунках выше он выделен.
Кстати говоря, эта доработка актуальна и для ВАЗ 2114-2115, ВАЗ 2110, Лада Калина, Лада Гранта – для всех моделей, где используется этот тип реле.
Новые реле могут иметь принципиально другое исполнение. Например, мне попалось вот такое реле с маркировкой 723.3777 завода Энергомаш:
Реле 723.3777 Энергомаш. Его нам не переделать
Такое реле нам не переделать, поэтому его можно оставить в качестве запасного (оригинального), а перепаивать будем родное, извлеченное из монтажного блока:
Внешний вид родного реле
По поводу количества взмахов щеток разобрались. Теперь еще один момент.
При первом нажатии на рычаг для омыва стекла обычно бывает так: щетки уже тронулись, а воды на стекле еще нет. Это обусловлено тем, что насосу нужно время, чтобы прогнать воду по трубкам от бачка до форсунки омывателя. Эту ситуацию может исправить установка обратного клапана в трубку, чтобы предотвратить стекание воды из трубок обратно в бачок, когда насос не работает. Лично меня этот момент не сильно волнует, так как щетки идут по сухому только при первом включении, а установка обратного клапана увеличивает сопротивление потоку воды в трубках и без того слабому насосу омывателя, поэтому такую доработку на своем авто не делал и не планирую.
А для тех кто хочет попробовать есть такая информация: можно установить детали следующих номиналов: R2 – 2,2 кОм, C2 – 47 мкФ, R4 – 22 кОм. Величина C2 влияет на все три параметра реле – задержку между взмахами, количество взмахов при включении омывателя и задержку старта щеток, поэтому возможны варианты. Если у кого получится – отпишитесь в комментариях.
Если нет желания ничего переделывать, можно поставить специальное программируемое реле. При этом щетки будут стартовать с задержкой около 0,5 сек, также есть возможность задавать паузу между взмахами щеток в прерывистом режиме при помощи манипуляций с рычагом включения дворников. Оно имеет маркировку 723.3777-01 (аналог 411.3777), кому интересно - гугл и яндекс в помощь. Я бы порекомендовал сделать регулировку паузы в ручном режиме так, как это сделано в .
Вместе с перепайкой резистора в реле для уменьшения количества ходов щеток до двух это, на мой взгляд, необходимый и достаточный объем доработок стеклоочистителя ВАЗ 2109.
Очиститель ветрового стекла состоит из электрического привода, рычагов и щеток. Движение щеток параллельное. Схема включения очистителя показана на рисунке ниже.
Предусмотрены три режима работы очистителя: 1-й и 2-й режимы - постоянные (но с различными скоростями движения щеток), 3-й режим - с прерывистым движением щеток.
Электродвигатель очистителя - с возбуждением от постоянных магнитов, трехщеточный, с двумя скоростями вращения. Для защиты электродвигателя от перегрузок во время примерзания щеток к стеклу, при большом сопротивлении их движению или заедании механизма очистителя предназначен термобиметаллический предохранитель многоразового действия, установленный на кронштейне привода очистителя.
Прерывистый режим работы очистителя обеспечен электронным реле типа 525.3747, установленным в монтажном блоке.
Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла: 1 – электродвигатель омывателя ветрового стекла; 2 – электродвигатель очистителя ветрового стекла; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – реле разгрузки выключателя зажигания; 6 – переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла; КЗ – реле очистителя ветрового стекла; А – к источнику питания; В – порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя.
На дверь задка устанавливают очиститель вместе с электромагнитными клапанами омывателя. Схема включения очистителя стекла двери задка:
1 – электродвигатель насоса омывателя; 2 – электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – переключатель очистителей и омывателя стекол; 6 – очиститель заднего стекла; А – к выводу «30» генератора; Б – порядок условной нумерации штекеров в колодке очистителя заднего стекла.
Очиститель стекла двери задка состоит из моторедуктора, рычага и щетки. Укладка рычага со щеткой правая по ходу движения автомобиля. В моторедукторе очистителя установлен термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок.
Очиститель включается правым подрулевым переключателем. При нажатии на переключатель подается напряжение к электродвигателю насоса омывателя и к электромагнитному клапану омывателя стекла двери задка.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Со временем вставки щеток стеклоочистителя теряют эластичность из-за старения резины, поэтому щетки прилегают к стеклу неплотно, оставляя при работе неочищенные участки.
Временно, до приобретения новых щеток, можно попробовать восстановить работоспособность старых. Опустите их на минуту в чистый бензин, а затем тщательно промойте водой с мылом.
Зачастую после этого щетки опять становятся как новые.
Чистота лобового стекла очень важна для безопасности водителя и пассажиров. Поэтому, если не работают дворники на автомобиле ВАЗ 2107, это может привести к неприятной ситуации на дороге. В статье дается электросхема стеклоочистителя, рассматриваются неисправности и способы устранения.
[ Скрыть ]
Устройство стеклоочистителей
Для того, чтобы отремонтировать неработающие дворники ВАЗ 2107, нужно знать (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).
Принципиальная схема очистителя стекла
На семерках устанавливается стеклоочиститель типа СЛ-193. Он находится в моторном отсеке в коробке воздухосборника отопителя. Его электросхема похожа с электросхемой очистителей стекла на ВАЗ 2106.
- предохранитель;
- электрический двигатель агрегата;
- блок предохранителей;
- выключатель, который подает воду на стекло;
- переключатель, с помощью которого меняется скорости движения;
- реле;
- замок зажигания.
Стеклоочиститель состоит из рычажного механизма, щеток, рычагов и электродвигателя с редуктором. Включается механизм с помощью переключателя на рулевой колонке, он же включает . Благодаря мотору и редуктору создается вращательное движение, которое приводит в движение трапецию.
Валы соединяются с редуктором тягами и передают колебательные движения. В итоге щетки перемещаются по поверхности и очищают ее от загрязнений.
Для очищения от грязи устанавливается омыватель. В конструкцию омываетля ВАЗ входит: моторчик, насос, форсунки и бачок. Моторчик запускает , который подкачивает жидкость, находящуюся в бачке омывателя. Через форсунки она разбрызгивается на стекло.
Распространенные неисправности и методы устранения
Причины, почему не работают дворники на автомобилях, независимо УАЗ это или семерка, в основном одинаковые. Ниже приведены неисправности и методы их устранения.
Неисправность | Способ устранения |
Дворники не работают в обоих режимах. | В этом случае следует проверить предохранители. Если они перегорели, нужно заменить новыми. Если окислились лишь контакты, нужно несколько раз вытянуть предохранители и поставить на место. Может потребоваться замена трапеции дворников Ваз. |
Щетки не работают только в прерывистом режиме. | В этом случае сначала нужно проверить поступление электропитания. Если напряжение есть, то причина поломки в реле. |
Неисправен переключатель очистителя | Поменять трехрычажный переключатель |
Дворники работают, но при отключении они остаются в произвольном положении. Причина может быть в поломке редуктора, так как в нем находится концевой выключатель. | Необходимо зачистить контакты или подогнуть пластину выключателя. При необходимости следует заменить редуктор. |
Не работает электродвиигатель. | В этом случае нужно демонтировать электродвигатетель, проверить состояние обмотки и щеток. |
Щетки не движутся при работающем редукторе. | Поломаны зубья шестерни, требуется ее замена. Может быть слабо закреплен кривошип на шестерне, нужно затянуть гайку крепления. |
В основном проблема механическая — разбивается трапеция.
При ремонте дворников многие меняют штатные изделия на бескаркасные. Они имеют привлекательный внешний вид, лучше прижимаются к стеклу, не имеют шарнирных соединений, поэтому на них не влияют загрязнение и обледенение.Конструкция очистителя стекла представляет собой сложный механизм, состоящий из большого количества деталей. Отказать может любая из них, что повлечет либо полный отказ работы механизма, либо будет некачественное очищение стекла.
Если разбираться в электросхеме стеклоочищающего механизма, то обслуживание можно выполнить своими руками.