Обязательная установка тахографов на определенный вид авто, всколыхнула всю индустрию коммерческих перевозок в РФ. Статья раскроет нюансы установки прибора контроля, расскажет о правильных и неправильных тахографах, а также, предоставит информацию к размышлению - как обойти закон в 2019 году.
Тахограф – техническое средство контроля, осуществляющее непрерывную фиксацию скоростных данных, отслеживающее маршрут движения, время работы и отдыха, водителя транспортного средства. Состоит из нескольких модулей: самого устройства, навигационной карты, датчика движения, усиливающей антенны, принимающей сигнал спутника. Устройство имеет защитную пломбу, препятствующую доступу извне.
Законодательные изменения 2019 года
Абз. 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязывает всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оснащать тахографами автомобили, используемые ими в коммерческой деятельности.
Нормы закона об установке тахографа на грузовой автомобиль 2019 вступают в силу в несколько фаз:
- До 1.04.2014 года – тахографы должны быть установлены на грузовых автомобилях массой более 3500 кг, осуществляющие транспортировку опасных грузов категории N2 и N3;
- С 1.07.2014 года – штраф за отсутствие прибора контроля, будет накладываться на водителей автобусов (М2 и М3), с числом сидений более 8, за исключением пассажирского, а также грузовые авто N3 более 15 тонн, курсирующие по междугородним маршрутам. Это не коснется автобусов, выполняющих городские и пригородные регулярные рейсы;
- До 1.09.2014 года – тахограф должен быть установлен на всех грузовиках N3, имеющих более 15 тонн массы и занимающихся междугородними перевозками неопасных грузов;
- До 1.04.2015 года – устройство контроля должно быть на всех грузовых автомобилях N2, перевозящими неопасный груз;
- До 1.01.2018 года – срок замены приборов старых образцов, в которые попали: тахографы ЕСТР установленные на производстве до 01.04.2014 года и тахографы ЕСТР монтированные в сервисных центрах до 11.03.2014 года.
В перечень автомобилей, которым не требуется установка такого устройства, относятся: передвижные лаборатории, сельскохозяйственные машины, спецтехника, автомобили ритуальных служб, военные автомобили и автомобили для оперативно-розыскной деятельности, дома на колесах, бронированные транспортные средства.
Установленный тахограф должен использоваться до утилизации автомобиля.
Нюансы установки тахографа
Существует 2 вида контрольных устройств:
- Тахограф международного образца (ЕСТР);
- Цифровой тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;
Вышедший Приказ Минтранса РФ №237 от 21.08.2013 года, поставил точку в спорах о выборе вида тахографа. Теперь все предельно ясно:
- Для коммерческой перевозки грузов внутри страны, используется тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;
- Для коммерческой международной перевозки грузов, необходимо использовать тахографы ЕСТР.
Единственное правило – это наличие у устройства сертификата, подтверждающего соответствие Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.
Внимание! Следующая информация представлена для ознакомления, риски, возникающие в процессе ее использования полностью лежат на лице, принявшем решение ее использовать.
Этот регламент определяет обязательные характеристики тахографа и устанавливает требования по его соответствию законодательной базе РФ. Это утверждение основывается на Федеральном законе «О техническом регулировании», который закрепляет Технический регламент , как обязательный к исполнению , по отношению к объектам технического регулирования. К таким объектам, относится тахограф – являющийся продукцией и компонентом автомобиля.
В свою очередь, все тот же Федеральный закон «О техническом регулировании», в п. 3 ст. 4 устанавливает, что любые акты в сфере техрегулирования, изданные федеральными органами исполнительной власти, носят рекомендательный характер. К таким актам относятся Приказы Минтранса №36 и 237, содержащие требования об обязательном наличии блока СКЗИ.
В итоге, получаем, что Технический регламент не устанавливает обязательного наличия блока СКЗИ в тахографе, а Приказы Минтранса носят рекомендательный характер. Таким образом, автовладелец сам решает, какой тахограф выбрать для установки, но нет никакой гарантии, что законность такой установки не потребуется доказывать в суде.
Все же, наиболее оптимальным, будет решение действовать в рамках действующего законодательства РФ и установить требуемые устройства, а для владельцев с устаревшими устройствами уже к началу 2019 года, сменить их на соответствующие модели. На данный момент речь об отмене тахографов не идет, так что лучше, когда предпринимательская деятельность соответствует установленным требованиям.
Не забывайте, что установка средства контроля, осуществляется только в сервисных центрах, имеющих лицензию ФСБ.
Отсутствует тахограф? Плати штраф
За отсутствие тахографа на автомобиле, равно как и за его умышленное повреждение, выезд на линию с неисправным устройством, фальсификацию предоставляемых им данных и внесение различных модификаций, ст.11.23. Административного кодекса РФ предполагает штраф:
- Для граждан – от 1 до 3 тыс. рублей;
- Для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.
Если тахограф фиксирует нарушение режима работы водителя, штраф составит от 1 до 3 тысяч рублей.
Существующий Перечень неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль, не позволяет передвигаться на транспортном средстве с неисправным тахографом, если неисправность не произошла уже на линии. Игнорирование такого запрета, может привести к снятию государственного номерного знака, а для грузовиков с опасными грузами – транспортировка на штрафстоянку.
Как обойти закон о тахографе 2019?
«Ключом» к закону, является выражение «коммерческие перевозки», то есть, если владелец грузовика категории N3 использует его для передвижения в магазин за хлебом, то установка тахографа не обязательна. ГИБДД понимает закон таким же образом – если частное лицо использует транспорт для собственных нужд, прибор контроля можно не устанавливать. Получается, что закон о тахографах на грузовые автомобили 2019 для физических лиц не распространяется. По крайней мере в данном случае.
Но некоторые существенные нюансы все же заставляют сомневаться в истинности вышеизложенного утверждения. Как можно охарактеризовать понятие собственные нужды? Каким образом будет определено, передвигается водитель по собственным нуждам или в коммерческих целях?
Если вы везете стройматериалы на собственном грузовике, с целью постройки дачи для себя, то это одно дело. Совсем другое, если вы зарегистрированы как ИП, этот самосвал регулярно используется для перевозки груза, например стройматериалов для постройки дачи соседу и вас останавливает инспектор ГИБДД. В таком случае, вы будете доказывать ему, что груз ваш, вы транспортируете его к себе домой.
Со временем, законодатели дадут ответы на все вопросы, а пока, остается только надеяться на «авось» или смиренно выполнять законодательные предписания.
Причины ДТП с участием грузовиков и автобусов различны: здесь и поломки из-за отсутствия должного ТО, критический износ узлов, просто несчастные стечения обстоятельств; и состояние дорог - разбитые/заледенелые, и перевозимый груз, если он плохо закреплен или транспортное средство не подходит для его перевозки. И, конечно, ошибки водителей - болезнь, невнимательность, банальное неумение управлять большегрузным транспортным средством, выпитый алкоголь и сонливость из-за отсутствия отдыха. К последним обстоятельствам было привлечено пристальное внимание руководства страны после серии крупных ДТП с участием грузовиков и автобусов на междугородных трассах. По данным генпрокуратуры, ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения свыше 300 тыс. человек, и значительное количество аварий связано с тем, что водители зачастую управляют транспортными средствами в состоянии повышенного утомления. Еще в начале 2010 года генпрокуратура выступила с инициативой обязать всех владельцев грузовых автомобилей и автобусов оснащать транспорт специальными контрольными устройствами. В пользу этой инициативы, в частности, говорит зарубежная статистика. Например, в Европе за последние десять лет, прошедшие после законодательного внедрения тахографов на международных перевозках, количество ДТП с участием коммерческого транспорта снизилось в среднем на 22%, число происшествий с летальным исходом - более чем на половину, при этом в 2,5 раза вырос межаварийный пробег.
С 1 апреля 2014 года поэтапное оснащение грузового и пассажирского коммерческого транспорта тахографами, с помощью которых контролируются действия водителей, началось и в России.
И количество аварий за 2014 год, спровоцированных водителями грузового транспорта и автобусов, снизилось на 13% и 1,5% соответственно. Об этом свидетельствуют данные Госавтоинспекции МВД России. Эксперты связывают снижение аварийности с внедрением тахографов и контролем за режимом труда и отдыха водителей, а также соблюдением ими ПДД.
Согласно данным ГИБДД, которые приводит экспертный центр «Движение без опасности», в 2014 году зафиксировано заметно меньше ДТП, совершенных по вине водителей грузовиков и автобусов. Так, из-за нарушений ПДД, которые допустили водители грузового транспорта, за год произошло 10 256 ДТП - на 1335 меньше, чем в -2013-м. Погибли в этих авариях 1866 человек (в 2013 г. - более 2100 человек), ранены 12 747 (на 16% меньше, чем годом ранее). По вине водителей автобусов в 2014 году произошло 4364 ДТП - на 66 меньше, чем в 2013-м. Последствия аварий оказались менее тяжкими, чем по итогам 2013 года: число погибших снизилось на 24% (в 2013 году жертвами «автобусных» ДТП стали 251 человек), пострадавших - на 7,4% (ранены 6482 человека).
По данным Госавтоинспекции МВД России, в 2014 году было составлено более 170 тысяч протоколов за нарушение статьи 11.23 КоАП РФ (отсутствие или некорректное использование тахографов). За это нарушение предусмотрены штрафы: для водителей - от 1 до 3 тысяч рублей, для владельцев предприятий - от 5 до 10 тысяч рублей.
Что же такое тахограф? Это техническое средство контроля, предназначенное для непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения ТС, а также о режиме труда и отдыха водителей. В России разрешены и устанавливают два типа тахографов. Первый тип - цифровые тахографы, имеющие международный сертификат соответствия, одобрение типа и удовлетворяющие требованиям ЕСТР. Тахографы первого типа зачастую предустановлены на большинстве европейских автомобилей и разрешены для международных перевозок, а также для перевозок на территории РФ при наличии соответствующего удостоверения (допуск к международным перевозкам). Второй тип - цифровые тахографы, имеющие в своем составе блок криптозащиты СКЗИ.
На территории РФ для перевозок разрешены оба типа тахографов. Но второй тип тахографов (с СКЗИ) запрещен для эксплуатации при международных перевозках, в том числе и на территории Белоруссии и Казахстана. Основным регламентирующим документом по тахографам на территории России является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196 от 10.12.95. Правительство поручило Министерству транспорта Российской Федерации подготовить нормативный документ, определяющий технические требования к тахографам. Этим документом является Приказ Минтранса России №36 от 13 февраля 2013 г.
Тахографы, прошедшие тематические испытания на соответствие требованиям по криптографической защите информации, изложенные в приказе №36, вносятся в перечень ФБУ «Росавтотранс». Сегодня в перечень ФБУ «Росавтотранс» внесены следующие модели тахографов:
- «ШТРИХ-ТахоRUS» SM 10042.00.00-13;
- «КАСБИ DT-20M» производство КЗТА;
- «Меркурий ТА-001» производство Инкотекс;
- «DTCO 3283» торговой марки VDO;
- «ТЦА-02НК» производство ЗАО «Из-меритель-Авто»;
- «Drive 5» производство АТОЛ;
- «ШТРИХ-ТахоRUS» SM 100.42.00.00.14;
- «EFAS V2 RUS» производство ООО «ИНТЕЛЛИК РУС».
При этом для транспортных средств, оснащенных при их выпуске до 1 апреля 2014 года средствами контроля режима труда и отдыха, которые соответствуют нормам международного соглашения ЕСТР, а также для транспортных средств, оснащенных в мастерских до 11 марта 2014 года контрольными устройствами, соответствующими требованиям Технического регламента Российской Федерации «О безопасности колесных транспортных средств» (Постановление Правительства №720 от 10.09.2009), срок обязательного переоснащения тахографами с блоком СКЗИ - до 1 января 2018 года. Тут немаловажно уточнить, что в РФ в том числе могут использоваться - но не устанавливаться! - аналоговые (с бумажной «шайбой») тахографы, установленные до этих сроков.
Страны-участницы ЕСТР отказались от использования на транспортных средствах, осуществляющих международные перевозки, тахографов аналогового типа на автомобилях, регистрируемых впервые после 16.06.2010 г.
Ответ на вопрос, можно ли ездить с аналоговым тахографом в 2019 году (да, можно) несколько неожиданный в свете известных новаций, согласно которым он не допускается.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Однако в реальности и в 2019 году разрешено перемещаться по России с аналоговым тахографом европейского образца (ЕСТР), хотя прибор российского образца в настоящее время уже безусловно запрещено эксплуатировать.
Общие сведения
Тахографы - устройства, фиксирующие параметры рейса водителя, работающего на транспортном средстве . С их помощью контролируется его трудовой день.
Эти приборы подразделяются на более старые, аналоговые, и более современные, цифровые. В настоящее время в общем случае использование более старых моделей аналогового образца уже не допустимо.
Водитель может иметь на своем ТС лишь цифровые устройства. Можно использовать аналоговые тахографы в 2019 году лишь в одном случае, когда это устройство отвечает европейским требованиям (ЕСТР) и если сам автомобиль имеет право пересекать российскую границу.
Основные понятия
Тахограф - бортовой аппарат, устанавливаемый на грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны и на автобусы, которые включают восемь посадочных мест и более.
Эти устройства предназначены для того, чтобы определять основные параметры данного рейса транспортного средства.
Тахограф устанавливает пройденное расстояние, фиксирует потраченное на поездку время и вычисляет скорость устройства.
Помимо этого он запоминает, сколько времени в течение суток у водителя или водителей ушло на работу и отдых. Его назначение - защита трудовых прав водителя, прибор не допускает нарушения им режима труда.
На какие типы делится по конструкции
По своей конструкции тахографы подразделяют на аналоговые и цифровые. Первые считаются менее современными устройствами и постепенно уступают место вторым.
Аналоговые тахографы по виду подобны либо спидометру, либо магнитоле. Они оснащены бумажной шайбой (диском), который помещается внутрь устройства.
Цифровые тахографы по виду напоминают радиомагнитолу. В эти устройства сведения о движении машины поступают с датчиков, один из которых монтируется на КПП машины.
Это аппарат работает с помощью карты водителя. Вся доступная устройству информация заносится как на запоминающее устройство в самом тахографе, так и на помещенную в его слот карту водителя.
Оснащение транспортных средств в России новыми аналоговыми тахографами было запрещено, начиная с 2014 года.
Причина этого решения была в том, что цифровые устройства являются более современными, поэтому с того времени был взят курс на переход на них.
В то же время в дальнейшем допускалось использование транспортных средств, на которых аналоговый прибор был установлен до 2014 года.
С 2019 года такая возможность отменена. Введено требование установить новую модель тахографа и на устройства, на которых старая стояла изначально.
Законодательная база
Законодательная база по вопросу эксплуатации тахографов и замены аналоговых устройств на цифровые включает:
- «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…», принятый 13 февраля 2013 года
- , принятый 21 августа 2013 году, включая изменения от 28 декабря 2015 года;
Особенности эксплуатации
Эксплуатация аналогового тахографа не представляет особых сложностей. Устройство по виду напоминает спидометр либо магнитолу авто, и все его функции очевидны опытному водителю.
В частности, устройство, которое напоминает по виду спидометр, обладает световыми сигнализаторами (красными лампочками), которые размещаются внизу под шкалой.
Если в частности загорается левый сигнализатор, это свидетельствует о проблеме общего характера, из-за наличия которой прибор не в состоянии работать.
В частности, его передняя крышка может быть закрыта неплотно либо вовсе не закрыта. Также загорание лампочки слева может быть признаком того, что в устройстве отсутствует диск, или что сломалось его перо.
Правая красная лампочка под шкалой в свою очередь предназначена для того, чтобы сигнализировать об ускорении со стороны водителя выше запланированного лимита.
Эту лампочку он настраивает сам, определяя максимально допустимую скорость. Для этого водитель открывает переднюю крышку и устанавливает требуемую цифру, поворачивая винт в окне.
По табло спидометра также располагается счетчик, которым фиксируется совокупный пробег транспортного средства. На данном счетчике все цифры белого цвета, они показывают количество пройденных километров.
Исключение составляет самая правая цифра, которая показывает сотни метров (десятые километра). Она окрашена красным.
С двух сторон от этого счетчика пройденной дистанции находятся ручки, с помощью которых можно настраивать, на какого водителя нужно записывать данное время работы, на первого или второго.
Та из ручек, которая относится к водителю, не находящемуся за рулем в настоящее время, указывает на перечеркнутый квадрат сверху. Таким образом прибор определяет, что данный водитель не работает.
В то же время сам прибор автоматически фиксирует два основных режима, относящихся к работе другого водителя. Когда автомобиль едет, это время заносится в память как время режима вождения.
Когда же автомобиль стоит, это время определяется как режим пассивной работы. Предполагается, что в таком случае водитель либо находится в пробке, либо останавливается на светофоре.
Таким образом, если ручка переключателя направлена в сторону молоточков крестом, то предполагается, что в этот период водитель либо движется, либо занят обслуживанием транспортного средства.
Во втором случае он не находится за рулем, но чинит неисправности, оформляет требуемые бумаги и т.п. Эти две ситуации тахограф различает по наличию или отсутствию перемещения транспортного средства.
Если же ручка направлена на стульчик (или кроватку), то соответствующий промежуток времени расценивается как отдых.
В эти часы автомобиль не должен двигаться, сам водитель также не совершает каких-либо рабочих операций.
Как пользоваться данным устройством, установленным заводом-изготовителем
Водителю перед началом поездки необходимо быть уверенным, что данный диаграммный диск сопоставим с моделью установленного на его транспортном средстве аналогового тахографа.
Кроме того, ему требуется от руки занести на шайбу требуемую информацию, а именно:
Далее шайба для тахометра помещается в надлежащий разъем. С этой целью требуется на находящейся на лицевой части устройства панели приподнять крышку. Далее носитель вставляют в паз и опускают крышку обратно.
Если транспортным средством управляют сразу два водителя, то в два разъема вставляются шайбы обоих этих сотрудников.
В таком случае информация будет заноситься на тот из носителей, для которого это определено положением ручки, указывающей на скрещенные молоточки. Носитель другого водителя должен указывать на перечеркнутый квадрат.
В ходе поездки исполняющий в данный момент обязанности водитель не производит переключение тахометра в режим вождения и пассивной работы.
Прибор выполняет это действие самостоятельно, ориентируясь на то, движется машина или стоит. При этом перед началом промежутка, занятого отдыхом, водитель обязан сам указать соответствующий факт, направив ручку на пиктограмму кроватки.
По завершении использования шайбы для тахографа водитель извлекает ее из разъема. Далее он заносит в центр устройства сведения по итогам данных 24 часов, а именно:
- имя населенного пункта, в котором шайба была извлечена и время этого действия;
- цифра на одометре при завершении рабочего периода;
- общее пройденное расстояние.
Срок действия
Водитель хранит шайбу, которая содержит информацию за сутки, в течение 28 дней.
Таким образом, водитель, транспортное средство которого оснащено аналоговым тахографом, обязан держать в машине 29 дисков, включая в их число тот, который находится в тахографе.
Именно такое их количество он обязан представить инспектору ГИБДД при . При этом установлено, что сотрудник ГИБДД, проверяющий диски, обязан поставить на каждом из них свой личный штамп, удостоверив выполненную проверку.
Их изъятие не допускается, оно приравнивается к манипуляции шайбами. По прошествии этого времени диски передаются юридическому лицу, которое наняло этого водителя либо индивидуальному предпринимателю.
При этом на предприятие возлагается обязанность хранить диски в течение трех лет, затем можно произвести их утилизацию.
Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой в 2019 году
Общим правилом установлено, что необходимо. Определено, что на всех автомобилях, снабженных таким прибором, его было необходимо заменить на цифровое устройство к 1 января 2019 года.
Однако для этого правила предусмотрено существенное исключение. прежнего, аналогового типа, замене не подлежат.
При наличии на транспортном средстве такого устройства и при владении водителем карточки, дающей доступ к международным автомобильным перевозкам (МАП) ему не требуется осуществлять подобную замену.
Определяя, в законе или нет использование аналогового тахографа, стоит проверить, не европейский ли он.
Разумеется, не стоит выдавать российский тахометр за европейский, так как обмануть инспектора будет невозможно, они слишком различаются.
Таким образом, аналоговые тахографы отечественного производства, установка которых допускалась до 2014 года, и с которыми, начиная с этого года можно было только ездить, но не ставить их на ТС, полностью запрещены в 2019 году.
Видео: нужно ли менять шайбовый прибор
Во сколько обойдется замена
Замена аналогового тахографа на цифровой обойдется в сумму 32–40 тысяч рублей. При этом, изучая предложения, стоит обращать внимание на то, идет ли речь лишь об установке прибора или о выполнении всего комплекса работ с тахографом, включая калибровку, («под ключ»).
В настоящее время цены на эту процедуру могут быть выше, чем в 2017 году, когда менять аналоговый тахограф на цифровой было еще не поздно.
При этом самостоятельная установка устройства не допускается. Его монтаж на транспортное средство могут выполнить только в мастерской, сотрудники которой разбираются в схемах подключения различных приборов и при этом обладают допуском к выполнению данного рода работ.
Перечень мастерских, наделенных таким правом, можно найти в интернете.
Предусмотрен ли штраф за езду с данным прибором
Так как в 2019 году использование аналогового тахографа не допускается, его наличие на транспортном средстве может стать основанием для взятия штрафа.
При этом данное нарушение будет квалифицировано как отсутствие тахографа, и водитель будет наказан штрафом как за езду без подобного устройства.
Его величина составит для самого водителя 1000–3000 рублей. В свою очередь юридическое лицо, которому принадлежит транспортное средство, может быть наказано денежным штрафом в размере от 5000 до 10000 рублей.
Разумеется, подобные правила не действуют в том случае, когда транспортное средство оснащено аналоговым тахографом, который соответствует стандартам ЕСТР, а само транспортное средство рассчитано для поездок за пределы России.
В то же время на практике подобное транспортное средство может не пересекать границы России, оставаясь в пределах страны.
И в случае, когда оно используется исключительно для осуществления внутренних перевозок, водителю и фирме ничего не инкриминируют.
Реальное выполнение рейсом за рубеж не обязательно. В 2019 вполне достаточно наличия на борту аналогового тахометра именно по стандартам ЕСТР, но не запрещенного внутрироссийского образца.
Таким образом, на использование аналогового тахографа в 2019 году наложен запрет.
Зимой 2015 года в законодательстве Российской Федерации появились новые изменения, касающиеся грузовых и пассажирских перевозок. Со 2 декабря 2015 в силу вступил Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №348. Он обязывает всех владельцев транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3 заменить тахографы, соответствующие евростандарту, на приборы, оборудованные системой криптозащиты информации – СКЗИ. У многих эта поправка вызывает множество вопросов. Водители и владельцы транспортных компаний хотят знать, законны ли аналоговые тахографы с шайбой, каков срок их действия и до какого времени можно с ними ездить без риска получить штраф. На эти вопросы постараемся подробно ответить в нашей статье.
Надо ли менять аналоговый тахограф с шайбой на цифровой и почему
До вступления приказа в силу, приборы с шайбой были законно установлены на автомобили и автобусы, произведенные в странах европы ранее 2006 года. Попытки по их замене начались в 2014 году, так как аналоговые приборы обладают большим количеством недостатков:
- нет возможности проверить, в законные ли сроки было установлено устройство;
- такие тахографы очень часто барахлят и быстро выходят из строя;
- очень легко обмануть систему и внести ложные сведения в аппарат, так как шайба заполняется водителем вручную, он может написать любую дату и время;
- для изменения данных о скорости и расстоянии достаточно установить на счетчик магнит или отключить питание устройства.
Такие устройства ненадежны, они не обеспечивают в полной мере безопасность дорожного движения и контроль за водителем. Но в нашей стране не нашлось много желающих переоснастить транспортное средство цифровым оборудованием. Поэтому в России последовали примеру Европы. Там запрет на аналоговые тахографы существует на государственном уровне уже около 10 лет.
На данный момент существует лишь несколько случаев, в которых можно ездить с данным прибором:
- транспортное средство используется для транспортировки грузов и пассажиров за границей;
- аналоговое устройство в автомобиле установил завод-изготовитель;
- если это автобус, в котором более двадцати сидячих мест;
- для грузовиков, грузоподъемностью более пятнадцати тонн;
- контролирующее оборудование было установлено ранее 8.11.13
- владелец прибора с шайбой приобрел лицензию международного перевозчика.
В любой другой ситуации на вопрос, в законе ли аналоговый тахограф В России, ответ существует только один: нет, его использование противоречит законодательству РФ. Теперь все перевозчики обязаны эксплуатировать устройства с блоком СКЗИ для грузопассажирских транспортировок по России. Если руководитель транспортной компании решит обмануть закон и приобретет лицензию на международные перевозки, при этом занимаясь внутрироссийскими, его ждет штраф. При первой же проверке путевого листа выяснится, в каких пунктах находилось ТС. Ответственное лицо будет вынуждено заменить прибор на цифровой, а также может получить штраф.
Срок действия тахографов с шайбой
Официальный срок замены бортового контролирующего оборудования в Российской Федерации – до 1 июля 2016 г. К этому времени все приборы, в которых информация хранилась в на шайбе, необходимо демонтировать, а вместо них установить новые – цифровые. Они обеспечивают надежную защиту информации от взлома и предотвращают возможность подделать данные о передвижении, режиме труда и отдыха водителя. Доступ к информации в цифровых тахографах осуществляется с помощью специальных ключей – электронных карт с индивидуальным PIN-кодом. Это перекрывает доступ к данным для третьих лиц.
Так как официально использование данных моделей после 1.07.16 незаконно, их эксплуатация приравнивается к отсутствию контролирующего устройства. Водитель может быть оштрафован на сумму от 1 до 3 тыс. рублей, а должностное лицо – 5-10 тыс.
Во сколько обойдется замена
Средняя цена современного бортового прибора СКЗИ – 35 тыс. руб. Также стоит помнить, что вся информация, хранящаяся в блоке СКЗИ находится в юрисдикции ФСБ. Поэтому такое устройство требует покупки специальной лицензии, также его необходимо активировать. Стоимость активации в среднем составляет 15 тыс. руб.
Как установить цифровой тахограф
Способы установки для устройств разных видов несколько варьируются:
В формате радиомагнитолы
Нужно лишь произвести замену оборудования и откалибровать.
В виде спидометра
Помимо основных работ необходимо будет также установить спидометр с шиной CAN. Это нужно для предотвращения расхождений в показаниях приборов.
Устройства 1319 или EGK 10
Для них также нужно заменить существующий спидометр на устройство с CAN-шиной.
Как начать пользоваться цифровым тахографом
Правильная установка и эксплуатация контролирующего прибора включает в себя следующие этапы:
Заполнить бланк активации
В него вносят данные о транспортном средстве, организации и водителе. Очень важно верно указать всю информацию, иначе понадобится покупка дополнительного блока СКЗИ. При помощи активации связывают следующие элементы:
- транспортное средство;
- тахограф;
- блок СКЗИ;
- данные о владельце.
Зарегистрироваться
Все данные передаются в Росавтотранс, там же владелец получает сертификат.
Установить оборудование
Важно доверить этот этап лицензионным мастерским. Они, как правило, и являются производителями тахографов. Не стоит обращаться в сомнительные организации, предлагающие сильно заниженные цены на установку. Прибор, установленный не по нормативам правильно работать не будет.
Пройти обучение
Обычно при замене аналогового тахографа на цифрового у водителей не возникает проблем. У этих устройств довольно простой интерфейс, к тому же к нему прилагается подробная инструкция. Для тех, кому самостоятельно сложно разобраться с управлением есть два варианта:
- обучение через интернет: просмотр наглядных материалов, видеоинструкций и уроков;
- обучение в компании: живая презентация для сотрудников, объяснение принципов работы устройства, ответы на интересующие вопросы.
Напоследок нужно отметить, что замена – это необходимое и обязательное мероприятие. Оно призвано оградить вас от проблем с законом и повысить безопасность всех участников дорожного движения.
В последнее время всё чаще можно встретить пребывающих в волнении владельцев грузовых транспортных средств. Они думают о том, как бы заменить тахограф шайбовый срок действия которого вот-вот истекает. Ведь говорят, что если этого не сделать, то ждут огромные штрафы. Всех интересует вопрос, до какого года действует шайбовый тахограф?
Для многих автовладельцев есть лишь один факт – тахограф должен быть. Этого прямо требует закон РФ «О безопасности движения». Но какое именно устройство устанавливать и в какие сроки, что делать, если уже стоит аналоговый тахограф и можно ли обойтись без него, если перевозки не носят массовый характер – всё это остаётся покрытым туманом. На самом деле этот туман легко развеять, если внимательно вчитаться как в нормы законов, так и в правительственные постановления.
Все слышали о таком приборе, как чёрный ящик. С его помощью регистрируется всё, что происходит на борту самолёта: технические характеристики, куда он летит, как ведут себя пилоты. В итоге этот прибор позволяет анализировать работу сотрудников авиакомпании, следить за соблюдением ими трудовых норм и при этом знать, как самолёт себя «чувствует» технически. Или выявить причины крушения, если таковое случится.
Для автомобилей также был разработан свой аналог чёрного ящика, носящий официальное название средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Проще это устройство называют тахографом.
С помощью тахографа можно точнее фиксировать скорость и пробег авто. Он позволяет проследить за тем, насколько точно водитель соблюдал трудовой режим. Отдыхал ли он положенное время. И, конечно, какой по массе груз перевозила машина.
Устройство является довольно небольшим. Оно может быть установлено как производителем транспортного средства, так и в специализированной мастерской.
На сегодняшний день в России используется два вида тахографов:
- аналоговый, он же шайбовый тахограф;
- цифровой.
Первый из них долгое время был наиболее массовым вариантом на просторах РФ, но в связи с новыми требованиями законодательства, постановившими, что нужно запрещать его использование с определённого срока, он всё больше заменяется цифровым. Шайбовыми такие приборы назвали из-за того, что все данные датчиков записываются на специальную круговую диаграмму – шайбу – с присутствующими на ней изначально данными о водителе.
Переход на цифровые аналоги связан с тем, что они лучше защищены от внешнего вмешательства. В частности, этому способствует наличие блока средства защиты криптографической информации (СКЗИ).
Благодаря такому модулю, корректировка записанной информации становится практически невозможной, ведь он:
- регистрирует и проверяет цифровую подпись;
- шифрует уже записанные данные;
- согласует их с временным штампом для исключения корректировки времени передачи информации.
Единственный недостаток блока СКЗИ в том, что срок его работы не может быть больше трёх лет.
Поэтому вопрос установки и замены устройств контроля над режимами работы и отдыха водителей автомобилей, задействованных в этом бизнесе, стал для многих настоящей головной болью. Не в последнюю очередь это произошло из-за путаницы, созданной различными толкованиями действующих подзаконных актов.
Использование тахографов и выбор их правильных моделей регулируется рядом законодательных и подзаконных актов РФ. Главным документом, обязывающим автовладельцев, является закон «О безопасности дорожного движения». Согласно статье двадцатой, все юридические лица и физические лица-предприниматели, должны оснастить свои транспортные средства, задействованные в коммерческих перевозках, приборами контроля режимов труда и отдыха.
При этом тахографы сами по себе должны соответствовать Техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств, который начал действовать вслед за Постановлением правительства №720 от 10 сентября 2009 года. Именно в этом регламенте определены необходимые для устройства технические характеристики, которые позволяют ездить с ним по отечественным дорогам. Регламент является обязательным для исполнения документом, как это определено Федеральным законом «О техническом регулировании».
Но далеко не только этот Регламент в настоящее время регулируют техническую сторону использования данных приборов.
В 2013 г. Министерство транспорта издало два приказа, касающиеся данной темы:
- Первый из них, под №36, изданный 13 февраля 2013 г. и имеющий длинное название «Об утверждении требований к тахографам …», установил предельный срок действия устаревших аналоговых тахографов с шайбой, даже если они соответствуют Регламенту от 2009 г.
- Второй приказ, №273, подписанный в конце августа 2013 г., ввёл в действие «Порядок оснащения транспортных средств тахографами». В последнем был получен окончательный ответ на вопрос, нужно ли менять шайбовый аналоговый тахограф на цифровой, точно определена процедура замены. По сути это действующая инструкция.
Хотя, с точки зрения закона «О техническом регулировании», оба приказа рекомендательные (в отличие от обязательной силы Регламента), они, по сути, легли в основу нынешней системы взаимоотношений между перевозчиками и государством.
Владельцам всех ли транспортных средств, задействованных в перевозках, нужно устанавливать тахографы? И распространяется ли требование по установке приборов на тех, кто занимается некоммерческими перевозками? Эти вопросы можно очень часто увидеть на всевозможных форумах автовладельцев и на разных специализированных ресурсах. Так что же по этому поводу говорит уже помянутое законодательство?
В соответствии с приказом №36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года, тахографы обязаны устанавливать владельцы таких транспортных средств:
- грузовых автомобилей категории N2: к этой категории относятся грузовые транспортные средства, чья масса превышает 3,5 т, но не больше 12 т.
- грузовых автомобилей категории N3: то есть грузовиков, чья масса превышает 12 т.
- транспортных средств для пассажирских перевозок категории M2: в таких автобусах должно быть, помимо водительского, не более восьми мест для пассажиров, а масса не должна превышать 5 т.
- транспортных средств для пассажирских перевозок категории M3: то есть автобусов, способных перевезти больше восьми человек и чья масса превышает 5 т.
При этом не имеет значения, применяются ли данные автомобили для коммерческих перевозок или для некоммерческих. Например, автобус категории М2, подвозящий работников на предприятие каждое утро на бесплатной основе, всё равно должен быть оснащён прибором контроля.
Государство установило разные предельные сроки установки тахографов для разных типов транспортных средств.
Существует такой порядок:
- До 1 апреля 2014 года их нужно было установить на машины категорий N2 и N3 массой более 3,5 т, задействованные в перевозках опасных грузов.
- До 1 июля 2014 года – на автобусы двух вышеуказанных категорий, имеющие более восьми сидений, не задействованные в регулярных городских и пригородных перевозках, а также на грузовые автокатегории N3, занимающиеся междугородними перевозками, весом более 15 т.
- До 1 сентября 2014 года – на грузовики категории N3 массой более 15 т, занимающиеся перевозками неопасных грузов между населёнными пунктами.
- До 1 апреля 2015 года – на грузовиках категории N2 любой массы, занимающихся перевозкой неопасных грузов.
Из этого перечня видно, что всё же не от всех авто, задействованных во внутренних перевозках, требуется наличие какого-либо тахографа. Например, не нужны эти приборы автомобилям ритуальных служб. Нет надобности устанавливать их и владельцам сельскохозяйственной техники или какой-либо другой спецтехники, передвижных лабораторий, военных авто и авто специальных служб, задействованных в оперативной деятельности. Ездить без тахографов по отечественным дорогам вполне спокойно могут и дома на колёсах.
Избежать установки тахографа, если ваше транспортное средство попадает под одну из вышеуказанных категорий, нельзя. Наказание – административная ответственность перед законом. Причём она носит довольно ощутимый характер – в виде крупного штрафа, который налагается как на водителя, так и на владельца авто.
В соответствии со статьёй 11 Административного кодекса, выезд на линию без устройства или при наличии в нём неисправностей, его умышленное повреждение или фальсификация данных влекут за собой штраф в размере:
- 1-3000 рублей для физических лиц;
- 5-10000 рублей для должностных лиц.
Нарушение водителем условий работы, зафиксированное прибором карается штрафом от 1 до 3 тыс. рублей.
Избежать штрафа за пользование неисправным устройством можно лишь в том случае, если неисправность была обнаружена уже на линии.
Типы тахографов, подлежащих установке
Итак, мы разобрались с тем, на какие транспортные средства необходимо устанавливать в обязательном порядке средства контроля и какими правовыми актами это регулируется. Но какого же типа тахограф должен стоять на транспортном средстве для того, чтобы он целиком соответствовал законодательству?
Как уже было отмечено выше, новый Порядок, утверждённый Минтрансом в 2013 г., произвёл некоторые изменения по сравнению с действующим с 2009 г. Техническим регламентом. С момента вступления в силу минтрансовского Приказа №36 происходит постепенная замена шайбовых тахографов на цифровые с блоком СКЗИ, которая должна завершиться в течение 5 лет.
Автовладельцам больше не имеет смысла устанавливать аналоговые устройства, ведь их всё равно придётся заменить. Лучше сразу ставить те, что соответствуют требованиям приказов № 36 и 273. Конечно, такие приборы стоят дороже, чем аналоги старых моделей, но при этом перевозчик избежит каких-либо проблем с контрольными органами.
До какого года действует шайбовый тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР? Нормы действующего законодательства, как уже было отмечено выше, предусматривают различный переходной период для разных типов тахографов, которые можно встретить на автомобилях, ездящих по отечественным дорогам.
Многие перевозчики ещё до вступления в силу нового порядка успели установить на свои транспортные средства аналоговые контрольные приборы, которые при этом полностью соответствовали требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанного в Женеве в 1970 г. Существует ли переходной период для них?
В соответствии с упоминаемым уже приказом Министерства транспорта РФ №273 от 21.08.2013, для такого рода автомобилей также установлен переходной период, во время действия которого ставить тахограф со СКЗИ не было обязательно. Нормы приказа позволяли продолжать использовать установленный ранее тахограф старого образца до 1 января 2018 года.
Такое аналоговое устройство, впрочем, должно было в обязательном порядке оснащено возможностью регистрации информации на пластиковых картах с электронным носителем информации, которые бы соответствовали требованиям ЕСТР или Приказу Минтранса №36.
Что делать, если тахограф установлен до вступления в силу нового порядка
Но ведь не всегда тахографы, установленные ранее, ставились автовладельцами с расчётом на то, что их транспортные средства будут задействованы в международных перевозках. Поэтому далеко не все стремились к сертификации устанавливаемых приборов на предмет соответствия требованиям ЕСТР.
Неужели для перевозчиков, ориентированных на внутренний рынок, законодательство не предусмотрело никакого переходного периода?
Для них Порядком тоже был предусмотрен переходной период в том случае, если тахографы были установлены до вступления документа в силу.
- Как уже было отмечено выше, новый порядок вступил в силу 1 апреля 2013 года, а это значит, что аналоговые контрольные устройства, оснащённые пластиковыми картами с электронным носителем информации для её регистрации, если они были установлены мастерской до этой даты, можно было не менять ещё пять лет. Но с 1 января нового года переходной период и для них завершился.
- На отечественных дорогах всё ещё можно встретить и автомобили, которые оснащены старыми моделями тахографов. Их отличительной чертой является то, что они не оснащены пластиковыми картами с электронным носителем, обеспечивающими регистрацию информации. Это значит, что подобные приборы не соответствуют не только требованиям ЕСТР, но и нормам Приказа №36 Министерства транспорта РФ.
Но государство установило некоторые послабления и для владельцев транспортных средств с подобным, устаревшим, оборудованием. Им разрешили ездить, не меняя такие средства контроля на более новые, до 1 июля 2016 г.
Большинство транспортных средств, задействованных в перевозках, в наше время оснащены терминалами ГЛОНАСС или GPS. Это позволяет следить за передвижением автомобиля и облегчает ему навигацию. Вместе с тем владельцы часто считают, что оснащение своего авто таким терминалом освобождает их от необходимости устанавливать тахограф. Но это ошибочное мнение.
Дело в том, что спутниковые навигаторы, несмотря на то, что позволяют достаточно точно фиксировать передвижение самих транспортных средств, не выполняют основную функцию тахографов – они не контролируют соблюдение водителем режимов труда и отдыха. Соответственно, к сожалению, наличие спутникового навигатора никак не освобождает от необходимости ставить такой прибор.
Где же устанавливают тахографы, соответствующие нормам законодательства? Один из главных вопросов, который волнует автовладельцев, вынужденных столкнуться с необходимостью замены старых тахографов или установкой новых состоит в том, где же можно законно это сделать? Кто имеет право заниматься такой деятельностью?
Заниматься установкой приборов контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха имеют право лишь мастерские, числящиеся в перечне, который составляет орган, осуществляющий тахографический контроль, – Росавтотранс. Мастерской, для того чтобы попасть в этот перечень, нужно обратиться в региональное отделение регулирующего органа с заявлением о включении в него, к которому приложить требуемые законодательством документы.
Росавтотранс также регистрирует новые модели карт тахографов и блоков СКЗИ для них. Разработчику, чтобы его модель попала в перечень, нужно опять же обратиться с заявлением, к которому прилагаются копии всех необходимых документов. Автовладельцы, в свою очередь, могут проверить наличие модели в перечне на сайте Росавтотранса.
Стоит подчеркнуть, что разработка и установка блоков СКЗИ лицензируется в несколько ином порядке. Она находится в ведении ФСБ. Если разработчик в Москве или Подмосковье, то для получения лицензии ему нужно обратиться в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а в регионах – в территориальный орган ФСБ. Владельцам транспортных средств, в свою очередь, при установке нового тахографа с блоком СКЗИ стоит обратить внимание на наличие такой лицензии.
Из всего вышеперечисленного делаем несколько простых выводов, которые помогут уберечь владельца транспортных средств, задействованных в грузоперевозках, от большинства проблем с контролирующими органами:
- Если вы владелец машин, относящихся к категориям N2, N3, M2, M3 и занимающихся регулярной перевозкой грузов, то наличие тахографа на них является для вас обязательным.
- Если у вас стоит аналоговый тахограф или тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР, то его необходимо заменить на цифровой с блоком СКЗИ до 1 января 2018 г.
- Если вы занимаетесь пассажирскими перевозками по регулярным маршрутам или владеете спецтехникой, то на такие машины устройство устанавливать не нужно.
Конечно, можно попытаться сослаться на то, что в отличие от Технического регламента 2009 г., приказы Минтранса носят лишь рекомендательный характер, не менять аналоговый тахограф на цифровой. Но, вероятнее всего, это закончится длительной судебной тяжбой с контролирующими органами. Стоит ли это финансовых затрат и времени – решать только владельцу транспортного средства.