К большому сожалению, практически все автовладельцы уверены, что вибрации и биение руля означают лишь необходимость На самом деле разбалансированные колеса являются причиной вибраций на рулевом колесе.
Проблемы вибрации могут буквально выводить из себя. И даже более того - эта неисправность имеет свойство подкрадываться к ничего не подозревающему автовладельцу незаметно. И вот однажды, в какой-то момент в руль бьет уже очень сильно, вибрации отдаются на весь кузов, бьет руль при движении и в процессе торможения. Но автовладелец уже привык к этим вибрациям и не спешит на СТО для устранения неисправности.
Ну а те, кто столкнулись с этой проблемой и желают с ней разобраться, должны знать причины этих вибраций и биений на рулевом колесе. На самом деле, существует огромное количество различных причин. Зная причины, можно легко устранить поломку без существенных затрат и таким образом прекратить вибрации.
Метод диагностики
Чтобы провести точную диагностику, нужно эксплуатировать автомобиль в различных режимах. При движении по трассе на различных скоростях нужно почувствовать, когда бьет руль при движении (торможении). Также следует запомнить, на какой скорости начинаются вибрации и на каких заканчиваются. Рекомендуется проверить, каким образом поведет себя машина при ускорениях и при торможениях - пропадут или усилятся вибрации.
Нарушение балансировки из-за снега и грязи
Это одна из самых популярных и самых наиболее вероятных причин, почему на руле ощущается биение. Вибрации могут внезапно появляться и так же прекращаться после разгона. Увидеть грязь на современных литых дисках очень легко, а в случае со стальными штампованными - уже сложно. Они имеют слишком маленькие вентиляционные отверстия, а декоративный колпак может существенно мешать нормальному обзору. Если бьет в руль, следует искать грязь со внутренней стороны стального штампованного диска.
Биения только на большой скорости: нарушение балансировки
Покрышки и колесные диски не идеальны. Они могут быть изначально неровными или с неоднородным составом. Так как вес покрышек и дисков местами может быть различным, при вращении, оно будет тянуть к себе центр тяжести. Это Когда колесо вращается на высоких оборотах это усилие обязательно будет отдаваться через тяги на рулевое колесо.
Чтобы таких проблем не возникало, необходимо выполнять балансировку колес после любой замены дисков или резины. Суть этого процесса в том, чтобы выровнять массы колеса в каждой точке при помощи грузиков, которые наклеиваются на внутреннюю или наружную поверхность диска.
Эксплуатация автомобиля, на котором колеса имеют плохой баланс, в течении длительного срока может спровоцировать сильный износ в некоторых местах покрышки. В итоге протектор через 15-20 тысяч километров пробега будет как бы "откусан" местами. Использовать такую покрышку или восстанавливать ее нет смысла. Водитель почувствует, что еще больше бьет в руль при движении. Также вместе с этим изнашиваются элементы подвески и Все это влечет за собой дорогостоящий ремонт.
Симптомы неотбалансированных колес
Главные признаки покрышек с нарушениями балансировки - это, конечно же, сильные вибрации при движении на высоких скоростях. Для легковых авто эта скорость выше, чем 60 километров в час. Если сильно бьет руль при движении на скорости, рекомендуется внимательно обследовать колеса - они не должны иметь вмятин и других деформаций на своей поверхности. Если автовладелец не ловил большие ямы при движении, покрышки не имеют сильного износа, а вибрации есть только на руле в момент разгона, то скорее всего, вопрос можно решить простой балансировкой.
Однако не стоит думать, что можно решить ситуации только балансировкой передних колес. Проблему вибраций можно победить только в случае, если все четыре колеса будут верно отбалансированы.
Деформация дисков или покрышек
В некоторых моментах, если бьет руль при движении, причины могут быть в кривых колесах. Эту проблему легко выявит любой квалифицированный сотрудник шиномонтажной мастерской после тестирования этого самого колеса на стенде. Он обязательно скажет об этом. Важно, чтобы автолюбитель сам присутствовал при процессе тестов и убедился, что никакой проблемы нет.
Однако, если в процессе вращения, наблюдая за одной точкой края, видно, что колесо подпрыгивает, это уже первый признак. Следует определить, прыгает ли вместе с покрышкой диск. Если да, то причина биений - диск. Если последний не скачет, тогда повреждена сама покрышка.
Чаще всего диски гнутся из-за попадания в дорожные ямы. Такое часто случается в весенний период времени. Это можно определить даже без необходимости демонтажа колеса - достаточно осмотреть обод на наличие вмятин. Особенно тщательно следует искать на внутренней стороне колесного диска. Подвержены этому чаще всего стальные штампованные диски.
Но не только вмятины могут спровоцировать вибрации. Колесный диск может быть кривым и сам по себе - даже на стенде он может вращаться идеально, а после установки на автомобиль владелец будет ощущать, что его, к примеру, «Форд Фокус» бьет руль при движении. Это явление случается из-за того, что на стенде колесо закрепляют по центральному отверстию, а на автомобиль - через отверстия для гаек или болтов. Иногда они не обеспечивают максимально ровного крепления. Да и диск может быть не ровным.
Изношенные или бракованные покрышки тоже часто являются причиной биений на руле или вибраций по всему кузову. Среди самых распространенных деформаций - поврежденный корд, шишки на боковых стенках, брак изготовителя.
Недостаточный уровень давления в колесах
Иногда, но довольно редко, бьет руль при движении ВАЗ или любого другого автомобиля из-за неверного давления воздуха в покрышке. Это одна из самых простых причин и диагностировать ее очень легко, да и устранить нетрудно.
Опасные вибрации
Эта неисправность - из серии легко устранимых и легко диагностируемых. Часто бьет в руль при движении по причине ослабленных крепежных элементов хотя бы одного из колес. Причина на самом деле очень простая, но и очень опасная - если колесо открутится, результат будет плачевным.
Что касается ремонта авто, он будет довольно дорогим. Если эту причину не заметить вовремя, владелец автомобиля приедет на замену тормозных дисков, колесных дисков, элементов ступицы. Вибрации в этом случае могут возникать на разных скоростях и даже на совсем малых, а цикличность биений наблюдается не всегда.
Рулевые тяги
Очень часто сильно бьет руль при движении (ВАЗ 2109 в том числе) по причине чрезмерно изношенных наконечников, а также сильной выработке на Чтобы выяснить, так ли это, необходимо проверить сами рулевые тяги на предмет люфта. Затем необходимо попросить помощника крепко зажать руками руль и на поднятом домкратом автомобиле подергать рулевые тяги - на них не должно быть свободного хода.
Если люфт есть или тяга и вовсе болтается, это и есть причина биений. Деталь нужно заменить, а после - произвести развал-схождение.
Рулевая рейка
Часто бьет руль при движении на какой-либо скорости из-за сильно изношенной Если износ большой, то при этом увеличится и люфт рулевого колеса. Чтобы устранить эту неисправность, рекомендуется поджать прижимной болт на рейке.
Затягивать нужно до тех пор, пока при повороте рулевое колесо не будет возвращаться в среднее положение. Затем следует отпустить болт примерно на одну грань. После этой операции биение уменьшится, а может и совсем исчезнуть.
Шаровые опоры
Это одна из возможных причин. Первым делом необходимо удостоверится, что нет люфта колес на шаровой опоре. Для диагностики машину поднимают на домкрате и устанавливают шаровую опору на статическую опору, что находится на земле. При этом колесо должно находиться немного в воздухе. Далее одной рукой берут за колесо вверху, другой - внизу, и шатают колесо. Если люфт есть, значит изношена и требует замены. После этого вибрации также могут прекратиться. Если они остались, нужно искать дальше.
Если бьет руль при торможении
Когда автовладелец ощущает вибрации или биения только в процессе торможения, то есть огромная вероятность полагать, что проблема кроется с деформациями или любыми другими проблемами с
Оба вышеперечисленных элемента меняют свою форму или деформируются вследствие высокого износа или перегрева, когда водитель выполнял торможение в течении длительного времени и достаточно сильно. Также деформация возникает после сильного торможения, а затем попадания в лужу - диск перегрелся и резко остыл. После таких испытаний поверхность детали примет волнистую конструкцию. Барабан сменит свою форму на овальную. Если бьет руль при движении (ВАЗ 2114 не исключение), то здесь причина в грубой эксплуатации автомобиля. Ремонт в этой ситуации невозможен, а исправить проблему поможет только замена изношенной или деформированной детали.
Вибрации и биения на «десятке»
Эти автомобили ничем особенным от других моделей и марок не отличаются. Если бьет руль при движении ВАЗ-2110, то причиной являются следующие неисправности. Среди них можно выделить тормозные колодки, но так бывает очень редко. И чаще всего после замены колодок проблема возвращается вновь. Но проверить их состояние будет отнюдь не лишним.
Среди нестандартных причин, виновником вибраций может оказаться ступица. В этом случае рекомендуется проточить ее на токарном станке или прямо на автомобиле при помощи специальных приспособлений.
Кроме того, причиной вибраций на руле или кузове может оказаться ШРУС, который просто развалился. При этом биения ощущаются при ускорениях, а когда машина двигается накатом, вибрации пропадают. На низкой скорости их и вовсе нет. Кроме биений может также слышаться и сильный шум.
Резюме
Нужно помнить, что автомобиль - это цельный механизм, где одна неисправность может спровоцировать массу других проблем. Если есть биение на руле, необходимо сразу же искать причину и устранять неисправность. Ездить с этими вибрациями просто опасно. Как видите, проблема вполне решаема. Главное - вовремя заметить симптомы и не медлить с их устранением.
Вибрация на рулевом колесе, на педали тормоза или по всей машине может начаться по целому ряду разных причин, таких как лопнувшие кронштейны опоры двигателя, изогнутые обода дисков колёс, плохо отбалансированные колёса, изношенные ШРУСы и ещё ряд причин . Но ни одна из этих автомобильных проблем не вызвала бы вибрацию на руле только при торможении . Вибрация или бьёт руль при торможении на дисковых тормозах почти всегда только по причине деформированных тормозных дисков.
Бьёт руль, педаль тормоза или вибрация из-за деформации тормозных дисков
Прежде всего, что такое тормозной диск. Его ещё называются тормозным ротором. Это та часть ходовой системы Вашего авто, которая крутится вместе с колесом (к тормозному диску непосредственно крепится колесо) и которая зажимается колодками посредством педали тормоза, когда Вы хотите остановить машину. Другими словами, тормозной диск - очень важная часть автомобиля.
На рисунке автомеханик прижимает настоящие тормозные колодки к тормозному диску. На деле эту работу выполяет суппорт
Почему деформация тормозного диска становится может быть причиной вибрации или биения на руле, проще выяснить, поняв принцип работы диска. Тормозные диски, как правило, сделаны из металла и бывают определённой ширины в зависимости от марки и модели Вашего автомобиля. При применении тормоза, колодки сильно прижимаются к диску, создавая колоссальное давление и силу трения, отчего тормозной диск подвергается сильному нагреву. Нагрев этот провоцирует небольшое изменение плотности металла диска, и диск этот должен охладиться равномерно по всей своей поверхности. Тем не менее, это происходит не всегда, и когда тормозной диск охлаждается внезапно и не равномерно, то, как правило, он деформируется в определённых местах. Деформация эта приобретает волнистую форму. Получается, что когда тормозные колодки зажимают деформированный диск на высоких скоростях, это диск заставляет вибрировать влево-вправо весь суппорт, а вместе с этим и всё колесо, передавая вибрацию на руль или на весь автомобиль.
Как именно резко охлаждается перегретый тормозной диск, думаем, говорить не нужно. Отметим, что причиной тому может быть лужа или снег после длительного торможения.
Когда диск деформируется таким образом, то говорят "диск повело". Так как это происходит после перегрева тормозного диска, то обычно второй симптом, если причиной того, что бьёт руль или появилась вибрация, является именно деформация диска - это синеватый оттенок, который также появляется из-за перегрева.
Если у Вас есть первый подозреваемый, то проверить деформацию диска можно довольно просто - поднимите подозреваемое колесо на домкрат так, чтобы оно свободно крутилось (а не было заблокировано ни тормозом, ни коробкой передач - только чтобы автомобиль не покатился). Далее прокрутите колесо на весу - оно должно свободно крутиться. Если же колесо часть описываемой окружности крутится нормально и легко, а затем стопорится или сильно замедляется, причём, в одной и той же точке, то, скорее всего, на этом колесе повело тормозной ротор.
Проверить более достоверно, впереди или сзади вибрирует тормозной диск, можно, тормозя ручником - если при таком торможении вибрация также появляется, то, скорее всего, причина в одном из задних роторов.
В случае, когда повело тормозной диск на передних колёсах, то Вы почувствуете, что при торможении бьёт именно руль. А если на одном из задних колёс, то и вовсе можете не заметить вибрацию, хотя в случаях, когда диск повело достаточно сильно, вибрация при торможении ощутима на высоких скоростях. А вот вибрация педали тормоза не покажет достоверно, какой из роторов повело.
Что делать? Причиной того, что диск повело, может служить далеко не сам факт переохлаждения, хотя если Вы долго ехали с горки на тормозах, а потом заехали в лужу или проехали по рыхлому снегу, то причиной можно назвать именно этот случай. Но зачастую именно перегрев тормозного диска, а не его охлаждение, вызывает деформацию. А перегревается он из-за заклинившего суппорта - когда колодки постоянно прижимаются к диску, мешая колесу свободно крутиться и вызывая чрезмерный нагрев. И в этом случае нужно устранять первопричину перегрева.
Если тормозной диск повело, то его можно заменить. Стоит он достаточно недёшево - в зависимости от модели автомобиля цена тормозного диска может составлять от 2 до 10-15 тысяч рублей. Но можно также его расточить - это достаточно простая процедура, которую проводят в автосервисах, даже не снимая его с машины. Заключается расточка в стачивании волн до абсолютно плоской поверхности диска.
Работа по расточке тормозного диска
А вот на барабанных тормозах барабаны, аналогично ротору на дисковых тормозах, деформируются из-за перегрева или переохлаждения после перегрева достаточно редко.
Бьёт руль или вибрация после замены тормозного диска, ступицы или ступичного подшипника
А вот если биению на руле или по всему автомобилю предшествовали работы в сервисе по ходовой части машины, то первопричину следует искать первым делом именно здесь. Наиболее часто вибрация при торможении может появиться после замены тормозного диска, ступицы или ступичного подшипника. А конкретная причина вибрации и биения может быть не только в бракованных этих деталях (хотя чаще именно в них), но и в некачественно проведённой работе. Возможно, тормозной диск неправильно затянули, перетянули или затянули не крест-накрест . Момент, с которым необходимо затягивать тормозной ротор, обычно указан на самом диске.
В случае, если вибрация руля при торможении или всей машины появилась именно после каких-либо проведённых работ в ходовой части, то обратитесь с проблемой к тому же механику, который проводил эти работы.
Бьёт руль или вибрация из-за треснувшего тормозного диска или барабана
Пожалуй, самое страшное, из-за чего может появиться вибрация - это треснувший тормозной диск или барабан в барабанных тормозах. Происходит это обычно также из-за перегрева либо сильного механического воздействия на них. Обычно такое происходит редко и только на изношенных (истончённых) тормозных роторах или проржавевших барабанах.
Трещина на тормозном диске
Могут ли причиной вибрации стать колодки?
Несмотря на то, что некачественные или изношенные колодки , как возможная первопричина вибрации на автомобиле или биения на руле, фигурируют довольно часто, по нашему мнению, они никак не могут стать причиной вибрации на руле или всей машине при торможении. Это не движущуюся часть и цикличности работы в ней быть не может, потому при ровном тормозном диске колодки и суппорт не могут стать причиной такой вибрации.
Что ещё может стать причиной биения или вибрации при торможении, но достаточно редко:
- проблемы в рулевой рейке или износились шаровые соединения в ходовой части;
- изношенные и неправильно работающие амортизаторы (здесь вибрация появляется чаще при поворотах в сторону, противоположную от стороны с изношенным амортизатором);
- изношенные или сгнившие опоры стоек амортизаторов;
- сильные боковые удары о бордюры при ДТП и т.п. (обычно деформации тормозной системы предшествует деформация диска колеса);
- рулевые наконечники.
Можно ли игнорировать вибрацию и биение руля при торможении, если сильно не мешает?
Если у Вас бьёт руль при торможении или вибрирует вся машина, то лучше всё же обратиться к механику. Но проблему можно и игнорировать некоторое время - месяцы или даже годы. Но необходимо иметь в виду, что если проблема вызвана неправильной затяжкой гаек, то это может быть довольно опасно. Кроме того, вибрация дисков даёт повышенную нагрузку и на другие элементы ходовой части - на ту же ступицу, амортизаторы, рулевую систему, а это уже более серьёзно и дорогостояще.
Но вибрация на руле при торможении на высокой скорости - это ещё и небезопасно. На самом деле, можно легко потерять управление автомобилем при достаточно сильной вибрации. Вождение и без того уже является одной из самых опасных вещей, которые мы делаем каждый день, так что экономия на исправлении биения на руле не должна стать причиной увеличивать эту опасность. К тому же, очень немногие из нас способны не выглядеть смешно, схватив трясущееся рулевое колесо - вспомните об этом, когда будете везти свою девушку на первое свидание или просто подвозить незнакомого человека. Поверьте, сильно вибрирующий руль и не менее сильно вибрирующие руки на нём - это очень заметно со стороны.
Если при торможении бьет руль и возникает вибрация, это говорит о неисправности, которая иногда может быть серьезной. Некоторые водители списывают подобное явление на разбалансировку колес. Такое случается, но является лишь одной из причин.
Определить, где поломка, вызывающая биение руля, нелегко. Она скрывается в различных узлах и деталях автомобиля. Среди виновников – тормозная система, колеса, подвеска, рулевое управление.
1 Главные виновники – диски и колодки, барабаны
Симптомы проявляются в толчках разной силы, которые увеличиваются на большой скорости и возникают в разных местах. Вибрирует рулевое колесо, весь кузов, тормозная педаль. Причины разные, но когда бьет руль исключительно при торможении, виноваты почти всегда тормозные диски.
Дефекты появляются при некачественных комплектующих, износе, механических повреждениях. Снимают колесо и осматривают узел. Поверхность должна быть чистой, гладкой, без рисок и поперечных трещин. Проворачивают диск, чтобы проверить на искривление. Измеряют толщину, соответствует ли износ нормативам, указанным в технических требованиях.
В машине, приобретенной с рук, часто обнаруживаются дешевые некачественные детали. Это касается колодок. Если они не соответствуют требованиям, то стираются неравномерно, оставляют на поверхности диска следы, отчего изменяется толщина. Это приводит к вибрации. Пробуют удалить их щеткой. Если не выходит, узел придется заменить.
Передвижение по городу требует частого торможения, металл перегревается, несмотря на продуманную систему охлаждения. Появляются хорошо заметные синие тепловые пятна. Сами по себе они не опасны, но это явный признак коробления, искривления диска. Когда к нему с усилием прижимаются колодки, появляется ощутимое биение руля.
Значительный перегрев происходит от долговременного и сильного торможения. Если в этот момент въехать в лужу или снег, произойдет не только деформация диска. Возможен его радиальный разрыв, который идет от края, сужаясь к центру. Это очень опасная поломка, грозящая не только вибрацией, но и аварией.
Владельцы редко интересуются толщиной тормозных дисков. Когда их износ достигает предельной величины, они уже не справляются со своей задачей. Визуально это определяется по высоким кромкам на краю, а точнее – измерением. Если параметры не отвечают требованиям, производят замену.
Проблема с барабанами встречается реже. Чаще наблюдается неравномерный след от некачественных колодок. Если он имеет вид наплывов, холмиков, торможение происходит рывками, появляются толчки в руль. Удаляют дефекты ножом или отдают для обработки токарю.
Тормозные диски протачивают, чтобы не покупать дорогостоящие новые. Это возможно во всех случаях, кроме искривления, разрывов и предельного износа. Тогда покупают новые и устанавливают в комплекте с колодками.
2 Иные причины биения в руле при торможении
Возможны и другие неисправности, которые вызывают вибрацию, особенно на высокой скорости. Она значительно увеличивается, когда нажимают педаль, но проявляется также при движении. Это дефекты, не имеющие прямого отношения к тормозной системе, но многие из них опасны, приводят к аварии.
Неисправности, вызывающие биение руля при торможении и вибрацию, связаны с такими узлами автомобиля:
- Колеса. При плохой балансировке или деформации шин особенно ощущается на небольшой скорости. Плохо выполненное или поврежденное крепление тоже вызывает неприятные ощущения при движении.
- Подвеска. Неисправные подшипники, шаровые опоры заставляют машину вести себя на дороге непредсказуемо. Она не только виляет по сторонам, но и отдает в руль при резком нажатии на тормоз.
- Рулевое управление. Поломки в рейке или редукторе (зависит от конструкции автомобиля) встречаются редко. Но если они присутствуют, то по рукам водителя бьет ощутимо.
Неисправности колес и дисков
При вращении несбалансированного колеса возникает вибрация, которая по тягам передается на руль. На высокой скорости она ощущается слабо. Проводят поверхностный осмотр на выявление вмятин на дисках, оценивают состояние покрышек. Если видимых дефектов нет, а биение ощущается, требуется балансировка.
Если не принять меры, шины изнашиваются неодинаково, в отдельных местах протираются до корда. Это, в свою очередь, приводит к чрезмерному износу ступичных подшипников и подвески. Происходит своего рода цепная реакция, биение руля постоянно увеличивается, а при торможении становится плохо переносимым.
Деформированные колесные диски также вызывают разбалансировку. Но еще более опасно их плохое крепление. Это часто случается после шиномонтажных работ. Вибрация возникает в самом начале движения и ощутима даже на небольшой скорости. Она неравномерная, на некоторое время появляется и исчезает.
Явление опасно тем, что не обнаруженное вовремя приводит к поломкам тормозных дисков, ступиц. Самое страшное – на ходу отлетает колесо.
Дефекты автомобильной подвески
Если руль дрожит или в него откровенно бьет при торможении, а диски исправны, проверяют состояние подвески. Если вовремя обратить внимание на такие симптомы, то большинство проблем устраняется легко. Торможение сопровождается биением руля по таким причинам:
- неисправны шаровые опоры;
- изогнуты рулевые тяги или изношены их наконечники;
- неправильная работа подвески на одном колесе.
Первоначально состояние шаровых опор и рулевых тяг оценивают при движении. Если езда по неровной дороге сопровождается биением колес, есть неисправность. Рывки передаются на рулевое колесо, что особенно сильно ощущается при торможении.
Затем проводят осмотр пыльников. Повреждение резины на них подтверждает предположение о неисправности. Если этого вовремя не заметить, набивается пыль, вместе с остатками смазки она образует наждак, который разрушает наконечники.
Более точная диагностика проводится при снятых колесах на вывешенной машине. На шарнир наконечника нажимают сверху, а пальцами упираются снизу. Если ощутим люфт, требуется замена. В некоторых положениях он не определяется, поэтому поворачивают рулевое колесо в разные стороны.
Шаровую опору проверяют немного по-другому. Под рычаг устанавливают надежную подставку, колесо в воздухе. Одной рукой берутся за его верх, второй – за низ и пробуют расшатать. Если это удается – узел изношен, требуется замена.
Чтобы быть абсолютно уверенным в неисправности, помощник выжимает тормоз, а водитель манипулирует с колесом. Такое испытание устраняет возможный люфт в подшипниках ступиц, и если он ощущается, то исходит только от шаровых опор.
Проблемы с рулевым управлением
Когда водитель замечает, что после нажатия на тормоз руль начинает трясти, он обычно спихивает вину на рулевую рейку или редуктор – у кого какая модель. Но виноваты они в очень редких случаях, и чаще всего, когда автомобиль куплен с рук. Возможно, с машиной происходило то, о чем нынешний владелец не знает:
- она побывала в аварии и задет рулевой механизм;
- проведена замена некачественными деталями.
Если причина вибрации действительно кроется в рейке или редукторе, то машина дрожит в любой ситуации, при торможении в том числе.
Стук и люфт случаются при ослабленном креплении картера или сошки. Износ рейки с шестерней или червячной пары в редукторе тоже вызывают аналогичные последствия.
3 Заключение
Толчки в руль и вибрацию, бывает, игнорируют долгое время. Во многих случаях она вызывает только дискомфорт. Но забывают, что постепенно разрушаются узлы, связанные с первоисточником: ступицы, амортизаторы, рулевое управление, что выливается затем в дорогостоящий ремонт.
Торможение скоростной машины, если оно сопровождается вибрацией, небезопасно. Руль может выскочить из рук, и на краткое мгновение теряется управление. Последствия понятны. Экономя на устранении дефектов, постоянно увеличивают опасность вождения.
В процессе эксплуатации автомобиля выявляется немало неисправностей. Одна из частых – бьет руль при торможении или в каком-то диапазоне скоростей. Причин может быть множество, но самая главная задача – выявить действительную. Один диагноз – биение руля, а неисправность может скрыться как в тормозных дисках, или колодках, так и в подвеске автомобиля.
Первое, что потребуется сделать, – это проверить балансировку колес. Также визуально проверить резину на наличие шишек. Развал-схождение колес отрегулировать. Но, прежде чем проводить эту процедуру, нужно перебрать всю подвеску. То, что мастера на СТО не возьмутся делать сход-развал на автомобиле с разбитой подвеской, – это правильно.
Во-первых, для самого мастера эта процедура окажется чересчур трудоемкой. Во-вторых, для вас она принесет положительный результат на короткий срок. Таким образом, биение руля исчезнет, но ненадолго.
Оценить полностью состояние подвески вашего автомобиля, рулевых тяг. Нередки случаи, когда изношенные шаровые опоры служили причиной биения руля при торможении или в интервале скоростей. Если в автомобиле все узлы подвески пришли в негодность, то требуется все перебрать, все изношенные детали заменить на новые.
Почему бьет руль?
Если ни одна из вышеупомянутых причин не является реальной, то идем дальше. Практически стопроцентная вероятность того, что сильно изношены колодки или диски, вследствие чего при торможении ощущается биение руля. Нужно снять колесо и проверить тормозной диск, оценить его износ.
Поднимаем домкратом машину и снимаем колесо. Для подстраховки нужно подставить под автомобиль опору, на крайний случай – какой-нибудь крепкий пенек. Ни в коем случае не подкладывайте под домкрат или машину кирпичи. Они хрупкие, не выдержат нагрузки и в итоге машина завалится. Под задние колеса положите противооткатные упоры.
Грязь на диске, трещины, искривление, – все это причины того, что при торможении выскакивает биение рулевого колеса. Если износ тормозного диска слишком большой, то снимаем и несем токарю на расточку. После установки дисков на место, следует провести и замену тормозных колодок. Правда, расточка не всегда может спасти. В половине случаев избавиться от биения в руле при торможении помогает избавиться только установка новых тормозных дисков и колодок.
Бьет руль при торможении и движении
Если ощущается биение руля при движении на малых скоростях, то для начала возьмите щетку и очистите колесные диски от скопившейся грязи. Грязь, которая налипла на колесном диске, нарушает балансировку колеса, как следствие – биение руля. Прочистив колеса, просмотрите, нет ли вмятин на дисках. Если есть, то нужно их выправить и произвести балансировку колес. Проверьте рулевую рейку, износ рулевых тяг, сайлент-блоков.
При движении на высоких скоростях причиной биения руля может стать любая из вышеперечисленных. Плюс к ним можно добавить подшипники ступицы. Чтобы проверить подшипники, нужно покачать колесо в вертикальной плоскости. Должен ощущаться небольшой люфт. При нажатии на педаль тормоза люфт пропадает. Это симптом того, что подшипники имеют сильный износ и подлежат замене.
При торможении если бьет руль, то можно объединить все причины, но самая вероятная – тормозные диски. На большинстве автомобилей, установка новых тормозных дисков и колодок приносила положительный результат. Биение руля в итоге пропадало, как при торможении, так и при движении. Если держать подвеску автомобиля в хорошем состоянии, то подобные проблемы будете испытывать нечасто.
Всем доброго времени суток, уважаемые друзья! Все мы обращаем внимание на неисправности и отклонения в работе автомобиля, и это нормальная практика. Именно таким способом можно вычислить своевременный момент для начала ремонта того или иного узла. Мы уже обсуждали: или . Сегодня пойдет речь о распространенной ситуации, при которой бьет руль при торможении. Предлагаю дальше рассмотреть, почему так происходит, поскольку вопрос напрямую влияет на безопасность при движении.
Конечно, можно сразу отогнать свое авто мастеру с ближайшего сервиса, но полезно и самому понимать, по каким причинам так происходит. Большинство водителей первым делом грешат на плохо отбалансированные колеса, но это не единственная трудность. А далее мы увидим все из них возможные, которые часто начинают проявлять себя на скорости:
- потребность в развале-схождении;
- износ резиновой покрышки (как узнать об износе читайте );
- выход из строя сайлентблока рулевой рейки;
- проблемы рулевой тяги;
- износ подшипников, тормозных колодок;
- неисправности шаровых опор;
- проблемы колесного крепежа.
Ведение тормозных дисков
Несмотря на обилие причин, именно тормозная педаль (как следует из названия материала) вызывает «биение руля». Следовательно, часто речь идет о деформации тормозных дисков. Они прижимаются к колесам и вращаются вместе с ними, а в процессе остановки плотно зажимаются тормозными колодками.
При торможении диски очень сильно перегреваются. Их остывание не всегда происходит равномерно, из-за чего может появляться деформация, другими словами, некоторая ребристость. При последующих зажатиях колодками начинается вибрация диска вместе с суппортом, которая передается дальше на все рулевое управление.
Подобное явление еще принято называть термином «повело диск». Дополнительным доказательством тому может стать появление синеватого оттенка на нем. Осталось удостовериться в этом, но как? Берем домкрат и поднимаем необходимое колесо до момента возможности его свободного вращения. Проворачиваем его. Если вращение замедляется в какой-то точке - значит, имеем дело с деформированным диском.
Если диск повело на одном из передних колес, то биение будет передаваться на рулевое колесо. В случае с задними колесами это может быть незаметно в течение долгого времени. Зато она проявляется при езде за городом, когда речь идет о значительных скоростях. Часто причина в том, что водитель долгое время тормозил колодками, а потом колеса заехали в лужу или гору рыхлого снега. Диск в подобных случаях или заменяют новым, или растачивают на автосервисе до достижения ровной и гладкой поверхности.
Другие разновидности неисправностей
Одним из наиболее опасных сценариев биения руля можно назвать тот, что связан с изношенным крепежом колес. Иногда колесо могут плохо закрутить на шиномонтаже. Поэтому данный момент нужно проверять в первую очередь, тем более, что для этого и на сервис ехать не надо - достаточно взять баллонный ключ и проверить затяжку болтов на всех колесах.
Если есть возможность заехать на яму, то стоит обратить внимание на рулевые наконечники и тяги. Подергайте за них с разных сторон и убедитесь в отсутствии люфта. После этого убедитесь в том, что не изношена рулевая рейка. Вибрация может стать следствием изношенных шаровых опор. Проверять это необходимо, когда колесо полностью находится в воздухе. Беремся одной рукой за его верх, а другой - за нижнюю часть и понемногу расшатываем. Если шатание довольно ощутимое, значит, шаровая изношена.
Качество колодок и влияние стиля езды
Плохое состояние колодок тоже стоит отнести к причинам возникновения проблем с рулевым управлением. Если они, скажем, сомнительного качества, то их фрикционный слой будет изнашиваться неравномерно. Как следствие, не происходит их идеального прилегания к диску, что и вызывает вибрацию. То же самое можно сказать о качестве тормозных суппортов, которые начинает подклинивать. В этих случаях уже нужно делать полноценную диагностику, которая выявит конкретные отклонения.
Биение руля при резком торможении часто возникает у тех водителей, которые проповедуют агрессивный вариант вождения. Некоторые называют его спортивным, однако он уже несет в себе определенную опасность для окружающих участников дорожного движения. Неудивительно, что быстро изнашиваются даже оригинальные составляющие тормозной системы.
Теперь Вы знаете, что следует делать, если начинает «бить руль» при движении на разной скорости или после нажатия на тормозную педаль. Советую не пропускать такие сигналы без внимания. Как и многие другие виды неисправностей в машине, чем раньше начать ремонт, тем он обойдется дешевле. Присоединяйтесь к кругу наших регулярных подписчиков - это позволит оперативно получать практическую помощь. На сегодня будем прощаться. Пока!