Двигатель УАЗ Патриот 409
от Заволжского моторного завода в последнее время довели до экологического стандарта Евро-4. По сути это инжекторный 406 двигатель, который устанавливали на Волги и ГАЗели. Собственно конструкция силовых агрегатов весьма схожа, кроме того проблемы 406 мотора унаследовал и движок ЗМЗ 409. Далее предлагаем описание и технические характеристики двигателя UAZ Patriot 409
.
Бензиновый, рядный, 4-цилиндровый и 16-клапанный агрегат имеет чугунный блок цилиндров и алюминиевую ГБЦ. В головке блока имеются два распредвала, которые вращаются посредством цепного привода ГРМ. В клапанном механизме имеются гидрокомпенсаторы, которые освобождают вас от ручной регулировки теплового зазора 16-ти клапанов.
Устройство газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ 409 УАЗ Патриот
Распределительные валы отлиты из чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочей поверхности произведен “отбел” кулачков. Валы вращаются в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Эти крышки обрабатываются в сборе с головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы. Привод распределительных валов цепной, двухступенчатый. Включает в себя: звездочку 1 коленчатого вала, ведомую 5 и ведущую 6 звездочки промежуточного вала, ведомые звездочки 12 и 14 распределительных валов, две цепи (72 и 92 звена) 4 и 9, гидронатяжители с усиленной пружиной 2 и 8, рычаги натяжного устройства 3 и 7 и успокоители цепей 13, 16 и 17. Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями, размещенными: один – на передней крышке блока цилиндров (крышке цепи), другой – на головке блока цилиндров.
- 1 – звездочка коленчатого вала
- 2 – гидронатяжитель нижний
- 3 – рычаг натяжного устройства нижней цепи
- 4 – цепь нижняя
- 5 – звездочка промежуточного вала ведомая
- 6 – звездочка промежуточного вала ведущая
- 7 – рычаг натяжного устройства верхней цепи
- 8 – гидронатяжитель верхний
- 9 – цепь верхняя
- 10 – установочная метка на звездочке
- 11 – установочные штифты
- 12 – звездочка распределительного вала впускных клапанов
- 13 – успокоитель цепи верхний
- 14 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов
- 15 – верхняя плоскость головки цилиндров
- 16 – успокоитель цепи средний
- 17 – успокоитель цепи нижний
- М1 и М2 – установочные метки на блоке
Пожалуй именно сложный механизм устройства ГРМ 409 двигателя UAZ Patriot доставляет массу неприятностей при эксплуатации двигателя. Недостаток масляного давления довольно быстро выводит из строя гидрокомпенсаторы, необходимо внимательно следить за уровнем масла в моторе. А частые поломки гидронатяжителей цепи вызывают неприятный звук. Проблема решается установкой импортных гидронатяжителей и регулярной заменой качественного масла. Стоит отметить, что клапаны взаимозаменяемы с аналогичными клапанами двигателя ВАЗ-2108. Далее характеристики бензинового мотора УАЗ Патриот .
Двигатель UAZ Patriot 2.7 ЗМЗ 409 (128 л.с.) характеристики, расход топлива
- Рабочий объем – 2693 см3
- Количество цилиндров – 4
- Количество клапанов – 16
- Диаметр цилиндра – 95.5 мм
- Ход поршня – 94 мм
- Мощность л.с./кВт – 128/94.1 при 4600 оборотах в минуту
- Крутящий момент – 209.7 Нм при 2500 оборотах в минуту
- Степень сжатия – 9
- Тип ГРМ/привод ГРМ – DOHC/цепь
- Марка топлива – бензин АИ 92
- Экологический класс – Евро-4
- Максимальная скорость – 150 км/ч
- Разгон до 100 км/ч – н/д
- Расход топлива по городу – н/д
- Расход топлива в смешанном цикле – н/д
- Расход топлива по трассе – 11,5 литра
Данный двигатель весьма прожорлив, это пожалуй на сегодняшний момент главная проблема Патриота с этим силовым агрегатом. Довольно устаревшая конструкция, не порадует вас своей надежностью. Однако цена нового UAZ Patriot, заставляет закрывать глаза на подобные минусы.
Среди образцов отечественного моторостроения имеются действительно удачные образцы двигателей. Один из них – двигатель ЗМЗ 409, получивший распространение на машинах УАЗ, и некоторых других.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 409
Рассматриваемый двигатель начал сходить с конвейеров Заволжского моторного завода в 1996. Он явился логическим развитием 406 линейки , предшественником которой, в свою очередь, был двигатель 405. Блок цилиндров от 405 двигателя остался без изменений, модификации подвергся коленвал (установлена модель с увеличенным до 94 мм. ходом), и поршни с 4-миллиметровым смещением. Путем этих манипуляций была получена новая модель двигателя – 409.
В 2003 внедрили новые распредвалы в конструкцию.
Двигатель 409 в снятом виде:
ЗМЗ 409 – на бензине, имеющий 4 цилиндра в рядной компоновке и 16 клапанов. В 409 двигателе система инжектора управляется микропроцессорными электронным блоком.
Система охлаждения этого двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Смазка двигателя осуществляется по комбинированной схеме, с принудительным распрыскиванием моторного масла.
Основные технические характеристики инжекторного двигателя 409 серии:
Ресурс двигателя производителем заявлен относительно небольшой, всего 150 тыс. километров пробега. Фактически владельцы машин с этими моторами сообщают о нормальной работе двигателей, при своевременном и правильном обслуживании, до 250 тысяч и более.
Обладатели автомобилей с этим двигателем отмечают его несомненные преимущества при езде по бездорожью, а также дешевизну и ремонтопригодность. Но вместе с этим автолюбители жалуются на высокий расход топлива (12 литров – много, по современным меркам) и плохую динамику при езде «на асфальте».
Конструктивные особенности
Устройство рассматриваемого двигателя просто и достаточно надежно. 409-й обладает прочным чугунным блоком цилиндров (которые расточены прямо в нем), между цилиндрами предусмотрены каналы для хладагента.
Интересно: подразумевалось изначально, что двигатель будет оснащаться разнообразным навесным оборудованием, поэтому в моноблочной конструкции предусмотрели соответствующие каналы для смазки, технологические отверстия, разные в определенных моделях двигателя 409.
Головка блока цилиндров отлита из алюминия, на ней расположены клапаны выпуска и впуска – по 4 на цилиндр. Величина зазора цилиндров регулируется гидротолкателями. В ранних моделях гидротолкатели имели тенденцию к поломке, поскольку башмаки натяжителей изготавливались из пластика, отходы износа которого загрязняли масло. В дальнейшем от этой практики было решено отказаться, и башмаки заменили металлическими «звездочками».
Поршни мотора также алюминиевые и снабжены вставками для терморегуляции. Дно поршней снабжено четырьмя специальными канавками, которые помогают избежать тяжелых поломок от удара поршней о клапаны при неисправностях двигателя.
Важно: поршни от 405 и 409 двигателя – не взаимозаменяемы, поскольку в последнем ось пальца имеет смещение на 4 мм. к днищу.
Поршневых колец – 3 на каждом из поршней: одно маслосъемное, два компрессионных. Последние покрываются напылением из пористого хрома, на нижнее наносится оловянный слой защиты.
Коленвал двигателя – чугунный, для повышения прочности. Коленвал, в сравнении с таковым в 406 модификации, отличается большим радиусом кривошипа и соответственно увеличившимся до 94 мм ходом поршня.
Клапаны – стальные, выполнены из жаропрочного сорта металла, и могут проворачиваться в процессе работы, чем достигается более равномерный их износ.
Интересно: клапаны полностью взаимозаменяемы с таковыми от двигательной установки ВАЗ-2108.
Питание бензином ЗМЗ 409, как упоминалось ранее, инжекторное, смесь впрыскивается в цилиндры двигателя инжектором. Контролируется впрыск электронным микроконтроллером, так реализована, к примеру, топливная система УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, и прочих образцов от этого концерна.
Газораспределительный механизм
Распредвалы двигателя чугунные. Их конструкция незначительно отличается в зависимости от модификации двигателя ЗМЗ 409. Механизм приводится в действие цепью, уровень натяга которой обеспечивается и регулируется двумя гидронатяжителями – на передней крышке БЦ и на головке.
Внешний вид цепи ГРМ:
Куда ставится
ЗМЗ-409 ставится на машины производителя УАЗ:
- Патриот;
- Барс;
- УАЗ Хантер;
- Пикап;
- Симбир
- Карго;
- «Буханка» (в частности, 3909 и др.).
УАЗ Буханка инжектор, 409 двигатель, система охлаждения закрыто-жидкостная – часто встречается на дорогах РФ и СНГ, поскольку это дешевый и неприхотливый авто. Получила «УАЗ Буханка инжектор» 409 двигатель более полутора десятков лет назад, и за годы эксплуатации модель доказала свою жизнеспособность.
Легендарная «Буханка»:
До 2005 ЗМЗ 409 ставился также на ГАЗовские автомобили Газель в модификациях:
- 5-тонный бортовой грузовой автомобиль 3302;
- грузопассажирский 33023;
- рамный фургон 2705;
- 13-местный микроавтобус ГАЗ 3221 и его вариант с повышенной комфортностью 32213;
- маршрутное такси модели 322132;
- карета «Скорой помощи», индекс 32214;
- ГАЗ «Соболь» моделей 22171, 221717 и 22177 (известен также как Баргузин), 2217.
В 2005 договор Заволжского моторного завода и концерна ГАЗ истек и заново не заключался, но завод вступил в холдинг Соллерс.
Модификации
За годы существования двигателей серии 409 было произведено несколько модификаций. Распространенные разновидности:
409.10
Мощность двигателя 0 142 силы, соответствие экологическим стандартам – на уровне Евро 2.
4091
Двигатель соответствует нормам Евро 3, начал выпускаться заводом в 2007. Этот двигатель создан специально под классическую «Буханку», штатная мощность мотора – 125 сил.
4911
Впервые сошел с конвейера в 2012. Основное предназначение – комплектация двигателем машин УАЗ 3303, бортовых грузовиков, называемых среди автолюбителей «Головастик», и различных модификаций Буханок. В двигатель включен датчик абсолютного давления, а также зубчатые цепи ГРМ. Паспортная мощность двигателя – 125 сил.
40904
Этим двигателем комплектуются «Хантеры», «Карго», «Патриоты» и «Пикапы» от УАЗ. В двигателе применен датчик абсолютного давления, впрыск топлива осуществляется посредством производительных двухпоточных форсунок. ГРМ на цепном приводе. В двигателе переработана крышка ГБЦ. Обновленный агрегат смог выдавать до 142.8 сил.
40905
Современная вариация двигателя серии 409, получившая соответствие требованиям экобезопасности Евро-4. Прочими характеристиками полностью аналогична 40904.
Помимо указанных базовых модификаций, существует множество подмоделей 409 ЗМЗ двигателя, и некоторые несерийные образцы. Например, дополнительно форсированный двигатель 4092.10, на 160 сил, используется для оснащения автомобилей Волга.
Обслуживание
Как и любая силовая установка, двигатель ЗМЗ серии 409 нуждается в регулярном и качественном техобслуживании.
Базовое требование для поддержания полностью рабочего состояния двигателя – использование качественного топлива и технических жидкостей. От чистоты бензина, качества смазки и охлаждающей жидкости зависит срок «жизни» двигателя и период до капремонта или замены агрегата.
Следует регулярно проверять:
- уровень моторного масла;
- количество охлаждающей жидкости;
- состояние натяжения ремней и цепей двигателя;
- состояние форсунок. Периодически, при необходимости («троение» мотора и другие проблемы) следует производить их прочистку.
Критичной слабой точкой ЗМЗ 409 принято считать помпу, за состоянием которой следует внимательно следить и менять при появлении признаков неисправности. Важно контролировать и состояние свечей зажигания.
Период проведения некоторых операций по регламенту:
- 10 тыс. пробега или 6 месяцев эксплуатации: замена масла в двигателе и ;
- 20 тыс. или год использования агрегата – проверка состояния системы вентиляции картера, свечей, аккумуляторной батареи, цепей ГРМ и ременных приводов навесного оборудования;
- 30 тыс. или полтора года – контроль отсутствия прогара выпускного коллектора, замена воздушного и топливного фильтров;
- 40 тыс. или 2 года: осмотр шлангов и узлов системы охлаждения, замена жидкости в системе.
Важно: ресурс цепи механизма газораспределения заявлен в 100 тыс. километров. Но и саму цепь, и ролики ГРМ с натяжителями желательно полностью менять уже на 90 тысячах.
Проблемы и распространенные неисправности
Обычно ЗМЗ-409 начинает требовать серьезного внимания на рубеже 300 тысяч км. Но доставлять проблемы он способен начать и раньше, если эксплуатировался в неблагоприятных условиях, без должного обслуживания.
Основные неисправности на УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, массово распространенном примере авто с этим мотором:
- рост потребления бензина;
- снижение мощности двигателя;
- падение давления в масляной системе;
- дым из моторного отсека;
- троение и нестабильная работа двигателя.
К счастью, рассматриваемый двигатель имеет высокую ремонтопригодность, запасные части для него распространены и доступны по цене. Кроме того, иногда практикуется и замена двигателя на контрактный.
Проблемы двигателя возникают по разным причинам.
Мотор не заводится
Причинами этого могут быть:
- отсутствие давления бензина в топливной рампе;
- поломка в системе зажигания.
Следует проверить топливопроводы и бак, промыть и продуть их при необходимости. Если неисправен топливный насос двигателя, его меняют. Часто падение давления связано с забитым топливным фильтром, нуждающимся в замене. Еще одна возможная причина – поломка регулятора давления топлива, исправляющаяся заменой такового.
Если есть подозрения на проблемы зажигания, следует проверить свечи, катушки, бронепровода и другие компоненты. Важно убедиться, что выставлен правильный уровень опережения зажигания.
Падение мощности мотора
Возможные причины:
- дроссельная заслонка двигателя открывается не полностью. Привод заслонки нуждается в регулировке.
- сломался ДПДЗ (датчик положения заслонки), его следует заменить;
- низкое давление в топливной рампе – см. выше;
- воздушный фильтр загрязнен и нуждается в замене;
- проблемы с зажиганием;
- нарушены зазоры клапанов, следует произвести их регулировку;
- низкая компрессия из-за пробоя прокладки ГБЦ, прогорания поршней двигателя или неисправности поршневых колец, нарушения прилегания клапанов, износа цилиндров/колец.
Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно
- падение давления бензина;
- поломка регулятора холостого хода;
- потеря герметичности во впускной системе, подсос воздуха.
Низкое давление в масляной магистрали
Возможные неполадки и проблемы двигателя, ведущие к этому:
- неправильный сорт залитого в двигатель масла;
- попадание в картер бензина или охладителя с последующим вспениванием (опасное явление, необходимо как можно скорее устранить причину протечки и заменить масло);
- износ и загрязнение масляного насоса (его следует промыть и, если необходимо, поменять);
- загрязнение масляного фильтра (решение – замена такового);
- слишком малый зазор между дном картера и маслоприемником, повреждение последнего. Картер нужно привести к изначальной геометрии или заменить;
- слишком большой зазор между шейками коленвала и вкладышами. Решается заменой вкладышей двигателя и шлифованием шеек;
- засорения маслопроводов БЦ, трещины в полостях масляной магистрали. «Лечение» – ремонт БЦ или его замена.
Стук коленвальных подшипников
Металлический стук слышится при резком выжимании педали газа в холостом режиме, стук становится чаще с . Возможные причины:
- упало давление масла, детали двигателя испытывают масляное голодание. Следует найти и устранить причину;
- увеличение зазора между вкладышами коленвала двигателя и шейками. Нужна шлифовка шеек и замена вкладышей.
Стук из блока поршней
Вызывается биением поршней о стенки цилиндра, хорошо определяется под нагрузкой на малых оборотах, носит приглушенный характер. Причины:
- большой зазор между цилиндром и поршнем. Проблема решается заменой поршней с одновременной расточкой цилиндров двигателя (и хонингованием таковых);
- если к стуку привел большой зазор между канавками поршня и кольцами, следует заменить последние, или поршни в комплекте с кольцами.
Высокий расход масла
Вызывается:
- утечками через уплотнения двигателя;
- засоренным картером;
- проблемами поршня, колец, маслосъемных колпачков.
Вибрация мотора
- дисбаланс коленвала двигателя (требуется балансировка)
- нуждающиеся в регулировке зазора клапаны;
- износ опор двигателя;
- ослабло крепление шкива коленвала.
Перегрев двигателя
Вызывается неисправностями в системе охлаждения: следует проверить уровень охлаждающей жидкости и общее состояние системы.
Тюнинг двигателя ЗМЗ 409
Владельцы машин с этим двигателем в погоне за большими мощностями довольно часто идут на радикальный шаг – замену двигателя на подходящие дизельные агрегаты от мощных импортных внедорожников. Этот шаг позволяет сделать автомобиль гораздо «сильнее» и динамичнее, но стоимость решения может оказаться для рядового УАЗовладельца неприемлемо высока.
Но есть и менее затратные варианты тюнинга:
- Чипование двигателя. ЗМЗ 409 оснащен блоком управления МИКАС 7.2 или 11, который поддается перепрошивке. С помощью специального оборудования и ПО можно переназначить некоторые параметры логики блока, сделав двигатель «резвее» и приемистее.
- Установка турбины или компрессора. Это достаточно популярный шаг, форсировать двигатель компрессором или газовой турбиной стоит несравнимо дешевле покупки нового двигателя, и дает ощутимый прирост мощности. В среднем, турбина позволяет увеличить «силы» двигателя примерно на 30%.
Двигатель 409 производителя ЗМЗ рекомендовано использовать для силового приводя тяжелых внедорожников и грузовиков, автобусов и автомобилей с не отключаемым полным приводом. В семействе 409 разработано 5 серийных движков 409.10, 40904, 40905, 4091 и 40911, один внесерийный вариант 4092.
Технические характеристики ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.
Из предыдущих поколений производителя ЗМЗ в двигателе семейства 409 остался исключительно блок цилиндров в качестве заготовки. Кроме того, не изменилась схема двигателя – рядная четверка с ГРМ по схеме DOCH. Перед разработчиками стояла задача добавить крутящий момент и увеличить мощность, с чем они, безусловно, справились еще в базовой версии 409.10.
В таблице приведены технические характеристики ЗМЗ 409:
Изготовитель | ЗМЗ |
Марка ДВС | 409 |
Годы производства | 2001 – … |
Объем | 2693 см3 (2,7 л) |
Мощность | 82,4 – 105,1 кВт (112 – 143 л. с.) |
Момент крутящий | 210 – 230 Нм (на 4000 об/мин) |
Вес | 190 кг |
Степень сжатия | 9 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | электронное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
с изменяемой геометрией | |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | от 4062.10 с подъемом 9 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 95,5 мм |
Поршни | оригинальные, палец смещен вверх на 4 мм |
Коленвал | высокопрочный чугун, 5 опор, 8 противовесов |
Ход поршня | 94 мм |
Горючее | АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-3/4 |
Расход топлива | трасса – 11,5 л/100 км смешанный цикл 11 л/100 км город – 13,5 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,3 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть |
Масло для ЗМЗ 409 по составу | зимой синтетика, летом полусинтетика |
Объем масла моторного | 6 л |
Температура рабочая | 90° |
Ресурс ДВС | заявленный 150000 км реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 10,7 л |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Свечи на ЗМЗ 409 | BCPR6ES от NGK или АУ14ДВРМ, LR17YC от Brisk, WR8DC от Bosch |
Зазор свечи | 0,8 мм |
Цепь ГРМ | 84/108 зубчатая или 72/92 втулочная, взаимозаменяемость только комплектом со звездами, башмаками и натяжителями |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | с обратным клапаном |
Маховик | от 406, внутренний диаметр 40 мм, 7 отверстий для крепления со смещением |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | производитель Goetze |
Компрессия | от 11 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 38 Нм маховик – 72 – 82 Нм болт сцепления – 22 – 38 Нм крышка подшипника – 100 Нм (коренной) и 70 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 40 Нм, 135 Нм + 90° |
Затем были добавлены модификации с незначительными изменениями конструкции и характеристик для обеспечения разных нормативов Евро и адаптации под конкретные автомобиль ГАЗ и УАЗ. Для каждой из них имеется собственный мануал, содержащий, помимо регламента ТО, описание конструкции и параметров ДВС.
Особенности конструкции
Кроме микропроцессорного управления КМПСУД, двигатель ЗМЗ 409 имеет следующие нюансы:
- цилиндры изготовлены в чугунном блоке;
- крышки подшипников не обладают взаимозаменяемостью, так как подогнаны по месту;
- масляный картер сделан из отдельной детали, что облегчает промывку системы смазки и замену масла;
- ГБЦ имеет оригинальные размеры, от предыдущих серий не подходит;
- распредвалы, не только обеспечивают вертикальное перемещение гидротолкателей, но и вращают их для равномерного износа;
- благодаря гидрокомпенсаторам отпадает необходимость периодической регулировки зазоров клапанов.
Перечень модификаций ДВС
С семейство движков 409 изготовителем включено шесть версий.
Базовый мотор 409.10 под стандарт Евро-2 с характеристиками 143 л. с., степень сжатия 9, крутящий момент 230 Нм. Зажигание модульное с пучком высоковольтных проводов, имеется датчик дроссельной заслонки.
Улучшенная модификация 40904.10 отличается от предыдущего варианта системой зажигания – индивидуальная катушка для каждой свечи, ДПДЗ здесь отсутствует, вместо него использован дроссельный узел для обеспечения Евро-3. Имеется автоматический натяжитель ремня генератора, который в 409.10 не предусмотрен.
Модификация 40905.10 имеет стандартные характеристики, предназначена для внедорожников Хантер, Патриот и грузовиков Карго, Пикап производителя УАЗ.
Двигатель 4091.10 считается дефорсированным с нормами безопасности Евро-3. Имеет мощность 112 л. с., устанавливается на Таблетки и Буханки УАЗ 462.
Силовой привод маркировки 40911.10 обладает моментом 219,5 Нм и мощностью 125 л. с. Соответствует регламенту Евро-4, предназначен для полноприводных грузовиков УАЗ с формулой 4х4 (не отключаемая).
Мотор 4092.10 не вошел в серию, создан специально для автомобилей ГАЗ Волга и УАЗ 3160 (вседорожник полноприводный). Крутящий момент в районе 225 – 235 Нм, мощность около 135 – 138 л. с.
С завода моторы имели лишь самое необходимое навесное, без ГУРа и прочего. Этим оборудованием их комплектовал уже автопроизводитель на конвейере. В механизме ГРМ используются не одинаковые распредвалы:
- 40904 и 4905 профиль кулачков впускного и выпускного вала одинаковый, приподнимает клапаны на 9 мм;
- 40911 профиль кулачков разный, подъем 8 мм на впуске и 9 мм на выпуске.
Клапанные пружины можно использовать от ВАЗ-2108, так как они взаимозаменяемые на всех моделях ЗМЗ 409.
Плюсы и минусы
Практически все конструктивные решения, использованные в моторах серии ЗМЗ 409, обладают и плюсами, и минусами. Например, головка блока цилиндров разработана индивидуально:
- обеспечивается высокий ресурс, использована удобная схема с двумя распредвалами для управления 16 клапанами;
Плюсами конструкции 409 являются:
- модернизация впускного тракта и системы газораспределения;
- автоматический натяжитель, который получило навесное оборудование для увеличения ресурса ремня;
- доработанная система охлаждения и смазки;
- наличие вариантов моторов в линейке под Евро-2 – Евро-4.
При необходимости возможна форсировка своими силами и капремонт в гараже, даже без тельфера. Новая металлизированная прокладка с подпружиненными элементами служит дольше асбеста. При необходимости ее можно установить своими руками, соблюдая рекомендованные моменты затяжки.
Список моделей авто, в которых устанавливался
До 2005 года мотор ЗМЗ 409 устанавливался на ГАЗ Газель следующих модификаций:
- бортовой 5 т грузовик 3302;
- Фермер 33023 грузопассажирский;
- фургон с рамным шасси и цельнометаллическим кузовом 2705;
- микроавтобус 13 местный 3221;
- микроавтобус повышенной комфортности 32213;
- такси маршрутное 322132;
- «Скорая помощь» 32214;
- Соболь 221717, 22171, 22177 (Баргузин) и 2217.
Затем договор с автозаводом ГАЗ закончился и не был заключен вновь. Зато ЗМЗ вошел в один холдинг Соллерс вместе с другим автопроизводителем УАЗ. Изначально характеристики двигателя серии 409 полностью удовлетворяли требованиям отечественных внедорожников, ими стали комплектовать автомобили УАЗ:
- до 2005 года вездеходы 31512, 31514, 31519;
- 3159 Барс (удлиненная версия);
- 3162 Симбир (удлиненная модификация);
- с 2005 года внедорожник Патриот;
- с 2008 года грузопассажирская версия Pickup;
- 452 фургон «Буханка», скорая помощь «Таблетка», 10 местный автобус, двухместный грузовик, трехосный автобус и седельный тягач;
- 3741 фургон цельнометаллический;
- 2206 микроавтобус полноприводный;
- 3909 Фермер.
Сразу после вхождения ЗМЗ в холдинг руководство стало наращивать объемы производства.
Регламент обслуживания ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.
В связи с особенностью конструкции двигатель ЗМЗ 409 необходимо обслуживать в следующие временные интервалы или после пробега:
- 6 месяцев/10000 км – замена моторного масла и масляного фильтра;
- 1 год/20000 пробега – ревизия вентиляции картера, аккумулятора и свечей, ремней навесного оборудования и цепей ГРМ;
- 1,5 года/30000 км – осмотр выпускного коллектора на прогар, замена топливного и воздушного фильтра;
- 2 года/40000 пробега – замена антифриза и осмотр шлангов, приборов системы охлаждения.
Конструкторами разработано устройство ДВС для обеспечения ресурса цепного ГРМ привода 100000 км пробега. Однако рекомендуется менять цепи в комплекте с роликами и натяжителями раньше – на рубеже 90 тысяч км.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
За счет выемки в верхней плоскости поршня мотор ЗМЗ 409 не гнет клапана, даже при перескоке и порыве цепи ГРМ. Кроме присущих всем рядным двигателям с верхним расположением распредвалов поломок, имеет несколько незначительных «болезней»:
Все остальные неисправности описаны в руководстве вместе с пошаговыми фото для самостоятельного ремонта. Двигатель имеет оценку пользователей +3, то есть не доставляет особых проблем между капремонтами.
Варианты тюнинга мотора
Создан двигатель ЗМЗ 409 преимущественно для внедорожников с характерными эксплуатационными режимами – тяговитость необходима на малых оборотах для повышения проходимости транспортного средства, поэтому тюнинг путем установки широкофазных распредвалов здесь абсолютно бесполезен.
Следует использовать следующую схему:
- доработка ГБЦ – шлифовка каналов, форсунки 440СС;
- улучшение впускного тракта – турбина Garret 17, соответствующий ей впускной коллектор и охладитель воздуха – интеркуллер;
- модернизация выпускного тракта – прямоточный 63 мм выхлоп с обязательной настройкой.
Подобный тюнинг способен повысить крутящий момент в нижнем диапазоне оборотов и мощность силового привода.
Таким образом, в 2001 году производитель ЗМЗ выпустил очередное семейство моторов 409 для грузовиков и внедорожников. В него вошли модификации 409.10, 40904.10, 40905.10, 4091.10 и 40911.10. Исключительно для ГАЗ Волга вне серии разработан ДВС 4092.10 мощностью 160 л. с.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
На автомобили UAZ Patriot устанавливают четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель ЗМЗ-409.10 с верхним расположением клапанов и жидкостным охлаждением.
Двигатель ЗМЗ-409.10 оснащен системой распределенного впрыска топлива и микропроцессорной системой зажигания.
|
В отечественном автопроме особой популярностью и распространенностью пользуется двигатель ЗМЗ 409.
Конвейерное производство данной модели мотора началось в 1996 году. На сегодняшний день на базе данного выпускается несколько моделей агрегатов объемом от 2,3 до 2,7 литров.
Устанавливался двигатель 409 в основном на автомобили отечественного производства марок УАЗ и ГАЗ. Все силовые установки данного поколения производятся с установленным нейтрализатором газов и полностью соответствуют стандартам Евро-2. Расход топлива двигателя ЗМЗ 409 составляет 12 литров.
Двигатели ЗМЗ 409 за все время производства несколько раз изменялись и дорабатывались. В 2003 году модификации подверглась система распределительных валов.
Изготовленные из пластика башмаки натяжителей были заменены на звездочки, благодаря чему удалось избавиться от проблемы быстрой поломки гидравлических толкателей по причине загрязнения моторного масла продуктами износа пластика.
После перехода завода-производителя ДВС на импортные комплектующие была произведена замена системы распределительных валов в двигателе ЗМЗ 409. Это позволило повысить надежность силового агрегата.
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 94 |
Диаметр цилиндра, мм | 95.5 |
Степень сжатия, атмосфер | 9 |
Объем, см. куб. | 2693 |
Рабочий объем ДВС, л | 2.6 |
Мощность, л.с при 4400 об/мин | 112-143 |
Крутящий момент, Нм при 3900 об/мин | 210-230 |
Топливо | 92 |
Экологические нормы | Евро 3 |
Расход топлива на 100 км (город), л | 11.5 |
Расход масла на 1000 км, гр | до 100 |
Вес, кг | 190 |
Виды масла | 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40 |
Объем масла, л | 7 |
Замена масла проводится, км | 7000 |
При замене заливать, л | 6 |
Рабочая температура двигателя, град. | ~90 |
Ресурс двигателя, км | |
По данным завода | 150 |
Фактически | 250+ |
Мотор устанавливался на моделях УАЗ Барс, УАЗ Хантер, УАЗ Пикап, УАЗ Карго и УАЗ Симбир.
409 двигатель – четырехцилиндровый рядный мотор, управление которым осуществляется при помощи микропроцессоров. Работа цилиндров организовывается согласно схеме 1-3-4-2, вращение коленчатого вала производится в правую сторону.
ЗМЗ 409 двигатель имеет закрытую систему вентиляции принудительного действия, работа которой основывается на разрежении в выпускной системе. Аналогичной является система смазки – комбинированная, принудительная, с разбрызгиванием смазочного материала.
Система питания двигателя ЗМЗ 409 представляет собой впрыск топливной смеси в трубу. принудительная, жидкостная и закрытая. Электрическая система – однопроводная.
Конструкция ДВС
Блок цилиндров силового агрегата изготовлен из серого чугуна. Между цилиндрами располагаются каналы, предназначенные для циркуляции охлаждающей жидкости.
Моноблочная конструкция двигателя ЗМЗ 409 полностью подготовлена под навесное оборудование и имеет все необходимые отверстия и смазочные каналы.
В нижней части узла располагаются опоры, предназначенные для закрепления коренных подшипников и установки коленчатого вала. Крышки подшипников не заменяются.
Головка блока цилиндров полностью литая, выполнена из алюминия и оснащена выпускными и впускными клапанами. На каждый из цилиндров приходится по четыре клапана.
С левой стороны располагаются выпускные клапаны, с правой, соответственно, впускные. Ручная регулировка зазоров цилиндров больше не требуется благодаря установленным гидротолкателям. В последних модификациях ДВС – к примеру, ЗМЗ 40905 – регулировка зазоров кулачков производится в автоматическом режиме.
Поршни двигателя также изготовлены из алюминия и оснащены терморегулирующими вставками. На дне каждого поршня располагаются по четыре канавки, которые максимально предотвращают удары поршня о днище тарелок клапанов в случае неисправностей агрегата. На каждом из поршней располагаются по три поршневых кольца.
Согласно техническим характеристикам, на двигатель ЗМЗ 409 устанавливается одно малосъемное и два компрессионных кольца. Наружная поверхность компрессионного кольца покрыта слоем пористого хрома, нижнее кольцо покрывается словом олова.
Коленчатый вал изготовлен из чугуна высокой прочности. Оснащен несколькими противовесами, имеет пять опор. Хвостовик и носок коленвала оснащаются резиновыми уплотнениями. Расположенные по сторонам от третьего либо среднего подшипника шайбы предотвращают движение вала по осям. Так называемые упорные шайбы комплектуются из отдельных полушайб.
Система питания
Двигатель ЗМЗ 409 имеет систему питания на основе инжектора. Представляет собой систему впрыска топливной смеси в трубу посредством инжектора. Контроль над ним осуществляется при помощи ЭБУ либо контроллера. Система питания ЗМЗ 40901 включает в себя фильтры, электрический бензонасос, топливный бак, приводы и топливпривод для самого двигателя.
Техническое обслуживание
Исправная работа двигателя ЗМЗ 40905 обеспечивается, прежде всего, регулярным техническим обслуживанием.
Для данного силового агрегата желательно использовать топливо и смазочные материалы только высокого качества.
Регулярная проверка уровня масла, охлаждающей жидкости, уровня натяжения ремней насосов является залогом долгой и бесперебойной работы мотора. Время от времени желательно проводить чистку топливных форсунок.
Обслуживание двигателя также подразумевает под собой регулярную проверку всех систем автомобиля. Поскольку ЗМЗ 409 и его модификации устанавливается чаще всего на автомобили УАЗ, то необходимо проверять помпу и прочие детали. Регулярной замене подлежат свечи на УАЗ Патриот и помпа УАЗа.
Возможные неисправности и проблемы
Ремонту двигатель подвергается при условии, что его пробег превышает 300 тысяч километров. Кроме того, столкнуться с необходимостью проведения ремонтных работ можно и раньше, особенно если эксплуатация автомобиля и, соответственно, двигателя проводилась в жестких условиях.
Признаками необходимости ремонта становится понижение уровня давления масла, снижение мощности, повышение расхода топлива и появление дыма из-под капота. Запасные детали для двигателя продаются в автомобильных магазинах, так что проблем с ремонтом возникнуть не должно.
Возможность проведения тюнинга и его виды
Одним из самых распространенных видов тюнинга не самого двигателя, а автомобиля УАЗ является замена силового агрегата на аналогичные ДВС других марок.
- В основном используются дизельные модели от импортных внедорожников. У такого вида тюнинга есть огромный недостаток: для владельца автомобиля он обходится недешево.
- Второй вариант – проведение чип-тюнинга двигателя, поскольку на ЗМЗ 409 установлен блок управления МИКАС 11 или МИКАС 7,2. Благодаря такому виду тюнинга можно изменить настройки системы, отрегулировав их согласно вашим собственным требованиям.
- Третий вариант заключается в небольшом увеличении мощности двигателя путем установки турбо компрессора либо газовой турбины. Тюнинг двигателя ЗМЗ 409 таким способом позволяет увеличить его мощность в среднем на 30%.
Двигатель ЗМЗ 409 – весьма неплохой силовой агрегат, устанавливаемый в основном на автомобили марки УАЗ. Стоимость его небольшая, технические характеристики и рабочие параметры ненамного хуже, чем у импортных аналогов.