Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность и формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий, а также опыт работы учителей начальных классов по их формированию. Алгоритм оценивания задания.
курсовая работа , добавлен 21.01.2013
Понятие коммуникативных универсальных учебных действий, возможности курса информатики для их формирования. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию у младших школьников; создание условий для общения, сотрудничества.
курсовая работа , добавлен 20.06.2014
Пути формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка. Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов. Виды упражнений, направленных на формирование универсальных действий на начальной ступени обучения.
курсовая работа , добавлен 25.06.2015
Изучение опыта работы учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках математики. Разработка основных направлений деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий, создание рекомендаций и памяток для педагогов.
курсовая работа , добавлен 05.02.2015
Понятие "универсальные учебные действия". Системно-деятельностный подход к обучению школьников, связь с содержанием учебных предметов. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках.
курсовая работа , добавлен 21.05.2013
История возникновения метода проектов в образовании. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Методика организации проектной работы по химии.
дипломная работа , добавлен 22.01.2018
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Выявление уровня сформированности коллективных универсальных учебных действий.
курсовая работа , добавлен 11.07.2015
Основная цель – это социальный заказ общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть основная цель - формирование ключевых компетентностей учащихся.
Компетентностный подход в общем и среднем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причём в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Главная задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
Для эффективного формирования информационной компетентности на занятиях по робототехнике, нужна система учебных задач.
Табл. 1 Система учебных задач по формированию структурных единиц информационной компетентности
Таблица 3
Структурная единица информационной компетентности | Разработанные задачи по формированию структурной единицы |
Формирование процессов переработки информации на основе микрокогнитивных актов | 1. Выработать у учащихся умение анализировать поступающую информацию. 2. Научить учеников формализации, сравнению, обобщению, синтезу полученной информации с имеющимися базами знаний. 3. Сформировать алгоритм действий по разработке вариантов использования информации и прогнозированию последствий реализации решения проблемной ситуации. 4. Выработать у учащихся умение генерировать и прогнозировать использование новой информации и взаимодействие ее с имеющимися базами знаний. 5. Заложить понимание необходимости наиболее рациональной организации хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти. |
Формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций ученика | Создавать условия, которые способствуют вхождению ученика в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций. |
Понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации | 1.Сформировать у учащихся умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического средства в зависимости от его основных характеристик. 2.Сформировать понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности. 3.Ознакомить учеников с особенностями средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков. 4.Сформировать у учащихся технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий). |
Навыки коммуникации, умения общаться | Сформировать у учащихся знание, понимание, выработать навыки применения языков (естественных и формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных). |
Способность к анализу собственной деятельности | Сформировать у учащихся способность к осуществлению рефлексии информации, оценки и анализа своей информационной деятельности и ее результатов. Рефлексия информации предполагает раздумья о содержании и структуре информации, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании информации, о возможности использования человеком ее содержания в разных ситуациях деятельности и общения. |
5. Взаимодействие «Учитель - ученик» в курсе
Взаимодействие «Учитель – ученик» характеризует поведенческо-деятельностную направленность личности школьника на процесс создания и функционирования собственной информационной деятельности, результатом которой является информационная компетентность. Также оно характеризует поведенческо-деятельностную направленность личности учителя на процесс создания условий для формирования и функционирования информационной деятельности ученика.
Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Если параметры взаимодействия “учитель-ученик” не отвечают потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится. Основная цель учителя - передать опыт решения задач, цель же деятельности ученика – перенять опыт учителя, выйти на следующий уровень и идти дальше. Успешно решенные задачи расширяют спектр возможностей и ученика, и учителя по самопознанию и самореализации. В конечном итоге (идеальный вариант) опыт учителя станет составной частью опыта ученика – ученик превзойдет своего учителя и пойдет дальше.
Рис. 1 Структура деятельности ученика по перенятию опыта
Необходимые изменения в образовании не могут происходить без активного участия учителя. Организовать деятельность – значит упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления.
Для того чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности, необходимо, чтобы учитель в полной мере владел методикой обучения любому методу. Поэтому очень важно самообразование педагога, его готовность постоянно овладевать новыми методами и формами работы, активное включение инноваций в учебную деятельность.
В современных концепциях технологической подготовки школьников большое внимание уделяется идее непрерывного образования на основах творческой учебной деятельности с включенностью в жизненное пространство смысловых ориентиров личности. При этом творческое обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым проблемам.
Учебное проектирование представляет собой творческую учебную деятельность по решению практических задач, цели и содержание которых определяются учащимися и реализуются ими в процессе самостоятельной проработки и практической реализации при консультировании учителя. Осуществление всего цикла работ - от выявления потребностей, постановки проблемы и определения идеи решения, до ее конструкторского и технологического обеспечения и последующего практического достижения намеченных целей с анализом полученных результатов - определяет структуру учебной проектной деятельности.
Проектное обучение получило свое обоснование в работах философа, психолога и педагога Джона Дьюи. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления», построенного на осмыслении и разрешении практических задач.
Учащиеся в ходе таких занятий должны:
- выявить конкретную потребность;
- определить соответствующую проблему;
- сформулировать гипотезу по ее преодолению;
- обеспечить условия решения проблем;
- осуществить решение практических задач;
- проанализировать полученные результаты.
Вместо общей для всех учебной программы в учебный процесс вводились занятия, на которых осуществлялась самостоятельна исследовательская и практическая раб та учащихся. Учитель в этом плане должен был следить за развитием интересов учащихся и предлагать им посильные для понимания и осуществления проблемы.
Педагогические эксперименты Джона Дьюи, проводившиеся в ряде американских школ, в начале XX века получили свое развитие в работах педагогов европейских государств. Их основой являлась система обучения в процессе самостоятельного выполнения учащимися заданий в лабораториях и мастерских. Занятия проходили в свободной форме с периодической отчетностью по каждому предмету. Эта система вошла в историю педагогики под названием «школа-лаборатория». Она получила признание педагогов того времени и стала быстро распространяться в практике школ различных стран, включая СССР. Заметный вклад в развитие проектного обучения внесли многие отечественные педагоги (П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др.).
В 20-е годы XX века в нашей стране использовалась модификация проектного обучения под названием бригадно-лабораторной системы. Задания по изучению всего курса или отдельной темы брала группа (бригада) учащихся и выполняла их самостоятельно при консультировании учителей. В ходе решения практических проблем решались учебные задачи. Однако практика показала, что результаты такого обучения оказались достаточно низкими. При всей активной педагогической позиции учащиеся не могли самостоятельно справиться с заданиями. Как справедливо утверждал К. Д. Ушинский, «пустая голова не мыслит», поэтому такое обучение не способствовало глубокому овладению учащимися системой знаний, которые в результате были достаточно элементарными и разрозненными. Пришедшие на смену стабильным, общим для всех учебным программам фрагментарные курсы и эпизодические «проекты» не могли обеспечить преемственности и систематичности обучения. В условиях несбалансированности и слабой педагогической основы такого подхода к обучению и низких результатов учебной деятельности произошел отказ системы отечественного образования не только от метода проектов, но и от всей системы практико-ориентированного, в том числе и трудового обучения школьников. Это привело в начале 30-х годов XX в. к полному возврату советской школы к академическому образованию и информационным методам организации учебного процесса. Аналогичным образом сложились обстоятельства в системах образования других стран, несмотря на активную популяризацию этого метода Джона Дьюи. Однако современные проблемы социально-экономического развития общества вновь поставили перед системой образования задачи практико-ориентированной подготовки подрастающего поколения. В период очередной технической революции сильные стороны метода творческого практического обучения заставили вновь обратить на него внимание. В новой роли и при современном педагогическом обеспечении проектное обучение вновь вошло в учебный процесс школы и занимает все более заметное место в системах общего образования передовых в научном и экономическом отношении стран.
В системе технологического образования применение метода проектов призвано решать задачи формирования технологической грамотности и образованности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками творческой практической деятельности.
Выполняя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, приобретают опыт самостоятельной деятельности и работы в группах.
Метод проектов является способом реализации развивающей и компенсаторной функций обучения путем выявления и восполнения пробелов образования, развития способностей выполнения практических действий.
Выполняемые школьниками при поддержке учителя проекты можно условно разделить на отдельные виды в соответствии с наиболее значимыми признаками (табл. 2).
В зависимости от характера учебной деятельности можно выделить несколько уровней обучения, начиная с репродуктивного - по образцу; далее - выполнение творческих заданий, требующих, кроме умений практической деятельности, подготовленности к решению конструкторских и технологических задач и, наконец, реализация личностно значимых творческих проектов учащихся на основе комплекса исследований, разработок и практических работ. Соответственно и уровни творческой деятельности могут быть различны. В творческих заданиях применяется общая формулировка задачи, когда каждый ребенок проектирует и изготавливает изделие заданного типа. При этом формулировка задачи может быть достаточно свободной - спроектировать и изготовить что-либо для чего-либо (кого-либо).
У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует обратить основное внимание в данном проекте с тем, чтобы достичь поставленных педагогических целей.
Учебные проекты могут выполняться индивидуально, либо в группах. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, могут быть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект является хорошей практикой, так как помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям с учетом уровня их возможностей и сложности содержания работ.
Классификация объектов
Таблица 2
Признаки |
Виды проектов |
|
Уровень когнитивности |
|
|
|
||
Назначение |
|
|
База выполнения |
|
|
Количественный состав исполнителей |
|
|
Возрастной состав исполнителей |
|
|
Продолжительность выполнения |
|
В условиях групповой творческой деятельности школьники усваивают материал в процессе его изучения и обсуждения с выработкой обобщенного простого решения. Учащиеся в группе осваивают элементы деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт коллективного решения практических задач.
Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах между классами, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, отличающейся по характеру, содержанию, трудоемкости, обеспечению и другим параметрам.
Большую роль в технологической подготовке школьников, кроме учебной работы в школе, играет творческая проектная деятельность учащихся в условиях дополнительного образования, социума, действующего производства, организуемая и направляемая в русле учебного процесса.
В ходе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы, поэтому тематика проектной учебной деятельности должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг пройденных разделов и учесть интересы учащихся.
Многие школьники, особенно младшие, могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учителю необходимо иметь «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, с соответствующим методическим обеспечением и пояснением особенностей содержания и выполнения того или иного проекта.
При определении объектов проектной деятельности учителю следует учитывать необходимые условия и требования к осуществлению данного способа обучения, среди которых наиболее существенными являются:
- интерес школьников к проблеме;
- подготовленность учащихся к самостоятельной творческой деятельности;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- осуществимость проекта;
- возможность использования полученных знаний, умений и навыков;
- соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям детей;
- наличие необходимы материально-технических условий;
- соответствие эк логическим и экономическим требованиям;
- обеспечение безопасных условий труда.
Результатами творческих проектов могут быть объекты, системы и технологии, направленные на обеспечение личных и общественных потребностей в различных сферах деятельности человека. Потребности могут быть как материального так и идеального плана. Разработка и изготовление объектов материального характера в тематике учебных проектов способствуют комплексному решению задач технологической подготовки школьников.
Структура и методика проектного обучения не зависят от объекта деятельности, поскольку каждый учебный проект включает в себя основные элементы и этапы его последовательной реализации. Организация проектной деятельности чаще всего носит линейный характер: выявление потребности -» постановка проблемы исследования выдвижение путей решения проблемы (идей) -» анализ и оценка идей разработка лучшей идеи (идей) -» конструирование решения -> технологическая проработка -> планирование процесса -» изготовление объекта -» апробирование -» оценка результата. Следует, однако, учесть, что творческие люди не всегда думают логически. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять их в разной последовательности. Это по мере возможности должно быть отражено в тексте проекта.
Следует отметить определяющее значение исследовательских разделов для достижения конечных результатов работы. Соединенные друг с другом элементы проектной деятельности представляют собой многогранную фигуру, так называемую «звездочку» выполнения проекта. Приведенная последовательность действий может быть изменена в результате наложения и одновременного выполнения различных этапов проекта, либо возврата к поиску более эффективного решения. При этом проектное обучение всегда сохраняет свое главное достоинство, обеспечивая постоянный поиск и анализ идей, результатов и путей решения проблем, выдвижение и апробацию новых направлений и методов деятельности.
Включение проектного обучения в учебный процесс требует предварительной конструкторской, технологической экономической, экологической, и других видов подготовки, соответствующего обучения решению практических задач.
Творческая учебная деятельность школьников базируется на результатах репродуктивного обучения, составляющего основную часть учебного времени, и завершаемого выполнением творческих заданий или проектов. С учетом этого проектная деятельность по технологии может осуществляться в порядке прохождения отдельных разделов и тем учебной программы, либо путем выполнения комплексных работ в конце учебного периода. К основным параметрам учебного проекта можно отнести название (тему) проекта, проблему, на решение которой он направлен, цели и задачи проекта, возраст учащихся, вид проекта, объем (количество часов), описание проекта, ожидаемые практические и педагогические результаты.
Работа над проектом начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта. Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта для выдвижения вариантов решения проблемы (желательно нескольких). Среди распространенных способов решения творческих задач в процессе проектирования можно отметить традиционный метод проб и ошибок. На основе выдвижения и анализа всевозможных вариантов с целью нахождения оптимального решения, удовлетворяющего поставленным требованиям.
Недостатком такого метода являются неопределенность методики его использования, высокая трудоемкость и низкая надежность, когда многое в конечном результате зависит от опыта, эрудиции и настойчивости исследователя. Поиски научной организации творческого труда привели к появлению коллективных форм работы с учетом различных способностей учащихся, одни из которых могут быть более склонны к генерированию идей, а другие - к их критическому анализу. Совместная работа групп таких «генераторов» и «экспертов» получила название упоминавшегося ранее «мозгового штурма», часто используемого в творческой деятельности учащихся.
Средствами теоретического и экспериментального исследования выдвинутые идеи анализируются и среди них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением проектной документации, разрабатываются программа и план работ в соответствии с условиями их выполнения.
Практическое изготовление материальных объектов проектной деятельности начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. Выполнение проектов требует определенного материально-технического обеспечения, которое должно соответствовать экономическим возможностям образовательного учреждения с привлечением ресурсов системы общего и дополнительного образования, возможностей социума организаций и учреждений. В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов возможны корректировка и модификация проектных разработок.
Оценивание осуществляется в процессе разработки и выполнения решений вплоть до получения и анализа результатов. Повышение уровня проектной деятельности требует обеспечения эффективной обратной связи на основе контроля результатов выполняемых операций самими участниками творческого процесса. В связи с усложнением задач технологической подготовки учащихся возникает необходимость совершенствования оценивания процесса и результатов практической деятельности. Этому может способствовать применение деятельностнопараметрического подхода к организации и проведению практических работ. В связи с этим при выполнении трудовых действий особое внимание обращается на параметры качества изделия, методы и условия их достижения, каждый из которых выступает для учащегося как самостоятельная задача, реализуемая в процессе исследования, планирования, осуществления и контроля результатов работы. Такой подход способствует развитию способностей реализации творческих устремлений учащихся и одновременно более глубокому пониманию содержания, обоснования выбора и использования необходимых средств, эффективному управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.
По завершении изготовления объекта производятся испытания и дается оценка соответствия изделия планировавшимся показателям. Общая оценка проектной работы складывается из собственной оценки учащимися своей деятельности и практического апробирования ее результатов. Анализ итогов творческой деятельности развивается от оценки качества изделия к определению уровня собственных возможностей в качестве проектировщика и практического работника. По результатам испытаний определяются возможности практической реализации результатов работы, выдвигаются перспективные предложения по совершенствованию конструкции, технологии и организации проекта.
В таблице 3 приведены характеристики основных этапов проектной деятельности с учетом решаемых задач и особенностей взаимодействия участников творческого процесса.
Важную роль в проектном обучении играет информационнометодическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставки лучших проектных изделий.
В ходе творческой учебной деятельности как учащиеся, так и педагоги решают каждый свои проектные задачи, направленные на реализацию индивидуальных потребностей ее участников. Ведущим фактором педагогической эффективности проектной деятельности является обеспечение успешности творческого учебного процесса. Исходя из рассмотренного ранее, можно выделить ряд условий, способствующих повышению результатов творческой проектной деятельности учащихся:
- личностная значимость решаемых проблем для участников проектной деятельности;
- социальная направленность творческой деятельности как условие самоидентификации и самоактуализации учащихся;
- свобода выбора содержания проектов в соответствии с интересами учащихся в различных сферах практической деятельности;
- посильность решаемых проблем с учетом особенностей и возможностей учащихся;
- системность творческой проектной деятельности в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования и развития социально-трудовой деятельности учащихся;
- комплексное обеспечение проектной деятельности учащихся педагогическими, материальными и организационными ресурсами;
- актуальность и перспективность творческого учебного процесса в соответствии с особенностями индивидуального образовательного развития учащихся.
Творческой деятельности надо учить, поэтому организация проектного обучения может осуществляться как на различных ровнях его постановки, так и реализации по мере повышения подготовленности и субъектности учащихся.
Вопросы организации и обеспечения проектного обучения находят свое отражение в рассмотренной ранее в § 2.1 системе продуктивной - инновационной - комплексной подготовки учащихся к решению творческих практических задач.
В зависимости от выбора начального этапа выполнения проекта, его реализация может происходить на различных уровнях самоорганизации и саморегулирования деятельности учащихся. Движущие силы и субъектность участников проектной деятельности зависят от того, на чьи интересы и потребности направлено получение планируемых результатов, т.е. кто является постановщиком целей и обладателем итогов проекта.
Таблица 3
Этапы проекта |
Решаемые задачи |
Деятельность учащихся |
1. Организационный |
и организации проектных работ Формирование проектных коллективов |
|
2. Исследовательский |
|
|
3. Конструкторский |
|
к результатам деятельности (конструкции проекта)- разработка конструкторской документации |
4. Технологический |
Разработка технологического процесса - выявление условий выполнения работ - бизнес-планирование - составление технологической документации |
|
5. Практический (созидательный) |
|
|
Решаемые задачи |
Деятельность учащихся |
|
|
||
6. Аналитический |
|
|
7. Итоговый |
|
по совершенствованию содержания и организации работ
|
Если «запуск» проектной деятельности осуществляется посредством постановки учителем комплекса конструкторских, технологических или практических задач, то их реализация осуществляется на основе внешнего управления. В этих условиях основную референтную роль играет деятельность учителя при относительно невысоком уровне субъектно- сти и самореализации учащихся. Движущими силами в этом процессе является стремление учащихся к получению результатов, соответствующих требованиям учителя, организующего учебное проектирование, стимулирующего, координирующего и оценивающего работу на различных этапах ее выполнения. Завершающие разделы проектной деятельности в виде презентации и публичной защиты ее итогов в этих условиях не связаны с интересами учащихся и носят характер дополнительного внешнего контроля.
В тех случаях, когда стремление к получению результатов проекта основывается на личных потребностях учащихся (авторов и исполнителей поставленной проблемы), формируется внутренняя мотивация проектной деятельности, как ведущая движущая сила, обеспечивающая положительные обратные связи творческого процесса. При решении творческих и практических задач авторы и исполнители проекта будут
стремиться достигать наивысших показателей, направленных на реализацию их собственных интересов и потребностей.
В условиях, когда цели учебной проектной деятельности определяются самими исполнителями, успешному решению поставленных задач способствует развитие самоуправления учащихся, обеспечивающего коррекцию и гибкую реализацию творческого процесса с учетом внешних условий и возможностей субъектов деятельности. Именно субъект- ность исполнителей делает творческую проектную деятельность одним из наиболее эффективных методов обучения, развития и воспитания учащихся, создавая условия формирования их предметной и личностной компетентности.
При этом сохраняется координирующая и поддерживающая роль учителя, обеспечивающая успешность решения задач, задаваемых самим себе учащимися на различных этапах реализации проекта по всему циклу творческой деятельности.
С другой стороны, учебная проектная деятельность может завершаться на различных уровнях ее реализации. При отсутствии этапа практического воплощения проекта его выполнение будет носить характер проектировочной деятельности, направленной на исследовательские, конструкторские или технологические разработки. В этом случае результатом учебного проектирования может выступать идеальный (интеллектуальный) продукт, который, в зависимости от уровня проработки, может представлять собой результаты исследования, разработку конструкции или технологии изготовления объекта, составление бизнес-плана решения проблемы и т.д.
Учителю важно обеспечивать успешность творческой деятельности учащихся и создавать условия ее перехода на все более высокие уровни самоорганизации и самоуправления на пути продвижения учебного проектирования к реализации по полному циклу творческой деятельности, обусловленной потребностями самих постановщиков и исполнителей проектных задач.
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, поскольку в каждом классе есть дети с различными способностями. Сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, выдвинуть больше интересных идей и изготовить более сложные изделия. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие учащиеся могут ограничить круг исследований, исходить из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого школьника может быть свой прогнозируемый конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемые итоги как в начале, так и в ходе выполнения проекта, с учетом правил и требований принципа доступности. Важно, чтобы каждый учащийся смог закончить то, что было запланировано получить в процессе проектной деятельности.
В процессе выполнения проекта учитель должен продолжать обучение, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения путем эксперимента или в справочной литературе. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения. В целях развития творческого потенциала учащихся занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе педагогики сотрудничества участников образовательного процесса.
- 1. Раскройте сущность и движущие силы творческой деятельности.
- 2. Рассмотрите взаимосвязь репродуктивного и продуктивного обучения.
- 3. Определите роль и место творческой деятельности в системе технологической подготовки.
- 4. Поясните возрастные особенности творческого развития учащихся.
- 5. Охарактеризуйте уровни творческой деятельности в системе технологического образования.
- 6. Дайте понятие проектной и проектировочной деятельности.
- 7. Определите общие черты и отличия творческого задания и творческого учебного проекта.
- 8. Охарактеризуйте основные этапы проектной деятельности.
- 9. Поясните особенности методов решения творческих задач
- 10. Раскройте проблемы использования метода проектов в практике отечественного образования.
- 11. Укажите признаки классификации и виды учебных проектов.
- 12. Поясните основные требования к деятельности учителя в организации проектной деятельности учащихся.
- 13. Охарактеризуйте различные уровни и результаты реализации творческой проектной деятельности в си теме технологического образования.
Педагогический процесс условно включает в себя две части - подготовительную (проектировочную) и собственно исполнительскую. Проектирование представляет собой компонент педагогической деятельности, отражающей предвидение учителем будущего процесса обучения.
Проектирование учебного процесса предполагает разработку комплекса средств педагогического воздействия для достижения целей обучения на основе единства содержательного и процессуального компонентов.
Педагогические цели достижения качественных изменений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся определяют основу проектирования процесса обучения. Сопоставление целей с условиями обучения определяет процесс целеполагания для разработки конкретных педагогических задач и логики действий на пути достижения намеченных результатов.
Постановка педагогических задач опирается на изучение состояния образовательной системы, анализ исходных данных для составления педагогического диагноза имеющихся возможностей и прогнозирования путей решения проблем, ведущих к достижению поставленных целей.
Осуществление образовательной деятельности требует от педагога постановки цели, определения содержания, выявления путей достижения результатов практической деятельности по их реализации и анализа эффективности процесса. Все эти составляющие деятельности педагога тесно связаны между собой и обеспечивают эффективность учебного процесса. Определение путей достижения педагогических целей относят к функции педагогического проектирования, направленного на создание условий оптимального взаимодействия учащихся и педагогов в учебной и внеучебной деятельности.
Проектируя образовательную деятельность, педагог прогнозирует ее конечные результаты в виде развития способностей и личностных качеств учащихся. Принятию обоснованных решений по их достижению способствует опора на имеющийся педагогический опыт, учитывающий как положительнее, так и отрицательные последствия принимаемых решений.
Проектирование педагогических систем и процессов должно соответствовать реалиям объективной действительности, быть достаточно открытым и подвижным с учетом конкретных условий, возможностей и потребностей участников образовательной деятельности.
Педагогическое проектирование призвано учитывать и опираться на движущие силы образовательной деятельности. Это предполагает учет и обеспечение интересов педагогической деятельности в достижении целей образовательного процесса. При разработке педагогического проекта необходимо определить процессуальную основу деятельности педагога по организации образовательного процесса и взаимодействия с учащимися. Выбор организационных форм, методов и средств педагогической деятельности должен способствовать эффективному достижению намеченных результатов с учетом особенностей и условий процесса.
Главными элементами проектирования процесса обучения выступают моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся и планирование на этой основе педагогической деятельности учителя. Итогом педагогического проектирования является разработка плана учебного процесса на основе прогноза и проекта предстоящей совместной деятельности педагогов и учащихся. С учетом временных факторов и содержания обучения проектировочная деятельность учителя предполагает перспективное и текущее планирование учебного процесса. Планирование учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеурочное время требует учета специфики изучаемого материала, результатов педагогической диагностики и условий решения стоящих задач. В разрабатываемых учителем планах учебной работы должны найти отражение интересы и потребности учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности.
Принято выделять этапы подготовки и реализации учебного процесса. Результатом первого являются тематический план и разработки занятий, представляющие собой распределение содержания учебного предмета по времени и объемам изучения. Когда в тематическом плане определяются конкретные сроки проведения занятий, он становится календарно-тематическим. В процессе тематического планирования необходимо соотнесение целей и задач изучаемых разделов и тем с общими целями и задачами учебного предмета, определение их места в учебном процессе и вклада в планируемые результаты.
При разработке перспективного плана учебной работы учитель определяет последовательность изучения материала с учетом структуры программы, которая может носить линейный, концентрический, либо спиральный характер, соответствующий содержанию разделов и изучаемых тем. Планирование начинается с решения стратегических задач распределения учебного материала по годам обучения с последующим переходом к составлению планов учебной работы на предстоящий и ближайший периоды (учебный год, полгода, четверть). Кроме распределения учебного материала, составление тематического плана предполагает установление межпредметных связей по изучаемому курсу, определение содержания самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся. При планировании обучения необходимо согласование учебных процессов по различным дисциплинам как между собой, так и с общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
Изучение конкретного раздела программы предполагает составление плана учебной работы на основе определения целей и содержания отдельных тем и конкретных занятий и установления требований к организации и обеспечению учебного процесса. Общая структура тематического планирования может быть представлена в виде системы компонентов учебного процесса, включающей целевые, содержательные и процессуальные аспекты образовательной деятельности, условия и средства достижения педагогических результатов.
Перспективное планирование учебного процесса по технологии направлено на решение стратегических задач подготовки методического, кадрового, организационного и материально-технического обеспечения технологической подготовки школьников в общей структуре образовательной системы школы.
Календарное тематическое планирование осуществляется на основе анализа учебной программы и рассматриваемого периода обучения и предполагает последовательное решение ряда задач:
- определение целевых ориентиров - результатов обучения, в том числе знаний, умений и личностных качеств учащихся, формируемых в процессе учебной и внеурочной деятельности по технологии;
- распределение содержания разделов и тем учебной программы по объемам реализации и отдельным занятиям. Выявление образовательных линий теоретического обучения и практической подготовки учащихся; определение изучаемых явлений, объектов и процессов и осваиваемы способов деятельности; учет взаимосвязи тем и занятий, логики их развития по этапам обучения;
- выбор объектов труда (учебных образцов) в соответствии с целями и содержанием учебной деятельности;
- установление требований к материально-техническому обеспечению занятий по рассматриваемой тематике, оснащению учебных мастерских, кабинетов и лабораторий необходимым оборудованием, инструментами и материалами;
- определение учебно-методического обеспечения занятий в виде рабочих программ, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций и указаний, инструкций, технологических и операционных карт, чертежей, наглядных пособий, технических и информационных средств обучения и др.;
- установление межпредметных связей со смежными дисциплинами для подготовки к решению задач технологического образования;
- выбор форм организации учебного процесса и методов обучения в соответствии с содержанием учебной деятельности, индивидуальными особенностями учащихся и возможностями образовательной системы;
- определение содержания самостоятельной, внеурочной и общественно полезной деятельности учащихся по технологии, организации взаимодействия с системой дополнительного образования;
- установление средств контроля результатов учебной деятельности и качества учебного процесса.
Процесс обучения школьников технологии требует его педагогической подготовки, включая составление планов отдельных занятий. Текущее планирование занятий по технологи осуществляется на основе выявления рациональных видов учебной деятельности учащихся, путей и средств ее обеспечения по освоению нового материала.
Поурочное планирование включает в себя несколько разделов: установление целей конкретного занятия, определение его структуры, содержания, методов и средств обеспечения с проработкой отдельных элементов и учебных ситуаций. При разработке плана занятия необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и развитие личностных качеств учащихся.
Результатом подготовительной работы к занятию является его рабочий план. Его форма и объем жестко не регламентируются и в зависимости от специфики занятия краткий план может перерастать в план-конспект, получивший распространение в практике педагогической деятельности. План (план-конспект) входит в перечень обязательной документации к проведению занятия по предмету и должен быть составлен таким образом, чтобы по нему можно было выполнить поставленную учебную задачу, в том числе и другому преподавателю. План-конспект должен учитывать цели конкретного занятия и условия их достижения с учетом специфики учебного заведения и контингента учащихся. Логическая структура разработки плана-конспекта может быть представлена в следующей форме:
- определение учебных и воспитательных целей и конечных результатов занятия;
- установление места занятия в общей структуре учебной программы и логических связей в радиально-кольцевой системе обучения школьников технологии;
- определение (разработка) содержания и объемов материала для теоретического изучения и конспектирования;
- установление межпредметных связей занятия с содержанием обучения по другим дисциплинам для обеспечения теоретической подготовленности учащихся к изучению технологических процессов;
- определение содержания, организации и объемов практической деятельности учащихся;
- конкретизация и детализация объектов учебной работы (учебных образцов) по теме занятия;
- определение методов обучения в соответствии с содержанием учебной деятельности;
- установление требований к учебной базе, оборудованию и материально-техническому обеспечению материалами и инструментом в соответствии с содержанием учебного процесса и спецификой контингента учащихся;
- разработка структуры занятия, определение его основных этапов, их организация и продолжительность;
- определение общего типа и характера занятия в соответствии с содержанием учебной работы;
- разработка комплекса технологической и учебно-методической документации для проведения занятия и порядка ее применения;
- подготовка информационных и технических средств обучения;
- определение методов и средств контроля результатов учебной деятельности;
- разработка методики закрепления учебного материала в процессе занятия и по его завершению;
- определение организации работы учителя и учащихся в процессе занятия;
- определение связей содержания занятия с внеурочной учебной деятельностью и системой дополнительного образования;
- установление содержания и объема материала для самостоятельной работы, подготовка рекомендаций к его освоению;
- определение источников и средств информации для углубленной работы по изучаемой теме и порядка их применения.
Указанные разделы должны найти отражение в рабочем плане занятия вне зависимости от его оформления.
Основу разработки процессуальной составляющей учебного процесса определяет конструирование педагогического взаимодействия участников образовательной деятельности на различных уровнях и этапах ее реализации. Методическая направленность конструирования процесса обучения предполагает выявление средств педагогического воздействия для достижения целей обучения.
Получение намеченных результатов требует решения ряда задач:
- изучение состояния образовательной системы, анализ особенностей и возможностей;
- сопоставление целей обучения с условиями образовательной деятельности;
- определение требований к результатам конструирования учебного процесса;
- выявление и постановка педагогических задач;
- поиск и определение путей решения проблем;
- выдвижение перспективных решений;
- разработка модели педагогического взаимодействия участников образовательного процесса;
- определение условий эффективности процесс обучения;
- разработка методического обеспечения образовательной деятельности;
- экспертиз педагогического проекта учебного процесса.
Результатом проектирования процесса обучения является составление плана совместной деятельности педагогов и учащихся.
Проектирование педагогического процесса не сводится только к планированию содержания обучения, деятельности учителя и использованию педагогических средств. Оно должно осуществляться с ориентацией на прогнозируемую деятельность учащихся в условиях организации ее со стороны учителя и обеспечения эффективного взаимодействия участников педагогического процесса.
Процессуальный аспект проектирования учебного процесса по технологии представляет собой разработку педагогического сценария занятий с определением деятельности учащихся и деятельности учителя, а также обеспечения необходимых условий с учетом особенностей участников образовательной деятельности и возможностей школы.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Раскройте понятие педагогического проектирования.
- 2. Назовите основные составляющие и этапы проектирования учебного процесса по технологии.
- 3. Поясните соотношение проектирования и планирования процесса обучения.
- 4. Охарактеризуйте сущность перспективного и текущего планирования учебного процесса.
- 5. Раскройте содержание перспективного планирования процесса обучения технологии.
- 6. Обоснуйте структуру плана-конспекта занятия по технологии.
- 7. Приведите последовательность подготовки к занятиям по технологии.
- 8. Представьте систему занятий по выбранной теме в виде последовательности целей и средств обучения технологии.
МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 7»
Методическая работа
«Метод проектов в рамках реализации
федеральных государственных образовательных стандартов
второго поколения»
Выполнила учитель начальных классов
Сарнавина Екатерина Григорьевна
Педстаж – 19 лет
Волхов 2013 г.
«Метод проекта в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения»
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский
1. Введение
Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой совершенно другие задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте – долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов. Главным в стандарте второго поколения является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Одна из приоритетных задач – сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень важно, что меняется оценка качества образования. Кроме того, он предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Предусматривается качественно новое ресурсное обеспечение исполнения ФГОСа.
2. Учитель в современной школе
Я преподаю в начальной школе в течение восемнадцати лет. Учила детей разного возраста, уровня подготовки, с различным отношением к учебе. Этот опыт позволяет мне видеть сильные и слабые стороны образования в российской школе и, по мере своих возможностей, я стараюсь подчеркивать первые и смягчать вторые.
Тенденции развития современного общества, обозначенные в стратегии Российской Федерации до 2020 года, предъявляют новые требования к образованию, результаты которого должны иметь характер универсальных умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего развития, интеграцию знаний и представлений обучающихся.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Увы, никакие призывы, ни новые программы, ни блестящие учебники не принесут успеха в обучении, если не будет собственного понимания – для чего? зачем? как? Есть одно важное (по крайней мере, для меня) обстоятельство: свобода выбора методологических подходов, методов и способов, из которых и складывается тот самый перспективный путь в преподавании – «авторские» находки, построенные на личном творчестве, апробированные на собственном опыте работы, дающие хорошие результаты, и есть система работы. Правда, это трудный и очень ответственный путь, но его надо проходить всем.
Переосмысляя цели и ценности образования с позиции новых государственных стандартов, приоритетами я считаю развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученик сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Именно решение этих задач явлилось для меня главным
3. Технология проекта в системе работы
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к усвоению детьми новых знаний. Основной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:
Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
Неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Целью моей работы явилось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности.
Исходя из цели, ставлю следующие задачи :
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
Принимать самостоятельные аргументированные решения;
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли;
Научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации.
Развитие организационных умений осуществляется через проектную деятельность как в урочное, так и во внеурочное время. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.
В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».
Не секрет, что существующая в школе пятибалльная система и классно-урочная система не даёт возможности всем ученикам раскрыться полностью, показать, на что он способен. Некоторые ребята уже в начальной школе не хотят учиться, у них низкий уровень учебной мотивации и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Часто мы, учителя, не можем увидеть весь потенциал, который скрыт в ребёнке, наделяя его определёнными негативными качествами. Подчас считая его «неумёхой», «глупцом», «лентяем». И это далеко не все обидные высказывания в адрес ученика. Поэтому в 2008 году я приняла предложение администрации школы участвовать в инновационной работе по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Передо мной встала главная проблема – пересмотреть весь свой педагогический опыт и сделать так, чтобы всем детям, независимо от умственных способностей, социального положения, было комфортно в школе, чтобы им хотелось учиться. Одним из таких путей решения проблемы и стало использование в учебной и внеучебной работе метода проектов.
Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Считаю, что любой учитель должен стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять их для решения конкретных проблем вне стен школы, независимо от того, какую он выберет профессию в будущем.
Проектная деятельность предусматривает работу по выбранной теме, предполагающей решение жизненно-практических задач, в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Я в данном случае являюсь консультантом. К концу начальной школы ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
За 4 года работы по ФГОС (2008-2012 г.) для себя выделяю явные преимущества проектной деятельности в школе:
1.Полностью меняются отношения «учитель – ученик»:
Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
Ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
Ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
Ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
Ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
Ученик субъект обучения – учитель партнер;
Ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и повышают ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ.
Однако в ходе проектной деятельности у меня часто возникают определенные проблемы и трудности:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому появляется проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся. Работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
Для решения этих проблем и трудностей, предлагаю такие варианты:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя. Учителя традиционно выступают в роли трансляторов информации, а учащиеся способны, в основном, только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Сталкиваясь же с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Хотя проектная деятельность не является новшеством, но в нашей стране долгое время этот метод не использовался. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Работая над проектами, учащиеся моего класса знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее. У детей формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами.
Основываясь на собственном опыте, хочу отметить, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.
Оформление работ, результаты и защита проектов происходит на конкурсах, праздниках, выставках.
Вот название некоторых проектов, над которыми работал мой класс: «Моя семья», «Моя родословная», «Былины», «Меры длины», «Путешествие по земле Волховской. Город вчера, сегодня, завтра», «Профессии: что мы о них знаем», «Красная книга: на защите всего живого», «Путешествие в страну Словарию» и т.д.
В этом учебном году в сентябре – ноябре успешно реализовала проекты на уровне всей начальной школы совместно с родителями «Сделаем нашу школу ярче и привлекательней!» и «Ярмарка озорная, удалая, развесёлая».
С малышами – первоклассниками в декабре-январе этого учебного года реализовывали сначала в классе, а потом и на муниципальном уровне проект «Помоги птицам зимой».
Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это привлекает ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. Мониторинги подтверждают, что в классах, где учителя применяют в своей работе проектную деятельность, наблюдается резкий рост качества обученности. Школьники принимают активное участие в проектной деятельности, различных интеллектуальных проектах, нередко занимая в них призовые места.
Одним из методов реализации личностно – ориентированного подхода является метапредметный подход к обучению, развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии, формирующий навыки самостоятельной работы, воспитывающий инициативность и творческое отношение к делу. Считаю, что метод проектов позволяет развивать «надпредметные» навыки. Все учебные предметы обладают широкими возможностями для организации проектной деятельности младших школьников. В работе над проектами присутствуют традиционные этапы проектной деятельности: погружение в проект (установка), организация деятельности (последовательность и продолжительность работы), осуществление деятельности (консультации и помощь), презентация (в т. ч. и с использованием мультимедийного оборудования).
Проектная деятельность полезна тогда, когда ученики сами создают что-то для других, откликаясь на исследуемые проблемы какой-то творческой работой, которая каждому может быть посильной. Очень важно, чтобы ученики выражали свои мысли, обменивались различными идеями, не являлись пассивными потребителями.
Таким образом, с применением проектной деятельности в обучении ученики дети «учатся учиться» самостоятельно.
4. Итоги и выводы
Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые также имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Теперь я знаю, сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем и родителями.
Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Литтература:
1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000. 11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
6.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
7. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
8.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
Учимся учиться!
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Карабанова О.А.,
доктор психологических наук.