Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.
Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - способ совершения действия или количественную характеристику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подразделяются на следующие разряды:
качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы стро, так, вдвоем",
количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",
причины (почему?): сгоряча, почему, потому,
цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Грамматические признаки наречий
Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость - это их постоянный морфологический признак.
Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно бывает обстоятельством.
Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).
Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называют словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).
Степени сравнения качественных наречий на -о I -е
Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.
Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:
у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;
у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;
у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;
у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.
Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень наречия образуется присоединением к основе положительной степени без -о (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,
рань-ше, глуб-же.
От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилагательное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).
Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг нул более высоко, чем отец).
Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.
В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.
Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:
1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);
2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных состоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.
Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.
Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами).
Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).
Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прилагательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови лось все холоднее / более холодно).
В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная
(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред ложения (стыдно, жаль, нельзя). "
Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении наречия как части речи.
В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.
В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.
Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют специального внимания разграничению наречий на знаменательные и местоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наречий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрицательные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.
Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах следующим образом.
Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозначают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вечером / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, описывает способ совершения действия и должно быть отнесено к определительным, а не обстоятельственным.
Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятельственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.
Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.
При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и
при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только
средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-
нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.
Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно понимать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о составной сравнительной степени, называет элементы более и менее частицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.
Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наречия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосходной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».
При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание критериям разграничения простой сравнительной и составной превосходной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилагательное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется независимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.
Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.
Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выделены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В комплексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разделе, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упоминает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние человека или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-
стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматриваться в ряду других наречий.
Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводится на орфографию, что вызвано объективной трудностью правописания наречий.
Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на ‑о / ‑е ) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро ). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по‑варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, налево - куда, сдуру - почему, назло - затем, вчера - тогда .
Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. местоимение).
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно‑относительные, везде, всюду - определительные и т. д.
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по‑моему, пешком ) и подразделяются на следующие разряды:
- качественные , или образа действия (как? каким образом? ): быстро, так, вдвоём ;
- количественные , или меры и степени (в какой мере? насколько? ): очень, нисколько, втрое .
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
- места (где? куда? откуда? ): справа, там, наверху ;
- времени (когда? как долго? ): вчера, тогда, весной, когда ;
- причины (почему? ): сгоряча, почему, потому ;
- цели
(зачем? для чего?
): назло, зачем, затем
.
Разряды наречий | Вопросы наречий |
Примеры наречий | |
Обстоятельственные | Времени | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | утром, недавно, всегда |
Места | Куда? Где? Откуда? | дома, справа, вверху | |
Цели | Зачем? С какой целью? Для чего? | нарочно, специально, назло | |
Причины | Отчего? Почему? | поневоле, сгоряча, сослепу | |
Определительные | Качественные | Как? | весело, смело, быстро |
Способа и образа действия | Как? | трепетно, шепотом, вдвоем | |
Меры и степени | Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере? | мало, втрое, слишком |
Грамматические особенности наречия
Наречие в русском языке не склоняется и не спрягается (не изменяется по родам, числам, падежам, как другие самостоятельные части речи). Постоянный морфологический признак наречий – разряд по значению.
Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения: плохо – хуже – хуже всего, звонко – менее звонко – звонче всего, смело – более смело – смелее всех.
Синтаксическая роль наречия
В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему) . Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку . Мы устроили соревнование по бегу наперегонки ) .
В школе наречие изучают с 7 класса. Предлагаемая статья дополняет учебник, позволяет узнать коротко о главных особенностях наречия как части речи и быстро повторить материал перед контрольной работой.
Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета.
Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на –о /–е ) и примыкают к глаголу: быстро бежать ; прилагательному: очень быстрый ; другому наречию: очень быстро . В предложении наречие обычно бывает обстоятельством .
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку , кофе по-варшавски . В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение .
Наречие обозначает признак действия , если присоединяется к глаголу и деепричастию: смотреть вдаль , вернуться вечером .
Наречие обозначает признак предмета , если присоединяется к имени существительному: яйцо всмятку , кофе по-варшавски .
Наречие обозначает признак другого признака , если присоединяется к прилагательному, причастию и другому наречию: очень хороший , слишком холодно .
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, налево - куда, сдуру - почему, назло - затем, вчера - тогда.
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например:там, туда, тогда - указательные;
где, куда, зачем - вопросительно-относительные;
везде, всюду - определительные и т. д.
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.
Определительные
наречия характеризуют само действие, сам признак - его качество, количество, способ совершения:очень, красиво, весело, по-моему, пешком
и подразделяются на следующие разряды:
Качественные
, или образа действия (Как? Каким образом?
): быстро, так, вдвоём;
- количественные
, или меры и степени (В какой мере? Насколько?
): очень, нисколько, втрое.
Места (Где? Куда? Откуда?
): справа, там, наверху
;
- времени (Когда? Как долго?
): вчера, тогда, весной, когда
;
- причины (Почему?
): сгоряча, почему, потому;
- цели (Зачем? Для чего?
): назло, зачем, затем.
Степени сравнения качественных наречий на –о/–е
Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую/меньшую или наибольшую/наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.
Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:
У одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: «Петя бегает лучше, чем прыгает
».
- у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: «Петя бегает быстрее, чем Вася
».
- у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: «Петя бегает быстрее, чем раньше
».
- у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: «Ребёнок бежит медленнее, чем взрослый идёт
».
Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень
наречия образуется следующим образом:
основа положительной степени без –о
(и без сегментов к/ок) \(+\) формообразующие суффиксы –ее(–ей), –е, –ше/–же:
тепл-ее
, громч-е, рань
-ше, глуб-же
.
От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством: «Он прыгнул выше отца » -
или сказуемым безличного предложения: «Стало теплее »;
а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения: «Он выше отца » -
или как определение: «Дай мне тарелку поменьше
».
Составная сравнительная степень
наречия имеет следующую структуру:
элементыболее/менее
\(+\) положительная степень:
«Он прыгнул более высоко, чем отец» .
Превосходная степень обозначает наибольшую/наименьшую степень проявления признака.
В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.
Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:
1) наиболее/наименее \(+\) положительная степень: «
Он прыгнул наиболее высоко»,
2) простая сравнительная степень \(+\) всего/всех: «
Он прыгнул выше всех»
; отличие от превосходной степени сравнения прилагательных - в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения.
Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.
Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счёт других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Например, наречия, образованные от имён существительных, связаны с предметным значением (наземь , набок , дома ); наречия, образованные от имён числительных, - со значением числа (дважды , вдвое , вдвоём ); наречия, образованные от имён прилагательных, - со значением качества (тепло , красиво , ласково , угрюмо ); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лёжа , нехотя , шутя , немедля ).
Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.
Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имён существительных, исчезнувших из языка, причём морфологическая соотнесённость с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла , второпях , втихомолку , насмарку , вдрызг , с кондачка , с панталыку ), а также от старых форм ныне существующих имён (например: поделом , справа , слева ).
Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу или деепричастию. Например: «живите (как?) дружно», « (как?) вверх».
Если присоединяется к существительному, то оно обозначает признак предмета. К примеру: « (какое?) вслух».
Если же наречие присоединяется к прилагательному, причастию или другому наречию, то оно обозначает признак другого признака: «совершенно необходимо», «идущие пешком», «очень веселые дети».
Наречие не склоняется и не спрягается, то есть не изменяется. В предложении оно чаще всего бывает обстоятельством, реже – определением.
По своему значению наречия делятся на несколько групп:
Наречия, относящиеся к глаголу, причастию и деепричастию, обозначают время, место, образ действия, цель, причину, степень и меру, а относящиеся к прилагательному или другому наречию обозначают степень признака и меру.
1) Образа действия. Наречия этой группы отвечают на вопросы: как? и каким образом? Например: «медленно», «набело», «по-дружески», «по- ».
2) Времени. Отвечают на вопросы: когда? до каких пор? как долго? «Сегодня», «завтра», «тогда», «днем», «сейчас».
3) Места. Отвечают на вопросы: где? откуда? куда? «Домой», «вдали», «слева», «везде».
4) Причины. Отвечают на вопрос почему? «Сослепу», «сгоряча», «поневоле».
5) Цели. Отвечает на вопрос зачем? «Нарочно», «назло».
6) Меры и степени. Отвечают на вопросы: сколько? насколько? в какой мере? во сколько? К примеру: «пополам», «довольно», «чрезвычайно», «надвое».
Особую группу наречий составляют , которые, не называя признаки действия, только указывают на них. Они могут использоваться для связи предложений в тексте между собой. Эти наречия подразделяются на указательные («здесь», «там», «туда», «тут»), неопределенные («где-то», «кое-где», «кое-как»), вопросительные («где», «куда», «зачем», «как», «почему»), отрицательные («нигде», «никогда», «негде», «никуда»).
Степени сравнения наречий
Делая морфологический разбор наречия, необходимо указать его общее значение, основные морфологические признаки (неизменяемость и степень сравнения), определить синтаксическую роль в предложении.
Образованные от качественных имен прилагательных наречия на –о (-е) имеют 2 степени сравнения: превосходную и сравнительную.
В свою очередь, сравнительная степень имеет 2 формы – простую и составную. Первая (простая форма) образуется от исходного наречия при помощи суффиксов –е, -ше, -ее, -ей. При этом от исходного наречия необходимо отбросить конечные –о (-е), -ко. Например: «уверенно – уверенней (-ее)».
Составная форма образуется путем сочетания наречия со словами «более» и «менее». К примеру: «говорить тихо – более тихо».
Превосходная степень, как правило, имеет составную форму. Она представляет собой сочетание сравнительной степени наречия с местоимениями «всех», «всего». Например: «быть аккуратнее всех».
Наречие (часть речи)
Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца всмятку). В предложении наречие обычно являются обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? или согласованным определением. Наречия организуются в словосочетания по типу связи - примыкание. Характеризуя наречия с точки зрения морфологии, необходимо указать отсутствие парадигмы спряжения и склонения. Но говорить о полной неизменяемости наречия будет непоследовательно: наречия, образованные от прилагательных, во многих случаях сохраняют способность образовывать формы сравнения и формы субъективной оценки качества. Так наречия могут иметь три степени сравнения: положительная, сравнительная, превосходная. Сравнительная и превосходная образуются либо синтетическим, либо аналитическим способом.
В русском языке
Классификация по лексическому значению
- Обстоятельственные:
характеризуют пространственные, временные, причинные и целевые отношения.
- времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, иногда, сейчас, позже, погодя )
- места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку )
- причины - обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром )
- цели - обозначают цель совершения действия(нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно )
- Определительные:
- качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно. )
- количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно )
1) меры и степени; 2) определенного количества; 3) неопределенного количества.
- способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка )
- сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом )
- совокупности или совместности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща )
Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения
- сравнительная степень выражается:
- синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е - интереснее, дольше, сильней, громче. Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу - хорошо - лучше, много - больше, мало - меньше
- аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия - более сильно, более интересно, более грустно и т. д.* превосходная степень
- превосходная степень выражается:
- синтетически (греч. sophos - sophotata ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш-, -айш- - (покорнейше прошу, нижайше кланяюсь ). Очень редко употребляется в современном русском языке.
- аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия - (наиболее интересно, наиболее ярко, наиболее обидно и т. п.) Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике.
- сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени - лучше всех, лучше всего, больше всего
Есть наречия знаменательные , если они образованы от знаменательных слов, то есть если наречия называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером ).
Есть также наречия местоименные , то есть если наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так ), места действия (там, здесь, тут, туда ), время действия (тогда, тогда-то ), причину (потому, поэтому ), цель (затем ).
В русском языке преобладают знаменательные наречия.
Классификация по способу образования
- суффиксальный: быстрый - быстро, творческий - творчески;
- приставочно-суффиксальный: сухой - досуха, изнанка - наизнанку;
- приставочный: хорошо - нехорошо, куда - никуда;
- сложение разных видов:
- сложение слов: еле, еле - еле-еле;
- сложение с первым элементом полу-: полулежа;
- сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом; пол, сила - вполсилы.
Исключения и заблуждения
- ВПОСЛЕДСТВИИ - Позднее, по прошествии некоторого времени, после, когда-н. потом.
Впоследствии является исключением и вопреки распространенному ошибочному мнению пишется только слитно, в отличие от аналогичных наречий с предлогами (в течение, в следствие/и, в виду и т. д.)
Наречия в других языках
Литература
- «Современный русский язык», под ред. Д. Э. Розенталя
Лекции Славкиной Инги Анатольевны
Медиа:Example.ogg
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Наречие (часть речи)" в других словарях:
НАРЕЧИЕ, часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Энциклопедический словарь
Наречие (калька лат. термина adverbium; лат. ad к, при, на и verbum речь), часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения (и этим противопоставленных др. полнозначным словам), как правило,… … Большая советская энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
часть речи - ▲ вид слово части речи грамматические виды слов. заменательные слова части предложения. знаменательные части речи. имена глагол наречие. адвербиальный. адвербиализация. служебные слова. служебные части речи. союз. уступительный союз.… … Идеографический словарь русского языка
У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия
Причастие самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий ). Причастие самостоятельная часть речи, обладающая как признаками … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Союз. Союз служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения. Классификация по строению простые (как, словно)… … Википедия
Наречие (часть речи) Наречие (диалект) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из … Википедия
Часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Большой Энциклопедический словарь
Это часть речи, обозначающая признак действия или признак признака. Содержание 1 Группы наречий 2 Степени сравнения … Википедия
Книги
- Практическая грамматика на уроках русского языка В 4-х частях. Часть 3 , Зикеев А.Г.. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…