Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
1. Корни с буквами а и о .
гар – гор. буква о , хотя под ударением – а , напр.: гореть, нагореть, угореть, выгорать, загорелый, погорелец, горючий ; но: гарь, загар, нагар, угар . Исключения (гар без ударения): выгарки, изгарь, пригарь, гаревой (наряду с вариантом гаревый ).
зар – зор. На месте безударного гласного пишется а : заря, зарница, заревой, озарить, озаряться, озарение, зарянка (птица), заряница ; под ударением – а и о , ср.: зарево, лучезарный, светозарный и зори (мн. ч. слова заря ), зорька, зоренька, зорюшка, зоря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).
кас – кос. В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).
клан – клон. На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклониться, наклонить, преклонить, склониться, отклоняться, преклоняться, преклонение, склонение ; под ударением – о и а : ср. поклон, наклон, наклонится, склонный, непреклонный и кланяться, раскланяться, откланяться .
крап – кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропить, кропление (от кропить ), окропить, окроплённый, окроплять ; буква а – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапление (от крапать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапление . Под ударением – только а: крапать, крапина, крапинка, вкрапить, вкрапленный, крап .
лаг – лог – лож. На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж – о , напр.: излагать, облагать, предполагать, прилагать, разлагать, безотлагательный, отлагательство, влагалище, прилагательное, слагаемое, стихослагатель , но: заложить, изложить, отложить, положить, предложить, приложить, изложение, положение, предложение, стихосложение, обложной, отложной . Под ударением всегда о : налог, залог, подломг, подложный, положит, положенный . В слове полог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .
мак – мок – моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о – в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём ), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением – в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чемн. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч – всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ) о глаголах на -ивать типа смачивать, вымачивать .
пай – пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : паять, запаять, распаяться, паяльник и т. п. Под ударением – а и о : ср. запаянный, запайка, спайка, спайный и припой, напой .
плав – плов. Без ударения пишется а : плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава; жук; водяной опоссум), плавунец (жук), плавунчик (птица), сплавлять, сплавной, на плаву, наплавной ; но: пловец и пловчиха с буквой о . Под ударением – только а : плавать, лесосплав .
В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть – плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.
равн – ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным равный ‘одинаковый’, напр.: равнять (кого-что-н. с кемчем?н.), равняться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравнять, поравняться, сравнить (ся ), сравнение, сравняться (в чем-н.), сравнять (счёт), подравнять, выравнять (напр., строчки – ‘сделать равными по длине’), уравнять, уравнение, уравниловка, равноправный, равносильный, равноценный, равновесие, равноденствие, наравне, равно .
Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ровный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровнять (грядку, поверхность дороги), заровнять, разровнять, подровнять, выровнять (сделать ровным, гладким, прямым).
Однако в словах поровну, ровесник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , – буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а – в глаголе равняться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равнение, подравняться, выровняться (в строю); буква о – в сочетании не ровён час , в слове уровень .
разн – розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разнородный, разносторонний, разноголосица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове порознь – буква о . Под ударением – а (разный, разница, разниться ) и о (рознь, розниться, разрозненный ).
рос(т) – рас(т) – ращ. На месте безударного гласного пишется:
а) перед с (без последующего т ) – буква о : росла, росли, вырос, выросший, заросль, поросль, водоросль, недоросль ; исключение – отрасль и производные от него (отраслевой, межотраслевой, многоотраслевой );
б) перед ст – буква а , напр.: расти, расту, растить, подрасти, вырасти, вырастить, вырасту, вырастать, прорастить, произрастать, нарастать, возрасти, возрастать, возраст, растение, растительность, дикорастущий ; исключения: росток, ростовой, ростовщик, вырост, выростной, выросток, заросток, прорость, подростковый (наряду с вариантом подростковый );
в) перед щ всегда а , напр.: ращу, выращу, выращенный, приращать, наращение, сращение .
Под ударением перед с (с последующим т и без него) – только о , напр.: рост, нарост, отросток, подросток, переросток; рос, зарос, подросший, рослый, дикоросы .
скак – скок – скач – скоч.
Если корень оканчивается на к
, то а
, напр.: скакать, прискакать, ускакать, скакнуть, скакалка, скакун, на скаку, скаковой
, хотя под ударением – о
, напр.: скок, наскок, отскок, поскок, соскок
.
Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу, скачи, обскачу, обскачи, поскачу, поскачи ), а также в слове скачок (проверкой служат формы тех же глаголов – напр., скачет, поскачем , и производные скачка, вскачь ); буква о – в приставочных глаголах на скочить (напр.: вскочить, вскочу, вскочи, выскочить, выскочу, выскочи, соскочить, подскочить ) и в слове выскочка (проверка – формами тех же глаголов, кроме выскочить: вскочит, соскочат и т. п.).
Ср.: проскачу (сто вёрст), проскачи (формы глагола проскакать, проскачет) и проскочу, проскочи (формы глагола проскочить, проскочит ); подскачу, подскачи (формы глагола подскакать, подскачет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу, подскочи (формы глагола подскочить, подскочит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).
твор – твар. В словах творить, творение, творец, сотворённый, вытворять и др. без ударения пишется буква о ; под ударением – не только о (творческий, творчество ), но и а (тварь, тварный ). В слове утварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .
2. Корни с буквами и и е .
блес(к, т) – блещ – блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и – перед ст при последующем ударном а , напр.: блистать, блистает, блистающий, блистание, блистательный, заблистать; е – в остальных случаях, напр.: блестеть, блестит, блестящий, блестя, блеснуть, заблестеть, проблеснуть, блесна, отблеск, проблеск, блещу, блещи, блеща . Под ударением – е и ё : блеск, блещет, блещущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .
вис – вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висеть (висит, вися ) и производных от него (повисеть, отвисеться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висать : повисать, нависать, свисать и т. п. (ср. под ударением: виснуть, повиснуть, зависнуть ); буква е – в словах вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу (ср. под ударением: повесить, подвесить, свесить ).
лип – леп. В словах прилипать, налипать и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: липкий, прилипнуть ), а в словах лепить, прилепить, налепить и т. п. – буква е (ср. под ударением: лепит, прилепит, лепка ).
сид – се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и – перед мягким согласным д – в глаголе сидеть (сидят, сиди ) и производных от него (просидеть, засидеться, сиделка, посиделки и т. п.); буква е – перед твердым д : седок, седло (в последнем в формах мн. ч. – ё : сёдла ), седлать, седалище, седалищный, восседать, заседать, наседать, приседать, заседатель, председатель , а также – перед мягким д – в производных от слова седло (седельный, седельник, чересседельник, седельце ). Под ударением – и и е , напр.: сидя, отсидка, усидчивый; сесть, присесть, села, домосед, непоседа, наседка, присед ; в формах глагола сесть и приставочных – также а (на письме я ): сяду, сядь, присядут .
В глаголах с общей частью -нимать (например, занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -нять (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко – в производных словах: снимок, в обнимку .
Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква я : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.
В ряде корней глаголов имеется безударный беглый гласный, который передается на письме (после мягких согласных и шипящих) буквой и и (в части этих корней) буквой е . Буква и пишется (обычно в глаголах несовершенного вида), если сразу после корня стоит под ударением гласный а ; в остальных случаях (при отсутствии ударного а после корня) на месте беглого гласного пишется буква е .
Ниже в перечне глаголов для каждого корня сначала приводятся глаголы с беглым гласным, передаваемым буквой и , затем – формы и слова с буквой е (если такие формы и слова имеются), наконец – формы и слова, где беглый гласный корня отсутствует.
Перечень (по алфавиту корней, приставочные глаголы приводятся выборочно):
выби рать, заби рать, разби рать, поби раться – бе ру, бе ри, выбе ри, забе ру – брать, выбрать, забрать ;
взи мать – возьму ;
переви рать, зави раться – врать, переврать, завраться, вру, перевру, заврётся ;
зади рать, разди рать, приди раться, уди рать – де ру, де ри, заде ру, разде ру, уде ру – драть, разодрать, придраться, удрать ;
выжи гать, прожи гать, обжи гать, отжи гать, разжи гать – выже г (прош. время), выже чь – жгу, выжгу, прожгу ;
ожи дать, пережи дать, поджи дать – ждать, переждать, подождать, жду, пережду, подожду ;
зажи мать, прижи мать – жму, сожму, прижму ;
нажи нать, пожи нать – жну, нажну, пожну ;
пожи рать, обжи раться – жрать, пожрать, обожраться, жру, пожру, обожрётся ;
запи наться – запнуться, запнусь ;
взи рать, надзи рать, ози раться, прези рать – созе рцать – зреть (‘смотреть, видеть’, устар.), прозреть, узреть, зрю, прозрю, узрю, зрение, презрение ;
подми нать, сми нать, разми нать – мну, подомну, сомну, разомну ;
зами рать, поми рать, уми рать – заме реть, поме реть, уме реть, заме р, уме р, заме рший – мрут, замру, помру, умру; пинать – пнуть, пну ;
запи рать, отпи рать, упи раться – запе реть, запе р, взапе рти, отпе реть, упе реться, пе рила – запру, отопру, упрётся ;
поми нать, вспоми нать, запоми нать, припоми нать – помнить, вспомнить, запомнить, вспомню, запомню ;
попи рать – попрать, попрут ;
препи раться – прения, распря ;
прости рать (протягивать (руки); распространять), прости раться – просте реть, просте реться – простру, прострётся (устарелые формы);
распи нать – распну ;
сози дать – создать ;
высти лать, засти лать, рассти лать – сте лить, высте лить, засте лить, посте лить, рассте лить – стлать, выстлать, застлать, постлать, разостлать ;
нати рать, расти рать, зати рать – те реть, нате реть, расте реть, зате реть – тру, натру, разотру, трение ;
начи нать, зачи нать – начну, зачну ;
вычи тать, счи тать (вести счет), пересчи тать, просчи тать, рассчи тать – выче т, выче сть, выче л – вычту, сочту (сосчитаю), начту, перечту (пересчитаю);
почи тать (относиться с почтением), предпочи тать – поче сть – чтить, почтить, чту, почту, предпочту, почтенный, почтение, почтительный, предпочтение ;
Пишется буква е в словах сочетать, сочетание , которые не являются однокоренными ни с одной из приведенных групп слов с корнем -чит- .
Так же, с буквой и в корне, пишутся отглагольные производные слова, в которых сохраняется после корня с беглым гласным ударный гласный а , например: ожидание, умирание, воспоминание, созидание, растирание, вычитание, избиратель, пожиратель, надзиратель, зачинатель, почитатель, выжигальщик, зажигалка, зажигательный, завиральный, поминальный .
Буква и в корне пишется в глаголах вычитать и высчитать с ударной приставкой вы- , где гласный, передаваемый буквой а , оказывается безударным. Буква и пишется также в существительных, производных от глаголов на -ать , где ударный а не сохраняется: обжиг, отжиг, розжиг, выжимка, выдирка, побирушка, затируха. В слове неразбериха (ср. не разберёшь ) пишется буква е .
Не следует проверять гласную в корнях глаголов на -ать с беглым и – задирать, обжигать, выжимать, обжираться, умирать, упираться, простираться, расстилать, натирать, пересчитать, предпочитать, прочитать и т. п., а также производных от них существительных типа обжиг, выжимка словами тех же корней с ударным е или о (на письме – е , ё или о ) – такими, как например: обжечь, умерший, расстелет, постель, перечесть ‘пересчитать’, предпочесть, прочесть, гвоздодёр, обжёг (глагол), ожог (сущ.), жом, обжора, мёрли, упёрлась, простёрлась, натёр, тёрка, пересчёт, просчёт, почёт, предпочёл, прочёл, перечёл (перечитал), начётчик.
В словах, однокоренныхс поминать, вспоминать, помнить – в глаголах помянуть, вспомянуть, упомянуть, пишется в безударном положении буква я (то же под ударением: помянет, вспомянет, упомянуты и т. п.).
Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).
Алгоритм для проверки правописания корней
- Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.
- Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.
- Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.
Правописание чередующихся корней
Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.
Чередующиеся гласные О и А в корне
Чередующиеся корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
-ГОР-/-ГАР- | Без ударения всегда -ГОР- | Го реть | Выга
рки Прига рь |
-ЗОР-/-ЗАР- | Без ударения всегда -ЗАР- | За ря | Зо
ревать Зорянка |
-КЛОН-/-КЛАН- | Без ударения всегда -КЛОН- | Накло нить | - |
-ТВОР-/-ТВАР- | Без ударения всегда -ТВОР- | Тво рение | Утва рь |
-ПЛОВ-/-ПЛАВ- | Без ударения всегда -ПЛАВ- | Попла вок | Пло
вец Пло вчиха Пло вцы |
-КОС-/-КАС- | Если после корня есть суффикс -А-, то -КАС- | Ко
снуться Ка са ние |
|
-РОВН-/-РАВН- | Если слово в значении «ровный, гладкий», то -РОВН- Если слово в значении «равный, одинаковый», то -РАВН- |
Ура
внение Подро внять |
Ра
внина Поро вну Уро вень Ра вняться в строю |
-МОК-/-МАК- | Если слово в значении «мокрый, впитавший жидкость», то -МОК- Если слово в значении «еще сухой, погружать в жидкость», то -МАК- |
Обма
кнуть Вымо кнуть |
Промо кательная бумага |
-РОС-/-РАСТ-/-РАЩ- | В корне -РОС- буква О В корнях -РАСТ-, -РАЩ- буква А |
Ра
стение Выра щенный Выро сли |
Ро
сток Ро стов Ро стислав Ро стовщик По дростковый Отра сль На выро ст |
-ЛОЖ-/-ЛАГ- | В корне -ЛОЖ- буква О В корне -ЛАГ- буква А |
Пола
гать Поло жить |
Поло г |
-СКОЧ-/-СКАК- | В корне -СКОЧ- буква О В корне -СКАК- буква А |
Ска
кать Вско чить |
Ска
чок Ска чу Ска чи |
Чередующиеся гласные Е и И в корне
Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.
Чередующиеся корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
-БЕР-/-БИР- | Убе
ру Уби ра ть |
||
-ПЕР-/-ПИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Запе
р Запи ра ть |
|
-ДЕР-/-ДИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выде
рнул Выди ра ть |
|
-ТЕР-/-ТИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выте
р Выти ра ть |
|
-МЕР-/-МИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир). |
Заме
р Зами ра ть |
|
-СТЕЛ-/-СТИЛ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Сте
лить Рассти ла ть |
|
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Бле
стеть Бли ста ть |
|
-ЧЕТ-/-ЧИТ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выче
т Вычи та ть |
Соче
тать Соче тание |
-ЖЕГ-/-ЖИГ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выже
г Выжи га ть |
Правописание проверяемых гласных/согласных в корне
Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.
- Сх...матический – проверочное слово схЕма => схЕматический
- Б...дриться – проверочное слово бОдрость => бОдриться
- Сч...стливый – проверочное слово счАстье => счАстливый
- Хру...кий – проверочное слово хруПок => хруПкий
- Прору...ь – проверочное слово проруБить => проруБь
- Опас...ный – проверочное слово опасен => опасный
Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне
Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.
Наиболее распространенные корни с чередующимися гласными:гор- и гар- , под ударением пишется гласная «а», а в безударной позиции гласная «о».
Пример: горЕть, горЯчий, горячИться, гАрь, зАгар, угАр, угорЕть, загорЕлый.
Исключения: вЫгарки, прИгарь, Изгарь, и другие специальные и диалектные слова.
В корнях с чередующимися гласными зар-
и зор-
, под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «а».
Например:
зАрево, зОрька, зарнИца, озарЯть, зарЯ.
Исключения:
зоревАть.
В корнях с чередующимися гласными касс- и кос(н)-
пишется гласная «о», если дальше следует согласная «н», а в остальных случаях, пишется «а».
Например:
касаться, косНуться, касательная, прикосНовение.
В корнях с чередующимися гласными клан- и клон-
, под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «о».
Например:
клАняться, поклОн, поклонИться, поклонЕние.
В корнях с чередующимися гласными лаг- и лож-
, перед «г» пишется гласная «а», а перед «ж» пишется «о».
Например:
прилаГательное, прилоЖиться, предлоЖение, предлаГать, облоЖение.
Исключения:
полОг (Семантически это слово уже не связано с корнями лаг- лож-).
В корнях с чередующимися гласными мак- и мок-
пишется гласная буква «а», если слово имеет значение «погружать, окунать в жидкость», и «о», если слово имеет значение «пропускать жидкость.».
Например:
Макать сухарь в чай, Обмакнуть перо в чернила, Вымокнуть под дождем, Промокнуть написанное, макание, промокательная бумага, промокашка, непромокаемый плащ.
В корнях с чередующимися гласными плав-, плов- и плыв-
пишется гласная «а» во всех словах, кроме: пловец, пловчиха и плывуны.
Например:
Плавать, плавучесть, поплавок, пловец, пловчиха, плывуны.
В корнях с чередующимися гласными равн- и ровн-
пишется гласная буква «а» в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», и гласная «о» в словах со смыслом «ровный прямой, гладкий».
Например:
Сравнивать, сравняться, равный (одинаковый), ровный (гладкий), выравнять, ровно.
В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос-
пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ», иначе, пишется «о».
Например:
раСТи, нараЩивать, выросший, заросль, поросль.
Исключения:
отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов (фамилия).
В корнях с чередующимися гласными скак- и скоч-
, перед «к» пишется «а», а перед «ч», пишется «о».
Например:
подскаКать, подскоЧить, скаКалка, скоЧет.
Исключения:
скачок, скачу.
В корнях с чередующимися гласными твар- и твор-
, под ударением пишется та же гласная, которая и произносится, а без ударения пишется «о».
Например:
твАрь, твОрчество, творИть, творЕц.
Исключения:
утвАрь (Хотя, семантически, слово уже не относится к корням твар- и твор-).
В корнях бер- и бир-
Например:
собирАть, беру, собирАется.
В корнях дер- и дир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
задирАть, деру, задирАется, задирА.
В корнях мер- и мир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
замирАть, замереть, умирАть.
В корнях пер- и пир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
запирАть, запереть, запирАется.
В корнях тер- и тир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
стирАть, стереть, затирАет.
В корнях блест- и блист-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
блестеть, блистАть, блещет, блестки, блистАтельный..
В корнях жег- и жиг-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
зажигАть, зажечь, выжегший, зажигАтельно.
В корнях стел- и стил-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
стелется, застилАть, простилАется, расстелить.
В корнях чет- и чит-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
четное, читАтель.
Исключения:
сочетАть, сочетАние.
В корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин пишутся «им» и «ин», если дальше следует суффикс «а».
Например:
Сжать, сжимать, понять, понимать, напоминать, напомнить.
I. ПОВТОРЕНИЕ.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.
На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.
1-я группа
Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):
Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:
Зар я. В небе разгор аются зар ницы. На берегу гор ит костер. Ивы наклон ились над озар енной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплав ок.
2-я группа
Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:
раст
растение
выращены
Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас- !
3-я группа
Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:
Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;
кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».
Исключения:
ра внина (это ро вное, а не ра вное чему-то место, но пишется -а- ).
Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно ),
уровень (отметка, ра вная какому-то значению),
поровну (на ра вные доли).
-мак- – -мок-
-скак- – -скоч-
Исключение: ска чок.
Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.
(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:
1) В слове поставьте ударение;
2) выделите корень;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
4) подчеркните гласную в корне.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание
Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание
Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.
Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит | ||||
от согласной в корне |
от наличия/отсутствия ударения |
от суффикса -а- после корня |
от лексического значения |
|
Заг_р | ||||
Р_внина | ||||
Прод_раться | ||||
Ср_внять | ||||
Р_стительность | ||||
Непром_каемый | ||||
З_ря | ||||
Обм_кнуть | ||||
Прик_сновение | ||||
Зап_реть | ||||
Заг_релый | ||||
Бл_стеть | ||||
Отр_сль | ||||
Подл_жить | ||||
Выр_щенный | ||||
Р_сток | ||||
К_сание |
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер , Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.
IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Вариант I
1. В каком слове пишется буква а ?
а) Заг_реть;
б) обг_ревший;
в) приг_реть;
г) выг_рки.
2. В каком слове пишется буква о ?
а) З_рница;
б) з_ревать;
г) з_рево.
3. о ?
а) Накл_ниться;
б) кл_няться;
в) покл_няться;
г) скл_нение.
4. В каких словах пишется буква а ?
а) Пл_вчиха;
б) попл_вок;
в) пл_вец;
г) пл_вуны;
д) жук-пл_вунец.
5. В каких словах пишется буква о ?
а) Вым_кнуть под дождем;
б) вым_кать в воде;
в) пром_кательная бумага;
г) вым_кать все чернила;
д) м_кать вареник в сметану.
6. В каких словах пишется буква а ?
а) Подр_внять;
б) р_внение;
в) р_внять (дорожки);
г) р_вномерный;
д) р_вновесие.
7. В каких словах пишется буква а ?
а) Оз_рять;
б) пл_вучий;
в) покл_ниться;
г) приг_реть;
д) подр_внять.
8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?
а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;
б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:
в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;
г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;
д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.
9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?
а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.
б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.
в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.
г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.
10. В каких словах пишется буква е ?
а) Поч_тать книгу;
б) подн_маться;
в) бл_стать;
г) подст_лить;
Вариант II (для старшеклассников)
1. В каких словах пишется буква а ?
а) Подр_стковый;
б) р_сток;
в) Р_стислав;
г) выр_стить;
д) нар_щение.
2. В каких словах пишется буква о ?
а) ск_кать;
б) выск_чка;
в) ск_чок;
д) подск_чить.
3. В каких словах пишется буква а ?
а) Предл_гать;
б) пол_жение;
в) прил_гательное;
г) предл_жение;
4. В каких словах пишется буква о ?
а) Прик_сновение;
в) к_сательная;
г) к_сание;
д) к_саться.
5. В каком слове пишется буква е ?
а) Соб_раться (в экспедицию);
б) ст_ральный порошок;
в) душеразд_рающий (крик);
г) ум_ротв_рение;
д) прот_реть (глаза).
6. В каком слове пишется буква е ?
а) Бл_стательный (дебют);
б) п_рующие (студенты);
в) зап_раться на ключ;
г) расст_лающийся туман;
д) бракосоч_тание.
7. В каких словах пишется буква о ?
а) Водор_сли;
б) выр_щенный;
в) к_снуться;
г) подск_чить;
д) распол_гаться.
8. В каких словах пишется буква и ?
а) Прод_рется (сквозь заросли);
б) выб_рите корень;
в) заж_гательная (речь);
г) (устойчивое) словосоч_тание;
д) прим_ряющий костюм.
9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?
а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;
б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;
в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;
г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;
д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.
10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?
а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;
б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;
в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;
г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;
д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.
11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.
б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.
в) Он долго выбирал поплавок и блисну.
г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.
д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
Т.В. РЕБЯЗИНА,
М.В. МИХЕЕВА,
школа № 171,
г. Москва
Основной частью в слове является корень. Он объединяет общим значением все родственные слова, определяя смысловую связь между ними. Такие слова мы называем однокоренными, подразумевая одинаковость в них данной морфемы.
Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка.
Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.
Важно! Перед началом проверки гласных в корне слова необходимо определить, к какой разновидности они относятся, и в зависимости от этого выбирать правило для проверки.
Гласные, требующие проверки, можно разделить на 4 типа:
- Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
- Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
- Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после (искать – подыскать – поискать).
- Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.
Чередующиеся гласные в корне слова по способу их проверки подразделяются на четыре группы. Критерием выбора могут служить:
- последующие согласные;
- наличие суффикса -а- ;
- ударность/безударность;
- оттенки значения.
Корни с чередованием, проверяемым с помощью конечных согласных
К случаям чередования гласных в корне слова относятся -раст-(-ращ-)//-рос-, где перед сочетанием ст или перед щ следует писать а, а если на конце одна лишь с, без последующей т, то перед ней может оказаться только о (разрастаться – выращенный – поросль).
Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль.
В данную группу корней часто включают и -лаг-//-лож-, однако о нем будет сказано отдельно.
Слова с чередующимися гласными, зависящими от наличия суффикса -а-
Присутствие данного суффикса в слове определяет выбор:
- гласной и
изберет – избирает
раздерешь – обдирать
выжег – разжигаю
презреть – надзирать
замерший – отмирание
подпереть – препираться
подстели – застилает
обтереть – растирать
вычтет – вычитание
блестит – блистающий;
- гласной а
Кос-//-кас- (прикоснуться – касательная);
- сочетания -им-, -ин- на месте а(я) и, в некоторых случаях, форм с нулевым звуком
сжать – нажми – прижимать
поднять – нанимать
клятва – заклинатель
начало – начни – зачинатель
помятый – мнут – разминать
Чередующаяся гласная корня -лаг-//-лож- может быть определена с помощью обоих указанных выше правил. С одной стороны, она привязана к последующей согласной, но с другой стороны, за формой -лаг- всегда следует суффикс -а-.
Чередование гласных в корне слова в зависимости от ударения
Важно! Гласные в сильной позиции, то есть под ударением, в проверке не нуждаются. Регламентировать написание есть необходимость там, где на слух букву не определить.
Таким образом, в следующих случаях чередующиеся гласные в корне слова выбираются по принципу: «Если непонятно, что писать, пишется о». При этом совершенно не играет роли, какой звук слышен на этом месте в ударном положении.
Гор-//-гар- (загоре́лый)
Клон-//-клан- (склони́ться)
Коп-//-кап- (вы́копать)
Молч-//-малч- (промолча́ть)
Морг-//-марг- (проморга́ть)
Позд-//-пазд- (опозда́ние)
Порх-//-парх- (вы́порхнуть)
Стой-//-стай- (состоя́ться)
Твор-//-твар- (творе́ние)
Толк-//-талк- (столкну́ть)
Тороп-//-торап- (заторопи́ться).
Существует также один пример, в котором действует обратный закон: в сомнительных случаях (без ударения) пишется а:
Зар-//-зор- (заря́).
Исключением из правила написания таких слов с чередующимися гласными в корнях являются несколько диалектных и специальных вариантов: вы́гар (вы́гарь), и́згарь, вы́гарки, при́гарь – имеют в безударном положении а, зорева́ть – о, в отличие от остальных родственных слов.
Правописание корней с чередованием по оттенкам основного смысла
Выбор некоторых чередующихся гласных в корне слова связан с оттенком общего значения. Приведенная ниже таблица поможет верно написать слова с чередующимися гласными, относящиеся к данной разновидности.
Варианты корня | Значение | Примеры |
-мак- | Погружение в жидкость. Способность пропускать жидкость, пропитываться ею. | обмакнуть печенье в чай промокать под ливнем |
-плав- | Способность держаться на плаву. Направленное движение в потоке или с потоком. Совмещение обеих предыдущих функций. | плавучий остров подплывать к берегу состязания пловцов |
-скак- | Многократность или длительность действия. Однократность. | поскакать на лошади вскочить с муравейника Искл.: скачок |
-равн- | Связано по смыслу с понятием равенства (одинаковости). Восходит к понятию «ровный» (прямой, гладкий). | квадратное уравнение разровнять песок |
Иногда к исключениям из этого правила относят слово «равнина» и команду «Равняйсь!», однако, если вдуматься, они вполне соответствуют нормам. Равнина не является ровной поверхностью – это обширное пространство, на котором могут быть овраги, ухабы и другие неровности, но она равна по высоте уровню моря. А армейская команда призывает не просто построиться ровно – она обозначает требование встать всем одинаково.
Полезное видео
Подведем итоги
Знание правил – основное условие грамотного письма, но не менее важно умение ограничить область их применения. В данном случае – отличить корни с чередованием гласных от омонимичных, то есть выглядящих так же, но имеющих другое лексическое значение. Например, в ставящей в тупик иностранцев фразе «За морской косой косил Косой своей косой и старой косой» большинство слов имеет морфему -кос-, однако ни одно из них по смыслу не связано с прикосновением. Так что в данном случае для их проверки требуется всего лишь подобрать ударные варианты.